М атер иал ы для шлифования и полирования
Материалы для ш ли фования .Для художественно- оформительских работ как шлифовальный материал при подготовке поверхностей используют пемзу. Это пористое
(до 80 % пор) вулканическое стекло, которое образова- лось при быстром охлаждении лавы на воздухе, сопровож- давшимся бурным выделением из нее газов. Пемзу добы- вают в Армении, на Северном Кавказе, Камчатке и в других районах СССР.
Шлифовальные шкурки выпускают на тканевой осно- ве — БТ, бумажной — Н и на комбинированной — СТ. Величину зерна абразива обозначают номерами 12, 16, 24, 36, 46, 60, 80, 100, 120, 140, 170, 200, 280, 325. Чем больше
номер, тем мельче абразив.
Для первичной обработки поверхностей в основном применяют шкурки до номера 46, для шлифования — от номера 60 до 200, для полирования — остальные.
Кроме номера шкурки обозначают еще и материал аб- разива: КЧ или КЗ (карбит кремния черный или зеленый); Кр — кремний; Э — электрокорунд; Кв — кварц; С — стекло. Например, БТР 725 X 50 Э 80В означает: на ткане- вой основе, шириной 725 мм, длина рулона 50 м, электро- корунд, зерно № 80, водостойкая.
При ручном шлифовании шкурку накладывают на дере- вянную дощечку, на которую снизу приклеен фетр. Так шкурка лучше пристает к поверхности.
Материалы для полирования.Полирование выполняют после шлифования, в результате чего устраняются микро- неровности. После полирования поверхности декоративно- художественных элементов приобретают приятную блестя- щую или полублестящую поверхность.
Механическое полирование выполняют войлоком или шерстяной тканью, натертыми пастой, приготовленной по следующим рецептам, мас. ч.:
Наждачный порошок Парафин | 20 — 2 5 | Окись железа Олеин | 23 — 25 | |
Ж ир говяжий (жи- | Стеарин | |||
вотный комбижир) | 3,5 | Парафин | ||
Масло минеральное | 0,7 | Полировальная | из- | |
Окись хрома | весть | 30 — 4 0 | ||
Стеарин | Стеарин | |||
Ж ир говяжий (жи- | Олеин | |||
вотный комбижир) | Сера в порошке | 0,8 | ||
Керосин |
В продажу поступают пасты ГОИ № 1, 2, 3 Соответст- венно для грубого, среднего и тонкого полирования. Если такой пасты нет, можно использовать художественную краску «Окись хрома». Эти материалы применяют для полирования цветных металлов, хромированных и никели- рованных поверхностей, нержавеющей стали.
Для механического полирования можно применять шлифовальные шкурки № 280 и 325, а также микропо- рошки М-5, М-7, М-10, М-14, М-20, М-28 (цифры обо- значают размеры зерен в микронах).
КИСЛОТ Ы
В практике художественно-оформительских работ для подготовки поверхностей, а также для придания декора- тивным элементам эстетического вида применяются раз- личные кислоты.
Соляная кислота — это желтого цвета «дымящаяся» на воздухе жидкость с резким запахом. Получают ее при растворении хлористого водорода в воде, с которой она легко соединяется в любых пропорциях.
Применяют соляную кислоту при подготовке поверх- ностей (для удаления копоти и ржавых пятен).
При работе с соляной кислотой необходимо соблюдать осторожность, так как она ядовита.
Азотная кислота представляет собой жидкость желтого цвета. С водой азотная кислота смешивается в любых со- отношениях. Водные растворы азотной кислоты более стойки к нагреванию, чем чистая кислота.
Азотную кислоту применяют для художественной от- делки (химическим способом) изделий из цветного металла (кроме алюминия, с которым концентрированная 96 — 98 %-ная кислота не реагирует).
Для работы используются водные растворы этой кис- лоты. Обработанные таким раствором поверхности при термической обработке приобретают цвет от темно-корич- невого (цвет зависит как от концентрации водного раство- ра кислоты, так и от времени термической обработки). Работая с азотной кислотой, необходимо соблюдать крайнюю осторожность: не допускать ее попадания на
кожу и на одежду, не проливать на пол.
ГЛАВ А 7
М ЯГКИЕ М АТЕР И АЛ Ы
БУМАГА
Для художественно-оформительских работ в качестве основания, а также для выполнения декоративно-худо- жественных элементов широко используется бумага.
Бумаг апредставляет собой тонкий листовой материал, основа которого — переплетенн ые и скрепленные расти- тельные волокна.
Впервые бумагу стали производить в Китае в I— II вв. Выделенные из шелковицы, ивы, пеньковых очесов расти- тельные волокна подвергались механическому измельчению в водной среде, после чего водно-волокнистая взвесь про- цеживалась при потряхивании через тонкие шелковые или волосяные сита. При удалении воды волокна сближались и, равномерно переплетаясь, образовывали лист. Дальней- шая обработка заключалась в прессовании, высушивании и разглаживании полученных листов.
В настоящее время бумажное производство преврати- лось в высокомеханизированное и в значительной степени автоматизированное производство, обеспечивающее выпуск разнообразных сортов бумаги. Это в первую очередь объ- ясняется разнообразием используемог о для ее производ- ства сырья и совершенствованием техники, перечень же выполняемых при этом операций практически не изме- нился.
Бумага имеет ряд преимуществ перед материалами, при- меняемыми в качестве основания для художественно- оформительских работ:
тонкая, легкая, очень гибкая, она вместе с тем обладает достаточной прочностью;
имеет ровную и гладкую белую, цветную или фактур- ную поверхность, хорошо воспринимающую краску и удер- живающую ее;
легко поддается различным видам обработки;
хорошо сочетается в работе с другими видами материа- лов.
На качество выполняемых работ влияют характер и структура поверхности бумаги, прочностные механические свойства, отношение ее к влаге, восприятие краски, оп- тические свойства.
Структура бумаги зависит от ее толщины: чем толще бумага, тем больше ее прочность и меньше прозрачность. Характерной особенностью структуры бумаги является ее пористость (60 % объема бумаги приходится на поры). Высокая пористость бумаги облегчает проникновение жид- кости и газов в толщину бумажного листа, придает бумаге воздухопроницаемость, способность впитывать краски и т. п.
Во многом характер и структура бумаги зависят от на- полнителя, который придает ей определенные свойства, а
также частично заменяет волокна более дешевым мине- ральным порошком. Наполнителями могут служить сили- каты (каолин, тальк, асбестин) ; сульфаты (гипс, барит, бланфикс); карбонаты (мел, магнезия) ; оксиды (двуокись титана); сульфиды (цинковые белила). Мелкие частицы наполнителя, внедряясь в структуру бумаги, заполняют промежутки между волокнами, что ведет к уменьшению пористости.
Механические свойства бумаги. Бумага как при выпол- нении работ по художественному оформлению, так и в процессе их дальнейшей эксплуатации испытывает различ- ные механические воздействия. При выполнении различ- ных декоративно-художественных элементов из бумаги большое значение имеет ее прочность, обеспечивающая долговечность выполняемых работ. Прочность также необ- ходима для того, чтобы бумага могла без разрушения пройти все подготовительн ые операции (увлажнение, обтя- гивание планшетов, проклейку, грунтовку, шлифовку и т. п.).
Кроме того, при работе с бумагой большую роль игра- ют ее деформационные свойства, так как важнейшие тех- нологические процессы художественно-оформительских работ сопровождаются деформированием бумаги (обтяги- вание планшетов, художественное конструирование и т. п.).
Деформационные свойства характеризуются упру- гостью, эластичностью, пластичностью.
Восприятие краски бумагой. Закрепление краски на бумаге зависит от того, насколько хорошо жидкая фаза красочного состава — связующее — смачивает ее поверх- ность. Смачивание и прилипание жидкости к поверхности твердого тела объясняется силами молекулярного взаимо- действия — притяжения между частицами жидкости и по- верхностью твердого тела. Однако закрепление краски зависит не только от смачивания, но и от проникновения ее в поры бумаги в результате впитывания, что отрица- тельно влияет на прочность красочного слоя. Поэтому поверхность бумаги подвергают предварительной обработ- ке (проклейке, грунтовке).
Отношение бумаги к влаге. Будучи капиллярно-порис- тым телом, бумага механически удерживает в порах влагу при ее непосредственном контакте с водой. При увлажне- нии изменяются размеры листа: он увеличивается в резуль- тате набухания волокна. Практически деформация бумаж- ного листа при увлажнении может дойти до 0,5 %. После
высыхания бумаги размеры ее восстанавливаются — это свойство бумаги используется в оформительской работе при обтягивании планшетов или для ровной оклейки поверхностей (бумагу увлажняют, выполняют необходи- мые операции и дают ей высохнуть, после чего она натя- гивается и приобретает ровную поверхность).
Оптические свойства бумаги. К оптическим свойствам бумаги относятся белизна, блеск, прозрачность, светопро- ницаемость, цвет.
Имея шероховатую поверхность, бумага отражает лучи рассеянно, равномерно во всех направлениях, хотя некото- рая их часть отражается и по зеркальному типу (появле- ние бликов при рассматривании бумаги под определен- ным углом).
Б е л и з н а — это свойство бумаги рассеянно отражать свет равномерно по всей видимой части спектра.
Так как в действительност и тела никогда полностью не отражают падающий свет (абсолютно белых тел в при- роде нет), то степень белизны определяется величиной коэффициента отражения, т. е. отношением количества отраженного от бумаги света к количеству падающего света. Практически для сравнения белизны пользуются эталонами сравнения, приготовленны ми из материалов, об- ладающих высокой, а главное постоянной белизной (на- пример, окись магния).
Белизна бумаги зависит от белизны исходного сырья, его отбелки, от вводимых наполнителей.
Б л е с к появляется в результате частично зеркально- го отражения света от поверхности бумаги. Возникающие при этом блики создают известный оптический эффект, что используется в художественном оформлении для деко- ративных целей.
Необходимая для блестящего отражения поверхность придается бумаге при обработке ее в суперкаландрах (ло- щение). Особенно эффективно лощение бумаги с поверх- ностным пигментным покрытием, в состав которого вводят парафин, воск, синтетические полимеры. В качестве эта- лона блеска применяют образец черного полированног о стекла, цвет которого исключает рассеянное отражение, а полированная поверхность обеспечивает зеркальное отра- жение.
П р о з р а ч н о с т ь и с в е т о п р о н и ц а е м о с т ь . При прохождении света через любую среду различают прозрачность, когда лучи света проходят, не изменяя на- правления (гладкое стекло), и светопроницаемость, когда
свет при прохождении рассеивается (матовое стекло) . Д ля большинства сортов бумаг с капиллярно-пористой структурой характерно рассеянное проникание света. На- против, бумаги типа кальки должны быть по возможности прозрачными, так как они предназначены для копирова- ния. Светорассеивание и прозрачность — свойства, кото- рые определили широкое применение бумаги в практике художественно-оформительских работ.
По назначению бумага бывает чертежная, рисоваль- ная, декоративная, оберточная, специальная, писчая, впи- тывающая.
Чертежная бумага должна иметь ровную, чистую, но не лощеную, шероховатую поверхность. Проклейка обеспечи- вает высокую прочность поверхности и предотвращает распыливание туши и акварельных красок да ж е после под- чистки резинкой.
Чертежная бумага высшего сорта изготовляется из тряпичной массы или хлопка способом ручного отлива, что обеспечивает однородност ь свойств в разных направлени- ях. Лучшим сортом чертежной бумаги ручного отлива яв- ляется так называемый в а т м а н . Листы ватмана имеют шероховатую поверхность, характерную неровную кромку, так как каждый лист этой бумаги отливается отдельно. Применяется ватман для выполнения высококачественных оформительских работ.
Наибольшее распространение в практике художествен- ного оформления получила чертежная бумага машинного отлива — п о л у в а т м а н , изготавливаемая из смеси тряпичной массы и целлюлозы, хорошо проклеенная, плотная, имеющая с одной стороны шероховатую, а с другой — более гладкую поверхность. На шероховатой стороне выполняют художественные работы красочными составами (шероховатая структура лучше удерживает краски), а на гладкой — шрифтовые и графические ра- боты.
Рисовальная бумага изготовляется в основном из
100 % целлюлозы (обыкновенная), а также из смеси тря- пичной массы и целлюлозы (высшая). Она как и чертеж- ная должна быть сильно проклеена, чтобы при стирании резинкой не повреждалась поверхность. Рисовальная бу- мага выпускается промышленностью машинной гладкости, зернистой, тисненой, бархатистой.
Рисовальная бумага несколько тоньше чертежной, од- нако вполне пригодна для художественно-оформительских работ. На ней выполняются различные демонстрацион-
ные схемы разового пользования, стенгазеты, кроме того, из нее изготавливают буквы для выполнения шрифтовых плакатов в технике аппликации и т. д.
На основе чертежной и рисовальной бумаги выпускает- ся цветная и декоративная бумага, имитирующая тексту- ру разнообразных пород древесины или фактуру различных материалов. Применяют эти виды бумаги для декоратив- ных целей, а также при выполнении имитаций. Выпускают их в основном машинного отлива, рулонную или в листах (форматную).
КАРТО Н
Картоном называют особо толстую бумагу (толщина не менее 0,5 мм). Получают картон путем склеивания мно- гих слоев тонкой бумаги, а такж е отлива.
Картон различают по толщине (толстый — от 0,5 до
2 мм и тонкий — 0 ,5 — 0 ,8 мм), материалу, из которого он сделан (тряпичное сырье, целлюлоза, макулатура, соло- менная масса), по технологии изготовления.
Прессшпан — особый вид тонкого, но очень .прочного картона. Получают его из тряпичного сырья. Прессшпан отличается гладкой, ровной и блестящей поверхностью. Применяется он в основном для выполнения графических, шрифтовых плакатов, а такж е для объемного конструи- рования.
Матричная папка — картон, получаемый в результате склеивания тонких слоев бумаги, сырьем для изготовления которых служит смесь тряпичной массы и целлюлозы. Этот картон обладает большой прочностью и пластич- ностью, что объясняет его широкое применение для раз-
личных оформительских работ.
Неплохой по своим конструкционным и эксплуата- ционным качествам серый или черный картон, получаемый из макулатуры и пеньки. Похуже бурый картон, полу- чаемый из древесной массы. Эти виды картона служат в основном в качестве основания и требуют последующей подготовки для выполнения на них работ по художествен- ному оформлению.
Желтый картон, изготавливаем ый из соломенной мас- сы, очень рыхлый и ломкий.
Практически не применяется в художественном оформ- лении так называемая папка — сорт толстой бумаги, по-
лучаемый не склеиванием более тонких слоев, а отливом. Она легче, тоньше, нежели картон, не выдерживает де- формационных нагрузок — ломается.
ТКА Н И
Ткань представляет собой пространственную сетку из прямоугольн ых или квадратных ячеек, образуемых двумя взаимно перпендикулярны ми системами нитей — основны- ми, расположенными вдоль тканей, и уточными, лежащими поперек.
Хлопчатобумажные ткани в художественном оформле- нии применяются в основном для написания лозунгов и транспарантов (сатин, бязь), а также для обтягивания планшетов (миткаль).
Вырабатываются эти ткани из хлопка и обладают ря- дом положительн ых свойств: значительной прочностью, достаточной устойчивостью к многократным растяжениям и сгибам, быстро намокают и быстро высыхают, достаточ- но устойчивы к истиранию.
С а т и н представляет собой неравноплотную ткань (заполнение по утку почти вдвое больше, чем по основе), что придает ткани гладкую блестящую поверхность. Мас- са 1 м2 сатина 110 — 14 0 г. Все сатины выпускают с устойчивой лощеной отделкой.
Б я з ь плотнее и тяжелее сатинов. Масса 1 м 2 140 —
150 г. Бязь имеет равномерное линейное заполнение как поперек, так и вдоль ткани. Д ля оформительских работ ее используют в основном гладкокрашеной.
М и т к а л ь — это суровые ткани. По структуре они напоминают сатин и ситец.
Льняные ткани — в основном используются для живо- писных работ, а также для работ при наружном оформле- нии.
Льняные ткани плотные, блестящие или матовые, проч- ные и устойчивые к растяжению. Они имеют одинаковые толщину нитей и плотность как вдоль, так и поперек тка- ни.
Шелковые ткани используются для художественног о оформления, интерьеров. Применяют для этого ткани из натурального шелка, комплексных, искусственн ых и синте- тических нитей, штапельных химических волокон.
Т к а н и и з н а т у р а л ь н о г о ш е л к а вырабаты- вают из шелка-сырца. Эти ткани очень тонкие, прочные и
упругие, обладают малой сминаемостью и хорошей драпи- руемостью.
Т к а н и и з и с к у с с т в е н н ых ни те й и и з и с к у с с т в е н н ых ни те й с д р у г и м и волокна - м и наиболее распространены в настоящее время. Их вы- рабатывают из комплексных блестящих и диацетатных нитей. Эти ткани не так хорошо драпируются, как из на- турального шелка, и плохо переносят повышенную темпе- ратуру (плохо гладятся) .
Т к а н и и з с и н т е т и ч е с к и х н и т е й и и з с и н т е т и ч е с к и х н и т е й с д о б а в л е н и е м д р у г и х в о л о к о н вырабатываются в основном и з капроновых нитей. При декорировании эти ткани легко растягиваются, а затем вследствие упругости восстанавли- вают свои размеры. Необходимо учитывать, что наличие шва в этих тканях вызывает присборенность. Для оформи- тельских работ рекомендуется применят ь ткани крепового типа — они обладают хорошей драпируемостью и высоки- ми механическими свойствами.
ИСКУССТВЕННЫ Е КО Ж И
Широкое применение при выполнении художественного оформления интерьеров помещений получили искусствен- ные и синтетические мягкие кожи и пленочные материалы. Искусственны е мягк ие ко ж ипредставляют собой мно- гослойные системы, состоящие из пропитанной волокнис- той основы с лицевой отделкой, пропитанной или непро- питанной волокнистой основы с лицевым полимерным пле- ночным покрытием и отделкой в зависимости от назначе-
ния.
Получают их после обработки ткани, трикотажа, не- тканого материала и других волокнистых материалов различными полимерными пленкообразующими вещества- ми. Последние используются для пропитки основ, для формирования лицевых покрытий в виде тонкой пленки на поверхности волокнистой основы и отделочных слоев. По- лучение пленок-покрытий является одним из основных процессов при изготовлении искусственн ых мягких кож. Волокнистые основы служат основными элементами струк- туры искусственн ых мягких кож и в совокупности с лице- выми покрытиями определяют необходимый комплекс их свойств в зависимости от назначения.
Д ля маркировки искусственн ых мягких кож употреб- ляют сокращенное название — искожа, перед которым
указывается ее назначение (галантерейная, обивочная, декоративная) , затем указывается вид основного покрытия (пористое, пористо-монолитное и т. п.), далее — сокра- щенное название полимерног о покрытия (поливинилхло- ридное — винил, каучуковое — эласто, полиамидное — амид, нитроцеллюлозное — нитро и т. п.). В конце назва- ния обозначается вид основы (Т — ткань, TP — трикотаж, Н Т— нетка но е полотно).
Применяют различные методы выработки искожи: прямой, переносной, каландровый.
При прямом методе на основу прямым путем наносят дисперсию или раствор полимера.
При переносном методе вначале на движущуюся под- ложку наносят слои покрытия (полимера), а затем дубли- руют ее с соответствующей основой. В зависимости от характера подложки (гладкая или с тиснением) можно получить искожу с различной поверхностью.
Каландровый метод предусматривает нанесение покры- тия на основу путем втирания или дублирования полимера с помощью специальных каландров.
Кожи различаются по:
размерам (длина, ширина, толщина) и массе;
механическим свойствам (прочность и удлинение при разрыве, устойчивость к многократному изгибу, истирае- мость, жесткость и др.);
физическим свойствам (влажность, гигроскопичность, влагоотдача, намокаемость, воздухо-, паро- и водопрони- цаемость) ;
тепловым свойствам (теплопроводность, температуро- проводность, теплоемкость, термо- и теплостойкость, мо- розостойкость) .
ПЕНОПЛАСТЫ
Пенопласты представляют собой пластмассы в виде за- твердевшей пены. При этом образуется замкнуто-порис- тая структура, пустоты которой заполнены газом, чем и объясняется легкость этого вида пластмасс.
Промышленность выпускает несколько видов пеноплас- тов:
пенополистирол — поступает в продажу в виде белых жестких плит ПС-1, ПС-4 и ПС-Б толщиной от 70 до
100 мм.
пеновинилхлорид — имеет желтоватый оттенок, плот- нее, чем пенополистирол. Выпускают его трех марок:
жесткий ПХВ-1 и ПХВ-2, а также эластичный ПХВ-Э.
Пенопласты легко обрабатываются вручную и на спе- циальных термоустановках, после чего приобретают краси- вую матовую поверхность.
Пенопласты применяются в оформительских работах как декоративные и объемные элементы, а также имити- руют различные материалы.
ГЛАВ А 8