Требования к оформлению ссылок на информационные источники

В научно-исследовательской литературе для научного анализа теоретических положений молодыми исследователями часто используются труды известных авторов. В таких случаях необходимо указывать автора и источник цитируемого текста. Правила и требования оформления цитат из информационных источников, списка литературы и научных работ, в целом, устанавливают ГОСТы [61,62].

Если в тексте курсовой работы использованная литература приводится в виде цитат, с указанием автора, то она заключается в кавычки. При этом ссылка на источник размещается в квадратных скобках в виде цифр, первая из которых указывает на номер источника в прилагаемом списке (библиографии), а вторая цифра – на номер страницы источника, из которой взят материал. Например: И.П. Иванов писал: «На уроках изобразительного искусства необходимо осуществлять межпредметные связи». [3, 52].

Если используются мысли или идеи авторов из библиографического списка в свободном переложении, то в обязательном порядке в тексте указывается автор, а после окончания предложения в скобках указывается номер источника в списке. Например: В.С. Перемычкин считает, что решающим фактором в формировании и развитии способностей является общественная среда, деятельность [5, 13].

Если фамилия автора цитируемого (или переработанного) текста не указывается, то в квадратных скобках пишется фамилия автора цитируемой мысли и после запятой помещается номер литературного источника и номер страницы: [Н.И. Петров, 5, 91].

Рекомендации к написанию содержания курсовой работы

Введение

Во Введении автор курсовой должен определить научный аппарат работы, то есть обозначить перечень последовательно совершаемых логико-познавательных действий (операций), обеспечивающих выполнение самого исследования.

1. Обосновать выбор своей темы, определить ее актуальность и необходимость методической разработки указанной темы для обучения школьников. Автор курсовой должен представлять важность исследуемого вопроса для теории и практики преподавания изобразительного искусства в школах города, страны на современном этапе развития общества и указать это вначале введения.

2. Определить объект исследования, ту область действительности, которая существует независимо от нас, или объективные признаки, которые можно наблюдать. Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения, это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Например: учебно-творческий, познавательный, технологический или исследовательский процесс на уроках изобразительного искусства.

3. Определить предмет исследования – то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет исследования, чаще всего, совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Предмет исследования включает только те элементы процесса обучения, которые подлежат изучению, что позволяет построить систему изучения и определить ее границы (содержание, методические приемы, система учебно-творческих заданий, новаторские наглядно-методические пособия, способности и т.п.).

Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное. Определив предмет и объект исследования, автор должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду.

4. Студенты, имеющие практику в образовательных учреждениях, предполагают возможные положительные результаты применения своей работы в результате внедрения выдвинутых предложений. Это предположение называется гипотезой исследования, которая опытным путем проверяется на практике. Определяется студентами, которые непосредственно участвуют в педагогическом процессе, и могут практически подтвердить свое теоретическое предположение. Студенты, выполняющие только теоретическое исследование, гипотезу не выдвигают.

5. Определить цель курсовой работы, которая заключается в видении и преследовании конечного результата (исследование передового опыта педагогов, разработка определенной методики конкретной темы или системы учебно-творческих заданий, направленных на повышение способностей учащихся в какой-либо области изобразительной деятельности и т.п.). Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и детальными, постоянными и эпизодическими.

6. Поставить задачи, посредством решения которых можно достичь желаемой цели, с помощью которых определяются конкретные действия исследователя. Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя. Задачами автора курсовой работы являются:

· изучение психолого-педагогической литературы по выбранной теме,

· изучение новых направлений в методике преподавания изобразительной искусства,

· изучение искусствоведческой литературы,

· конкретизация и обобщение теоретических выводов,

· теоретическое определение уровня исследуемых знаний и способностей детей,

· разработка критериев оценки учебно-творческих работ детей,

· разработка методических рекомендаций использования предложений по выбранной теме,

· разработка серии уроков по выбранной теме для учеников определенного класса (для студентов-практиков),

· подбор наглядно-методического материала, раскрывающего тему уроков,

· разработка наглядно-методических пособий к урокам.

· Возможны и другие задачи - это зависит от темы курсовой работы и обсуждается с курсовым руководителем.

Когда студентом четко и правильно определены задачи, план его действий конкретизируется, и становится понятным.

7. Определить методологическую основу, которую составляют психолого-педагогические труды ученых по вопросам подготовки педагогических кадров по эстетическому и художественному образованию, раскрывающие суть процесса изобразительного искусства и вопросы изобразительной грамоты.

8. Определить комплекс научных методов. Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Например:

- теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической литературы,

- анализ учебных программ по изобразительному искусству,

- наблюдение за деятельностью учащихся,

- анализ учебно-творческих работ детей,

- систематизация и обобщение опыта работы

- и т.п.

9. Указать объем и структуру курсовой работы. Автор перечисляет составляющие части курсовой работы и их объем. Например: Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Объем машинописного текста составляет 50 страниц, приложение содержит 15 репродукций картин художников по теме исследования, 10 методических таблиц к урокам и 15 ксерокопий детских рисунков.

После этого коротко описывается каждая часть курсовой работы.

Главы и параграфы

Каждая из глав и параграфов должны иметь названия, которые в целом отражают содержание всей курсовой работы и должны быть размещены в порядке, создающем логическую систему, раскрывающую заявленную в названии тему.

Первая глава может содержать 2 или 3 параграфа.

В ней, как правило,

а) отражается исследование и анализ педагогической литературы по истории и методологии выбранной темы,

б) определяется степень исследованности и разработанности темы в научной литературе,

в) анализируется методическая литература, программы по изобразительной деятельности в школе, в результате чего выделяются уже использованные педагогами и методистами приемы и методы ее объяснения,

г) делается вывод.

Также исследуются и психолого-физиологические особенности развития детей. В эту главу должны включаться сведения из психолого-исследовательской литературы о психологических и физиологических возможностях детей конкретного возраста, об их интеллектуальном и эмоциональном развитии, о способе восприятия действительности и изображения, о том, как отражаются эти особенности в изобразительной деятельности. Должен прозвучать вывод о степени развитости психолого-физиологических способностей детей, позволяющих формировать и развивать в области изобразительного искусства способности художественно-творческие.

Важно еще раз подчеркнуть, что первая глава (как и весь текст курсовой работы) должна отражать исследование конкретной темы для конкретного возраста детей. Например, темой курсовой является «Развитие цветового восприятия детей 11-15 лет на примере уроков тематического рисования «Осенние мотивы». Автору курсовой необходимо определить и изучить понятие «цветовое восприятие», используя литературу по психологии и физиологии. Также нужно проанализировать психологическую, педагогическую и методическую и специальную литературу по вопросу цветового восприятия и развития цветовосприятия детей 11-15 лет. В конце главы делается вывод о степени изученности вопроса и об имеющихся возможностях дальнейшей подробной разработки решения исследуемого вопроса.

Содержание второй главы также разбивается на 2 – 3 параграфа, отражающие суть методов работы учителя с детьми.

Во второй главе курсовой работы характеризуются знания, умения и навыки учеников в изобразительной деятельности, степень подготовленности к творческой работе, способность воспринимать произведения искусства и эстетику окружающей действительности. Делается акцент на степень владения техниками изображения. Эти данные студент получает в процессе анализа методической литературы (программы, методические рекомендации, опыт передовых учителей), в которой определены знания, умения и навыки для детей каждого класса.

Вариант А

Студенты, не имеющие практического опыта работы с детьми, выполняют теоретическое исследование, опираясь на литературные источники и опыт передовых учителей, описывая, как эту задачу решают или решали ведущие методисты и педагоги российской и зарубежной школы. При этом студент в обязательном порядке указывает источники и авторов описываемых методик.

Результатом этого теоретического исследования должны стать:

-описание передового опыта нескольких авторских методик;

-составление на этой основе системы учебно-творческих заданий (иллюстративного календарно-тематического плана);

-разработка критериальной основы для диагностирования результатов;

-разработки планов-конспектов предполагаемых уроков,

-описание планируемых развивающих и формирующих тематических игр на урок,

-описание методов работы с учащимися.

Вариант Б

Для студентов, имеющих педагогический опыт и работающих в учебных заведениях общего или дополнительного образования, рекомендуется проведение педагогического эксперимента, в котором теоретическое исследование находит практическое выражение. Необходимым является анализ учебных заданий и методов обучения в различных программах по теме, аналогичной предложенной автором курсовой работы. В ходе этого процесса автор должен констатировать уже имеющиеся учебные разработки темы и, исходя из этого и собственной педагогической деятельности, предложить свою систему учебно-творческих заданий и методов обучения. Затем, в соответствии с вышеизложенным текстом, студент определяет цель и задачи проведения учебных занятий по конкретной теме. Цель может быть созвучна названию курсовой работы, может иметь отличие по формулировке, но по содержанию расхождений быть не должно.

Автор курсовой самостоятельно проводит практический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный), подтверждающий или опровергающий гипотезу исследования. Для проведения эксперимента необходимо внедрить в учебный процесс разработанную им систему учебно-творческих заданий по теме курсовой работы и диагностировать качество результата. Результатом этого исследования должны стать:

-общие рекомендации по выбранной теме, опирающиеся на выводы первой главы и результаты практического эксперимента;

-методы предварительной подготовки учителя и детей к эффективному проведению уроков (поход в лес, посещение выставочного зала, просмотр видеофильма, подбор и чтение литературных произведений и т.п.).

-система учебно-творческих занятий, которая включает уроки, логично связанные между собой, и проводимые в различных формах обучения.

-конкретные рекомендации к проведению всего тематического курса уроков в виде календарно-тематического планирования.

-отдельные планы-конспекты уроков, в которых систематизирован и адаптирован учебный материал к возрастным особенностям развития детей, разработаны и подробно описаны методы и приемы объяснения нового материала, предложены развивающие упражнения по изобразительному искусству, дидактические игры и раскрыты методы работы учителя. В планах-конспектах должны отражаться все действия учителя на уроке, способствующие достижению цели уроков.

В третьей главе в обязательном порядке разрабатываются критерии оценки детских работ. Одним из способов оценки по критериям является «балльный» способ. В этом случае используется 3-х (5-ти-10-ти)-балльная система. При этом каждый критерий должен быть описан, за какие параметры выставлен тот или иной балл. Например: критерий –

Цветовое решение рисунка

3 балла:

– используются смешанные сложные цвета,

- достигнуты гармония и цельность цветовой композиции,

- колорит рисунка раскрывает замысел;

2 балла:

- используются смешанные и открытые цвета,

- нет цельности цветовой организации рисунка;

1 балл:

- используются смешанные или «открытые» цвета,

- наличие одинаковых цветов,

- нет выразительных цветовых контрастов,

- цветовая гамма не отвечает замыслу рисунка.

Заключение

В этой части курсовой работы представляется обобщенный вывод по проведенному исследованию, показывается его теоретическое, методическое и практическое значение для работы в школе или в художественном образовательном учреждении:

- необходимо осветить степень научно-теоретической изученности вопроса, обоснованности выводов и результатов;

- отметить методическое значение работы, которое может заключаться в разработке методических приемов, упражнений, развивающих игр по изобразительному искусству, активизирующих творческую деятельность детей на уроках изобразительного искусства, применимых не только в данной школе и в данном классе, но и в других профильных учебных заведениях;

- раскрыть практическое значение работы, которое может состоять в том, чтобы предложить методическую разработку серии уроков, общие рекомендации, наглядные пособия к урокам или занятиям, которые могут быть применимы для работы с детьми в других образовательных учреждениях;

- раскрыть новизну методических поисков и предложений автора курсовой.

Наши рекомендации