Общие работы по культурологии

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Методические указания

по подготовке к семинарским занятиям

для студентов дневной формы обучения

экономических специальностей

Санкт-Петербург

УДК 947

Гуркин А.Б., Потехина И.П. Культурология: Методические указания по подготовке к семинарским занятиям. СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2008. 50 с.

В методических указаниях содержатся материалы по подготовке к семинарским занятиям.

Методические указания предназначены для студентов I курса факультета экономики и менеджмента дневной формы обучения, изучающих культурологию, и соответствуют рабочей программе дисциплины «Культурология».

Рецензент: В.В. Ведерников, доц., к.и.н. (кафедра истории гуманитарного факультета Санкт-Петербургского Государственного политехнического университета)

Утверждены на заседании методической комиссии гуманитарного отделения 26 февраля 2008 г.

Рекомендованы к изданию РИСо СПбГТИ (ТУ)

ВВЕДЕНИЕ

Данные методические указания предназначены для студентов факультета экономики и менеджмента дневной формы обучения, изучающих культурологию. Изучение этого курса в СПбГТИ (ТУ) осуществляется в соответствии с государственным стандартом. Курс рассчитан на углубленное и подробное рассмотрение проблем теории и истории мировой и отечественной культуры. Часть из них целесообразно вынести для изучения на семинарских занятиях. Это касается прежде всего тех проблем, которые вызывают наибольшие трудности у студентов, а также тех вопросов, которые неоднозначно трактуются в культурологической литературе и являются дискуссионными.

Лекции, прослушанные студентами, являются основой их теоретической подготовки, так как дают систематизированные основы научных знаний по культурологии. Знания, полученные на лекциях, должны расширяться в ходе самостоятельного дополнительного изучения. Самостоятельная работа студентов представляет собой одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса в высшей школе. При этом ее значение имеет неуклонную тенденцию к возрастанию. Объясняется это тем, что в комплексе требований, предъявляемых специалисту, все больший удельный вес занимает умение самостоятельно ориентироваться в потоке информации и накопленных знаний.

Семинарские занятия — это одна из основных форм изучения культурологии в вузе. Целью их проведения является углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Методические указания носят комплексный характер. Они включают в себя темы и планы семинарских занятий, вопросы, выносимые на обсуждение, тематику докладов, а также список основной и дополнительной литературы к каждому семинару.

Готовясь к семинару, студент должен, прежде всего, ознакомиться с планом семинарских занятий. Следует внимательно прочесть свой конспект лекций по изучаемой теме и рекомендуемую к теме семинара литературу. Главное внимание при этом следует обращать на то основное, что должно быть вычленено в каждом вопросе. С незнакомыми терминами и понятиями нужно ознакомиться в соответствующем словаре или энциклопедии.

Ответ на вопрос, внесенный в план семинарского занятия, должен быть доказательным и аргументированным. Студенту необходимо уметь обосновывать и отстаивать свою точку зрения. Активно участвуя в обсуждении вопросов плана семинарского занятия, студенты учатся логически рассуждать, внимательно слушать своих товарищей, принимать участие в спорах и дискуссиях.

Чтобы облегчить подготовку к семинарскому занятию, студент должен законспектировать рекомендуемую литературу, внимательно осмыслить фактический материал и сделать выводы. В особенности это касается такой формы работы на семинаре, как выступление с индивидуальным докладом, который студент выбирает из рекомендованного списка. Студенту следует хорошо подготовиться к выступлению с докладом, чтобы уметь грамотно и полно ответить на поставленные в нем вопросы, уметь сделать выводы и показать значение данной проблемы для изучаемого курса культурологии. Студент также должен дать анализ той литературы, которой он пользовался при подготовке к докладу.

Большую помощь в подготовке к семинарским занятиям студентам окажет библиотека института, в которой имеется обширная учебная, научная и справочная литература, а также необходимые наглядные пособия.

СЕМИНАР

КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

И ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Культурология как научная дисциплина

2. Понятие культуры, ее формы и социальные функции

3. Историческая типология мировой культуры

4. Наука в контексте культуры

Методические советы

Готовясь к первому вопросу, необходимо понять, что культурология — гуманитарная отрасль знания, изучающая культуру как общественное явление в контексте ее возникновения, развития и функционирования. Она позволяет глубже осмыслить на богатом историко-культурном материале сущность и роль искусства, науки, морали, политики, права, философии, религии, расширить кругозор, способствует формированию общей и профессиональной культуры человека.

Предмет культурологии — изучение сущности, структуры и функций культуры во всем многообразии ее видов и форм в контексте, как исторических закономерностей ее развития, так и уникальности и этнической самобытности ее исторических типов.

Культурология использует теоретические и эмпирические методы: 1) системного и диалектического анализа, исторический, философский, социологический, герменевтический, семиотический и сравнительно-исторический; 2) наблюдения, описания фактического материала (социальной статистики, исторических документов, памятников культуры, фактов социо-культурной жизни и т. д.).

Основные области культурологии: философия культуры, социология культуры, история культуры. Междисциплинарные области культурологического исследования: история, этнография и антропология, социология, педагогика и психология, правоведение, демография и др.

Готовясь ко второму вопросу, следует знать, что термин «культура» происходит от латинского слова «cultura» (возделывание, обработка, уход, улучшение), обозначавшего первоначально обработку почвы, земледельческий труд. Процесс становления культуры неотделим от процесса становления человека, но теоретическое осмысление представления о культуре началось лишь в период Нового времени.

Анализ понятия культуры — важнейший момент построения теории культуры. Дело в том, что определение (дефиниция) культуры вовсе не тождественно ее понятию. Культура — это реальность особого рода, которая не может быть зафиксирована в одном определении. Таким образом, определение культуры — это цепь взаимодополняющих и вытекающих одно из другого суждений.

Общепринято выделение в культуре материальной и духовной сфер. К основным элементам материальной культуры относят орудия труда (технику), жилища, транспорт, экономическую и бытовую инфраструктуру. Материальность культуры есть результат материального способа существования человека в истории. Духовная культура включает в себя науку, религию, искусство, мораль, право, обычаи, традиции. Вместе с тем деление культуры на материальную и духовную относительно, поскольку материальная культура в широком смысле является овеществленной духовной культурой.

Принято также выделять три формы культуры: элитарную (высокую), народную и массовую (кич, поп-культуру и др.). Разделение на такие формы зависит от того, кто участвует в создании культуры, и ее уровня. Студенты должны хорошо представлять, чем эти формы культуры отличаются друг от друга, и их особенности.

Кроме этого, следует учитывать, что в каждой культуре выделяют доминирующую культуру и субкультуры. Поэтому при ответе необходимо пояснить содержание этих терминов и проиллюстрировать их конкретными примерами.

При рассмотрении понятия культура часто употребляется термин цивилизация. При этом соотношение культуры и цивилизации интерпретируется учеными весьма различно. Фактически все точки зрения, существующие в литературе по данной проблеме, можно свести к следующим трем: 1) отождествление понятий культура и цивилизация; 2) цивилизация рассматривается как специфическое социально-культурное образование; 3) существует противопоставление культуры и цивилизации. Так, например, О. Шпенглер полагал, что цивилизация является признаком кризиса и упадка культуры.

Изучая социальные функции культуры, следует иметь в виду, что они обусловлены потребностями общества, личности и социальных институтов. В литературе выделяются следующие основные функции культуры:

1) Функция освоения и преобразования мира (дающая человеку возможность знакомиться с окружающей действительностью, переосмысливая и систематизируя её явления);

2) Коммуникативная функция (предусматривающая формирование на базе культурных явлений и процессов сложной системы коммуникации между людьми, необходимой для их общения);

3) Сигнификативная (смысло-конституирующая) функция (позволяющая человеку «обозначить» окружающие предметы и явления и таким образом сформировать определенную картину мира);

4) Функция накопления и хранения информации (неотделимая от процесса постоянного познания окружающей действительности и трансляции социо-культурного опыта из поколения в поколение);

5) Нормативная функция (связана прежде всего с регулированием отдельных сторон и видов общественной и частной деятельности, поведения человека);

6) Функция релаксации (сообщающая культуре универсальное свойство нивелировать последствия отдельных социальных и культурных катаклизмов и конфликтов);

7) Адаптивно-защитная функция (дающая человеку возможность приспособиться к окружающей среде, с помощью культуры трансформируя ее в соответствии со своими потребностями).

При подготовке к третьему вопросу необходимо уяснить, что проблема типологии или периодизации культуры чрезвычайно сложна и пока еще нет однозначного ее решения. В научной литературе существует много суждений на этот счет, но все они в той или иной степени уязвимы и несовершенны. Вместе с тем, если обобщить все эти суждения, то можно свести их к двум основным подходам к типологизации и периодизации.

Первый подход можно охарактеризовать как универсалистский или линейный. Он исходит из того, что существует единый культурно-исторический процесс, и все развитие культуры — это последовательная смена определенных этапов. Везде эти этапы были одинаковы, хотя и допускается, что какие-то регионы или народы не прошли все этапы, отставая в своем развитии. Наиболее яркими примерами такого подхода являются марксистская теория последовательной смены общественно-экономических формаций, а среди немарксистских концепций — европоцентризм. В настоящее время наиболее распространенной и влиятельной концепцией, исходящей из единства культурно-исторического процесса, является концепция немецкого философа К. Ясперса.

Второй подход состоит в отрицании единства человеческой культуры и сходных этапов ее развития. Его можно охарактеризовать как концепцию локальных культур, непроницаемых друг для друга и имеющих свои стадии развития, т. е. речь идет о концепции замкнутых культурных типов. Таким образом, всемирная история, согласно воззрениям сторонников этой концепции, является суммой самостоятельных неповторимых цивилизаций. Одним из основоположников такой точки зрения стал русский историк и социолог Н.Я. Данилевский. Наиболее яркими представителями такого подхода являются О. Шпенглер и А. Тойнби. Студент должен знать основное содержание вышеназванных концепций и дать им свою оценку.

Рассматривая вопрос о типологии культур, следует учесть, что существует дифференциация культуры по религиозному признаку. На его основе выделяют следующие типы культуры: конфуцианско-даосийский тип культуры, индо-буддийский тип культуры, исламский тип культуры, христианский тип культуры.

При подготовке к четвертому вопросу следует уяснить, что наука является своеобразным феноменом культуры. Наука изучает окружающую природу и все ее явления. Она позволяет получить объективные знания об окружающем мире, т. е. такие знания, которые напрямую отражают реальное положение дел. Научное познание подразумевает наличие целого ряда принципов, которые позволяют добиваться реальных знаний. К числу основных таких принципов относятся принцип объективности, причинности, рациональности, воспроизводимости, теоретичности, системности, критичности. Студенту необходимо знать содержание этих принципов и показать их взаимосвязь.

Литература

Основная

  1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2002. С. 7–176.
  2. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Н.О. Воскресенской. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 2–11.
  3. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 11–22.

Дополнительная

  1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб.: Издательство «Глаголъ», 1995.
  2. Кармин А.С. Основы культурологии: Морфология культуры: Учебник для вузов. СПб.: Лань, 1997.
  3. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб.: Питер, 2005.
  4. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М.: Высшее образование, 2007.
  5. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов / Под ред. М.Г. Писманика. М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1998.
  6. Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры. М.: Эксмо, 2005.
  7. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций. СПб.: Лениздат; Союз, 2001.
  8. Тойнби А.Дж. Постижение истории / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991.
  9. Учебный курс по культурологии / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  10. Шпенглер О. Закат Европы / Пер. с нем. М.: Мысль, 1993.
  11. Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. М.: Республика, 1994.

СЕМИНАР

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Основные черты первобытной культуры

2. Религия Древнего Востока

3. Античная культура

Рекомендуемые доклады

1) Культура Древнего Египта

2) Крито-микенская культура

3) Эллинистическая культура

4) Наука и техника в античном мире

Методические советы

Подготовку к первому вопросу следует начать с освещения такой важной проблемы, как появление человека. Студент должен знать два основных подхода к этой проблеме: первый — мифологический и религиозный, второй — эволюционистский.

Студенту следует представлять, как происходил процесс антропогенеза, при этом необходимо учитывать, что становление человека (антропогенез) и формирование общества (социогенез) в исторической ретроспективе представляют собой две неразрывно связанные стороны единого процесса — становление человека и общества (антропосоциогенеза).

Первобытнообщинный строй в своем развитии прошел целый ряд этапов. И в настоящее время существует несколько вариантов его периодизации. Наиболее распространенной является археологическая периодизация, согласно которой происходит деление на большие этапы (века). Каждый из них — каменный, медно-каменный (энеолит или халколит), бронзовый и раннежелезный — получил свое название от основного материала, из которого изготавливались орудия труда. Самым продолжительным из них является каменный век, который делится на палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный век) и неолит (новокаменный век).

Процесс становления культуры неотделим от процесса становления человека. Именно в период каменного века зарождается искусство, религия, возникает мифология. В этой связи студент должен знать такие наиболее ранние формы религии, как фетишизм, тотемизм, анимизм.

Следует также отметить, что особенностью первобытной культуры является ее синкретизм (единство). Искусство, религия, игры первобытных людей как бы соединялись в единое целое. Все члены общества были участниками ритуальных действий, не было разделения на исполнителей и потребителей, художников и зрителей.

При подготовке ко второму вопросу необходимо уяснить, что Древний Восток стал родиной великих культур, выведших человека из состояния первобытности. Именно на Востоке появились первые цивилизации. Под собирательным понятием «культура Древнего Востока» подразумеваются культуры первых человеческих цивилизаций, зародившихся на берегах великих рек сухой тропической зоны Азии и Африки: Междуречья (Месопотамии), Египта, Индии и Китая. В этой связи студент должен иметь четкое представление, какое влияние оказала географическая среда на формирование этих цивилизаций. Следует также понимать, что каждая из этих культур имела свои особенности. Однако, несмотря на имеющиеся отличия, всем выше перечисленным цивилизациям присущи и общие устойчивые черты, которые и позволяют объединить их в одно целое. Студент должен знать, какие это черты и уметь объяснить их происхождение.

Готовясь к третьему вопросу, следует знать, что понятие «античный мир» было сформулировано в XV в для обозначения культуры древних Греции и Рима. Именно античная культура стала основой европейской цивилизации. Необходимо также представлять, что греческой культуре предшествовала культура эгейцев — народов, населявших острова и побережье Эгейского моря. Именно там во II тыс. до н. э. возникла так называемая крито-микенская культура, и наиболее ярким отражением ее стал гомеровский эпос. Для доантичной Греции характерны были те же отношения, что и для других восточных протогосударств.

Собственно античная культура Греции возникла в I тыс. до н. э. Она стала начальным звеном всей античной культуры. Следует отметить, что основные параметры античной культуры были заложены именно древними греками. Отсюда берет свое начало и дихотомия (от греч. διχοτομέω — разделяю надвое) «Восток – Запад». Древние греки стали отмечать весьма существенные отличия своего образа жизни от жизни народов восточных цивилизаций. В этой связи студент должен знать, какие это отличия.

Социальной основой образования и развития античной культуры был полис. В Древней Греции высочайшего развития достигли наука, литература, искусство, архитектура. Особое место в древнегреческой культуре занимала философия — «мать» всех наук; в ней уже имелись зародыши почти всех позднейших типов мировоззрений. В тесном взаимодействии с философией развивались и естественнонаучные взгляды древних греков. Следует отметить, что наиболее крупные греческие философы того времени часто являлись и родоначальниками тех или иных направлений в науке.

Рассматривая культуру Древнего Рима, следует проследить ее взаимосвязь с этрусской, греческой и эллинистической культурами. Древний Рим придал античной культуре свои собственные черты, а в чем-то усвоил ее и даже ассимилировался в ней. В целом культура Древнего Рима была культурой военизированного государства, в котором господствовал культ практицизма, государства, закона.

Литература

Основная

  1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2002. С. 196–210, 211–230, 231–265.
  2. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Н.О. Воскресенской. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 13–26, 29–41, 43–55, 105–135, 137–156.
  3. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 25–40, 41–54, 55–70, 101–118, 119–131.

Дополнительная

  1. Георгиева Т.С. Культура повседневности: в 3 кн. Книга 1. Частная жизнь и быт древних обществ: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2005.
  2. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. СПб.: Марс, 1995.
  3. История мировой культуры. Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Отв. ред. С.Д. Серебряный. М.: Институт «Открытое общество», 1998.
  4. Мировая художественная культура. Древние цивилизации. Тематический словарь. М.: Крафт+, 2004.
  5. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций. СПб.: Лениздат; Союз, 2001.
  6. Тейлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре / Пер. с англ. Смоленск: Русич, 2000.

СЕМИНАР

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1. Культура средневековой Европы

2. Культура Византии

3. Культура арабского Востока

Рекомендуемые доклады

1) Крестовые походы и их влияние на развитие западноевропейской культуры

2) Развитие науки и техники в Западной Европе в средние века

3) Рыцарская культура эпохи средневековья

4) Нравы и быт средневекового города Европы

Методические советы

При подготовке к первому вопросу необходимо отметить, что становление культуры средневековья проходило в борьбе двух тенденций — языческого античного наследия и христианства. Следует также четко представлять, что именно христианство стало основополагающим фактором становления и развития средневековой культуры. Не было ни одной сферы культуры, где бы ни сказывалось влияние христианства. В этой связи необходимо представлять ту систему ценностей, которая присуща христианству, понимать, что являлось идеалом средневекового человека и как этот идеал отличался от античного.

Обращаясь к рассмотрению отдельных этапов в развитии культуры средневековья, следует помнить, что степень интенсивности культурных процессов в продолжение этой длительной эпохи была неодинакова. Если в начале средневековья (после падения Западной Римской империи и Великого переселения народов) политическая, социальная, экономическая, а значит, и культурная жизнь Европы существенно замедлилась, то уже к IX–X вв. в ней наметились позитивные перемены. В результате активного синтеза римских и варварских социальных систем жизнь и деятельность европейского населения заметно дифференцировалась. Еще большему подъему культурной активности способствовали Крестовые походы (конец XI–XIII вв.), начало которых значительно повлияло на всю дальнейшую историю средневековой Европы.

Изучая отдельные проявления средневековой культуры, студент также должен иметь в виду, что в ней (в особенности применительно к периоду развитого средневековья) выделяют четыре культурных слоя: культуру духовенства (монастырскую), рыцарскую (замковую), городскую (бюргерскую) и народную. Необходимо знать отличительные особенности каждого из этих культурных слоев средневековой культуры.

Рассматривая второй вопрос, следует прежде всего иметь представление о том, что византийская империя возникла на рубеже двух эпох — крушения поздней античности и рождения средневекового общества — в результате разделения Римской империи на Восточную (Византию) и Западную.

Географическое положение Византии — ее владения находились в Европе и в Азии, а некоторые и в Африке — превращало эту империю в своеобразное связующее звено между Востоком и Западом, что, несомненно, влияло на развитие ее культуры. Византия была многонациональным государством, что также отражалось на ее культуре.

Византийская культура сочетала в себе наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, в ней ощущается своеобразный синтез западных и восточных начал. Она оказала огромное влияние на культуру стран Южной и Восточной Европы. В истории европейской, да и всей мировой культуры, византийской цивилизации принадлежит особое место. Ее культура, несмотря на воздействие со стороны культур других народов, представляет собой самоценный тип культуры. Византия по уровню развития культуры вплоть до XIII в. намного опережала все страны средневековой Европы.

Приступая к изучению третьего вопроса, целесообразно вспомнить, что вся культура арабского Востока формировалась под влиянием ислама. В этой связи студент должен знать, что ислам — третья и последняя из развитых монотеистических религий. Ислам является одной из универсальных мировых религий, религией откровения. Он впитал в себя ряд положений христианства и иудаизма, однако развитие основных идей ислама пошло совершенно другим путем. Его специфика настолько велика, что можно говорить об особом «исламском мире», исламской (арабо-исламской) цивилизации.

Ислам означает «покорность», «вручение себя богу». Возникновение мира ислама относится к началу VII в. и наполнено драматическими событиями, связанными с жизнью пророка Мухаммеда. Впоследствии описание этих событий оказалось включено в мусульманскую культуру, приобрело социально-значимые черты и стало составной частью новой религии. Арабский язык и Коран — два основных элемента рождающейся новой цивилизации, которые и поныне являются основополагающими для всей исламской культуры. Все проявления арабской и мусульманской культуры: наука, философия, искусство, право — несут на себе печать этих двух факторов.

Раскрывая содержание исламской культуры, студенту следует обратить внимание на такие ее составляющие, как картина мира, идея абсолютного монотеизма, система мусульманских ценностей, идея абсолютного предопределения человеческих поступков, теократическая идея социального мира.

Литература

Основная

1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2002. С. 266–285.

2. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Н.О. Воскресенской. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 159–189, 231–247, 287–309.

3. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 161–172, 225–248, 249–261.

Дополнительная

1. Георгиева Т.С. Культура повседневности: В 3 кн. Книга 2. Частная жизнь и Нарвы от средневековья до наших дней: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2006.

2. Гийу А. Византийская цивилизация / Пер. с фр. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

3. Гуревич А.Я. Избранные труды. Культура средневековой Европы. СПб.: Издательство СПбГУ, 2006.

4. История мировой культуры. Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Отв. ред. С.Д. Серебряный. М.: Институт «Открытое общество», 1998.

5. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

6. Поньон Э. Повседневная жизнь в Европе в 1000 г. / Пер. с фр. М.: Молодая гвардия, 2001.

7. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций. СПб.: Лениздат; Союз, 2001.

8. Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке: Учебное пособие. М.: Интерпракс, 1995.

СЕМИНАР

ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

1. Европейская культура Возрождения и Реформации как переходный этап от средневековой культуры к культуре Нового времени

2. Культура Западной Европы в XVII веке

3. Культура эпохи Просвещения

4. Европейская культура XIX века

Рекомендуемые доклады

1) Титаны Возрождения

2) Барокко — ведущее направление западноевропейского искусства XVII в.

3) Развитие науки и техники в Европе Нового времени

Методические советы

Готовясь к первому вопросу, необходимо осознать, что зарождение в Европе капиталистических отношений, усиление роли буржуазных прослоек общества и буржуазной идеологии не могли не отразиться на развитии культуры. В ней происходят серьезные изменения, начинается постепенный переход от средневековой культуры к новоевропейской. Этот период включает в себя два таких крупных явления культуры, как Возрождение и Реформация.

Студент должен знать, что свое название эпоха Возрождения получила потому, что преодоление средневекового мировоззрения происходило в форме возрождения и развития тех идеалов античной культуры, которые были отброшены в средние века как несовместные с господствовавшей христианской культурой.

Центральной категорией культуры Возрождения стал гуманизм (от лат. humanitas — человеческая природа, человеческое достоинство). На первый план выдвигается человек, безграничные возможности личности. Антропоцентризм культуры Возрождения противостоял теоцентризму средневековья. Следует также учитывать, что, хотя сами гуманисты глубоко презирали культуру «темных веков» — как они называли средневековье, — тем не менее, несомненно, что ренессансная культура основана на двух источниках — античном классическом наследии и культурном наследии средних веков.

Реформация стала важным этапом в культурно-историческом развитии Европы. Реформацию можно охарактеризовать как широкое религиозно-идеологическое и социально-политическое движение, целью которого было преобразование и исправление христианской религии, существующей в форме католицизма. Фактически Реформация стала первым серьезным выступлением европейской буржуазии против средневековых феодальных устоев общества. В результате Реформации возникла третья разновидность христианства — протестантизм. Именно на основе протестантизма была выработана новая буржуазная этика, составляющими которой стали трудолюбие, бережливость, педантизм, аккуратность, экономическая деятельность, договорные отношения.

Поскольку эпохи Возрождения и Реформации как бы накладываются друг на друга, студенту необходимо выяснить, что в них общего и в чем различие.

При подготовке ко второму вопросу необходимо осознать, что XVII в. — это время коренных экономических сдвигов и социальных столкновений, когда формирующаяся буржуазия стремится утвердиться политически, ослабить феодальную власть и диктатуру церкви. В ответ на Реформацию усилилась католическая реакция. В этих условиях происходят серьезные изменения в европейской культуре, в ее системе ценностей и идеалов. Наука все в большей степени превращается в самостоятельный фактор духовной культуры, в реальную базу мировоззрения, выступает как высшая культурная ценность; формируется новое представление о мире в целом.

Студенту следует разобраться, почему происходят существенные изменения и в самом человеческом идеале: на первый план выходит не святой, как в средние века, не творец, как в эпоху Возрождения, а работник, предприимчивый человек, не теряющий присутствия духа в самых тяжелых обстоятельствах.

Изучение третьего вопроса целесообразно начать с уяснения того, что под эпохой Просвещения обычно понимается идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения капиталистического общества. Возникнув в XVII в. в Англии, идеи Просвещения получили широкое распространение во Франции, а затем и других странах Европы.

Студент должен уяснить, что западноевропейское Просвещение многими нитями связано с Возрождением. Однако просветительская критика старой феодально-церковной культуры была острее и глубже ренессансной и затрагивала всю структуру общества и государства. Главенствующую роль в культуре Просвещения начинает играть идея прогресса, культ разума, суверенности личности. Всей культуре эпохи Просвещения присуща так называемая «научность». Для ученых эпохи Просвещения характерно ясное убеждение в необходимости объяснить все явления природы исключительно естественными причинами.

При подготовке к четвертому вопросу необходимо понять, что культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. К началу века капитализм как система полностью сформировался. В XIX в. в большинстве западноевропейских стран произошел промышленный переворот, вызвавший резкий рост объемов промышленного производства. Произошли огромные изменения и в непроизводственной сфере — политике, науке, философии, искусстве, образовании, в быту, общественном сознании. Ведущей доминантой культуры XIX в. была наука. Коренным образом изменились представления людей о строении материи, пространстве и времени, о путях развития природы и общества, происхождении человека. Теологические представления сменялись строго научными. Важнейшим средством получения новых знаний стал эксперимент. Теория признавалась верной лишь в том случае, если она опиралась на факты, на эмпирический опыт. Происходило стирание граней между теорией и практикой, наука стала превращаться в непосредственную производительную силу.

Вместе с тем все больше сказывались и противоречия в буржуазного общества — стремительное развитие техники способствовало распространению монотонного труда на фабриках, превращению человека в придаток машины, усиливалось социальное неравенство, порождавшее социальные потрясения. Все это не могло не отразиться на развитии культуры XIX в. В обществе получают развитие два противоположных ценностных ориентира — с одной стороны, утверждение и восхваление ценностей буржуазного образа жизни, с другой — критическое отношение к ним и неприятие их. Поэтому в культуре XIX в. наблюдаются и столь непохожие друг на друга явления, как романтизм, критический реализм, символизм, натурализм, позитивизм и т. д.

Литература

Основная

1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2002. С. 286–315, 316–333, 334–361.

2. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Н.О. Воскресенской. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 191–229, 391–411,413–437, 439–479.

3. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 173–190, 381–400, 401–441.

Дополнительная

1. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения / Пер. с нем. М.: Интрада, 1996.

2. Георгиева Т.С. Культура повседневности: В 3 кн. Книга 2. Частная жизнь и Нарвы от средневековья до наших дней: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2006.

3. История мировой культуры. Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Отв. ред. С.Д. Серебряный. М.: Институт «Открытое общество», 1998.

4. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. М.: Наука, 1991.

5. Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций. СПб.: Лениздат; Союз, 2001.

6. Шоню П. Цивилизация классической Европы / Пер. с фр. Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

СЕМИНАР

ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА (IX–XVII ВВ.)

1. Особенности и периодизация древнерусской культуры

2. Культура Киевской Руси

3. Развитие русской культуры в условиях монголо-татарского ига (вторая половина XIII – конец XV в.)

4. Культура Московской Руси (конец XV–XVII вв.)

Рекомендуемые доклады

1) Языческая культура восточных славян

2) Архитектура Киевской Руси

3) Древнерусская иконопись

Методические советы

Приступая к изучению первого вопроса, необходимо понимать, что русская культура является составной частью мировой культуры. Несомненно, что русская культура несет на себе определенный отпечаток культур других народов; в то же время она сама оказала существенное влияние на развитие культур многих народов и на мировую культуру в целом.

Являясь по своей направленности в основном европейской, русская культура весьма существенно отличается от нее и имеет свои собственные ритмы и этапы культурного развития, не совпадающие с западноевропейскими, поэтому периодизация русской культуры коренным образом отличается от периодизации развития западноевропейской культуры.

Среди наиболее важных отличительных особенностей русской культуры следует отметить следующие: бинарность, катастрофизм, дискретность, периферийность развития.

Наши рекомендации