Указывая на Рафаэля. -- Мне послышалось, его называют Валантеном
-- По-вашему, он просто Валантен? -- со смехом воскликнул Эмиль. --
Нет, извините, он -- Рафаэль де Валантен! Наш герб -- на черном поле золотой
орел в серебряной короне, с красными когтями и клювом, и превосходный девиз:
"Non cecidh animus! " ("Дух не ослабел! " (лат. )). Мы -- не какой-нибудь
Подкидыш, мы -- потомок императора Валента, родоначальника всех Валантинуа,
Основателя Балансы французской и Валенсии испанской, мы -- законный
Наследник Восточной империи. Если мы позволяем Махмуду царить в
Константинополе, так это по нашей доброй воле, а также за недостатком денег
И солдат.
Эмиль вилкою изобразил в воздухе корону над головой Рафаэля. Нотариус
Задумался на минуту, а затем снова начал пить, сделав выразительный жест,
Которым он, казалось, признавал, что не в его власти причислить к своей
Клиентуре Валенсию, Балансу, Константинополь, Махмуда, императора Валента и
Род Валантинуа.
-- В разрушении муравейников, именуемых Вавилоном, Тиром, Карфагеном
Или Венецией, раздавленных ногою прохожего великана, не следует ли видеть
Предостережение, сделанное человечеству некоей насмешливой силой? -- сказал
Клод Виньон, этот раб, купленный для того, чтобы изображать собою Боссюэ[*], по десять су за строчку.
-- Моисей, Сулла, Людовик Четырнадцатый, Ришелье, Робеспьер и Наполеон,
Быть может, все они -- один и тот же человек, вновь и вновь появляющийся
Среди различных цивилизаций, как комета на небе, -- отозвался некий
балланшист[*].
-- К чему испытывать провидение? -- заметил поставщик баллад Каналис.
-- Ну уж, провидение! -- прервав его, воскликнул знаток. -- Нет ничего
На свете более растяжимого.
-- Но Людовик Четырнадцатый погубил больше народу при рытье
Водопроводов для госпожи де Ментенон, чем Конвент ради справедливого
Распределения податей, ради установления единства законов, ради
Национализации и равного дележа наследства, -- разглагольствовал Массоль,
Молодой человек, ставший республиканцем только потому, что перед его
Фамилией недоставало односложной частицы.
-- Кровь для вас дешевле вина, -- возразил ему Моро, крупный помещик с
Берегов Уазы. -- Ну, а на этот-то раз вы оставите людям головы на плечах?
-- Зачем? Разве основы социального порядка не стоят нескольких жертв?
-- Бисиу! Ты слышишь? Сей господин республиканец полагает, что голова
вот того помещика сойдет за жертву! -- сказал молодой человек своему соседу.
-- Люди и события -- ничто, -- невзирая на икоту, продолжал развивать
Свою теорию республиканец, -- только в политике и в философии есть идеи и
Принципы.
-- Какой ужас! И вам не жалко будет убивать ваших друзей ради одного
какого-то "де"?..
-- Э, человек, способный на угрызения совести, и есть настоящий
Преступник, ибо у него есть некоторое представление о добродетели, тогда как
Петр Великий или герцог Альба -- это системы, а корсар Монбар -- это
Организация.
-- А не может ли общество обойтись без ваших "систем" и ваших
"организаций"? -- спросил Каналис.
-- О, разумеется! -- воскликнул республиканец.
-- Меня тошнит от вашей дурацкой Республики! Нельзя спокойно разрезать
Каплуна, чтобы не найти в нем аграрного закона.
-- Убеждения у тебя превосходные, милый мой Брут, набитый трюфелями! Но
Ты напоминаешь моего лакея: этот дурак так жестоко одержим манией
Опрятности, что, позволь я ему чистить мое платье на свой лад, мне пришлось
Бы ходить голышом.
-- Все вы скоты! Вам угодно чистить нацию зубочисткой, -- заметил
Преданный Республике господин. -- По-вашему, правосудие опаснее воров.
-- Хе, хе! -- отозвался адвокат Дерош.
-- Как они скучны со своей политикой! -- сказал нотариус Кардо. --
Закройте дверь. Нет того знания и такой добродетели, которые стоили бы хоть
Одной капли крови. Попробуй мы всерьез подсчитать ресурсы истины -- и она,
Пожалуй, окажется банкротом.
-- Конечно, худой мир лучше доброй ссоры и обходится куда дешевле.
Поэтому все речи, произнесенные с трибуны за сорок лет, я отдал бы за одну
Форель, за сказку Перро или за набросок Шарле.
-- Вы совершенно правы!.. Передайте-ка мне спаржу... Ибо в конце концов
Свобода рождает анархию, анархия приводит к деспотизму, а деспотизм
Возвращает к свободе. Миллионы существ погибли, так и не добившись торжества
Ни одной из этих систем. Разве это не порочный круг, в котором вечно будет
Вращаться нравственный мир? Когда человек думает, что он что-либо
Усовершенствовал, на самом деле он сделал только перестановку.
-- Ого! -- вскричал водевилист Кюрси. -- В таком случае, господа, я
поднимаю бокал за Карла Десятого, отца свободы!
-- А разве неверно? -- сказал Эмиль. -- Когда в законах -- деспотизм, в
Нравах -- свобода, и наоборот.
-- Итак, выпьем за глупость власти, которая дает нам столько власти над
глупцами! -- предложил банкир.
-- Э, милый мой. Наполеон по крайней мере оставил нам славу! --
Вскричал морской офицер, никогда не плававший дальше Бреста.
-- Ах, слава -- товар невыгодный. Стоит дорого, сохраняется плохо. Не
Проявляется ли в ней эгоизм великих людей, так же как в счастье -- эгоизм
Глупцов?
-- Должно быть, вы очень счастливы...
-- Кто первый огородил свои владения, тот, вероятно, был слабым
Человеком, ибо от общества прибыль только людям хилым. Дикарь и мыслитель,