ALTERA FORMA and ALINA VITUHNOVSKAYA

ALTERA FORMA and ALINA VITUHNOVSKAYA - student2.ru (р) 2004 Soyus Records Этот релиз вызывает интерес уже самим фактом его выхода на главном мэйджоре страны. Интересно, по какому принципу составляют на фирме «Союз» план своих релизов? Видимо, решив, что квота по современной готической электронике недовыполнена, менеджеры концерна в срочном порядке рекрутировали московскую ALTERA FORMA, на чем, видимо, и успокоятся. Если не ошибаюсь, группа ранее носила название ZIMA 23, под которым и успела неплохо засветиться в эпоху активного роста на отечественной музыкальной сцене таких стилей как dark-electro и EBM. Потом проект как-то вышел из поля зрения, проявившись лишь недавно с новым названием и релизом. Оформление диска сразу вызывает расположение использованием творческого наследия Александра Родченко – «советского Лени Рифеншталь» и отца русского тоталитарного индастриала в изобразительном искусстве. Само по себе это весьма удачная находка, хотя, как мне показалось, не имеющая прямой связи с представленной на диске музыкой. Стихотворную сторону альбома, которая, даже судя по форме подачи проекта, призвана играть одну из главных ролей в концепции диска, честно говоря, не хочется упоминать вообще. Кажется, госпожа Витухновская в определенных кругах почитается за некий новомодный культ нынешней русской поэзии. Однако, по крайне мере, ее тексты, взятые за основу музыкантами AF, вызывают лишь раздражение: претенциозное нагромождение слов, чьи сомнительные смысл и образность, слова Богу, старательно завуалированы современными способами вокальной обработки... Стоит отложить весь псевдо-интеллектуальный пафос и посмотреть на явление безо всякой богемной поволоки на глазах – ну полный отстой, граждане. Работа со звуком – безусловный козырь группы. Очень грамотный саунд-продакшн, использование, наравне с самыми современными синтетическими звуками, ретро-электроники и даже композиционных структур, более свойственных продвинутым, имитирующим «звуки космоса» музыкальным коллективам эпохи развитого социализма, как минимум вызывают уважение наличием вкуса. Сам же материал альбома, даже если не вслушиваться в тексты песен, уже гораздо менее самоценен. Преобладающая эмоция при восприятии этих среднетемповых композиций – скука. А присутствие на диске сразу двух песен (хорошей) группы KILLING JOKE вызывает некоторое недоумение. Неужели того, что это действительно неплохие песни, достаточно, чтобы включить в альбом длительностью чуть больше сорока минут сразу два чужих произведения, пусть даже переосмысленных и подвергнутых трансформации? Однозначно лучший трек альбома – чем-то неуловимо напоминающая творения официального спэйса бывшего соцлагеря – группы «Зодиак», – и основанная на мелодии из мультфильма «Тайна третьей планеты» композиция «The Star». Ощущение летающих поблизости и заглядывающих в подсолнечные зеркала коров не оставляет на всем протяжении этой чудесной и неожиданно лирической песни. Ежели вы застали счастье быть пионером, зачитываться по ночам произведениями Кира Булычева, и в свое время искренне оплакивали гибель Саманты Смит, вы пустите чистую и искреннюю слезу ностальгии и умиления. Интересно, а если стукнуть сам диск кулаком – он станет фиолетовым? В крапинку?.. Однако общее впечатление от пластинки – цивильно, качественно, беззубо и непонятно для чего. За нагромождением звуков складывается ощущение, что авторам, по сути, просто нечего сказать – они демонстрируют желание извлекать модные вибрации и дар их красиво аранжировывать/записывать/сводить. Примите, мол, уверения в совершеннейшем к вам почтении! Грамотная, амбициозная, во многом тусовочно-случайная работа, к сожалению, почти начисто лишенная какой бы то ни было пассионарной энергетики. С миру по нитке – Альтера Форма. * * * АШ (май 2005)
 

[T.3.R] «Рожденные молнией»



ALTERA FORMA and ALINA VITUHNOVSKAYA - student2.ru (с)&(p) 2005 U.F. Production Мое знакомство с московским коллективом «Танец Третьего Рейха», предпочитающего скрываться под аббревиатурой [T.3.R] произошло на фестивале современного «искусства в оппозиции» “Terror Incognito”, прошедшем 16 апреля этого года в Архангельске. Том самом фестивале, который чуть было не запретили власти с легкой руки местной епархии и о котором столько писала пресса вплоть до федеральных «Известий» (http://www.izvestia.ru/community/article1622019) и даже французской «Le Monde» ( http://www.lemonde.fr/ ). Задушить и убить песню тогда у чиновников, видящих угрозу государства везде, кроме тех вещей, в которых она действительно заключается, не получилось, а московский [T.3.R] в лице его фронтмена Ильи aka Pray стал одним из настоящих открытий музыкальной части феста. И это несмотря на то, что до этого момента мне приходилось слышать если не негативные, то по крайне мере очень неоднозначные оценки творчества этого проекта в различных сетевых изданиях, что, как мне кажется, имеет своей причиной не-пренадлежность музыкантов к каким-то четко определенным тусовкам, что в столице само по себе является чем-то неприличным и обычно вредит клубной судьбе коллектива. «Рожденные молнией» - очень зрелая работа, в которой, однако, прямо-таки кипит юношеская энергия. Причем энергия это очень позитивная, не побоюсь этого слова, гражданская, в ней отсутствует максималистская, почти панковская деструктивность, свойственная многим артистам EBM и dark-electro сцены. Творчество коллектива насквозь пропитано идеей милитаризма, вполне, впрочем, славянофильского и взвешенного – очень показателен в этом плане трек «Казачий корпус», текст которого, как и многие вещи на альбоме, написан на русском языке, хотя вокал при этом и искажен традиционной примочкой. Вообще, достаточно четкая социальная позиция авторов вызывает уважение – например, песня «Память» вполне бы могла звучать на каком-нибудь конкурсе патриотической песни, если б туда допускались подобного рода музыкальные проекты! Большинство треков снабжены фирменными для милитари-индастриала гитарными сэмплами а ля какой-нибудь дежурный FUNKER VOGT, отличаясь при этом, как правило, яркими и запоминающимися мелодическими линиями, как, например, трек «В тени луны» или «Сжигая мосты». Музыка [T.3.R] одновременно жестка и мелодична, соединяет в себе в нужных пропорциях индустриальную брутальность и неприлизанность, с той долей вполне человечной танцевальности, которая способна даже из андерграундного проекта сделать коллектив, вполне востребованный широкой публикой. Всем этим группа, пожалуй, напоминает немцев PROJECT PITCHFORK, в российском трибьюте которым она, по слухам, недавно приняла участие. Возможно, и не владея в полной мере сведениями о состоянии ЕВМ-сцены России, все-таки назову [T.3.R] самым интересным из коллективов этой направленности из тех, с чьим творчеством мне привелось столкнуться. http://t3r.fatal.ru * * * * АШ (май 2005)
 

WALDSONNE “Strahl”

ALTERA FORMA and ALINA VITUHNOVSKAYA - student2.ru promo CD 2005 Десять минут прекрасной музыки от нового московского дарк-фолк проекта, выпестованного в недрах небезызвестной тусовски, вот уже некоторое время существующей вокруг творческого объединения SOL ATER и его предводителя Петра Свиридова. Мне не совсем понятны процессы, происходящие в недрах этого столичного сообщества: c одной стороны, какая-то активность налицо, рождаются и медленно загибаются новые, казалось бы, такие многообещающие проекты, вроде почившего LANGUOR, так и не успевшего оставить после себя ничего, кроме одного трека на первом сборнике “Colours Of Black” и выступления на его же презентации. С другой, более известные и сыгранные коллективы, вроде EMBRACE OF BRANCHES, практически полностью израсходовали тот когда-то выданный им неслабый кредит доверия, запутались в творческих противоречиях и ценностных ориентациях (по крайне мере, так это выглядит внешне), и до сих пор не могут закончить дебютный альбом, тем самым хоть как-то, кроме концертных выступлений, обозначить модус собственного бытия. На этом фоне радуют, правда, качественные и интересные французские релизы WOLFSBLOOD и NEUTRAL, как и собственно возрастающая активность этих проектов – но как таковые к SOL ATERу формального отношения они не имеют. Итак, WALDSONNE («Лесное Солнце») – это LANGUOR собственной персоной, за неимением в составе лишь собственника старого названия Михаила Боде. Название, по словам музыкантов, возникло достаточно случайно перед совместным выступлением коллектива в Москве с петрозаводскими DROLLS. Костяк группы – Илья Липкин, Вероника Мартынова и Петр Свиридов. За незначительный срок своего существования проект записал эти четыре трека, среди которых два коротеньких инструментала и пара потрясающих песен, в первой из которых, “Durch Den Nebel”, Вероника снова с блеском использует владение немецким языком, а во второй, “Woodland Song”, радует образный и суггестивный русскоязычный текст. Вообще, как мне кажется, голос Вероники обладает какой-то особой первородной магией, которую успели сполна оценить посетители концертов старого NEUTRAL, и которая во многом определяет успех любого проекта с ее участием. Очень красиво и прозрачно прописаны акустические гитары, скрипка Ноэль и мандолина Ильи Липкина, что только способствует созданию собственной неповторимой атмосферы. Десять минут прекрасной музыки от нового московского дарк-фолк проекта, который, надеюсь, сумеет наконец отделаться от кармы своих «предков» проектов-неудачников, доделать и издать, наконец, дебютный альбом в том же, совершенно завораживающем, стиле, который заявлен на “Strahl”. Ну а издатели такового, уверен, тут же найдутся - кстати, оформлено промо с отменным вкусом, что лишь подчеркивает уважение музыкантов к потенциальному лэйблу и слушателю. WALDSONNE contact: [email protected] * * * * * АШ (май 2005)
 

PARA BELLVM «Завтра»

ALTERA FORMA and ALINA VITUHNOVSKAYA - student2.ru ЕР 2005 Новый мини-альбом питерского коллектива PARA BELLVM под одновременно малодушным и оптимистическим названием «Завтра» вышел в нынешнем марте. Цель релиза – продемонстрировать направление творческой эволюции этой замечательной dark-rock группы и поставить очередную веху между прошлым альбомом «Вечный Лед» и грядущим полноформатником. Что касается того самого направления, остается только порадоваться: звук становится все продуманней, и, несмотря на формальный отказ от второго гитариста в составе группы, а также замену прошлого басиста Леной Новиковой, ранее получившей известность как басистка герл-бэнды ИВА НОВА, общий саунд-имидж коллектива стал заметно плотней и «фирменней». Собственно, мини-альбом делится на две части – студийную и концертную, которая, видимо, изначально понималась как сладкая бонус-добавка, причем до такой степени, что названия песен даже не указаны в буклете. (Любителей статистики порадуем, перечислив эти треки, записанные живьем на самом первом фестивале Radio Inferno 21 декабря 2002 года в Питере и вошедшие затем в альбом «Вечный Лед»: «Анна», «Встань, Девица» и почти дарк-фолковый «Соловьиный сад»). Однако смысловым центром релиза остаются все-таки три первых трека. «Что я буду делать завтра» – собственно, главный хит с дебютного альбома коллектива, который музыканты, в общем, не очень любят вспоминать. Хотя на нем и было несколько действительно неплохих песен, диск отличался всеми фирменные признаки дебютника – хлипким звуком, юношеским максимализмом и превосходством эмоций над профессионализмом. Так что версии 2005 песен «Что я буду делать завтра» и «Завтра будет тепло» (идут они также, как и в 2000 году, одна за другой) головы эдак на полторы выше первоисточника. Интересно, будут ли эти заслуженные хиты присутствовать на новом альбоме? А вот «Давай притворимся (что встретимся завтра опять)» – главная изюминка, хит, настоящий прорыв нового PARA BELLVM. Именно в этой песне, на мой взгляд, группа находит оптимальный вариант своего звучания. Мощно, крайне уверенно и харизматично, хотя и не без определенного трагизма, скрытого в тексте. Все это заставляет вашего покорного любителя PB c живейшим нетерпением ожидать нового диска коллектива, который будет называться «Книга Царств». www.parabellum.spb.ru * * * * * АШ (май 2005)
 

NECRO STELLAR “Saturating Cemetary”

(с)&(p) Shadowplay SPR 005 ALTERA FORMA and ALINA VITUHNOVSKAYA - student2.ru Release date: 09.04.2005 01. Saturating Cemetery 02. The Seven Rays of Da Kapa Preta 03. The Pictures of the russian village (PART 3) - THE FOREST ROAD 04. Clearness 05. The End of Summer 06. Sweetness 07. Stomenov Trip 08. Ori Egun 09. The Pictures of the russian village (PART 4) - THE HORNED HERDSMAN 10. Eschatology of ununiversless bonus tracks: 11. The Little Song for the Little Devil 12. Dlo Kwala Manyan (Nothing rmx by DJ Chton) Duration: 62:48 Officail site: http://necrostellar.rusgoth.org http://shadowplay.ru/label   Да не отпугнут пытливого слушателя подозрительные елки-палки на обложке нового творения этой отличнейшей московской команды… NECRO STELLAR, по крайне мере по своей музыке, не имеет никаких параллелей с языческим блэк-металлом и прочими забавными порождениями современного шоу-бизнеса для называющих себя «черной элитой» маргиналов. “Saturating Cemetary” – путешествие в темный лес собственного подсознания, которое нежданно-негаданно взяло вот и началось у вас на танцполе современного готического клуба! Первая же композиция, давшая название всему альбому, буквально захватывает внимание, словно беря его в жесткие, магически-невидимые тиски. Жесткий бит, нечто среднее между последними достижениями индустриальной и кибергот-культуры, атмосфера неминуемости происходящего. Тембр мужского вокала и очень красивая его мелодика воскрешает в памяти титанический пафос LAIBACH. Следующая за ней “Seven Rays Of Da Kapa Preta” – готическая версия первого бала Наташи Ростовой, один из главных танцевальных хитов альбома, тем более мрачный, чем более сподвигающий на энергичные движения телом. «Картинки Русской Деревни» и “The End Of Summer” - еще одна, уже лирическая сторона альбома, которая все же не доходит до слащавой приторности типичного и обязательного вроде как в любом альбоме «медляка». Одна из особенностей релиза – его четко определенное национальное лицо, которое не позволит затеряться команде на полке усредненного мирового дарк-диджея. Временами появляющиеся русские тексты, сэмплы православной литургии, да и сама мелодика композиций - очень славянская по своей сути. А женские бэк-хор в одной из лучших вещей альбома, “Sweetness” вообще напоминает нечто среднее между хором бабок-ежек из советского мультфильма про летучий корабль, официальным краснознаменным «типа фольклорным» хором, и нарочито народной, невообразимо отвратительной русской попсой из серии «Че те надо». Вот только используют музыканты эту «национальную гордость», которую столь долго нам выдавали нам за «песенную душу» нашего народа, с особым цинизмом, достойным настоящего постмодерниста. Только улыбающихся скелетиков в кокошничках, да каравая с горкой кислоты вместо соли, не хватает, ей Богу! Интересный момент: слушая этот альбом, у меня почему-то не возникает особого желания посетить концертное выступление NECRO STELLAR, хотя, судя по всему, их живое шоу весьма эффектно. Почему-то кажется, что за всеми этими внешними эффектами акустическое очарование материала команды непременно отчасти потеряется – работа со звуком на диске действительно выдающаяся, это тот случай, когда каждое новое прослушивание чревато все новыми и новыми открытиями и удовольствиями для уха. Можно спорить о звуковых достоинствах человеческих костей, используемых группой для звукоизвлечения в некоторых, видимо, особо сакральных моментах. Равно как и игра музыкантов на ископаемой советской электронике, на каковой факт уважительно ссылаются многие фэны, лично для меня является лишь дополнительной информацией – наверное, это хорошо. Гораздо более важным все же, как мне видится, является общее целое, артефакт на выходе, а не составляющие его частности. И частности эти не так важны, как то, что “Saturating Cemetary” конкретно, и группа NECRO STELLAR в целом обладают собственным узнаваемым лицом, стилем и, пожалуй, даже художественным языком. Вообще, по характеру и направленности сумасшествия, да и самой атмосферы band-«легенды», NECRO STELLAR отчасти напоминает мне проект DVAR, - и заключительный бонусный ремикс от диджея Хтона, завершающий диск, лишь подтверждает эту аналогию. При этом, при всей декларируемой программной серьезности музыки и концепции группы, равно как и составляющих ее музыкантов, меня не покидает ощущение, что есть в ней и кое-что еще – а именно глубинная, тонкая ирония, граничащая с некоей разновидностью «черного китча» и почти курехинского стеба. Та же “The Little Song For The Little Devil”, первый из бонусов диска, - что это, как не холодное и методологически безупречное раскрытие антигуманистической, некрофильской сущности творчества группы «Мираж»?! Наличие всех этих многочисленных граней и измерений в “Saturating Cemetary” делает альбом мастерским и пока во многом непревзойденным диском в общем колумбарии достижений российской «черной» эстрады. АШ (14 мая 2005)
 

FLEUR “Magic”

(p) 2004 Prikosnovenie prik 077 ALTERA FORMA and ALINA VITUHNOVSKAYA - student2.ru 1. Intro 2. The Emptiness 3. Almost Real 4. Formalin 5. The Ballad Of White Wings And Scarlet Petals 6. Repair 7. Medallion 8. I Will Do It 9. Never 10. The String 11. Russian Roulette 12. Legion 13. Horizon Duration: 54 min Ольга Пулатова - фортепиано, вокал, автор песен Елена Войнаровская - гитара, вокал, автор песен Юлия Земляная - флейта Алексей Ткачевский - ударные Виталий Дидык - контрабас Екатерина Котельникова - синтезатор Анастасия Кузьмина - скрипка Александра Дидык – виолончель www.fleur.kiev.ua www.prikosnovenie.com ALTERA FORMA and ALINA VITUHNOVSKAYA - student2.ru Музыка, которую уважающий себя мужик должен тут же гордо обозвать девичьими грезами и соплями, - и при этом тайком ото всех слушать одинокими дождливыми вечерами со стопкой конька наперевес, пуская время от времени скупую слезу… Пытаюсь смотреть на эту музыку с более-менее профессиональной точки зрения. Сплошные вроде как минусы: неуверенный, иногда даже слегка непопадающий в ноту женский вокал, - и что удивительно, обратная сторона всего этого - ощущение неимоверной искренности, ранимости; странного качества запись – скажем, панорамирование, при котором зачастую просто теряются солирующие в данном конкретном куске инструменты; навязчиво повторяющаяся из трека в трек структура композиций - и общая атмосфера светлой памяти русского рока, обогащенного, правда, виолончелью, фортепиано, контрабасом и флейтой. Сам же выпускающий французский лэйбл Прикосновение анонсировал этот альбом одесситов вообще как «украинская поп-музыка». Ан нет – несмотря на достаточно сомнительного качества слагаемые на выходе мы имеем неимоверное приращение смысла, звука и качества – я этому верю, у меня ползают мурашки по спине и – вот оно – обнажаются потрясающие в своей непосредственности и простоте тексты! Впрочем, простота эта кажущаяся – тексты FLEUR обладают неимоверной образностью, а их авторы – огромным языковым чутьем, которое позволяет им минимальными средствами передавать сразу несколько пластов значения. Кстати, то же самое полностью относится к более попсовому по подаче, дочернему, и, кажется, уже закрытому авторами проекту DUST HEAVEN, где похожий материал, с теми же авторами и вокалисткой выпускался в синти-готик звучании, - и добивался такого по силе же воздействия на слушателя. Опять странность – эти песни западают в душу не сразу, а постепенно, причем далеко не всегда в арифметическом порядке. Например, на этом альбоме мне с первого раза запала «Русская Рулетка» – и до такой степени, что все остальное долгое время просто не хотелось слушать. Потом наступило время жутковатого и напоминающего логику сна «Формалина» – и снова десять раз кряду в одном трек-листе, и снова обнаженные нервы и все прилагающееся. Потом – «Штукатурка» с совершенно универсальным образом детства, точным до такой степени, что становится почти больно... Вообще творчество FREUR и конкретно их альбом «Волшебство» (это оригинальное название программы, и, считаю, слово Magic не слишком равнозначный синоним) можно сравнить с попыткой вписать на глазок в один квадрат несколько других, менее масштабных. И все бы хорошо, да углы мешают вечно. Тем не менее, уровень качества этой музыки таков, что при соответствующих вложениях в элементарную медийную раскрутку проект тут же стал бы культовым во всем русскоговорящем мире, перегнав у микрофона и в сердцах слушателей Арефьеву, Земфиру и прочих гламурных барышень. Но, либо до крутых продюсеров музыка FREUR пока не добралась, либо ребятам гораздо удобней и уютней жить в своем замечательном городе у самого Черного моря и выпускать альбомы в свое удовольствие, распространяя их силами известной, но все-таки независимой французской фирмы, и местного украинского лэйбла. Возможно, действительно, в данном конкретном случае чистота помыслов важнее всенародной известности. «Волшебство» - альбом, который в плане каких-то формальных открытий и новшеств вряд ли что-то из себя представляет – и при этом обладает неимоверным энергетическим подтекстом. Ужас… Мозг холоден и привычно спокоен, а сердце поет и плачет… А пальцы снова ставят диск и нажимают знакомые кнопки… Нечто удивительное. Волшебство. Почти шедевр. АШ (июнь 2005)  
 

NEUTRAL “...Of Shadow And The Dream”

ALTERA FORMA and ALINA VITUHNOVSKAYA - student2.ru (c)&(p) 2004 Cynfeirdd Records Cyn 033 CD Limited edition 499 1. Song of Shadow and Its Dream 2. Axe and Flower: Two Faces 3. Sheath and Knife 4. Diamonds In Your Hands 5. In Erwartung 6. Red-Yellow Autumn Funeral http://neutral.woods.ru http://www.cynfeirdd.com Настоящий подарок от ветеранов российской темной сцены, московского коллектива NEUTRAL, который его поклонники ожидали уже несколько лет. Если подходить совсем строго, то за более чем десятилетнюю историю этого коллектива нынешний альбом - первый официальный студийный, и полностью соответствующий тому звуковому образу, с которым музыканты и хотели себя ассоциировать последние несколько лет (даже с учетом того, что за время ожидания выхода альбома в составе группы произошли некоторые изменения). И получился диск ярким настолько, что хочется оставить позади всяческие сравнения и рассуждения о наличии или отсутствии здесь европейских, английских или американских дарк-фолковых штампов и влияний. Абсолютно мастерская и самоценная работа. Культовый французский лэйбл Cynfeirdd Records, который вот уже много лет является оплотом качественной, европо-ориентированной музыки, оказалась для коллектива оптимальным, и единственное, о чем здесь можно пожалеть, - так это крохотный тираж диска, который достоин большего, да некоторые проволочки с его выходом. Интересно, когда, наконец, очнутся российские издатели и сделают все это великолепие столь же доступным для нашей публики, сколь и выпущенные по лицензии и частенько сомнительного качества новейшие диски всяческих европейских гуру типа OF THE WAND AND THE MOON, EMPYRIUM, NOVALIS и иже с ними?.. Альбом, писавшийся с лета 1996 года по 2003 год (!) совершенно не звучит как нечто передержанное, лишенное целостности, и устаревшее. Наоборот, эти шесть вещей, каждая длительностью около семи минут, слушается на одном дыхании, и не грешат свойственной дарк-фолку чрезмерной меланхоличностью, из-за которой многие альбомы стиля слушаются как одна, хоть и хорошая, но затянутая песня. Начинаясь с великолепной одноименной альбому песни, в котором поет Вероника, нынешняя вокалистка WALDSONNE, альбом приобретает почти воинственный дух, который ярче всего звучит в небезызвестной уже “Sheath and Knife” (версия москвичей была одной из лучших на трибьюте SOL INVICTUS, вышедшем на том же лейбле, что и данная пластинка). Знакомая по кенигсбергскому концертнику – причем аж в двух вариантах - “Diamonds In Your Hands” на этом диске обретает совсем новое звучание, обогащенное (или испорченное, как кому) партией ударных, впрочем, не навязчивых и создающих дополнительный транс этому несомненному хиту. Следующая песня, в которой вновь звучит голос Вероники, мастерицы петь на немецком, несколько отличается от остальных по звуку большей фолковостью и объемностью, - возможно, оттого, что записывалась на студии ROMOWE RIKOITO в Кенигсберге. Создается ощущение, что металлические струны на акустической гитаре заменили пластиковыми, отчего эта песня получила более живой, классический, человеческий тембр. Завершающий трек, “Red-Yellow Autumn Funeral”, несмотря на свое меланхоличное название, также не страдает отсутствием энергетики, очень красив и даже отчасти ритуален... Все, одно дыхание пролетело! Великолепный альбом, который практически ни в чем не уступает, скажем, последнему альбому ROMOWE RIKOITO. Единственное, пожалуй, что выгодно отличает кенигсбергскую группу от “...Of Shadow And The Dream” – это наличие и тщательная разработка своего собственного мифа, собственного, очень яркого и неповторимого культурного контекста, присутствие некой мировоззренческой системы, чего у NEUTRAL, как и других дарк-фолковых коллективов России пока нет. Если не принимать во внимание данный фактор, который вполне может сойти за придирку дотошного критика, творение NEUTRAL заслуживает самой высокой оценки не только в российской, но и мировой табели о рангах подобной музыки. Отдельно отмечу не только музыкальные, но и дизайнерские способности гитариста Ильи Липкина, сумевшего облечь альбом в восхитительной строгости, достоинства и красоты обертку. С сентября музыканты обещали начать выступления в обновленном живом составе, в который планировалось снова рекрутировать талантливого скрипача и создателя проекта CISFINITUM Евгения Вороновского, с которым был, напоминаю, записан предыдущий, концертный альбом коллектива, вышедший в свое время на кенигсбергском лэйбле Brudenia. Вот и увидим, «помнят ли ручки» у предводителя проекта, Ash’a, и насколько активны были его упражнения в европейском дарк-фолке во время более чем годовой жизни в Африке, завершение которой как-то очень четко совпало с выпуском этой долгожданной работы NEUTRAL. Лидер группы обещает, что следующего дарк-фолкового шедевра не придется ждать столь долго – многие вещи уже записаны, в ближайшее время NEUTRAL примет участие сразу в нескольких компиляциях. Надеюсь, что в скорости оживет и несколько лет пребывавший в полном забвении со стороны музыкантов и официальный сайт NEUTRAL. АШ
 

ROMOWE RIKOITO “Austradeiwa”

(c)&(p) 2005 Ars Benevola Mater ALTERA FORMA and ALINA VITUHNOVSKAYA - student2.ru ALTERA FORMA and ALINA VITUHNOVSKAYA - student2.ru http://romowe.woods.ru www.arsbenevolamater.com Этот третий по счету альбом от лидеров российского дарк-фолка лично для меня оказался во многом неожиданным. Начиная с оформления – бело-зеленые тона оформления диги-пака, и даже вызывающе современный шрифт, которым написана вся информация в буклете - уж очень не вяжутся с привычными уже для ROMOWE RIKOITO сочетанием черного и золотого, и антикво-витиеватыми литерами на прошлых двух дисках. Группа сменила лейбл – не слишком известный и замеченный лишь в выпуске нескольких релизов более-менее известных групп нойз-экспериментального направления, итальянский Ars Benevola Mater отличился ныне лишь десятым диском в своем каталоге. Грустно это по двум причинам: во-первых, тем самым, видимо, окончательно декларируется смерть замечательного и во многом уникального кенигсбергского лэйбла Brudenia, где вышли два предыдущих диска группы, а во-вторых, обидно из-за того, что третья работа RR будет доступна лишь фанатам лишь самого упертого андерграунда, хотя – уверен – этот замечательный диск с удовольствием издали бы фирмы, не менее «правильные» по концептуальности и качеству выпускаемой продукции, однако ориентированные на гораздо более широкую аудиторию. Еще один сюрприз – сам звук этой пластинки, которая, хотя и звучит стилистически абсолютно в русле старого и обожаемого многими ROMOWE RIKOITO, однако по качеству записи способна даже несколько удивить приверженцев их творческой магии «со стажем». Лично мне показалось, что этот великолепный по своему содержанию альбом несколько, что ли, недопродюссирован, - не знаю уж по какой причине. По сравнению с предыдущим диском, “L’Autumne Eternel”, нынешний, “Austradeiwa”, звучит несколько беднее, совсем чуть-чуть – но более прямолинейно и просто. Возможно, в этом вина неизвестного мне Andreas Resch, взявшего на себя ответственность за финальный мастеринг – все-таки музыкальное лицо RR, определяемое их гитаристом, композитором и звукорежиссером Джонни, мне было как-то ближе. Впрочем, мне неизвестны изначальные планы и ожидания музыкантов от этого альбома, и если говорить о факторе внутренней эволюции, то одинаковые по звучанию альбомы - изначально признак некоторого регресса, и, возможно, именно такого звука, в сочетании со слегка отдающим модными тенденциями визуальным оформлением, члены группы и добивались. Впрочем, альбом несет куда больше внутренних чудес, чем шероховатостей, за которые я решил слегка зацепиться перед перечислением достоинств. Не хотелось бы повторять все то, что уже написано по поводу этого диска в других изданиях, но совершенно бесспорно, что для всех, кто единожды был очарован самим явлением под названием ROMOWE RIKOITO эта пластинка - еще одно откровение, очередная, давно ожидаемая порция ни на что другое не похожего проявления высокого творческого сознания, воплотившегося в кусочек пластмассы и картона. Думаю, лучшее применение для использованных материалов можно придумать лишь с большим трудом! Кенигсбергская компания как всегда неподражаема – песни, сохраняя, все прежние достоинства, стали более продуманы в композиционном плане, а первый и последний трек написаны на основе столь близких команде прибалтийский текстов, причем последняя песня – насколько я понимаю, вообще на древнем прусском языке. Пожалуй, не ошибусь, заметив, что на новом альбоме коэффициент хитовости композиций у RR высок как никогда – первый трек, а особенно второй, The Quest, в который я буквально влюбился еще на фестивале PRUTENA, являются одними из самых ярких во всем творчестве группы. ROMOWE RIKOITO остаются верными себе, не пуская в музыку более ничего, кроме музыки, волшебства и духа, чем могут похвастаться на российской, да и на мировой сцене, лишь единицы. Безо всяких преувеличений, лично для меня RR сегодня – чуть ли не единоличные лидеры мирового дарк-фолка, новые диски которых ожидаются мной с гораздо большим нетерпением, чем новые творения признанных отцов этого жанра, буквально погрязжих в предсказуемых самоповторах, неприкрытой коммерции, собственных пороках и тенденциозности. И если основная масса музыкантов и поклонников этого направления останется в неведении относительно нынешнего диска коллектива, как одного из главных достижений стиля за последнее время, то исключительно из-за собственной лени и небольшому тиражу “Austradeiwa”. Для российской же публики диск, видимо, останется практически недоступным благодаря, как и в случае с NEUTRAL, удивительной пассивности отечественных лейблов, издающих все новые и новые перепечатки западных команд зачастую словно по принципу “all pigs must be released!”… АШ Невольное сравнение двух пластинок Romowe Rikoito “Austradeiwa” и Neutral “...Of Shadow And The Dream” напросилось у меня само собой, хотя слушал я их с заметным временным промежутком и совершенно в разном настроении. Но, тем не менее, сравнить тут как раз есть что, ибо у обоих команд слишком много общего: – группы позиционируются критиками в одну жанровую нишу – Russian dark-folk, – считаются лидерами этого жанра, – альбомы вышли примерно в одно и тоже время, – оба альбома изданы на западных лэйблах, а не на отечественных, – тиражи изданий совсем небольшие. Впрочем, на этом всё сходство для меня и заканчивается, хотя справедливости ради можно добавить ещё один явно общий пункт – совместные выступления и записи в Кенигсберге в 2000-м году, результатом которых стало издание на лэйбле Brudenia альбома Neutral "Walpurgis Night at Luisen Kirche" (p)2000. Но, начинаешь слушать эти две пластинки и мгновенно понимаешь душой, что между двумя этими коллективами существует не просто какая-то музыкальная, географическая (Кенигсберг – Москва) или стилистическая разница, а буквально пропасть, бездна, необъятная вселенная – настолько естественны в своём проявлении Romowe и настолько искусственны Neutral. Это как если сравнить дуновение ветра на просторах Восточной Пруссии и работу кондиционера в московской квартире: вроде бы воздушные массы с одинаковой силой и свежестью перемещаются, набор молекул и химический состав абсолютно идентичен, но ведь воспринимается-то всё совсем ПО ДРУГОМУ. Romowe Rikoito – всей своей простотой и шероховатостью звука (это по мнению АШ, лично у меня претензий к качеству звука как раз никаких нету) звучит очень по настоящему, абсолютно убедительно и реально, буквально выбивает скупую мужскую слезу. Neutral при отточенном, великолепно выстроенном студийном саунде меня совсем не трогает никак, вроде бы всё хорошо, но до сердца не доходит, за душу не берет. Глубинные корни Romowe Rikoito я чувствую на уровне подсознания (может быть, конечно, это итог пяти лет жизни в Кенигсберге?), тогда как ничего стоящего за Neutral я не вижу в упор – ну, песни и песни, красивые, хорошие, но – «нейтральные». Наверное, неспроста такое название выбрано? Так что лично для меня эти пластинки во всём своём сходстве и различиях чрезвычайно показательны, они как квинтэссенция настоящего и искусственного в современном отечественном дарк-фолке, этакий своеобразный инь и янь. АТ (22 августа 2005 г.)  
 

ANTISISTERS “Unz!”

Наши рекомендации