Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность

ВОЛГОГРАДСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

КАЗАЧИЙ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС «НАСЛЕДИЕ»

Юр. адрес: 400048, г. Волгоград, пр.им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, 111.

Факт. адрес: 400131, г. Волгоград, ул. Комсомольская, 6, эт. 18 (офис).

тел. + 7 (8442) 93-27-84, E-mail: [email protected]

ИНН 3443095310, КПП 344301001, ОГРН 1093400005533

Утверждаю:____________

Председатель правления

ВРОО КЭК «Наследие»

Доронина М.Г.

Протокол № «__» от «__»_______2013г.

Основы традиционной песенной культуры казаков

Теоретико-практические знания казачьей традиционной культуры

срок реализации – 1 год, возрастная категория от 8 – 17 лет

Автор:

Зам. председателя правления по культуре

Лебедев А.Н.

Волгоград 2013г.

Пояснительная записка.

Программа «Основы традиционной песенной культуры казаков» является авторской программой художественно-эстетической направленности. По функциональному предназначению программа является специализированной; по форме организации – групповой, комплексной; по времени реализации – годичной (72часа).

Программа «Казачий фольклор» предназначена для студентов УКЭКЦ и остальных желающих из казачьих семей, имеющих казачьи корни (в возрасте 8-17 лет). Данная программа выстроена по православному календарю и направлена на глубокое комплексное освоение подлинной казачьей культуры, этнографически достоверное воссоздание образцов музыкально-поэтического фольклора данного региона.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.

Современные тенденции развития гуманитарного подхода в образовании позволяют рассматривать его как часть культуры, что актуализирует использование в учебно-образовательном процессе различных видов искусства, в частности традиционных форм народного искусства – хореографии, песен, музыки и пр., способствующих, полноте всестороннего развития личности: его эстетической и нравственной сущности, развитию ассоциативного, образного мышления, художественно-творческих способностей, формированию мировоззрения в целом.

Народной педагогикой определяется нравственное здоровье нации, с нею связаны исторические корни ду­ховной жизни народа. Традиционная песня, отражая суть мировоззрения казачьего этноса, является неотъемлемой частью истории народа и наиважнейшим проводником к изучению традиционной казачьей культуры.

Именно поэтому, компенсируя отсутствие в основном образовании изучения традиционного фольклора (в том числе и фольклора Волгоградской области) и дополняя многогранность дисциплин Центра, разработана данная программа для учащихся Учебного казачьего этнокультурного центра.

Учебные занятия и воспитательные мероприятия в ансамбле разработаны с целью всестороннего развития личности в интеллектуальном и социальном плане.

Настоящая программа составлена на основе собственного опыта исследовательской, фольклорной и педагогической прак­тики автора.

Целью занятий по казачьему фольклоруявляется глубокое комплексное освоение подлинной народной казачьей культуры, этнографически достоверное воссоздание образцов музыкально-поэтического фольклора.

Основной целью программы воспитание студентов в духе народной казачьей культуры, опирающегося на православный календарь, отражающей особенности менталитета народа; ориентация студентов на на­циональные ценности и формирование этнического самосознания.

Задачи:

- создание условий для изучения традиционного фольклора как предмета, синтезирующего в себе основные формы на­родного художественного творчества;

- изучение традиционного праздничного календаря по обычаям и обрядам;

- обучение пению в народной манере, формирование навыка творческого воспроизведения фольклорного материала.

- приобщение к историческим и культурным ценностям общества;

- развитие исторического и культурного самосознания;

- развитие интереса к самому себе как субъекту культуры;

- развитие общих, творческих и специальных способностей;

- развитие природных задатков и реализация интересов.

- создание в коллективе воспитывающей среды, помогающей обучающимся успешно осваивать учебный материал, заниматься творчеством, организовывать свой досуг;

- организация коллективной творческой деятельности студентов на основе сотрудничества и поддержки;

- формирование целостного отношения к народной культуре казаков и к традиционному фольклору Волгоградской области в частности;

- воспитание уважения к другим народам и культурам.

Основные направления и содержание деятельности.Основная работа в ансамбле направлена на изучение традиционного казачьего фольклора Волгоградской области. В рамках дисциплины изучается материал по следующим направлениям:

- ознакомление с основами православной культуры

- фольклорное ансамблевое пение (постановка голоса, разучивание песенного материала);

- народный календарь (теоретическое ознакомление с приуроченностью этнографического материала к праздникам и обрядам);

- основы традиционной бытовой хореографии казаков);

- основы казачьей речи

- ознакомление с самобытными народными музыкальными инстру­ментами;

- ознакомление с традиционными ремеслами (работа с тканью, изготовление традиционных тряпич­ных кукол и пр.).

- ознакомление с традиционным оружием казаков.

Опираясь на технологию личностно-ориентированного развивающего обучения, методическую основу которого составляют дифференциа­ция и индивидуализация обучения, в процессе реализации программы возможно использование индивидуальные занятия для оптимизации учебно-образовательного процесса. Именно поэтому в программу включены заня­тия по ансамблевому и мало групповому фольклорному пению; групповые занятия по изучению этнографии, азам православии; мало групповые занятия по ознакомлению с видами традиционного оружия казаков, различными видами рукоделия.

В содержании программы неотъемлемой частью является занятие по фольклорному песнетворчеству казаков, при организации учебно-воспитательной работы основные задачи занятия таковы:

- воспитание любви и уважения к народной песне;

- формирование художественного вкуса;

- развитие вокального слуха и певческого голоса;

- развитие творческих способностей, навыков импровизации;

-развитие умения слышать себя в ансамбле и ансамблевое звучание в целом;

-развитие вокально-ансамблевого навыка пения в народной манере с использованием местного диалекта;

- работа над звучанием в унисон с целью выработки единой манеры пения и звукоизвлечения;

-формирование открытого, яркого, полетного певческого звук характерного для вокальной культуры казаков;

- постепенное развитие диапазона голоса от примарной зоны;

- обучение умению сочетать пение с движением или игрой, сохраняя качество звучания;

- разучивание расшифровок песен Волгоградской области, исполнение их aсapella и с сопровождением.

Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей и подготовленности участников ансамбля. Знакомство с традиционной песенной культурой казаков идет от православного календаря. Ознакомление и изучение православного календаря учащимися будет проходить на занятии по «Азам православия». На занятиях по этнографии учащиеся смогут комплексно изучать праздники, посты, обряды, обычаи у казаков. Занятия по дисциплинам, перечисленным выше, помогут учащемуся выстроить полную картину обрядового календаря донских казаков, и применять данные знания в изучении песенного материал на групповых занятиях по казачьему фольклору.

Занятия по рукоделию для казачек, помогут воссоздавать традиционные тряпичные куклы, заниматься подготовкой и изготовлением декораций для проведения традиционных праздников и обрядов.

Занятие по фланкировке поможет казакам иллюстрировать навыки владения холодным оружием во время исполнения традиционных казачьих песен.

Для полного масштабного обозрения традиционной казачьей культуры, занятие по основам танцевального искусства казаков Дона, поможет участникам фольклорной студии освоить навыки бытовой хореографии, боевого танца и мн.др.

Необходимо бережное и внимательное обращение с фольклорным материалом. Способы и методы освоения произведений фольклора дол­жны сочетать в себе прослушивание в этнографическом исполнении песенных образцов различных локальных традиций, видео просмотр об­разцов народной хореографии и работу с нотными и текстовыми рас­шифровками. При этом в репетиционном процессе пристальное внимание уделяется особенностям местного говора, так как говор - это не искажение литературного языка, а источник живой речи. Диалектное слово - основа для формирования певческой позиции. Дополнительным материалом для работы над диалектом являются занятия по казачьему языку. Диалектные черты присутствуют и в музыкально-стилевых закономерностях, присущих данной традиции.

Необходимым условием для осуществления главной цели рабочей программы по казачьему фольклору — этнографически достоверное воссоздания традиций народной казачьей культуры - является понимание закономерностей фольклора и использование их в современном фольклорном исполнительстве.

Занятия должны проводиться в просторном, проветриваемом помещении, так как исполнение народных песен связано с движением, игрой, пляской, театрализацией.

Основные формы работы программы казачий фольклор:урок, лекция, беседа, анализ, дискуссия, кон­цертные выступления, экспедиционные поездки и др.

Продолжительность занятий1 час, с ритмом занятий 2 раза в неделю.

Основные методы контроля:

- творческие отчеты (концертные выступления, конкурсы, фестивали);

- подготовка программ с последующей оценкой и анализом;

- комплексные занятия по намеченным дисциплинам

- посещение учащихся мастер-классов аутентичного пения, хореографии казаков, фланкировке.

- проведение научных работ по записям этнографических материалов;

- участие в учебно-исследовательских конференциях.

Примерный репертуар:

Гимн Войска Донского; Тропари и кондаки к Великим и двунадесятым православным праздникам; Дон Иванович; Славьтесь, славьтесь, казачки; Как от наших от ворот; Вот он тонить, иль ни тонить мой венок; Полно вам, снежочки; У сотничка во дворе; Терские прибаски; У нас нонча весело; Как мы в Польше служили; Служба ли матушка; Купалси бобер; Растворите мне темнаю темницу; Туман яром; 25 июня объявил турок огонь; Разродимая сторонка; Я веселый взор заметил; Вы казачки, казачки; Пролягала шлях дорожка; Под окном широким; Золотые ворота; Земляничка ягодка; Не боимся мы французов; Селезень (игровая); Варенька; У ворот сосна зеленая и др.

Учебно-тематический план

Содержание учебных тем Общее количество часов В том числе
теория практика
Введение      
1.1 Цели и задачи курса  
Праздники календарного года: структура календарного года, функции и структура праздников.    
2.1 Летне-осенний цикл календарной обрядности  
  Этнография    
  Азы православия    
2.2 Зимний цикл календарной обрядности  
  Этнография    
  Азы православия    
2.3 Весенний цикл календарной обрядности  
  Этнография    
  Азы православия    
Вокально-хоровая работа
3.1 певческая установка  
3.2 развитие певческого диапазона    
3.3 работа над развитием интонационного слуха    
Изучение вокального репертуара
4.1 Песенные жанры.    
4.2 Элементы расшиф­ровки народных песен    
4.3. Разучивание песен различных жанров.    
Основы традиционного танцевального искусства казаков Дона  
5.1 Основные элементы бытовой хореографии    
Основы традиционного прикладного искусства казаков Дона  
  Занятия по фланкировке    
  Занятия по рукоделию    
ИТОГО    

Содержание учебного курса.

Наши рекомендации