Эти любопытные мнения о разнообразной музыке давно пишет Дмитрий Мелких, раньше они пропадали в неизвестности, а теперь он их стал выкладывать в своем блоге. Чтобы немного помочь Диме в популяризации такой музыки, я (с его разрешения, разумеется) выкладываю здесь некоторые из его записок. АТ PANDA BEAR "Tomboy" 2011 Paw Tracks Noah Lennox (он же Panda Bear) – участник и сооснователь ANIMAL COLLECTIVE, группы, которую я по-прежнему считаю одним из самых значимых явлений в музыке за последние десять лет. Неудивительно поэтому, что вектор четвертого сольного альбома Панды почти совпадает с направлением пути бруклинского квартета. Впрочем, кто-то скажет, что никакого определенного направления здесь нет, но и топтанием на месте данную работу не назовешь. Скорее, это движение по спирали, но центробежное или центростремительное, я пока понять не могу. Зато могу понять, что новая пластинка артиста заслуживает пристального внимания. Торжественный, однако отстранённый голос. Гипнотический и немного размытый саунд. Роскошные, но не прилипчивые мелодии. Как и у ANIMAL COLLECTIVE, в каждой песне здесь есть несколько уровней – можно попробовать охватить всё сразу, можно приклеиться к деталям. Должен сказать, что этот диск Леннокса понравился мне больше предыдущего (Person Pitch, 2007), столь превозносимого критиками. Понравилось и то, что, не отклоняясь от некогда выбранного рискованного курса игры, мастер не устает искать возможности внести разнообразие в сам процесс движения. --------------------------------------------------------------------------- KEMIALLISET YSTäVäT "Ullakkopalo" 2010 Fonal On-line транслятор сообщил мне, что название альбома можно перевести как «Пожар на чердаке». Может быть, в финском слово Ullakkopalo несёт другой смысл, но, во всяком случае, именно пожар и именно на чердаке отлично описывает состояние человека, дерзнувшего запустить в свой мозг потусторонние звуки коллектива, название которого, между прочим, переводится «Химические друзья» (задумайтесь об этом). Вероятно, этот альбом, как и другие записи группы (а я являюсь счастливым обладателем полной их дискографии), вызовет недоумение и даже неприятие у тех, кто не прошел закалку многими часами прослушивания групп вроде CAN, SILVER APPLES, CAPTAIN BEEFHEART & HIS MAGIC BAND и т.п. Меня же уносит в заоблачные дали уже через несколько секунд после нажатия кнопки PLAY. Привет вам из прекрасного далёко… --------------------------------------------------------------------------- THE HORRORS “Skying” 2011 XL Recordings Альбом получился спокойным и умиротворённым, хотя его выход почти совпал с началом беспорядков в Британии. Еще за месяц до релиза начали поступать неприятные сообщения о смещении группы в сторону попса, и, поскольку новые песни записывались без отеческого присмотра Джеффа Барроу, стало не на шутку тревожно за судьбу одной из моих любимых современных британских гитарных групп. Когда, наконец, мне доставили картонную упаковку, я дрожащей рукой вставил пластмассовый кружок в CD-плеер. Очень скоро стало ясно, что все опасения были напрасны – пластинка получилась просто роскошная. Она, конечно, совсем не похожа на обеих своих предшественниц. Вероятно, сложно поверить, что Фарис Бадван, который на этом альбоме – сама изысканность, когда-то истошно вопил в Sheena Is A Parasite. И тут, пожалуй, нет хитов, бьющих сразу и наповал, вроде She Is A New Thing или New Ice Age. Песни теперь требуют внимательного и неоднократного прослушивания. Для меня крутой перелом в процессе прослушивания наступает на Dive In. Хотя первые вещи, и особенно I Can See Through You, очень хороши, именно с пятой композиции запись начинает по-настоящему волновать. Ну, а дальше всё идёт по нарастающей, чтобы завершиться могучим выплеском Oceans Burning, которая достойно играет на этом альбоме роль Sea Within A Sea с предыдущего диска, разворачивая морскую тематику до океанических масштабов. I wonder to myself... --------------------------------------------------------------------- MATANA ROBERTS "Coin Coin Chapter One…" 2011 Constellation Диск, записанный чернокожей альт-саксофонисткой из Нью-Йорка и ещё пятнадцатью музыкантами, приводит меня в замешательство. С одной стороны, это абсолютно цельная и законченная запись, с другой – количество возможных стилей, ассоциаций и влияний здесь не поддаётся перечислению. Фри-джаз и пост-рок. Лори Андерсон и Диаманда Галас. This Mortal Coil и Орнетт Коулмен. Когда песня Kersaia ближе к концу неожиданно превращается в очаровательно хромоногий диксиленд, то крыша уплывает окончательно, и потом уже не удивляешься ни загробному госпелу, ни строгой псевдофолковой балладе. А завершается концерт (это именно концерт, хоть и записан он в студии) милой и наивной, почти детской песенкой. После чего все становится просто и понятно. Наступает полная гармония, приход и просветление. П.Н.МАМОНОВ 11/05/2011 На афише программа представления была заявлена как "Сказки братьев Гримм", то же значилось и на билетах. А поскольку я очень люблю именно этот альбом, то спектакль ожидал с особым нетерпением. В первую очередь, конечно же, песню "Ганс мой ёж" Но нет, произошла какая-то ошибка. Из "Сказок..." было исполнено лишь одно сочинение ("Мальчик-с-пальчик"), а в целом это был юбилейный творческий вечер мастера, ни в коей мере не связанный с каким-нибудь конкретным альбомом. Надо сказать, что сам антураж Театра Эстрады, где проходило мероприятие, погружает в какое-то пафосное и в то же время сонное состояние. Глубокие мягкие кресла с дремлющими чиновниками городской думы, тяжёлые складки занавеса... Кажется, что перед залом сейчас предстанет Кобзон, или уж как минимум Лев Лещенко. Поэтому лично мне потребовалось некоторое время, чтобы переключиться на нужную волну. Когда Мамонов вышел на сцену, кто-то с задних рядов крикнул: "Дайте увеличительное стекло, я хочу это видеть". На что Пётр Николаевич мрачно буркнул в микрофон: "Щас увидишь", после чего без раскачки начал своё выступление под драм-машину и электрогитару. Довольно неожиданно, значительную часть музыкальной части вечера заняли песни новые, или, быть может, неизвестные мне. Я не берусь оценивать их после первого прослушивания, хотя некоторые хулиганские тексты (вроде "красавица Марина, слоёный пирожок") несколько удивили. Особенно после одиннадцати его предыдущих альбомов. И всё же ничего такого уж умопомрачительного, хватающего за душу, я не услышал. За исключением одной совсем свежей вещи, которая была объявлена как "Блюз тайно тоскующего человека". Полагаю, что она произвела глубокое впечатление на очень многих людей, присутствовавших в зале. Песня разительно отличалась и от старых ЗВУКОВ МУ, и от всего, что было написано Мамоновым за последние 15 или 20 лет. И, пожалуй, она стоила всего остального содержимого концерта. Помимо новых и недавних прозвучали и классические хиты ("Серый голубь", "Досуги-буги", "Шуба-дуба блюз"). На них публика реагировало особенно бурно, но мне включение в пограмму подобных вещей показалось необязательным компромиссом и вызвало, скорее, некоторое отторжение. Конечно же, всё это совершенно не так и не то, что было когда-то, comprenez-vous? Ну да, народ ждёт этих песен, нате вам. Разумеется, никуда не делась и фантастическая пластика и мимика артиста, и его искромётный юмор. Но цельного впечатления от программы на этот раз у меня не сложилось. В игре наверняка - что-то не так. Вторая часть выступления началась с заявления: "я по-зи... никак не могу это слово... позиционирую себя как писателя".Как и год назад, автор читал стихи, рассказывал миниатюры. Надо ли говорить, что равных в этом Мамонову просто нет и вряд ли будет. В России, по крайне мере (есть же всё-таки ещё и Том Уэйтс). А потом была и неожиданная третья часть. Концерт вроде бы уже закончился, цветы подарены, обязательные бисы исполнены, свет включен; но зал никак не хотел отпускать Мамонова. И он снова вышел, сел на краешек сцены с микрофоном, и ещё долго общался с залом на разные темы. Я такого никогда раньше не видел. Многие рассуждения были с религиозной подоплёкой, конечно, но при этом не воспринимались как проповеди и морализаторство. И хотя в здравом уме и трезвой памяти я вряд ли соглашусь с некоторыми его посылами, надо признать, такой непредсказуемый финал выступления вызвал сильные чувства. GONJASUFI "A Sufi And A Killer" 2010 WARP Альбом не нов, его на все лады давно расхваливают критики и специалисты. Наверное, это и вызывало у меня поначалу непроизвольное отторжение. Любой hype отдаёт или просроченным йогуртом или китайской порошковой металлургией. Тем более, что пластинка вышла на лейбле WARP, который в последние лет 10, увы, крайне редко радует чем-либо по-настоящему интересным и новаторским. Лишь недавно я смог спокойно и непредвзято оценить сочинения вышеозначенного автора. И, признаться, был поражён - как это прошло мимо меня год назад. Потому что житель пустыни Невада по имени Сумах Экс (он же Гонджасуфи, он же Валентайн, он же...) рискну предположить, сказал новое слово в популярной музыке нашего скорбного века. Не каждый день доводится услышать столь мощное и внятное высказывание от скромного инструктора йоги. Если кто-нибудь решиться войти в этот удивительный и пугающий мир, доктор советует начать с Advice, Candylane, Holidays, I`ve Given, Kowboyz And Indians, She Gone, Suzie Q, так, я сейчас все композиции с альбома перечислю. "Краше некуда уже, а он - еще!" Добавлю, что 12 мая Сумах будет выступать в клубе "16 тонн". Здесь уместно было бы позавидовать моим московским друзьям и знакомым, да только ведь вряд ли кто пойдёт на этот концерт. Что нам суфии, у нас своих духовных практик в избытке. CROCODILES (USA) "Sleep Forever" 2010 Fat Possum Перед нами - один из тех коллективов, которые, подобно кактусам после дождя, пышно расцвели в последние годы в калифорнийской пустыне. Верные соратники HEALTН и NO AGE, коллеги JAGUAR LOVE и WAVVES по Fat Possum Records. Искусный гибрид BEACH BOYS и JESUS & MARY CHAIN, пресловутый noise pop. Или, в данном случае, скорее pop noise. Пытаясь объяснить себе, почему же я никак не могу оторваться от этих простых и даже банальных песенок, вижу, как смутно узнаваемые мелодии из детства неясной тенью накрывают давно заброшенные закоулки души, вязальные крючки гитар приятно щекочут шершавые бугорки подсознания, а кошачья поступь барабанов перерастает в могучие удары лап разгневанного льва. А дальше - лишь монотонный перестук вагонных колёс. NICE FACE (USA) "Immer Etwas" 2010 Sacred Bones Взять лучший кусок британского пост-панка c танцевальным уклоном (подойдут также продукты от MT.SIMS), измельчить, добавить ингридиенты американского гаражного рока, тщательно перемешать. Отсечь лишнее в начале альбома. Влить одну чайную ложку краутрока. 50 минут томить на психоделическом огне. Для придания более пикантного вкуса можно сдобрить щепоткой THE FALL. Отдельно отварить lo-fi саунд от BLANK DOGS. Бросить на сковороду, жарить, периодически добавляя звуки винтажных клавиш. Голос тщательно удалить из верхнего слоя получившегося продукта. Подавать горячим. BOT`OX (FRA) "Babylon By Car" 2010 I`m A Cliche Этот альбом сродни набору хирургических инструментов, разложенных на стерильных салфетках в операционной. Каждый звук тщательно заточен, продезинфицирован и промыт. Каждая пьеса сверкает холодной сталью в мертвенном свете галогенных ламп. И гориллоподобный хирург за ширмой хищно потирает руки в предвкушении экзекуции... Но что это, я слышу сирену скорой помощи в начале "Tragedy Symphony". Кажется, пора. "Те самых полмира, их вытеснил велосипед." NADJA / OVO (CAN) "The Life And Death Of A Wasp" 2010 Vendetta PICASTRO (CAN) "Become Secret" 2010 Block Recording Club Такие песни могли бы сниться матросам канадской полярной экспедиции, затерянной в арктических льдах архипелага Королевы Елизаветы. За бортом бешено завывает студёный ветер, а может быть это стонет неведомое северное чудовище. Полярная ночь, мороз за -60, скоро вахта на промёрзшей верхней палубе, даже белые медведи не забираются в эти края, и нет никакой надежды когда-нибудь вернуться домой. Но пока ещё осталось несколько спокойных минут... Да, вполне даже могли сниться, почему бы и нет. И немного о концертах, прошедших в Екатеринбурге: RED SNAPPER 09/04/2011 Коллектив приезжает к нам уже в третий раз, причём, в отличие от OI VA VOI, эти англичание продолжают записывать и исполнять новый материал. И отчётный концерт неожиданно для меня оказался презентацией нового альбома "Key", дата релиза - 15 апреля. Если кто забыл, напомню, что RED SNAPPER, как пишут журналисты, "это британское эйсид-джазовое трио, замечательное своим пионерством в синтезе акустических инструментов с электронной текстурой". Впрочем, за исключением слова "британское" и некоторых предлогов, всё в этой фразе наглое враньё или наивное заблуждение. Нашли, понимаешь, пионеров. Другие распространенные клише : "группа, играющая электронную музыку не электронными средствами" (сомнительное утверждение) и "короли live-show" (а вот это близко к истине, правда, сейчас каждая вторая группа - короли чего-гибудь там, см. также отзыв на BONAPARTE, хотя они-то как раз короли, и где-то даже императоры). Надо сказать, звучание группы несколько изменилось по сравнению с предыдущими выступлениями. Появились электронные приборы и нетбуки: саксофонист/кларнетист Том Челленджер теперь ещё и клавишник (или как это теперь называется?). Местами саунд стал более радикальным, и что уж совсем неожиданно, Али Френд (лидер ансамбля, контрабас) стал петь. Всего лишь в паре вещей пока, но, на мой взгляд, вполне уместно и хорошо. Концерт длился, по моим подсчётам, не менее полутора часов. Программа в равных долях состояла из новых вещей и проверенных хитов. Некоторые композиции, вроде бы ставшие уже обязательными (Keeping Pigs Together, Last One...) не исполнялись вовсе, дав место свежему материалу. Что лично меня только порадовало, поскольку почти все новые опусы, кроме, пожалуй, одного-двух, исключительно хороши (но, может быть, это эмоции, вызванные ярким выступлением? посмотрим...). Особенно впечатлила, если не сказать потрясла, вещь под названием "Spiky", исполненная приблизительно в середине шоу, в которой Али на контрабасе играл смычком. Так что новоиспечённый альбом обещает не разочаровать, жду его с интересом. Из известного было сыграно по паре пьес с каждой из пластинок, и, что приятно, совсем ранние сочинения, с синглов середины 90-х - "Snapper", "Hot Flush", "Wesley Don`t Surf". В них, как мне показалось, музыканты рубились особенно мощно. Ну а эмоциональным пиком для меня стала песня "Sukerpunch", в самом конце. На альбоме MAKING BONES её исполняет MC DET, но и в инструментальном варианте она, как выяснилось, бьёт наповал. Я даже попрыгал немного, хмм... Публики было, как обычно, не очень много, я бы даже сказал позорно мало - человек 200-250. Для сравнения: за неделю до описываемого события на сладеньких, но модных Hurts в том же телеклубе - 2500! Что ж, края у нас глухие, народ тёмный, широка и обильна земля наша, да только порядку в ней нет. К счастью, хорошие артисты иногда доезжают и до нас, а кто доехал - непременно возвращается сюда снова. Потому что эти самые двести человек так их принимают, что забыть это вовек невозможно. Кажется, всё. Ах да, совсем забыл: на гитаре всё также играет David Ayers, за барабаны по-прежнему отвечает старина Richard Thair. Вот, теперь всё. Осталось ввернуть какую-нибудь цитату. Пусть это будет Довлатов: "Я аплодировал громче всех. У меня даже остановились новые часы." BONAPARTE 25/03/2011 "Мы к вам приехали на час: Привет, бонжур, хелло. А ну скорей любите нас - Вам крупно повезло." Концерт проходил в рамках так называемого Monster Party, но описывать всю эту вульгарную самодеятельность у меня нет никакого желания, поэтоиу перейду сразу к музыкальной части. На разогреве бодро отыграла местная группа МОХНАТЫЕ РАКЕТЫ с импозантным отвязным солистом Петровичем, человеком серьезных размеров. Но, кажется, никому особо не понравилось, а я так даже "браво, бис!" орал. Для разогрева, по-моему, то, что надо. Ну а ближе к полуночи на сцену вышли ОНИ - короли перфоманса и диско-панковского электротрэша БОНАПАРТЕ (ударение на последний слог). Конечно же, меня они завели с полоборота, конечно же, оправдали и превзошли все и всяческие ожидания. Это был фантастический выплеск позитивной энергии и я ещё несколько дней ловил себя на том, что хожу с улыбкой идиота и бормочу под нос что-нибудь типа "the more you watch computer, computer watching you!" или там "I boycott everything that’s not made by my hands, my hands, my hands" и т.д. Серьёзным минусом было лишь то, что собственно выступление началось поздновато и я лично просто уже перегорел в ожидании шоу. Но, так или иначе, "я пришел на этот концерт не затем, чтобы здесь скучать!". Всё это безумие длилось почти два часа, и для столь интенсивной музыки это слишком долго, как мне тогда показалось. Но сейчас я понимаю, что ходил бы на их концерты ещё и ещё - так много всего происходило, что не возможно это вместить и принять за один раз. Ну что ж, может быть, может быть... Человек, который придумал BONAPARTE лидер группы, важнейшая энергетическая составляющая, автор всех песен, вокалист и гитарист - проживающий в Берлине швейцарец Tobias Jundt. Все остальные участники вроде как и не столь обязательны. Но не менее важную роль на сцене играет худой басист в красных трусах, многим запомнился заяц-клавишник (да-да, зайца можно научить не только курить, но и неплохо играть на инструменте), ну а без мощного механистического бита этой группы просто бы не было (хотя как раз ударник в гусарском мундире был малозаметен среди прочих фантастических персонажей). Саунд был далеко не идеальный, да и располагались мы не слишком удачно - то слишком близко, то совсем уж с краю, впрочем, в данном случае чистота звука не принципиальна. Ведь BONAPARTE это не только собственно драйвовые песни, а ещё и яркое и сумасшедшее сценическое действо, настоящий цирк-шапито, хэппенинг и карнавал. На сцене мелькали горничные, противогазы, медсёстры "в халате белом, на теле голом", вампирши, окровавленные человеческие органы; король поливал зал шампанским, а себя - пивом... И вот, в финале представления, когда, казалось, сил нет уже ни у артистов ни у зрителей, состоялось ещё два выхода на бис, во время которых всё завертелось с удвоенной энергией. Остается только привести запись из фейсбука группы, сделанную в день окончания гастролей: "goodbye russia! we would have luuuuuved to stay for another vodka & herring with some homemade pelmeni on the side... next time! pidiets harasho!" | |