Игры в касания первого и второго порядка

Место касания   Способ касания '  
любой рукой   правой рукой   левой рукой   обеими руками  
Затылок          
Средняя часть живота          
Правая подмышечная впадина          
Левое плечо   ' 10   П      
Поясница          
Правая лопатка          
Левая сторона живота          
Спина (любое место)          
Правая сторона живота^          
Левая лопатка г          
Правое плечо          
Левая подмышечная впадина          

Например, А получает задание коснуться затылка Б любой рукой (1), а Б — задание коснуться левой рукой поясницы А (15). В этом случае запись игры будет выглядеть как А 1, Б 15.

Ситуации, связанные с преодолением помех при касании опре­деленных зон, приводят играющих к пониманию роли активного (атакующего) захвата. Появляются элементы начального такти­ческого мышления, фрагменты настоящего единоборства, свой­ственные именно спортивной борьбе.

Основы методики

Те игры, в которых партнеры получают одно и тоже задание (кто первым коснется обусловленного места), называются играми первого порядка. В табл. 6 по вертикали обозначены места каса­ния, а по горизонтали — способы касания; все игры помечены цифрами от 1 до 48. Например, игра 17 состоит в том, что оба играющих получают одно и то же задание — первым коснуться правой рукой, правой лопатки партнера. Нумерация проставлена для удобства записи игр, их обозначения.

Игры, в которых партнеры получают разные задания, назва­ны играми второго порядка. Для простоты и удобства записи этого вида игры в касания предлагается пользоваться той же таблицей, по которой можно определить задание для партнеров А и Б. .

Игры в касания постепенно и нацелено подводят занимаю­щихся к выбору выгодной позиции, позы для достижения успеха, подбору своей стойки. Обычно новички отдаляют ту часть тела, которой должен коснуться партнер, и сосредоточивают внимание на определенных движениях, а также частях тела соперника. Если дано задание коснуться правого плеча, то для защиты играющий, отдаляя правое плечо, непроизвольно принимает левостороннюю стойку и действует в дальнейшем преимущественно в ней. Необ­ходимость защищаться от касания любой части головы заставляет играющих выпрямиться, прогнуться. Игра: коснуться живота — вызывает реакцию наклона; коснуться левого плеча — поворота влево. Задание коснуться двумя руками одной из сторон сопер­ника вызывает более сложные повороты, развороты, маневри­рования не только у атакующего, но и у защищающегося. Акцент на время выполнения касания постепенно формирует понимание «качества захвата».

Игровые комплексы-задания составляются по принципу «убрать ту часть тела, которой угрожает касание», что заставляет обучаю­щихся в серии игр принимать нужную позу, действовать в опреде­ленной манере.

В начальный период обучения игры могут проводиться в одном большом круге. Задание: коснуться всем известной точки. Тот, кого коснулись в этой точке, выбывает из игры. В итоге остается один победитель.

При проведении игр в парах принципы составления игровых комплексов сохраняются, но уменьшается игровая площадь. Коли­чество игровых попыток устанавливается в зависимости от нали­чия времени и интереса, проявленного учащимися, но так, чтобы можно было определить призеров в группе. Вначале каждая игра проводится из одной попытки, затем из 3, 5.

Возможность формирования необходимой стойки, позы; овла­дение вариантами скоростного маневрирования на минимальном участке игровой площадки; проигрывание траектории входов в атакующий захват и т. п. не приходят просто так, в игре. Важно помнить, что тот или иной эффект обучения и тренировки достига­ется в результате целенаправленного, продуманного усложнения правил проведения игр, а также строгого их выполнения. Это от­носится к выбору зон касания, способам касания и защит зон касания, размерам игровой площадки, направлению перемещений, способам уравнивания сил соперников. Вариантов усложнения достаточно много.

I. Возможные варианты касания двух партнеров

1) А —любой Б —любой 9) А — левой Б —любой

2) А — левой Б — правой 10) А — любой Б — двумя

3) А-правой Б —правой 11) д_лсвой Б —двумя

4) А —левой Б —левой 12) А —правой Б —двумя

5) А — правой Б—левой

6) А-любой Б-левой 13) А-двумя Б-любой

7) А —любой Б —правой 14) А —двумя Б —левой

8) А —правой Б —любой 15) А —двумя Б —правой

П. Возможные способы противодействия

1. Места касания прикрывать нельзя.

2. Места касания прикрывать можно.

3. Захватывать руки партнера нельзя.

4. Захватывать руки партнера можно.

5. Захватывать может только один из партнеров (с соответст­вующей сменой).

6. Места касания прикрывать нельзя, захватывать руки парт­нера нельзя.

7. Места касания прикрывать можно, захватывать руки парт­нера можно и т. д.

В данном случае 6-й и 7-й варианты рекомендуется проводить в ограниченный промежуток времени.

III. Возможные варианты изменения размеров игровой пл оща ди

1. В период ознакомления игры проводятся по всей площади зала, по мере освоения пространство ограничивается (круги, квадраты, коридоры), за пределы которого выходить запреща­ется.

2. Вводится запрещение отступать, разрешаются различные повороты (при диаметре кругов 6—3 м). Постепенно сокращается время отдельных поединков за счет увеличения скорости переме­щений, действий; появляется возможность увеличить общее их количество и разнообразие.

IV. Возможные варианты выравнивания разли­чий между физическими данными занимающихся (проведением игр с форой).

1. Более подготовленный партнер касается обусловленного ме­ста любой рукой; партнер, получивший фору, касается любой рукой любого из двух мест касания.

2. Более подготовленный партнер касается обусловленного ме­ста одной рукой, а получивший фору — того же места любой рукой.

3. Вводится наказание проигравшим в виде выполнения упраж­нений повышенной трудности, с тем чтобы не возникало равно­душия к проигрышу.

Предлагаемые опорные варианты игр в касания могут быть использованы на протяжении всего урока или отдельных его частей. Следует не забывать, что игры в касания можно успешно прово­дить в залах без мягких покрытий, на открытых площадках и т. п. при условии запрета падений, переворотов, приемов.

В отличие от традиционной разминки в виде наклонов, присе­даний, махов под счет и т. п., игры в касания снимают монотонию, совершенствуют психомоторные качества, необходимые в единоборстве. Несмотря на кажущуюся простоту и сравнитель­но небольшие физические нагрузки, игры требуют мобилизации, психической организации, активности. Поэтому слишком долгая игра утомляет ребят, они теряют к ней интерес. Следовательно, игры должны проводиться в пределах не более 10—15 мин. Не­обычность, новизна поставленных задач обостряет интерес под­ростков к игре, поэтому не следует часто повторять одну и ту же двигательную задачу, тем более что выбор игр весьма широк.

Наши рекомендации