Необходимость проведения экспериментов на человеке и этические последствия этого
В медицинской биологии больше, чем в других областях, невозможно проводить фундаментальные научные исследования и применять их результаты в терапии без постановки экспериментов на человеке, получивших название "клинических исследований" или "опытов на человеке". Такими необходимыми исследованиями занимались Геннер и Пастор. Однако при том, что проведение таких клинических опытов является необходимым на заключительном этапе конкретного исследования, их проведение является небезопасным и не проходит бесследно для тех лиц, которые служат материалом для таких опытов. С другой стороны, проблема состоит в том, чтобы снизить степень риска пропорционально цели и ожидаемым результатам конкретного исследования.
Не упоминая повторно о нацистских врачах, осужденных на Нюрнбергском процессе, отмечу достоверность того факта, что некоторые исследователи, не имевшие нравственных принципов, и руководствовавшиеся своими личными интересами, безо всяких угрызений совести игнорировали этические нормы постановки экспериментов на человеке - если у них была уверенность в том, что их действия останутся безнаказанными. Уже упоминались позорные эксперименты в Государственной больнице Уиллоубрук, Пью Йорк, и Еврейской больнице для страдающих хроническими заболеваниями в Бруклине. Широко известным является тот факт, что фармацевтические компании часто ставят свои эксперименты в других странах, пользуясь тем, что законодательство этих других стран не запрещает постановку тех экспериментов, которые запрещены их собственным законодательством. Экспериментальная апробация вакцин "Антибэби" на людях проводилась в Индии, так как проводить ее в США не представлялось возможным.
Организация подобных мероприятий огласке, естественно, не подлежит. Когда в 1972 году выяснилось, что в Таскеги на протяжении сорока лет ставились опыты на чернокожих американцах, больных сифилисом, без их осознанного согласия, пресса подняла скандал, хотя было уже поздно (эксперимент состоял в том, что некоторым давали плацебос, не проводя никакого лечения для того, чтобы проследить за естественным развитием заболевания). Необходимость проведения опытов на людях очевидна, и в нравственном отношении является приемлемой при условии, что человек, подлежащий такому эксперименту в лечебных целях, дал на его проведение свое согласие в условиях совершенно свободного волеиз'явления, и был полностью ознакомлен с планом и методикой его проведения, а также осведомлен о том риске, которым чреват этот эксперимент.
"Человека следует уважать в себе и в других " (Э.Кант).
Это моральное обязательство, сформулированное Эммануилом Кантом, носит абсолютный характер, и исключений из него не должно быть. Из него следует правило, состоящее в том, что "проводить на человеке какие-либо эксперименты можно лишь при условии полной осведомленности человека об эксперименте и при наличии его (или ее) согласия на эксперимент, полученного в условиях свободного волеиз'явления" (Нюрнбергская Декларация, 1974 год). Вот почему требуется, чтобы те люди, на которых в лечебных целях предполагается апробировать лекарства, были полностью информированы, дали на это свое согласие или даже добровольно заявили о своем желании подвергнуться эксперименту на благо человечества. Этические проблемы возникают, когда не соблюдаются критерии получения осознанного согласия: например, когда на детях, особенно на детях с физическими недостатками, ставят клинические эксперименты без согласия их родителей, или когда клинические опыты ставятся на больных с психическими расстройствами и душевнобольных без их предварительного осведомления.
Ученые восприняли этот принцип не без сопротивления. В спорах в качестве довода они говорили, что по методическим соображениям для гарантии об'ективности результатов необходимы именно исследования на "вдвойне неосведомленных". Они также говорили, что на результаты оказывает влияние предубеждение, особенно в случае добровольцев (например, тюремные заключенные в США добровольно пошли на эксперимент для того, чтобы им улучшили условия содержания в местах лишения свободы). Тем не менее эксперимент в медицине становится все более смелым и требовательным, проводится на грани нравственности. В 1966 году в "Journal of Medicine" - известном журнале, издающемся в Новой Англии - был опубликован доклад анестезиолога из Медицинской школы Гарварда о методах, которые применялись при проведении 22 экспериментов на людях. Это сообщение было своего рода бомбой, брошенной в научную общественность. В 1973 году Вич и Соллито опубликовали статью, которая представляла собой обзор результатов 43-х подобных экспериментов, сообщения о которых появлялись в медицинских журналах с 1966 года. В 75% этих случаев согласия пациентов, подвергшихся эксперименту, никто не спрашивал.