Женское начало в индуизме и Тантре
Идеалы красоты
Индия исторически складывалась как многорасовая страна. В "Ригведе" сообщается о войнах бога Индры и ариев с пани или дасью - не то демонами, не то людьми - "темнокожими" и "безносыми". В поздних мандалах "Ригведы" слово даса употребляется в значении "слуга", "раб". Примечательно, что арии и дасью принадлежали к разным варнам, т.е. были разного цвета, породы: "убивая дасью он [Индра] оказывал покровительство варне ариев". Позже сами арии разделились на варны, причем брахманы, кшатрии и вайшья считались дваждырожденные, а шудры - однорожденные. Полагают, что шудры и есть покоренные даса - слуги, упомянутые в "Ригведе". На самом деле, смешение затронуло даже высшие варны (и тому есть свидетельства в "Ригведе"), но различия сохранились: светлокожие люди принадлежат к высшим кастам. Отсюда пришли представления о благородстве, красоте светлого цвета кожи. Эти представления закреплялись с каждой новой волной светлокожих завоевателей, покорявших Индию (греков, скифов, афганцев, персов, тюрок, англичан). Ныне индийские киноактеры в Болливуде - светлокожие и даже иногда светлоглазые, хотя таких людей в Индии всего несколько процентов.
В отличие от культурных народов Дальнего Востока (тех же китайцев) жители Древней и Средневековой Индии восхищались красотой обнаженного тела, но тела женского. О канонах красоты женского тела писали в поэмах, трактатах по любовному искусству и даже в своде законов. Восхищение женщиной и ее телом имеет доарийские истоки. При раскопках Хараппских городов в долине Инда (2300 - 1900 годы до н.э.) найдены терракотовые и бронзовые статуэтки женщин. Они являются воплощением материнского божества прародительницы и дарительницы земных благ. С приходом ариев культ Богини-Матери сохраняется в народных верованиях и переплетается с индуизмом. В индуизме материнское начало в первую очередь связано с сексом, ведь материнство невозможно без зачатия, а зачатие - без совокупления; все же начинается с соблазнения и любовных игр. Отсюда - особое место, которое занимает в индуизме культ лингама и йони - мужских и женских гениталий. Отсюда же эротичность канонов женской красоты в скульптуре и живописи. Каноны эти мало менялись на протяжении полутора тысяч лет.
Изображения людей и богов задавались в руководствах с детальным описанием, пропорций лица и тела, параметров и поз. Они лишены портретных черт. Все скульптуры женщин отличаются чашеобразной грудью, узкой талией, чрезмерно выпуклым бедрами и лишенными заметных суставов руками и ногами. Пластика рук оправдывает их сравнение с хоботами слонов. Груди крупные, нарочито округлые. Лица округлые, "луноподобные". Сходным образом канонизированы изображения в живописи. В трактате "Читралакшана" (начало н. э.) описаны 18 признаков женской красоты. Цвет тела - белорозовый или голубоватый, глаза длинные, черные и голубовато-белые, нос высокий, соразмерный, губы красные, щеки ровные, с ямочками, брови черные, сходятся на переносице, груди и ягодицы обширные, руки белые, налитые груди немного свисают, икры округлые и тонкие в лодыжке, сочленения незаметные, ляжки упругие и округлые, нижняя часть торса широкая, живот с тремя глубокими складками, выступающий красиво, талия тонкая, округлая, ноги и руки нежные и упругие, волосы густые, очень черные и не лохматые.
Многочисленны описания женской красоты в древнеиндийской литературе. В эпосе "Махабхарата" (первая редакция - VI -V век до н.э.) описана красота небесной апсары - нимфы, Урваши: "Сияние ее мягких и вьющихся волос, украшенных множеством прекрасных цветов и движение ее бровей чарующе. Когда она молвит, кажется, что ее лицо - сама луна... Ее грудь с красивыми сосцами, благоухающая маслом небесного сандалового дерева, колышется во время ее движения и сияет под ожерельем. С каждым ее шагом ее тяжелая грудь поднимается и опускается над ее тонкой талией, украшенной тремя золотыми пряжками пояса". У Драупади, другой героини "Махабхараты", длинные черные кудри, большие глаза, гибкая талия, "ее лодыжки не торчат, и бедра упругие и полные". В "Шатапатха-брахмане" (ок. VI века до н.э.) описывается как идеальная женщина, "чьи бедра широкие, груди развиты, талия узкая".
Сходные образы красоты рисует Дандин, автор романа "Приключения десяти принцев" (VI век н.э.): "Эта молодая девушка сложена пропорционально: все члены ее не слишком толсты и не худощавы ... Ее голени хотя и мускулисты, однако щиколотки не выделяются, и не видать жил; линия ляжек образует овал правильной формы, колени едва виднеются, они как бы исчезают в полноте ее пышного тела. Ее седалище образует правильно закругленную, как колесо, линию, оно пропорционально разделено, и на каждой половине виднеются посредине по маленькому углублению. Кружок ее пупка едва заметен, но он образует углубление на слегка выгнутой середине живота и покрыт тремя красивыми складками. Ее красивые, пышные груди высоко вздымаются, и выпукло на них выделяются два сосца...".
Итак, идеальная индийская красавица должна иметь длинные черные густые волосы, большие глаза, брови, сходящиеся на переносице, прямой нос, губы, "розовые как бутон, который готов раскрыться", белые "как аравийский жасмин" зубы, гибкие руки, "подобные хоботам слонов", большую налитую грудь, широкие бедра и тонкую талию. Сравнения, вроде "красива, как корова" или "грациозна, как слониха", призваны подчеркнуть округлость форм и величественную грацию. При узкой талии на животе должны быть три складки, что также входит в канон красоты. Вообще, формы индийской красавицы пышные, не имеющие ничего общего с современным идеалом стройных, тем более худых моделей на конкурсах красоты.
Женщина, играющая в мяч. Статуя храма Кандарья Махадева в Кхаджурахо
Существовали и идеалы мужской красоты. Они более разнообразны и изменчивы во времени, чем женские. Дело в том, что в искусстве Индии женское начало преобладало над мужским. Многие боги женственны, иные асексуальны.
Последнее связано с буддизмом. В раннем буддизме Будда вообще не фигурирует в человеческом облике. В начале новой эры он изображается человеком с телом скрытым длинным монашеским одеянием. В кушанской империи (I-III вв. н. э.) некоторые статуи Будды имели половый член, но чаще встречаются статуи сидящего Будды со скрещенными ногами. В период династии Гупта (IV - VI век) на севере Индии появился идеальный нормативный Будда: опущенный взгляд, волосы локонами, сквозь легкую одежду видны очертания тела.
У Будды узкая талия, широкие плечи, красиво очерченные грудные мускулы, заметны соски. Мужское естество прикрыто скрещенными ногами либо одеждой.
По этому образцу создаются и индуистские боги, в частности, Вишну. У бронзовой статуи "Стоящий Будда" (вторая половина IV века) стройное тело, широкие плечи и нет гениталий, хотя ноги расставлены. "Стоящий Будда" стал эталоном в Восточной и Юго-Восточной Азии.
Приход варваров с севера всегда укреплял мужское начало. Кушанские мужские статуи атлетичнее и сексуальнее, чем было принято раньше.
У них выпуклая грудь, впалый живот и если прежде складки одежды скрывали мужской орган, то кушанские статуи его подчеркивают.
Их общий прообраз - идеальный царь, воин и правитель - чакравартин, наделен большой сексуальностью. В древних текстах говорится, что его фаллос обязательно следует изображать, но без эрекции. К VI веку н.э. фаллос у статуй вообще перестали показывать, за исключением изображений божеств фаллических культов.
Характерно, что в древнеиндийском искусстве у богов и царей нет волос на лице и теле. В трактате "Читралакшана" об этом сказано: "У великих духом икры, бедра, половые органы, подмышки, уши, ноздри, шея, лицо и щеки не покрыты волосами. Только волосками, поднимающимися вверх, нежными, тонкими, блестящими, по цвету напоминающими сурьму, похожими на волны, красивыми, закрученными в завитки, украшается грудь царя, и она должна выглядеть очаровательно. На лице богов нет ни бороды, ни пушка, обычных для мужчин. На теле богов тоже нет волосков, и оно должно быть похоже па тело шестнадцатилетнего юноши".
Изображения обычных людей различаются между собой. В трактате "Вишнудхармоттара" (III - V век н.э.) описаны 5 идеальных мужских типов. Хамса - сильный, у него гибкие, как царь змей, руки, стройная талия, плавные лебединые движения, прекрасное и белое, как лунный свет, лицо с нежными глазами.
Бхадра - благородный, с величественной походкой, с телом цвета лотоса. Малавья - темный, как бобовый стручок, у него прекрасное тело с тонкой талией, широкие челюсти и нос, как у слона.
Ручака - благородный, искренний, сильный, у него гибкое тело с шеей, подобной раковине, цвет лица желтовато-белый. Шашака - гибкий, цвет тела у него темно-красный с различными оттенками, полные щеки и нежные глаза.
Людей разных каст и профессий изображают в разной одежде, с разным цветом и выражением лица: "Полководец должен быть сильным, гордым, высоким, у него мясистые плечи, руки и шея, большая голова, мощная грудь, большой, высокий нос, широкое лицо, крепкие бедра, глаза, смотрящие вверх.
У солдат хмурые лица и дерзкий взгляд.
Атлеты-борцы наделены широкими плечами, мясистыми конечностями, толстой шеей, большой головой, толстыми губами, наголо остриженной головой, надменным, дерзким взглядом и стремительностью".
Европейцам древнеиндийские изображения богов, будд и людей кажутся излишне женственными: они не видят здесь мужественности и атлетичности, столь заметной у эллинов. Это во многом так.
Как уже отмечалось, в искусстве древней Индии сильнее выражено женское начало. Кроме того, один из канонов индийского тела - это тело йога. Йога предполагает силу и выносливость, достигаемую иными, чем у европейцев путями - физическими и, еще больше, духовными.
Асаны йогов культивируют расслабленность, спокойствие, плавный переход из одной позиции в другую. Йог медитирует, будучи неподвижен. Большинство индусов йогами не были, но они были идеалом, что наложило отпечаток на восприятие мужского тела. В дальнейшем, приход мусульман принес иные идеалы мужской красоты, нашедшей отражение в индийской миниатюре, представляющей синтез персидских и местных традиций. Особенно известна Могольская школа миниатюры, процветавшая при дворе Великих Моголов (XVI - XVII век). Здесь мужчины, наконец, обрели бороды и усы, а с ними - мужественность. Следующим был приход англичан и медленная, продолжающаяся по сей день, европеизация вкусов. Сегодня идеалом мужской красоты в Индии являются актеры из Болливуда, больше похожие на голливудских коллег, чем на соотечественников.
Женское начало в индуизме и Тантре
Доарийское население Индии поклонялось женскому началу. Статуэтки богини-матери обнаруживаются с верхнего палеолита (около 25 тыс. лет назад). К тому же времени относят находки коллекций цветных камней с естественными треугольниками.
Подобные камни и по сей день почитают как Деви (Шакти, богиню-мать) местные племена. Треугольники являются знаком плодородия в символике тантризма.
Тысячи статуэток богинь-матерей периода неолита (5500 лет до н.э.) обнаружены в долине Инда. Высокохудожественные фигурки и рисунки богинь-матерей найдены в Хараппе, Мохенджо-Даро и других городах Индской цивилизации (3300 - 1600 до н.э.). Историки считают, что поклонявшиеся Великой Матери дравиды, положили начало культу Шакти, являющейся одновременно богиней, энергией, породившей вселенную и богов, и женским началом человека.
В доарийских традициях следует искать истоки тантризма.
Вторжение ариев (1700 лет до н.э.) разрушило дравидскую цивилизацию в Северной Индии: матриархальному обществу дравидов арии противопоставили патриархат - жесткое главенство мужчин над женщинами. Жена безоговорочно подчиняется мужу - он ее хозяин и гуру.
После смерти мужа вдова должна обрить голову и никогда не выходить замуж, а еще лучше - сжечь себя в погребальном костре.
Права мужчин зависят от варны; со временем брамины приписали себе особые привилегии: брамин мог иметь секс с любой женщиной и девочкой по своему желанию. Для женщины или девочки это была большая удача - ведь близость со святым человеком улучшала ее шансы на более высокое положение в следующем перерождении.
Арии победили дасью физически, но не духовно: в религиозной сфере столетиями шел обмен идеями и традициями.
В результате сложился индуизм, представляющий синтез арийских и доарийских начал.
Сменился божественный пантеон ариев: вместо трех главных ведических богов - Агни, Индры и Сурьи, на первое место выдвинулись Брахма, Шива и Вишну. Супруга Шивы - Шакти, воплощает женское начало: это Богиня-Мать доарийских предков. Шакта - поклонение Шакти, стало одним из направлений в индуизме и заняло центральное место в учении Тантры.
С Шивой и Шакти связана символика секса: символ Шивы - лингам, фаллус; символ Шакти - йони, вагина. Из других богов выделился темнокожий (!) бог, "вечный юноша" Кришна с его 16100 женами и бесчисленными возлюбленными. Хотя вишнуиты (почитатели Вишну) считают Кришну аватарой (воплощением) Вишну, тантристские тексты утверждают, что Кришна, есть воплощение Великой Богини, и его красота и очарованье - не что иное как отражение красоты Великой Матери.
Кроме богинь, есть женские полубожества - апсары и якшини. Апсары - небесные нимфы, прекрасны и сладострастны; боги их посылают, чтобы соблазнить аскетов. Якшини - хранители сокровищ бога богатства Куберы, тоже прекрасны. У них широкие бедра, узкая талия и большие груди. Якшини - сексуально ненасытны, жестоки и пьют человеческую кровь.
Апсары. Рельеф храма Ангкор-Ват (XII в.).
Якшиня. Рельеф храма Ангкор-Ват (XII в.).
Якшиня
Поклонение Шакти является частью духовного учения Тантра, возникшего в средневековой Индии.
По происхождению Тантра восходит к древнеиндийскому культу Богини-Матери. Существует Тантра индуистской и буддистской традиции, но в той и другой главным является высвобождение энергиикундалини, необходимой для духовного просветления.
Буддистская Тантра имеет последователей в Тибете и Восточной Азии.
В Индии преобладает Тантра индуистской традиции. Для подъема кундалини по позвоночному столбу в Тантре используется практика йоги. В Тантра-йоге через сексуальное единство мужчины и женщины постигается единение с Богом.
В зависимости от того, какое начало - мужское или женское, признается ведущим в ритуале достижения сексуального единства, Тантра разделяется на "правую" и "левую". Тантра "правой руки" признает ведущим мужское начало.
Тантра "левой руки" - женское. В Тантре правой руки взаимодействие мужского и женского начал осуществляется только ментально, на энергетическом уровне. В Тантре левой руки сексуальный контакт осуществляется ментально и физически.
Тантрический секс майтхуна является завершающей частью ритуала Панчамакара (пять "М"), обозначенного по первым буквам пяти его этапов: мадья - вино, мамса - мясо, матсья - рыба, мудра - жареные зерна, майтхуна - ритуальное соитие. Все части ритуала несут символическое значение.
Последний, майтхуна, означает слияние Шакти с Шивой. Панчамакара направлен не на наслаждение, а на практику духовного возвышения.
Традиция строго ограничивает круг посвященных. Те, кто живет эмоциями и желаниями, совершают ритуал чисто символически
. Тем, кто твердо встал на путь духовной практики Тантры - садханы, допускаются к ритуалу по указанию учителя - Гуру, но в определенные дни и с выбранными Гуру партнершами.
Те, кто осознал свое единство с Шивой и Деви (Шакти), могут выполнять ритуал самостоятельно. Оргазм не является самоцелью ритуала.
Считается, что в процессеПанчамакара происходит изменение сознания, возникают образы божеств, которые, однажды появившись, остаются навсегда.