Упражнения на мосту и с манекеном
Подводящие упражнения к освоению моста:
1. И. п.: лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты в коленях и расставлены на ширину плеч — упереться в ковер ступнями и ладонями, пальцы которых обращены к туловищу, прогнуться, откинув голову назад, встать на борцовский мост.
Далее — добиться выполнения упражнения без помощи рук, усложнить его поворотами головы налево и направо.
2. И. п.: мост, руки соединены в крючок, предплечьями касаясь ковра — выполнить три-четыре шага (забегание), переходя в положение упора головой согнувшись. Продолжить продвижение, переходя в и. п.
Упражнение сначала выполняется с помощью тренера (партнера), затем самостоятельно.
3. И. п.: упор в ковер лбом и руками, ноги врозь (треугольник),— слегка отталкиваясь носками от ковра, выполнить накат туловища вперед, стараясь коснуться ковра затылком, затем, возвращаясь в и. п., коснуться носом ковра. Из этого же и. п. перекаты в стороны, касаясь ковра поочередно правым и левым ухом.
Упражнения вначале выполняются с дополнительной опорой руками о ковер. По мере укрепления мышц шеи руки упираются в бедра или переносятся за спину.
4. И. п.: упор головой в ковер. Оттолкнувшись ногами и прогнувшись назад, опуститься на мост.
Упражнения для освоения моста с партнером:
1. И. п.: на четвереньках. Партнер, находящийся сбоку-сзади, кладет ладони на затылок сверху и наклоняет голову борца вниз. Нижний борец оказывает сопротивление, стараясь возвратить голову в первоначальное положение. Варианты: преодолеть сопротивление при наложении рук на лоб и на голову сбоку.
2. И. п.: стойка, ноги на ширине плеч, лицом к партнеру, расположенному справа-сбоку. Сильно прогибаясь назад, опускаться в положение моста. Партнер поддерживает за руки и поясницу.
По мере овладения упражнением оказывается все меньшая помощь, затем оно выполняется самостоятельно.
3. И. п.: мост, партнер стоит сбоку, на одном колене, вторая нога на ступне, одна рука на груди, вторая на пояснице борца. Сильно толкнувшись ногами и выполнив рывок грудью вперед, выполнить переворот с моста через голову.
Переворот можно разучивать, ухватившись руками за неподвижный предмет (покрышку ковра, штангу). Можно также осу-щедтвлять перевороты, захватив голени стоящего партнера. Затем перейти к самостоятельному выполнению переворота с моста через голову.
4. И. п.: один — в положении лежа на груди, руки за головой, второй — сидя сверху лицом в сторону ног с захватом под колени. Прогибание с помощью партнера.
5. И. п.: сидя спиной друг к другу, руки сплетены в локтях, ноги на ширине плеч, у первого — согнуты, у второго — прямые. Первый, выпрямляя ноги, ложится на спину партнера и, прогибаясь, касается головой ковра, второй выполняет наклон вперед. То же со сменой ролей.
Контрольные вопросы
1. Назовите группы специальных упражнений для развития мышц шеи.
2. Какие упражнения с партнером могут быть использованы для укрепления борцовского моста?
3. Назовите разновидности упражнений с отягощением, используемые для совершенствования борцовского моста.
4. Какие исходные положения являются основными для освоения борцовского моста?
5. Развитию каких качеств способствуют упражнения в положении борцовского моста?
6. В какой последовательности целесообразно использовать в уроке упражнения для совершенствования борцовского моста?
АКРОБАТИЧЕСКИЕ ПРЫЖКИ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Акробатические упражнения входят в число наиболее эффективных средств специальной физической подготовки борцов. При выполнении различных сальто, переворотов, кувырков, перекатов развиваются скоростно-силовые качества, ориентировка в пространстве, быстрота реакции, навыки самостраховки при падениях, ловкость.
В подготовке борцов используются следующие акробатические упражнения, объединенные в группы родственных по технике движений.
Перекаты — вращательные движения с последовательным касанием опоры частями тела без переворачивания через голову (например, из положения лежа вытянувшись перекаты в сторону).
Кувырки — вращательные движения типа перекатов, но с переворачиванием через голову вперед или назад.
Перевороты без фазы полета — движения тела вперед, назад или в сторону с переворачиванием тела через голову (переворот в сторону — колесо, переворот назад через мост — перекидка и т. п.).
Перевороты с фазой полета — прыжковые движения с переворачиванием тела вперед или назад через голову с отталкиванием руками и ногами (переворот вперед с места и с разбега, фляк и др.).
Сальто — движения с полным переворачиванием тела через голову вперед, назад или в сторону без промежуточной опоры руками.
Акробатические упражнения в зависимости от задач, стоящих перед конкретным занятием, применяются и в подготовительной части (для разминки), и в основной (с целью совершенствования физических качеств), и в заключительной (как средство повышения эмоционального тонуса и восстановления работоспособности).
Безусловным требованием является достаточная степень владения данными упражнениями. В этом случае не расходуется время и энергия на объяснение и разучивание неспецифических действий и гарантируется безопасность занятий. Освоение акробатических упражнений целесообразно планировать в начале подготовительного периода тренировки, отводя для этого достаточное время в каждом занятии.
Выполнение большей части акробатических упражнений не требует специального оборудования. Однако борцовского ковра или гимнастических матов в один слой недостаточно для обучения отдельным акробатическим элементам типа сальто или кувырка с разбега и прыжка. Нужна горка из матов (до уровня пояса). Желательно иметь лонжу — пояс с веревками для страховки. Если имеется возможность, то овладение акробатическими упражнениями нужно проводить в гимнастическом зале, имеющем соответствующее оснащение.