Согласование сказуемого с подлежащим
1. При подлежащем, выраженном сочетанием соби-
рательного существительного (ряд, большинство,
меньшинство, часть и т. п.) и существительного
в форме родительного падежа множественного чис-
ла, сказуемое обычно ставится в форме множествен-
ного числа, если речь идет о предметах одушевлен-
ных или если подчеркивается активность действия:
Большинство учеников хорошо сдали выпускные
экзамены, и в форме единственного числа, если
подлежащее обозначает предметы неодушевлен-
ные: Ряд новых домов стоял в конце деревни. Это
общее правило может нарушаться в условиях кон-
текста.
2. Если подлежащее выражено так называемым
с ч е т н ы м о б о р о т о м , т. е. сочетанием количе-
ственного числительного или другого счетного слова
(например, несколько) с существительным в форме
родительного падежа множественного числа, то ска-
зуемое обычно согласуется так же, как с подлежа-
щим — собирательным существительным (см. п. 1):
Несколько дам скорыми шагами ходили взад и
вперёд по площадке (Л.); Десять бойцов бросились
в атаку; Засеяно сто двадцать гектаров.
3. При числительных два, три, четыре сказуе-
мое обычно ставится в форме множественного
числа: Позади их щёлкнули два выстрела; Три
книги лежат на столе; Четыре ученика вошли
в класс.
4. При составных числительных, оканчивающихся
на один, сказуемое ставится в форме единственного
числа: Школу окончил сорок один ученик.
5. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуе-
мое обычно ставится в форме единственного числа и
согласуется в роде: Получена тысяча книг для
школьной библиотеки; Отпущен миллион рублей
на благоустройство посёлка.
6. При существительных лет, месяцев, дней, часов
и т. п. сказуемое обычно ставится в форме единст-
венного числа: Прошло две недели; Пробило десять
часов; Пятнадцать лет прошло.
7. Если при счетном обороте (колич. числ. + род. п.
мн. ч. сущ.) имеются слова все, эти, то сказуемое
ставится в форме множественного числа: Все три
всадника ехали молча (Г.); а если имеются слова
всего, только, лишь, то сказуемое ставится в форме
единственного числа: Гостей приходило только
трое (П.).
8. Если подлежащее выражено сложным существи-
тельным, первой частью которого является пол-, то
сказуемое обычно ставится в форме единственного
числа: На блюдце лежит пол-яблока, а в прошед-
шем времени — в форме среднего рода: полдома сго-
рело; полжизни прожито. Но если при этих словах
имеется определение в форме именительного падежа
множественного числа, то сказуемое ставится в фор-
ме множественного числа: Полгода, проведён-
ные в деревне, восстановили здоровье боль-
ного.
9. Если в состав подлежащего входит существитель-
ное со значением количества — определенного (па-
ра, тройка, десяток, дюжина, сотня и т. п.) или
неопределенного (масса, поток, уйма, пропасть,
бездна и др.)» то сказуемое ставится в форме единст-
венного числа: За моею тележкою четвёрка быков
тащила другую (Л.); Публики сегодня приходила
целая бездна (Д.); Поток машин, орудий и пово-
зок с грохотом катился по узкому мосту (Буб.).
10. При подлежащем, включающем слова много,
мало, немного, немало, сколько, сказуемое обычно
ставится в форме единственного числа: Сколько раз-
ных чувств проходит во мне, сколько мыслей ту-
маном проносится (Пришв.); Много птиц сидело
на ветвях.
11. При существительном мужского рода, обозна-
чающем профессию, должность, звание и т. д., ска-
зуемое ставится в форме мужского рода независимо
от пола того лица, о котором идет речь: Агроном
сделал доклад; Директор вызвал секретаря.
В разговорной речи встречается в этих случаях
постановка сказуемого в форме женского рода, ког-
да известно, что речь идет о женщине: Наш,
профессор (дама ещё молодая) написала книгу.
При наличии имени собственного лица, при кото-
ром название профессии и т. п. выступает в роли
приложения, сказуемое согласуется с собственным
именем: Агроном Сергеева прочла лекцию.
12. При подлежащем, выраженном словосочетанием
(названия литературных произведений, кинофиль-
мов, журналов, предприятий и т. д.), в котором есть
ведущее слово или слово в форме именительного па-
дежа, сказуемое согласуется с этим словом (или сло-
вами): «Герой нашего времени» написан М. Ю. Лер-
монтовым; «Волки и овцы» поставлены на сцене
местного театра. Однако нельзя сказать: «„Рус-
лан и Людмила" написаны А. С. Пушкиным», по-
скольку речь идет об одном произведении, хотя в на-
звании имеются два имени; в подобных случаях
следует добавить родовое наименование (поэма, про-
изведение и т. д.), с которым и согласовать ска-
зуемое.
13. При сложных названиях, состоящих из двух слов
разного грамматического рода, сказуемое (а также
определение) согласуется с тем из них, которое выра-
жает более широкое понятие или является конкрет-
ным обозначением предмета: автомат-закусочная
открыта; концерт-обозрение показано; песня-ро-
манс стала весьма популярной; витрина-стенд по-
мещена в вестибюле; внимание привлекала маши-
на-фургон; плащ-палатка лежала; концерт-парад
прошёл с большим успехом; книга-справочник по-
лезна; таблица-плакат висела; раскладное крес-
ло-кровать стояло.
14. Наличие при подлежащем уточняющих слов,
присоединительных конструкций, сравнительных
оборотов и т. д. на форму согласования со сказуемым
не влияет: Никто, даже лучшие спе-
циалисты, не мог наладить компьютер.
15. Бели подлежащее — сложносокращенное слово,
которое имеет грамматическую форму (склоняется),
то оно согласуется со сказуемым по правилам: Вуз
объявил набор студентов; Алданзолото выпол-
нило план.
При отсутствии у сложносокращенного слова
грамматической формы сказуемое согласуется с ве-
дущим словом сочетания, т. е. ставится в той форме,
в которой оно стояло бы при полном наименовании:
МГУ (университет) объявил конкурс; НЛО (объект)
исчез за горизонтом.
16. Если сказуемое относится к нескольким подле-
жащим, соединенным только интонацией или свя-
занным посредством соединительного союза, то:
1) сказуемое, стоящее после однородных подлежа-
щих, обычно ставится в форме множественного чис-
ла: Промышленность и сельское хозяйство нуж-
даются в инвестициях;
2) сказуемое, предшествующее однородным подле-
жащим, обычно согласуется с ближайшим из них:
В деревне послышался топот и крики (Л. Т.).
Если между однородными подлежащими стоит
разделительный или противительный союз, то ска-
зуемое ставится в форме единственного числа: Пере-
житый страх или мгновенный испуг уже через ми-
нуту кажется и смешным, и странным (Фурм.);
Не ты, но судьба виновата (Л.).
17. При сочетании в подлежащем существительных
в формах именительного падежа и творительного
падежа (с предлогом с) типа брат с сестрой сказуе-
мое ставится в форме множественного числа, если
оба предмета/лица выступают как равноправные
производители действия (оба являются подлежащи-
ми): Серёжа с Петей долго ждали возвращения
матери, и в форме единственного числа, если вто-
рой предмет/лицо лишь сопутствует основному про-
изводителю действия (является дополнением): Мать
с ребёнком пошла в поликлинику.
При наличии слов вместе, совместно сказузе-
мое при таком подлежащем обычно ставится в фор-
ме единственного числа: Брат вместе с сестрой
уехал в деревню; Бригадир совместно с инжене-
ром взялся отремонтировать станок.
332. Выберите одну из заключенных в скобки числовых
форм глагола.
1. Ряд столов (стоял — стояли) посередине комна-
ты1. 2. Пять учеников (подошло — подошли) к экзаме-
национному столу2. 3. Двадцать две тетради, проверен-
ные учителем, (лежало — лежали) в шкафу3.4. На кон-
ференцию (прибыл — прибыли) двадцать один делегат4.
5. Тысяча солдат (бросилось — бросилась — бросились)
в атаку5. 6. (Прошло — прошли) два месяца6. 7. На экс-
курсию (пошло — пошли) всего десять человек7. 8. Пол-
часа, проведённые в обществе такого интересного рас-
сказчика, (прошло — прошли) незаметно8. 9. Пятерка
истребителей (сопровождала — сопровождали) эскад-
ру9. 10. Много выпускников нашей школы (пошло — по-
шли) работать на автозавод10.
333. Выберите одну из заключенных в скобки родовых
форм глагола.
1. Секретарь (выдал — выдала) нам нужные справ-
ки11. [Речь идёт о лице женского пола.] 2. «Война и
мир» (написана — написано — написаны) Л. Н. Толс-
тым12. 3. Недавно в институте (открыта — открыто)
кафе-столовая13. 4. Никто, даже самые сильные учени-
ки, не (мог — могли) решить эту трудную задачу14.
5. Правление спортивного клуба, в том числе председа-
тель и его заместитель, отлично (справляется — справ-
ляются) со своими обязанностями14. 6. Администрация
школы, особенно директор и завуч, много (сделала —
сделали) для организации летнего отдыха детей14.
7. НИИ (получил — получило) заказ на разработку но-
вых строительных материалов15. 8. В продаже (имеет-
ся — имеются) в большом выборе цветы, семена, са-
женцы16. 9. Брат или сестра (поможет — помогут)
мне сделать уроки16. 10. Мать с детьми (уехала — уеха-
ли) в деревню.
334. Перепишите предложения, согласуя сказуемое
с подлежащим.
1. Большинство студентов института, занимающихся
в спортивных секциях, уже сдал., нормы по лыжам.
2. Ряд мер, направленных на поднятие дисциплины сре-
ди учащихся, принимается администрацией школы.
3. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего
класса показал., на экзаменах глубокие знания. 4. Уста-
новлен., три новых мировых рекорда. 5. Сорок два станка
неумолчно гудел., и равномерно вздрагивал.. . 6. Много
детей был., больн.. гриппом. 7. Мы вошли в кабинет ди-
ректора, после того как девушка-секретарь доложил..
о нашем приходе. 8. Такси стоял., у ворот дома. 9. Эти
пол-арбуза, как дети сразу догадались, был., отложен.,
для них. 10. Ты и твои друзья окаж..т нам помощь и на
этот раз.