(р)1998 Vista Vera 98014 (аудиокассета) (с)1998 Группа «Каприз» Сторона один: 1. Вступление 4:33 2. Над городом дым 3:14 3. Зеркало 8:35 4. Интерлюдия 3:04 5. Лес 2:25 6. Пауза 3:19 Сторона два: 7. Второй ад Вертера 9:30 8. Вальс 2:30 9. Последнее утро 3:21 10. Денеб 2:58 11. Вступление II 3:13 Общая длительность (указана примерно: плюс-минус 5 секунд): 46:50 Каприз: Антон Кобозев – флейта Владислав Комисарчук – гобой, английский рожок Валерий Васильев – кларнет, бас-кларнет Александр Коломиец – фагот Леонид Копытин – бас-гитара Инна Брежестовская – вокал Антон Брежестовский – клавишные Александра Корзина – скрипка Евгений Кочат – виолончель а также: Мария Воронина – вокал (7) Денис Калинский – виолончель (11) Музыка и слова - Антон Брежестовский, кроме «Вальс» (слова J.R.R.Tolkien). Записано в студии “Турне» Московского Дома Актера, октябрь – ноябрь 1996. Звукорежиссер: Десс, звукоинженеры: Софья Н.Кругликова, Денис Вакуленко. «Последнее утро» - звукорежиссер Софья Н.Кругликова. Исполнительный продюсер: Валерий Загороднев. Мастеринг – Юрий Щербаков, студия “Calypso”, Санкт-Петербург. Художник - Did Derbent. Фото: Борислав Курило. Комментарий: Альбом был записан в октябре-ноябре 1996 года и включает в себя материал сочиненный с 1987 ("Интерлюдия") по 1996 год " ("Денеб"). Записывал и сводил пластинку известный питерский звукорежиссер Десс (Вадим Сергеев) в студии "Турне" Московского Дома Актера. Альбом вышел на средства ансамбля лишь в 1998 году, и, к сожалению, только на кассетах. В 2000 году вышел небольшой тираж на CD-R, где к тому же есть один трек (Я хочу ждать ещё), не вошедший в кассетное издание. "Зеркало" - полуэлектрический альбом, на котором половина песен - с басом и барабанами, впоследствии уступившими место чистой акустике. В начале 2006 года альбом переиздан в формате CD московской фирмой IROND (IROND CD 06-1136). От кассетного издания отличается ремастированным звуком, другим вариантом обложки, и наличием бонус трека - кавер-версии "Вальс" от группы DVAR. Авторская аннотация к альбому "Зеркало" "Зеркало" - попытка показать человеческую жизнь, или вернее, внутреннюю ее сторону от рождения до смерти. Радость и печаль поочередно сменяют друг друга в нашей жизни, и даже самые заядлые оптимисты, наверное, удивятся, задумавшись, сколько на их жизнь выпадает горестных испытаний и печали - печали как объяснимой, так и беспричинной, накатывающейся волнами в самые неожиданные моменты. Жизнь человека, которого отличает amor fati - любовь к своей судьбе, - наверное, похожа на лихо закрученный сюжет, в которой за окончательным, казалось бы, поворотом к светлому всегда может последовать срыв, но конец все-таки всегда будет счастливым. "Вступление" и "Над городом дым" - это образы детства, но отнюдь не детского счастья "здесь" (которого многим судьба подарила в избытке), а смутная тоска или страшная память о том, что было "до", терзающая по ночам душу ребенка. "Зеркало" - та точка, в которой еще отражается прошлое и уже прощупывается будущая дорога. Это первые неуклюжие опыты в будущем ремесле, первая любовь и первые взрослые ошибки. "Интерлюдия" - попытка выразить образ музыки в "чистом виде", не музыки, которая по традиции двух последних веков рассказывает о наших чувствах, страстях и борьбе, а той музыки, которая существует ради себя самой и которой нет никакого дела до нас. "Лес" - страх перед потусторонним, скалящий зубы в душе даже самого закоренелого атеиста (а может быть в его-то душе и больше всего), смутное понимание того, как легко может нечто, имеющее власть над нашим умом и волей, толкнуть нас на любой, непонятный впоследствии ни себе, ни другим, шаг. В "Паузе" - один из главных лейтмотивов альбома, появляющийся также в "Зеркале", "Последнем утре" и "Денебе". "Второй ад Вертера" - это образ того, как одиночество сдавливает нам сердце уже во взрослом возрасте, превращая иногда жизнь в ад. После первых двух куплетов и большого инструментального эпизода, построенного на теме из "Вступления", музыка словно низвергается вниз по спирали и металлически холодно звучит четырехголосный хор. Последние четыре ноты пианиссимо у флейты - монограмма BACH (си бемоль - ля - до - си), так как главная тема - интонационно измененная цитата из арии "Blute nur du liebes Herz" из "Страстей по Матфею" . "Вальс" - отзвуки музыки эльфов в нашей душе, то светлое, что приходит ясным, безоблачным утром на смену тяжелым ночным размышлениям. Три последние части - "Последнее утро", "Денеб" и "Вступление II"- единый рассказ о последнем дне жизни. В медленном, сумрачном вступлении к "Последнему утру" - две темы из песни "Зеркало" как воспоминание о детстве, а в конце - отголосок из "Вступления II" - предчувствие того, что должно произойти. Быстрый эпизод с солирующей флейтой - словно езда на высокой скорости по горному серпантину и в конце концов - авария, отнимающая жизнь. "Денеб" - рассказ о преждевременном уходе, сулящем не печаль, а новое и, возможно, лучшее существование. (Денеб - это главная звезда в созвездии Лебедя, а сам текст - сказка о том, как это созвездие пришло на небо). Заключительная часть - "Вступление II" - не случайно называется именно так. Это первые шаги уже в другом мире, том, который в "Розе мира" Даниила Андреева зовется Олирной. Сегодня я хочу поговорить о самой первой и самой любимой мною работе московского ансамбля CAPRICE, о музыке которого мы начали беседовать в прошлом номере. Вот как все это было: Tim, мой соратник по проекту FAR FROM MIND, долгое время является постоянным посетителем www.gothic.ru, как я понимаю, именно там он впервые услышал о CAPRICE. Потом был сборник EDGE OF THE NIGHT, и после этого уже он приобрел три диска ансамбля: «Зеркало», пока что единственный русскоязычный и до сих пор ходящий в народе только на CD-R и кассетах, следующий после него по записи и на тот момент тоже на CD-R “Songs Of Innocence And Experience” (позже с тремя новыми трэками был издан в виде настоящего CD на французском лэйбле PRIKOSNOVENIE) и первый настоящий CD ансамбля “Elvenmusic”. Я же на тот момент что-то читал о них на сайте РЕЗУЛЬТАТЫ, слушал одну композицию на сборнике (которая, впрочем, осталась мною совершенно незамеченной) и, в общем, все. Именно телефонная беседа с Tim’ом, его восторг (как выяснилось позже, на тот момент он послушал только половину “Elvenmusic” J) заставили меня сказать: принеси мне все три альбома, я тоже послушаю. Что он на следующий же день и сделал. Вам знакома эта ситуация, когда лежит перед вами три диска группы, о которой вы почти ничего не знаете и нужно выбрать первый, который вы будете слушать и от которого на самом деле в корне зависит то, как вы воспримете остальные работы проекта? Я выбрал непохожий на два других внешне диск, тот на котором было что-то странное изображено: статуя, маска, Пизанская башня, море, молния, в общем, простецкий такой коллаж. Я подумал, что именно под такой обложкой будет музыка, которая мне понравится. Забегая вперед скажу, что это был счастливый правильный выбор: начни я с любого другого диска CAPRICE, и до этого я мог бы уже просто не дотерпеть. Мне понадобилось немало времени для того, чтобы понять и прочувствовать то, что записано на двух других доступных на тот момент дисках, и пришел я к пониманию их в любом случае через «Зеркало», альбом, который мне понравился сразу, безоговорочно и навсегда. Это был почти шок, настолько эта музыка оказалась МОЯ. Особенно первые три композиции, выделяющиеся даже из материала этого альбома, не говоря уже о других работах ансамбля. На самом деле «Зеркало» - это как бы вообще не CAPRICE, то есть музыка здесь в корне отличающаяся от всех последующих работ, настроением прежде всего. Это музыка человека еще несформированного, недозрелого, если можно так выразиться, где-то мечущегося, где-то сомневающегося. Вот именно этого сомнения не осталось уже в следующем альбоме, там все сделано с полным осознанием своей правоты. Я же сам человек сомневающийся, а потому мне близко и понятно большинство того, что сделано людьми сомневающимися. Плюс еще то, что «Зеркало» почти трагично печальный диск, при этом печаль эта вовсе не вымученная и не выдуманная. Куда она делась потом – вопрос, на который не сможет ответить никто. Что-то такое должно было произойти… Антон Брежестовский, единоличный композитор ансамбля, и после этого писал много печальной музыки, но вся эта печаль уже другая, она светлей, она позитивней, она подразумевает, как правило, и лучшие времена и лучшие миры. Этого нет в «Зеркале». Я уверен, Антон будет говорить строго обратное, вроде того, что вот же, финал, вполне оптимистичный. Собственно, именно об этом он и пишет в сопроводиловке к диску. Однако, это все фигня. Можно писать и говорить что угодно, но музыка, она в определенный момент начинает говорить сама уже без помощи автора. Лично я, даже слушая этот действительно вполне оптимистичный финал именно этого самого оптимизма не испытываю, наоборот, еще более утверждаюсь в мысли, что, в общем, все пропало J… Наши постоянные читатели должны знать, что CAPRICE – это neo-classic проект. Кстати, в свете этого факта удивляет то, с каким рвением поддерживает их RUSSIAN GOTHIC PROJECT, как правило тщательно следящий за тем, чтобы не связываться с коллективами из других музыкальных сфер. Так вот, первые три композиции, записанные на «Зеркале» - это очень мощный по качеству и очень тонкий эмоционально… progressive-rock. Абсолютно нетрадиционный, абсолютно свой, но другого, более точного определения мне не найти. Изломанные паттерны драм-машины, завораживающие рисунки электрического баса (этот инструмент более никогда Антоном не использовался, и только сейчас он пишет альбом, в котором он вновь будет звучать), высокий голос Инны, прорисовывающий странные (при первом прослушивании) но очень красивые мелодические рисунки. Дополняют это все пианино, флейта и другие традиционные для творчества CAPRICE (и традиционные для академической музыки) инструменты. Плюс удивительно эмоциональные и художественные тексты. Уже начиная с четвертой композиции пропадает тарахтение синтетических барабанов, пропадает бас, музыка приобретает все более светлые и теплые оттенки, но… вот этот изначальные заряд тревоги, он остается с вами до самого конца диска… Я даже не знаю, что еще можно сказать. Tim до сих пор не может понять, что же мне так нравится в этом альбоме, он и сейчас, спустя уже года три или четыре, слушал его от силы раза три, может, и стоит он у него на полке просто «рядом с остальными дисками», не более. Вот и Андрей Турусинов последующие диски хвалит много более «Зеркала». Вообще, я понял, как правило, в рецензиях все хвалят этот альбом как хороший дебют хорошего neo-classic ансамбля и только. Не пойму. Либо все глухие (что маловероятно), либо я все вот эти прелести придумал, во что я тоже не верю, хотя с точки зрения Закона Вероятности это много справедливей. Я могу только порекомендовать вам найти этот диск (хотя бы через мэйл-ордер на сайте CAPRICE) и сделать собственные выводы. В любом случае, это прежде всего очень хорошая, очень эмоциональная и очень честная музыка… MUSICMIND NEWSLETTER # 19 февраль 2005 e-mail: [email protected]://www.musicmind.narod.ru С тем, что «Зеркало» - самый недооцененный альбом Caprice, я полностью согласен. И причина тут, на мой взгляд, скорее всего только одна – это то, что он был издан в своё время только на кассете и распространялся непонятно как и непонятно где. Поэтому и отношение к нему соответствующее – если эту запись НЕ издало Prikosnovenie, то, стало быть, это их что-то в ней не устроило, а раз НЕ устроило, то и не стоит париться и пытаться эту кассету раздобыть и послушать. Как раз по этой причине Алексей Шептунов смог легко заявить, что «конечно, этот альбом вряд ли способен конкурировать с последующими произведениями CAPRICE». Но, это вовсе не так, в чем очень легко убедиться, послушав эту запись. Что я и сделал на днях, после того как получил 19-й номер Musicmind Newsletter. Негодяй очень давно выражал свои самые активные восторги по поводу этого первого альбома Caprice. Я вроде как с ним соглашался, но, в любом случае, всегда говорил, что последние альбомы всё равно лучше, точнее – они совсем другие, словно это два разных ансамбля записаны. Тем более, что музыканты действительно другие в альбомах участие принимали – из этого первого состава сейчас осталась только скрипачка Александра Корзина. Более аргументировано возражать у меня почему-то не получалось. Но вот во время подготовки DVD с записью архангельского концерта, я эту кассету отыскал в домашних закромах, и тщательно послушал несколько раз. И, разумеется, сразу же убедился в правоте негодяевских слов – отличнейший альбом, просто супер! Хотя Sister Simplicity мне всё равно больше нравится, но нравится уже как-то совсем по другому, ибо это совсем-совсем другая вещь. Негодяй правильно заметил о том, что «Зеркало» характерно своей безысходной печалью, а все последующие альбомы – печалью светлой, позитивной, «подразумевающей и лучшие времена и лучшие миры». Полностью согласен. На «Зеркале» всё очень интересно: во-первых, тексты на русском языке – и очень такие непростые, музыка – вроде бы и узнаваемо «капризовская», но всё равно не такая, даже хотя бы по длительности пьес (Зеркало 8:35 и Второй ад Вертера 9:30). Про использование в инструментарии бас-гитары и барабанов (путь даже и электрических) я уж и не говорю. В целом, для дебютного альбома всё даже слишком интригующе и крайне любопытно. И, тем более любопытно, так как мы теперь знаем, как это всё в дальнейшем развивалось, и во что превратилось сейчас. С уверенностью могу сказать, что ничего подобного «Зеркалу» в отечественной музыке не записано о сих пор. Понятное дело, что кассету такую сейчас уже точно нигде не найти, CD-R был сделан вообще штучным тиражом, так что любопытствующим только и остается как обращаться напрямую к Антону Брежестовскому за этой записью. Впрочем, на официальном сайте есть три пьесы в формате мр3 с этого альбома. Всегда можно скачать и послушать. АТ (март 2005) Первый альбом CAPRICE представляет из себя работу довольно странную и местами неожиданную для тех, кто знает группу исключительно по трэку на Русской Готической Компиляции или по блэйковскому циклу. С одной стороны, это концептуальное повествование, в котором чувствуется масса очень личных, тонких образов, связанных с переходом от одного возраста к другому и от жизни к смерти - и наоборот. С другой стороны, альбом какой - то уж слишком эклектичный и разноплановый по музыке, так что некий целостный образ после его прослушивания почему-то не остается, - хотя должен был бы, судя по повествованию внутри буклета. Некоторые музыкальные фрагменты "Зеркала"производят впечатлнение написанных разными людьми - например, если "Интерлюдию", "Последнее утро" и "Вступление - 2" можно отнести к готической неоклассике, то, например, "Над городом дым" напомнил мне настроение ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА периода "Этнических опытов" (очень хороший альбом, кстати). "Вальс" своим звучанием почему - то навевает воспоминания о ENYA, а вот "Зеркало" и "Вертер" - вообще нечто декадентское и размытое во времни и пространстве. Все это не говорит о том, что музыкальный материал плох и неинтересен, весь вопрос в том, готовы ли вы к восприятию такого рода музыки. Три последние композиции, на мой взгляд, наиболее прекрасны, очень часто я слушаю диск именно с этих вещей и мне кажется, что это дйствительно эстетическая кульминация альбома: "Денеб" - это действительно сильно! Так передавать эмоции и содержание почти без всякой помощи музыки!.. Конечно, этот альбом вряд ли способен конкурировать с последующими произведениями CAPRICE, тем не менее, это совершенно замечательный диск со своим настроением и "посланием". Он способен легко войти вам в душу при соответствующем состоянии. В конце концов, он просто очень талантлив как, впрочем, и все выходящее из под пера этих людей. АШ (февраль 2001) ЗЕРКАЛО(А.Брежестовский) Вот этот дом… Сколько нам было лет?.. Сны об оставленных днях – разноцветный коллаж. Мы, разомлев от безделья, поднимались к тебе мимо исписанных стен на последний этаж… Комнаты… музыка… в окнах игрушечный лес. Двери… В дверях отражения нас, вернее наших теней, Это – с губной гармошкой ты, S, Это – я, М, а чаще всего – просто А. Было немного страшно – чувствовать больше, чем знать И ощутить это сладкое чудо С опасным именем overdose. | |