Михаил Ларионов. Отдыхающий солдат. 1910 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Натан Альтман.

Портрет

А. А. Ахматовой.

Г.

Государственный

Русский музей,

Санкт-Петербург.

Натан Исаевич Альтман (1889-1970) не входил в группу «Бубновый ва­лет», но по своей творче­ской манере был очень ей близок. Художник предложил свой вариант кубизма, придав ему некую холодную клас­сичность, в основе кото­рой — чёткий и совер­шенный рисунок. Этот портрет знаменитой поэ­тессы — одно из наибо­лее ярких произведений живописи того времени.

рову (1881 — 1962), учившуюся здесь же. Они поженились, и с тех пор их жизненные и творческие пути были неразрывно связаны.

В 1906 г. молодые живописцы на­чали активно выставляться: имена Ларионова и Гончаровой стали из­вестны широкой публике благодаря выставке Московского товарищест­ва художников. В том же году они приняли участие в экспозиции Со­юза русских художников. А за два го­да до этого, в 1904 г., Ларионов познакомился с известным теат­ральным и художественным деяте­лем Сергеем Павловичем Дягиле­вым и в 1906 г. по его приглашению показал свои работы на петербург­ской выставке объединения «Мир искусства». Вскоре он вместе с Дяги­левым и художником Павлом Варфоломеевичем Кузнецовым отправил­ся в Лондон и Париж, где Дягилев из просветительских соображений представил в двенадцати залах Осен­него салона русское искусство раз­личных периодов и направлений. Произведения Ларионова, Гончаро­вой и Кузнецова вошли в раздел «самоновейших».

После 1907 г. Ларионов увлёкся примитивизмом. Об этом говорят энергичные мазки, сочные, красоч­ные пятна, чёткие контуры, ничем

не стеснённая фантазия, и прежде всего сюжеты, взятые из провинци­альной городской жизни: «Прогулка в провинциальном городе», «Кафе на открытом воздухе», «Провинциаль­ная франтиха» (все работы 1907 г.). В 1907 г. Ларионов сблизился с поэтом и художником Давидом Да­видовичем Бурлюком (1882—1967), одним из основателей русского футуризма; совместно они устроили в Москве выставку «Стефанос». А в 1910 г. живописец оказался в чис­ле основателей объединения «Бубно­вый валет», вокруг которого сплоти­лись сторонники примитивистского движения. Но в 1912 г. Ларионов

Михаил Ларионов. Отдыхающий солдат. 1910 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва - student2.ru

Михаил Ларионов.

Провинциальная франтиха. 1907 г.

Музей изящных искусств Республики Татарстан, Казань.

Михаил Ларионов. Отдыхающий солдат. 1910 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва - student2.ru

Михаил Ларионов. Отдыхающий солдат. 1910 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1908—1909 гг. Ларионов служил в армии. Воспоминания о военной службе дали худож­нику материал для обширной серии работ из солдатской жизни: «Утро в казарме», «Отды­хающий солдат» (обе 1910 г.), «Солдат верхом», «Автопортрет в солдатской рубахе» (обе 1911 г.). Это цикл незатейливых бытовых сценок, не связанных определённым сюжетом; их главный герой — солдат. Он скачет на коне, курит, прохаживается по улицам. Облик солдата на всех картинах дан в традициях русского лубка — пропорции фигуры деформи­рованы, в позах и жестах чувствуется нарочитая неуклюжесть, колорит нередко напомина­ет вызывающе размалёванные надписи на ярмарочных балаганах. Безусловно, в этой се­рии есть некая ирония и мягкая улыбка. Однако главной целью Ларионова была всё же не пародия и насмешка, а тонкая имитация народных форм живописи и размышление над фольклорными представлениями о герое, причём не эпических, а бытовых жанров творчества - баек, прибауток, анекдотов.

Михаил Ларионов. Отдыхающий солдат. 1910 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва - student2.ru

Михаил Ларионов.

Наши рекомендации