Театрализованной рекламы

Эпоха рыночных, а, значит, конкурентных отношений ставит задачу создания рекламной продукции разного рода: текстовой, кино-, фоторекламы и рекламы игровой, т.е. театрализованной. Драматургической основой последней служит сценарий, особенностям которого и посвящено все нижеизложенное.

Определим и сформулируем предмет разговора и его понятие. Реклама – это создание имиджа товара, услуги, человека, общности и т.п. Задача рекламы – максимальное информационное и эмоциональное воздействие на субъекта, к которому она обращена. Цель рекламы – возрастание спроса на рекламируемый объект (прямая реклама), либо сведение к нулю спроса на него (антиреклама). Вторая цель может преследоваться в политической пропаганде, а также в произведениях искусства (утопия – антиутопия).

При создании сценария театрализованной рекламы остается в силе определение и формулировка темы, отвечающей на вопрос: каков рекламируемый нами объект? Остается в силе определение идеи, как отношения к объекту нашего внимания, идее, отвечающей на вопрос: что мы хотим сказать о рекламируемом объекте? Важнейшим творческим актом является изыскание художественного драматургического приема. В нашем случае – это прежде всего те аргументы и факты, которые, будучи воплощены в художественную форму, станут основой формирования убеждения в приятии либо неприятии рекламируемого объекта. Следует заметить, что данная художественная форма не есть нечто статичное, а есть действие, обусловленное этой формой и заключенное в ней.

При создании сценария необходимо иметь в виду существование двух видов информации, касающейся рекламируемого объекта. Информация первого вида: а) сведения о предложении, то есть о самом объекте, б) сведения о спросе, то есть о среде, заинтересованной в данном объекте. Будем называть это абсолютной и относительной информацией.

Информация второго вида: сумма знаний об окружающем мире во множестве его ипостасей. Назовем это эрудицией сценариста.

Именно на пересечении информативных элементов первого и второго видов рождается наиболее удачный художественный прием. Это пересечение может происходить иллюстративным, контрастным или ассоциативным путем. Рождение действенного и яркого художественного приема и является своего рода озарением, т.е. изысканием верного решения предложенной задачи. Творческий процесс при этом может быть представлен как движение от категории Е к категории О, от категории О к категории В. Здесь: Е – единичное, в котором заключена абсолютная информация о рекламируемом объекте, О – особенное, т.е. особенность объекта, присущая только ему и непосредственно предметам рекламы, ориентированным на определенный спрос, В – всеобщее, т.е. найденная метафора (неназванное сравнение одного предмета с другим по признаку, общему для обоих сопоставляемых предметов) по отношению к О. Е ® О ® В.

Категории Е, О, В суть категории психологии творчества. При переходе от Е к О мышление пользуется методами индукции, при переходе от О к В – методами интуиции. Напомним, что индукция – способ рассуждения от частных положений к обобщениям, а интуиция – непосредственное чувство, основанное на опыте и подсказывающее правильное решение.

С другой стороны, при создании рекламного сценария нужно учитывать присутствие в нем тезиса, антитезиса и синтеза. Напомним, что тезис – положение, истинность которого должна быть доказана, антитезис – положение, противопоставленное тезису, синтез – положение, рассмотренное в единстве и взаимной связи его частей. В нашем случае, тезис – рекламируемый объект и его главная особенность, антитезис – ситуация, избранная из множеств, имеющих место в окружающем мире, и чуждая рекламируемому объекту, синтез – художественный контекст, в котором объединены объект и ситуация, причем это объединение тезиса и антитезиса в едином контексте происходит благодаря и на основании особенности объекта. Воспользовавшись данными философскими категориями можно записать: Т + АТ = С. Таким образом, Е ® О ® В = Т + АТ = С.

Полученную формулу вполне можно использовать в процессе драматургического анализа и предварительной разработки будущего подробного сценария театрализованной рекламы.

Добро пожаловать в «Юмакс»!

Сценарий театрализованной рекламы услуг фирмы «Юмакс»

Рекламное действо происходит на площадке, отведенной для демонстрации товаров и услуг торгово-сервисного центра «Юмакс», которая расположена в выставочном зале легкоатлетического манежа. Наряду с витринами, стендами и вращающимся демонстрационным кругом на площадке предусмотрено свободное пространство для театрализованной рекламы. Здесь же поставлен легковой автомобиль, который служит функциональным объектом театрализации. В автомобиле находятся костюмы персонажей, участвующих в театрализации, в нем же исполнители переодеваются, чтобы предстать перед публикой в соответствующем художественном имидже. В нашем случае персонажами являются Остап Бендер (полосатый пиджак, шарф и фуражка командора) и Адам Козлевич (кожаные куртка, кепка и мотоциклетные очки) – герои романа И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой теленок». Центр «Юмакс» персонифицирован в лице двух Ведущих в фирменных кепи «Юмакс», работающих с двумя микрофонами. Звучат позывные, в которых легко узнается мелодия популярной песни «А дорога серою лентою вьется...». И вот эта же мелодия звучит уже ритмично, взволнованно и призывно. На площадке появляются представители центра «Юмакс» (Он и Она). Для простоты будем именовать их 1-й и 2-я.

1-й:Добрый день, уважаемая публика! Вас приветствует торгово-сервисный центр «Юмакс»!
2-я:Центр «Юмакс» приветствует всех, кто любит автомобиль, кто владеет автомобилем, кто мечтает об автомобиле! В общем, всех сограждан, кто любит скорость и авто!
1-й:Вы спросите: а что такое «Юмакс»? Нет ничего проще. Но и нет ничего серьезнее. «Юмакс» – это качество!
2-я: «Юмакс» – это прогресс!
1-й: «Юмакс» – это отвественность!
2-я: «Юмакс» – это экономия!
1-й: «Юмакс» – это гарантия!
2-я: «Юмакс» – это культура!
1-й: «Юмакс» – это... это... это... Да что говорить, об этом петь надобно!
  Под незатейливую, но ритмичную мелодию звучит речитатив Ведущих  
Ведущие (поют): Мы об авто печемся, как о друге, и в деле многоопытны своем. Наш честный труд и добрые услуги – все для тебя, сидящий за рулем! К нам пролегли дороги, а не тропы. Мы честью дорожим, а не рублем. И наши руки, знания и опыт – Все для тебя, сидящий за рулем.
2-я:Как говаривал незабвенный Остап Бендер – автомобиль – не роскошь, а средство передвижения. Человек, он на чем передвигается?
1-й:На своих двоих, естественно.
2-я:А автомобиль – на своих четырех. И опора, и краса – все четыре колеса. У тебя на ногах что?
1-й:Штиблеты, естественно.
2-я:И у автомобиля – тоже на «ш» – шины! Положим, у тебя штиблеты прохудились – куда пойдешь?
1-й:В обувной, естественно.
2-я:А ежели у автомобиля шины прохудились – куда поедешь?
1-й:В «Юмакс», естественно. Больше некуда.
2-я:Вот именно! Наш клиент не дует в ус! Ведь у «Юмакса» всерьез на любой заказ и вкус есть обувка для колес!
1-й:Как говорится, пришел – увидел – победил?
2-я:Нет, не так.
1-й:А как?
2-я:А вот как: приехал – посмотрел – приобрел – прикорнул – прибалдел – и покатил себе дальше. Да разве возможно о том умолчать, что нашим клиентам – удача сама! – и пальцем о палец не нужно стучать, чтоб разом авто довести до ума.
1-й:Другими словами, «Юмакс» – это всегда полный цикл обслуживания автомобиля, что называется «от» и «до», как в любви – от желания до наслаждения... И никаких гвоздей!
2-я:А гвоздей уж точно никаких! Зато есть аккумуляторы, диски, ремни, свечи, лампы, стекла, амортизаторы, фары, фонари и прочая, прочая, прочая...
1-й: Можете верить этим словам. Выбор широк и раздельно, и купно. Не перечислить всего, что вам «Юмакс» сулит по цене доступной.
2-я: В нашем «столе заказов» меню глаз не окинет... Гуляй свободно! Знай выбирай, хоть сто раз на дню, все, что душе твоей будет угодно!
1-й:Как в той сказке: налево пойдешь – тут тебе удобная шиномонтажная мастерская улыбается, направо пойдешь – тут тебе современная сервисная станция глазки строит, прямо пойдешь – тут тебе магазин запчастей объятья раскрывает... Одно слово: «Юмакс» – он «Юмакс» и есть. Хоть в лето, хоть в осень – милости просим!
2-я: Реклама наша – не подначка. И сервис наш – не нарочит. Последний штрих – и ваша тачка уже, как музыка, звучит!
     

И вот, словно в подтверждение этих слов, начинает звучать знойная завораживающая мелодия аргентинского танго. Распахиваются дверцы машины, и из нее выходят исполнители, костюмированные под Бендера и Козлевича. Бендер непринужденно облокачивается на автомобиль. Козлевич застенчиво вытирает платком руки, вспотевшие после долгого сидения за рулем. Звучит диалог наших персонажей с представителями фирмы «Юмакс»

Бендер:Горячий привет славной столице Южного Урала! Вы меня, конечно, узнали? Бендер – любимец Рабиндраната Тагора и сын турецкоподанного собственной персоной! Разрешите представить: мой собрат по автопробегу и автолюбитель до мозга костей – Адам Козлевич! Прошу любить и жаловать!
1-й:А где же «Антилопа-Гну»?
Бендер:Все это было в старину. А нынче мы на всякий случай Приобрели авто покруче.
2-я: «Какие люди»! И какими судьбами?
Бендер:Ударяем стало быть, автопробегом по бездорожью и разгильдяйству. А вы кто будете?
1-й:Торгово-сервисный центр «Юмакс». Чем можем?
Бендер:Что скажете, Адам Казимирыч?
Козлевич:А как, уважаемые, насчет масла залить?
2-я:Ноу проблем! Полный ассортимент и по доступным ценам.
1-й:Моторные масла лучших производителей.
2-я:Трансмиссионные масла для любых автомобилей.
1-й:Да что масла! Тормозные жидкости и антифризы.
2-я:Масляные фильтры.
1-й:Тормозные колодки.
2-я:И прочая, прочая, прочая...
Козлевич:Думаю, Остап Ибрагимыч, это нам подойдет.
Бендер:Дерзайте, Адам Казимирыч, дерзайте! Командовать парадом буду я!
Козлевич:А как, уважаемые, насчет развала-схождения и прочего мелкосрочного ремонта?
1-й:А на это имеется уникальный компьютерный стенд американской компании «Джон Бин». Беспроводной, бездатчиковый, лазерный!
2-я:Точность необыкновенная, быстрота измерения потрясающая! Все пользуют – Мерседес-Бенц, Тойота, Опель, Форд и прочая, прочая, прочая...
Козлевич:Думаю, Остап Ибрагимыч, и это нам подойдет.
Бендер:Вот теперь мы можем ехать далеко, очень далеко, может быть, на край земли, а может быть, еще дальше... Лед тронулся! Заседание продолжается!

Козлевич уже в машине. Бендер задерживается у открытой дверцы

1-й:А как насчет ремонта подвески?
Бендер:Недосуг! Автопробег ждать не будет! Еще свидимся! «Юмакс» –он и в Занзибаре «Юмакс»!

Бендер скрывается в машине. Звучит прощальное танго, затем музыка микшируется

2-я:Вот и еще одним популярнейшим личностям внимание оказали.
1-й:То ли еще будет! Лиха беда – начало, а там, глядишь, все звезды – в гости к нам...
2-я:Однозначно! Если ваш дружок железный занедужит - не беда! Мы да будем вам полезны. «Юмакс» ждет вас, господа!

И вновь звучит мелодия песни «А дорога серою лентою вьется...». Ведущие покидают площадку.

Музыка смолкает

Данную театрализованную рекламу можно прокручивать в течение дня, повторяя каждый час.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое реклама и какова ее цель?

2. Какие виды информации используются при создании рекламы:

3. Как рождается художественный прием при написании сценария театрализованной рекламы?

4. Что представляет собой творческий процесс создания театрализованной рекламы?

5. Каковы составляющие рекламного сценария?

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Итак, изучены и усвоены основы и начала теории, необходимой сценаристу театрализованного действа, осмыслены и проанализированы практические примеры подобного рода драматургии. Конечно, пособие далеко не исчерпывает большой и разнообразный контекст творческой работы сценариста над созданием сценария. Пространство деятельности в сфере театрализованных зрелищ и празднеств достаточно просторно в силу постоянных метаморфоз в сознании и вкусах людей, смены этических и эстетических установок социума, появления иных мировоззренческих позиций на месте прежних и т.п.

«О сколько нам открытий чудных» сулит благодарная и плодотворная нива своеобычного и демократического искусства, рождающегося на площадях и стадионах, улицах и лесных полянах, молодежных «тусовках» и народных гуляньях. Сотворить эту художественную многомерность, это выразительное разноцветье – задача не из простых. И решать ее нужно, сочетая требовательность к самим себе и ответственность перед теми, для кого трудятся ваша душа и ваш разум. Естественность и ясность драматургических решений, чувство меры и вкуса при создании художественной ткани сценария, отсутствие любых проявлений декларативности и претенциозности – вот чему нужно учиться и чего нужно уметь достигать.

Дерзайте! Блюдите чистоту родного языка, благородство желаний, чувств и мыслей. Умейте претворить информационно-логический ряд действительности в новую эмоционально-образную реальность. И только в этом случае вас ждет заслуженный успех.

Творческая работа над театрализованными праздниками и представлениями в современном обществе представляет широкий выбор сфер приложения ваших сил и возможностей. Пусть знания и опыт, полученные в результате изучения и освоения основ драматургии театрализованного действа помогут вам определить пути решения возникающих перед вами проблем, наиболее полно реализовать свои художественные способности и утвердить себя как настоящую творческую личность.

ЛИТЕРАТУРА

Ахматова А.А. Соч. В 2-х т. Т. 2 // Проза. - М.: Правда, 1990.

Афанасьев А.Н. Древо жизни. - М.: Современник, 1983.

Бахтамов Р.Б. Загадка НТР. - М.: Дет.литер., 1976.

Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. - М.: Просвещение, 1981.

Бродский Иосиф. Стихотворения // Нобелевская лекция. - Таллин: Ээсти раамат, 1991.

Волконский С.М. Мои воспоминания. В 2-х т. Т. 2 // От нигилистов до большевиков. - М.: Искусство, 1992.

Генкин Д., Конович А. Сценарное мастерство культпросветработника. - М.: Сов. Россия, 1984.

Глан Б.Н. Праздник всегда с нами / Вступ. ст. Б.Голубовского. - М.: Союз театр.деятелей РСФСР, 1988.

Достоевский Ф.М. Об искусстве. - М.: Искусство, 1973.

Духовной жаждою томим... / Ред.-сост. А.Б.Кердан. - Екатеринбург: Банк культ.информ., 1999.

Игры / Сост. В.А.Черноземцев. - Челябинск: Южно-Ур.кн.изд-во, 1995.

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т. Т. I-IV. - М.: Искусство, 1962-69.

Квятковский А.П. Поэтический словарь. - М.: Сов.энцикл., 1987.

Кожинов В.В. Как пишут стихи. - М.: Просвещение, 1970.

Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. - М.: Высш.шк., 1990.

Литературный энциклопедический словарь. - М.: Сов.энцикл., 1987.

Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство: Методическое пособие для ред. и методистов НМЦ / Всерос.науч.-метод.центр нар.творчества и культ.-просвет.работы им. Н.К.Крупской. - М.: Всерос. НМЦНТИКПР, 1989.

Ломоносов М.В. Стихотворения // Ломоносов о русском языке и литературе. - М.: Сов.Россия, 1985.

Мандельштам О.Э. Соч. В 2-х т. Т.2 // Разговор о Данте. - М.: Худож.литер., 1990.

Мелочи жизни / Сост. Ф.Кривин. - М.: Худож.литер., 1988.

Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М.Мелетинский. - М.: Сов.энцикл., 1990.

Мысль, вооруженная рифмами / Сост. В.Е.Холшевников. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.

О, Русская земля! / Сост., предисл.и примеч. В.А.Грихина. - М.: Сов.Россия, 1982.

Парандовский Я. Алхимия слова. - М.: Прогресс, 1972.

Пастернак Б.Л. Об искусстве // Охранная грамота. - М.: Искусство, 1990.

Рудницкий К.Л. Мейерхольд. - М.: Искусство, 1981.

Русская народная поэзия // Лирическая поэзия. - Л.: Худож.литер., 1984.

Русская народная поэзия // Обрядовая поэзия. - Л.: Худож.литер., 1984.

Русская народная поэзия // Эпическая поэзия. - Л.: Худож.литер., 1984.

Русский народ //. Его обычаи, обряды, предания. Суеверия и поэзия / Собр. М.Забылиным // Репринтное воспроизведения издания 1880 г. - М.: Книга принтшоп, 1990.

Современник // Литературный журнал А.С.Пушкина. Избранные страницы // Ревизор / Ст. П.А.Вяземского. - М.: Сов. Россия, 1988.

Трифонов Ю.В. Как слово наше отзовется... - М.: Сов. Россия, 1985.

Философский словарь / Под ред. М.М.Розенталя. - М.: Изд-во полит.лит., 1975.

Цветаева М.И. Стихи. Проза. - Лейпциг: Реклам-Верлаг, 1990.

Чечетин Л.А. Основы драматургии театрализованных представлений. - М.: Просвещение, 1961.

Чешко Л.А. Русский язык. - М.: Высш. шк., 1981.

Школовский В.Б. Избранное. В 2-х т. - М.: Худож.литер., 1983.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие ..................................................................................
Программа курса «Сценарное мастерство» .................................
Искусство как новая эмоционально-образная реальность .........
Театрализованное действо и его особенности ..............................
Факт и информация, заключенная в нем .....................................
Документальный материал и его драматургический анализ ......
Драматургизация факта ...............................................................
«Когда лицей не по зубам».Сценарий театрализованного эпизода....
Метафора как инструмент драматургизации документального материала ......................................................................................
«Святая простота».Сценарий театрализованного представления..
Художественный образ как опосредованное воплощение непосредственного ................................................................................
«Концерт для дилетантов с оркестром. Сценарий театрализованного представления...........................................................................
Стиль, стилистика и стилизация ..................................................
«Святое слово».Литературный сценарий праздника славянской письменности....................................................................................
Языковые художественные формы и выразительные средства в драматургии театрализованного действа .....................................
Примеры использования различных языковых выразительных средств в сценариях театрализованного действа .........................
Жанр в драматургии театрализованного действа ........................
Художественный прием в драматургии театрализованного действа ................................................................................................

«Пять олимпийских колец». Сценарий открытия детского спортивного праздника.................................................................................
Монтаж в драматургии театрализованного действа ...................
«Кто ты будешь такой?»Фрагмент сценария театрализованного тематического вечера........................................................................
Идейно-тематический анализ театрализованного действа .........
«Рублевый балаган».Сценарий театрализованного представления...
Драматургическая кривая и ее характеристики ..........................
Сценарий театрализованного действа и его запись .....................
«Новогодние приключения или Елка для Мульти-пульти». Сценарий новогоднего театрализованного представления..........................
Архитектоника и композиция сценария театрализованного действа ...........................................................................................
«Страсти-мордасти». Сценарий театрализованной игровой программы............................................................................................
Основы инсценирования литературного материала ....................
В. Дорошевич. «Гамлет».Рассказ ..................................................
«Быть или не быть».Инсценировка рассказа В. Дорошевича «Гамлет»..........................................................................................
Драматургия праздничного обрядового действа ..........................
«У нас ныне Семик-Троица!» Сценарий театрализованного праздника................................................................................................
Драматургия «зримой песни» .......................................................
«Невезуха».Сценарий «зримой» песни.............................................
Характер и особенности драматургии театрализованной игровой программы ..............................................................................
«Хорошо там, где нас нет».Сценарий театрализованной игровой программы.......................................................................................
Структура праздничного действа .................................................
Застольные тосты и театрализованное застолье .........................
«Сказ о том, как краснобаи заморские по наущению царя-батюшки холопов тосты складывать научили». Сценарий театрализованного застолья................................................
Некоторые аспекты драматургии театрализованной рекламы ..
«Добро пожаловать в «Юмакс»! Сценарий театрализованной рекламы................................................................................................
Вместо заключения .......................................................................
Литература ....................................................................................

Наши рекомендации