VI. Первичное чтение отрывка

Учитель и хорошо читающие ученики читают отрывок по ролям.

– О чем хотел рассказать автор в сказке?

– Братья-месяцы – не отвлеченные образы, олицетворяющие природу. Это – бережливые и заботливые хозяева леса и поля... С. Маршак хотел, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным, прямодушным и честным людям открывается природа, что постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с ней в труде.

VI. Первичное чтение отрывка - student2.ru Физкультминутка

Солнце землю греет слабо.

(Руки вверх, вниз.)

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной бабы

(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос.

(Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

(Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится,

(Дети кружатся.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

(Имитируют движения руками.)

VII. Чтение сказки детьми.(10 минут.)

VIII. Анализ отрывка.

– Почему падчерица оказалась в зимнем лесу?

– Что мы можем сказать об этой девочке? Какая она? Как отнеслись к ней братья-месяцы? Почему?

– Какие слова мы можем использовать, рассказывая о Падчерице?

– Выберите: добрая, ленивая, грубая, воспитанная, трудолюбивая, честная.

IX. Конкурс на лучшее предложение о подснежнике.

– Какой братец-месяц помог девочке выполнить задание капризной принцессы? (Апрель.)

– Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Все ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие синие букетики. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна.

– Как вы думаете, на что похожа музыка апреля?

Звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Апрель» из музыкального альбома «Времена года».

– Какие звуки вы услышали?

– Что вы представили?

– Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растет, ширится... Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в вальсе – плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.

У композитора Гречанова есть песенка, в которой поется... Попробуйте угадать, о ком:

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда, что это весна?»

– «Зеленая ножка»... Ну, конечно, это цветок. Это первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нем и рассказывает нам музыка «Апреля».

– Прочитайте отрывок, где описан в сказке подснежник.

– Как называет подснежник девочка?

– А кто составит самое красивое предложение об этом цветке?

– Можно использовать слова: изумрудные листья, парчовые, жемчужные лепестки.

«Подснежник выглядывает из-под тающего снега, качает головкой на легком весеннем ветерке, и неяркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках».

«На опушке леса нежился хрустальный подснежник».

«Маленький подснежник выглянул из земли, увидел солнышко и улыбнулся ему».

Учащиеся определяют победителя в этом конкурсе.

X. Итог урока.

– С каким произведением вы познакомились?

– К какому жанру относится сказка «Двенадцать месяцев»?

– Что же такое «пьеса-сказка»?

– Что вы узнали о творчестве С. Я. Маршака?

– Чему учит нас это произведение?

– Назовите положительных героев пьесы-сказки.

– Какие отрицательные качества людей автор высмеивает в своем произведении? (Жадность, глупость, невежество.)

– Назовите сказочные элементы этого произведения?

– Какие виды искусства описывают красоту природы?

– Какое же задание получила Падчерица?

– Мы сегодня на уроке тоже потрудились хорошо и собрали полную корзину подснежников.

Учитель выставляет оценки за работу на уроке.

Домашнее задание:

1. Подготовить выразительное чтение отрывка по ролям.

2. Подобрать пословицы и поговорки о зимних и весенних месяцах. Записать их в тетрадь.

Л. гераскина. «в стране невыученных уроков»

Цели: развивать умения: самостоятельно прогнозировать содержание текста, находить в тексте материал для характеристики героя, высказывать свое отношение к прочитанному, видеть в художественном тексте средства выражения чувств и внутреннего состояния героев; развивать общеучебные навыки: сотрудничество при работе в группах, работа с учебником; воспитывать эмоционально-положительное отношение к познавательной деятельности.

Ход урока

Наши рекомендации