VI. Первичное чтение отрывка
Учитель и хорошо читающие ученики читают отрывок по ролям.
– О чем хотел рассказать автор в сказке?
– Братья-месяцы – не отвлеченные образы, олицетворяющие природу. Это – бережливые и заботливые хозяева леса и поля... С. Маршак хотел, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным, прямодушным и честным людям открывается природа, что постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с ней в труде.
Физкультминутка
Солнце землю греет слабо.
(Руки вверх, вниз.)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос.
(Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
(Имитируют движения руками.)
VII. Чтение сказки детьми.(10 минут.)
VIII. Анализ отрывка.
– Почему падчерица оказалась в зимнем лесу?
– Что мы можем сказать об этой девочке? Какая она? Как отнеслись к ней братья-месяцы? Почему?
– Какие слова мы можем использовать, рассказывая о Падчерице?
– Выберите: добрая, ленивая, грубая, воспитанная, трудолюбивая, честная.
IX. Конкурс на лучшее предложение о подснежнике.
– Какой братец-месяц помог девочке выполнить задание капризной принцессы? (Апрель.)
– Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Все ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие синие букетики. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна.
– Как вы думаете, на что похожа музыка апреля?
Звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Апрель» из музыкального альбома «Времена года».
– Какие звуки вы услышали?
– Что вы представили?
– Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растет, ширится... Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в вальсе – плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.
У композитора Гречанова есть песенка, в которой поется... Попробуйте угадать, о ком:
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда, что это весна?»
– «Зеленая ножка»... Ну, конечно, это цветок. Это первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нем и рассказывает нам музыка «Апреля».
– Прочитайте отрывок, где описан в сказке подснежник.
– Как называет подснежник девочка?
– А кто составит самое красивое предложение об этом цветке?
– Можно использовать слова: изумрудные листья, парчовые, жемчужные лепестки.
«Подснежник выглядывает из-под тающего снега, качает головкой на легком весеннем ветерке, и неяркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках».
«На опушке леса нежился хрустальный подснежник».
«Маленький подснежник выглянул из земли, увидел солнышко и улыбнулся ему».
Учащиеся определяют победителя в этом конкурсе.
X. Итог урока.
– С каким произведением вы познакомились?
– К какому жанру относится сказка «Двенадцать месяцев»?
– Что же такое «пьеса-сказка»?
– Что вы узнали о творчестве С. Я. Маршака?
– Чему учит нас это произведение?
– Назовите положительных героев пьесы-сказки.
– Какие отрицательные качества людей автор высмеивает в своем произведении? (Жадность, глупость, невежество.)
– Назовите сказочные элементы этого произведения?
– Какие виды искусства описывают красоту природы?
– Какое же задание получила Падчерица?
– Мы сегодня на уроке тоже потрудились хорошо и собрали полную корзину подснежников.
Учитель выставляет оценки за работу на уроке.
Домашнее задание:
1. Подготовить выразительное чтение отрывка по ролям.
2. Подобрать пословицы и поговорки о зимних и весенних месяцах. Записать их в тетрадь.
Л. гераскина. «в стране невыученных уроков»
Цели: развивать умения: самостоятельно прогнозировать содержание текста, находить в тексте материал для характеристики героя, высказывать свое отношение к прочитанному, видеть в художественном тексте средства выражения чувств и внутреннего состояния героев; развивать общеучебные навыки: сотрудничество при работе в группах, работа с учебником; воспитывать эмоционально-положительное отношение к познавательной деятельности.
Ход урока