Неоготика: в земной жизни человека не ждет ничего хорошего, уповать следует на жизнь небесную

Неоготика — художественное направление архитектуры, прикладного и декоративного искусства, обладающее своим стилем, восходящим к средневековой архитектуре соборов (Кельнский собор). Неоготика — плод абсолютизации и доведения до крайности романтизма. Во второй половине XVIII в. на волне раннеромантических настроений готика возрождается и в XIX в. она продолжает развиваться под названием "неоготика". Неоготика охватила и сферу литературы.

В английской эстетике термин «готика» в прошлом имел отрицатель­ный оттенок (произведение «сугубо средневековое», варварское, лишен­ное классического порядка). Однако Дж. Рескин в отсутствии строгой ар­хитектоники готических произведений увидел достоинство.

Неоготика меланхолично воспевает руины старинных церквей и над­гробий. Термин «неоготика» ассоциируется с чем-то загадочно-неясным, таинственным, запретно-заманчивым. Во второй половине XVIII в., а за­тем на рубеже XIX—ХХ вв. возникла мода на готическую новеллу и готи­ческий роман, что было связано с развитием романтических настроений в обществе. Одна из линий преемственности тянется к байроновскому типу героя от неоготики (от готических романов XVIII в.)

Неоготика несет в себе художественную концепцию, утверждающую, что в земной жизни человека не ждет ничего хорошего, уповать следует на жизнь небесную.

6]. АВАНГАРДИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭПОХА НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ МИР ВРАЖДЕБЕН ЛИЧНОСТИ

Особенности эпохи.

Новейшее время включает в себя две худо­жественные эпохи: авангардизм и реализм. Своеобразие этих эпох состо­ит в том, что они развиваются не последовательно, а исторически парал­лельно.

Авангардистские группы художественных направлений (предмодер­низм, модернизм, неомодернизм, постмодернизм) развиваются парал­лельно реалистической группе (критический реализм XIX в., социалисти-

ческий реализм, деревенская проза, неореализм, волшебный реализм, психологический реализм, интеллектуальный реализм). В этом парал­лельном развитии эпох проявляется общее ускорение движения истории.

Термин «эпоха авангардизма» употребляется здесь в широком смысле: имеется в виду, что каждое новое направление предмодернизма, модернизма, неомодернизма, постмодернизма возникает как авангард, эпатирующий публику, а затем с годами, сменяясь новым авангардом, переходит в разряд традиционного, а порою даже классического искусства (так случилось, например, с импрессионизмом и со многими произведениями примитивизма).

Все авангардистские направления (предмодернизм, модернизм, нео­модернизм, постмодернизм), заостряя те или иные черты художественно­го образа, усиливают рецептивную активность читателя, зрителя, слуша­теля, превращая их не только в равновеликих автору творцов художест­венного текста, но и делая реципиентов в процессе интерпретации текста более важным, чем автор творцом художественного смысла). Все авангар­дистские направления исходят из того, что художественный текст, создан­ный автором, — полуфабрикат, превращающийся в художественный про­дукт только благодаря интерпретационной активности реципиента.

Одно из главных положений художественной концепции авангардист­ских направлений: хаос, беспорядок — закон современной жизни челове­ческого общества. Искусство становится хаосологией, изучающей законы мирового беспорядка.

Все авангардистские направления свертывают сознательное и увели­чивают бессознательное начало и в творческом и в рецепционном процес­се. Эти направления большое внимание уделяют мас-искусству и пробле­мам формирования сознания личности.

Особенности, объединяющие авангардистские художественные на­правления: новый взгляд на положение и предназначение человека во все­ленной, отказ от ранее установившихся правил и норм, от традиций и ус­ловностей, эксперименты в области формы и стиля, поиски новых худо­жественных средств и приемов. Среди непременных для всех авангарди­стских направлений художественных приемов — «маскировка» (нарочи­тое усложнение художественного текста) или примитивизация (упроще­ние языка искусства). Маскировка создает, казалось бы, ненужные труд­ности на пути читателя к смыслу художественного текста в форме искаже­ний грамматики, редких слов, тайных образов, иностранных слов, усе­ченных рассуждений. Например, в ХХ в. критиковалась модернистская поэзия (Элиот, Паунд) за труднодоступность для читателя.

Эстетическое наслаждение и понимание находятся в отношении об­ратной зависимости: чем текст проще и понятней, тем меньшее наслажде­ние он приносит читателю, зрителю слушателю. И наоборот. Конечно,

авангардизм экспериментально испытал это положение, доводя его до аб­сурда (примитивизм живописи слонов или обезьян — заумь «ничево­ков»). Однако вне этих крайностей маскировка, усложнение текста могут быть плодотворными не только вызывая повышение эстетического на­слаждения, но и ведя к эффекту «остранения» (термин русской формаль­ной школы, предложенный В. Шкловским и означающий обострение ху­дожественной выразительности и социально-рецептивной действенно­сти образа путем придания ему необычных, неожиданных, странных черт и особенностей).

Еще одна общая особенность всех направлений авангардизма — опо­ра на разные национальные традиции (в том числе и на неожиданные и эк­зотические). Так,например, В. Мириманов показал воздействие негритян­ского искусства на Пабло Пикассо и возникновение кубизма. И наконец, существеннейшая особенность авангардизма: заострение в образе одной из составляющих его сторон и обычно уравновешенных (так натурализм заостряет объективное начало и свертывает субъективное, сюрреализм — наоборот).

Эти тенденции в ходе исторической смены художественных направле­ний авангардизма усиливаются, чему способствует то, что в ХХ в. актуа­льными искусствами становятся самые массовые: литература, кино, а со второй половины ХХ в. — еще и телевидение.

Наши рекомендации