Братья и сестры усваивают отношение родителей

Ребенок, которому теперь 7 лет, родился с мозговым параличом. Его

умственные способности совершенно не пострадали, но его речь было трудно

понять, его лицо и другие части тела постоянно странно дергались, и эти

движения он почти не в состоянии был контролировать.

Мать относилась к недостатку ребенка разумно. Она обращалась с ним так

же, как и с его младшим братом, за исключением того, что водила его

несколько раз в неделю в специальную больницу на различные процедуры:

массаж, упражнения, тренировку речи и движений тела. Младший брат и

соседские дети очень любили этого мальчика за добрый нрав и энтузиазм. Он

участвовал во всех их играх, и хотя часто не справлялся, они делали ему

скидку. Он ходит в обычную школу, по соседству. Разумеется, он отстает в

некоторых вещах, но, поскольку в школе обучение проводится по гибкой

программе, все дети имеют возможность, по мере своих способностей,

участвовать в планировании и осуществлении различных мероприятий. Хорошие

предложения и дух сотрудничества делают ребенка популярным среди

одноклассников.

Отец мальчика, более беспокойный по натуре человек, считает, что

мальчик был бы счастливее, если бы его поместили в какую-нибудь специальную

школу-интернат, где воспитываются другие дети с похожими физическими

недостатками. Он также опасается, что, когда младший сын вырастет, он будет

стесняться необычного поведения и вида своего брата.

Если родители всем сердцем принимают своего ребенка, страдающего

физическим недостатком, и не замечают этого недостатка, то и братья, и

сестры будут относиться к нему точно так же. Но, если родители стесняются

физического недостатка ребенка и стараются укрыть его от людских глаз,

братья и сестры будут думать о нем так же.

Чувства родителей проходят несколько стадий.

Когда родители впервые обнаруживают, что у их ребенка серьезный

физический недостаток, они испытывают болезненный шок и отчаяние: "Почему

это должно было случиться именно в нашей семье?" Затем приходит чувство

вины: "В чем я провинилась?" Врач объясняет, что этого нельзя было

предотвратить, но родители далеко не сразу внутренне приходят к такому

убеждению. Очень осложняют положение различные родственники и знакомые,

которые приходят с рассказами, что где-то в других странах существуют

специалисты по этому заболеванию и новые методы лечения, и настаивают, чтобы

родители обратились к каждому из этих специалистов. Они возмущаются, если

родители не следуют их советам. У них самые лучшие намерения, но они только

усугубляют беспокойство родителей.

Далее обычно родители сосредоточивают свое внимание на физическом

недостатке и его излечении до такой степени, что частично забывают о самом

ребенке. Они не замечают его хороших качеств, которые нисколько не

пострадали от физического недостатка. Затем эти качества постепенно

выдвигаются на первый план, и родители начинают считать ребенка таким же,

как все, милым человеческим существом, которому просто не повезло. И их не

могут не раздражать те родственники и друзья, которые все еще не могут

говорить ни о чем другом, кроме как о физическом недостатке ребенка.

Родители легче переживут эти болезненные стадии, если будут знать, что

сотни тысяч других хороших родителей испытывали те же чувства.

Большинству родителей нужна помощь.

Забота о ребенке с физическим недостатком обычно требует дополнительной

работы и напряжения. Чтобы устроить его жизнь наилучшим образом, необходима

настоящая мудрость. Но переживания и недостаток опыта вам очень мешают.

Отсюда следует, что вы, родители ребенка с физическим недостатком,

нуждаетесь в совете и помощи и, безусловно, можете на это рассчитывать. Я

имею в виду не только совет врача. Вам необходимо обсудить с кем-то, как

следует обращаться с ребенком, разрешить проблемы, возникающие для других

членов семьи, все "за" и "против" определения ребенка в местную или

какую-либо другую школу, ваши переживания и отчаяние. Чтобы выяснить все эти

вопросы, обычно требуется ряд долгих бесед. Ваш советчик должен быть опытным

человеком и должен уметь вас успокоить.

Обычно в штате учреждений для глухих, слепых или умственно

неполноценных есть люди, к которым вы можете обратиться с вашими проблемами.

Где жить, какую школу выбрать, где проходить специальное обучение.

Предположим, что физический недостаток ребенка не мешает ему посещать

обычную районную школу и заниматься в обычном классе. Например, небольшие

повреждения рук и ног, излеченное сердечное заболевание, которое не слишком

ограничивает активность ребенка, такие особенности во внешности, как родимые

пятна. В этом случае ребенка лучше отправить в обычную районную школу.

Поскольку ему всю жизнь придется прожить среди обычных людей, то для него же

лучше, если с самого начала он будет считать себя обычным человеком почти во

всех отношениях.

Наши рекомендации