Методические указания к изучению дисциплины

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО ЮРИСТА

Методические указания к изучению дисциплины

и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

Специальность 030501 – Юриспруденция

Направление 030500 – Юриспруденция

Санкт-Петербург

Допущено

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

канд. юрид. наук, доц. Е.В. Валласк

Подготовлено на кафедре
международного права

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

© СПбГИЭУ, 2012

Содержание

1. Общие положения. 4

2. Методические указания к изучению дисциплины.. 5

3. Методические указания к выполнению контрольной работы.. 5

4. Контрольные задания. 7

5. Требования к оформлению контрольной работы.. 9

6. Список литературы.. 10

Приложение 1. Содержание дисциплины (извлечение из рабочей программы дисциплины) 13

Приложение 2. Пример оформления титульного листа контрольной работы 17

Приложение 3. Вопросы для контроля самостоятельной работы студента 18

Приложение 4. Примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Ораторское искусство юриста». 20

Общие положения

Цель и задачи дисциплины

Целью дисциплины «Ораторское искусство юриста» является совершенствование профессиональных навыков и умений речевого поведения в ситуациях профессионального общения.

Задачи дисциплины:

- совершенствовать речевую культуру студентов;

- способствовать формированию умений логично и убедительно выступать в судебных заседаниях;

- формировать способности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Место дисциплины в учебном процессе

Дисциплина «Ораторское искусство юриста» относится к дисциплинам цикла ГСЭ (национально-региональный (вузовский) компонент). Она логично связана с дисциплинами «Правовая лексика», «Юридическая психология», «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс», преподаваемыми на факультете права и экономической безопасности.

Требования к знаниям и умениям выпускника

В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать теоретические основы ораторского искусства и судебного красноречия;

- уметь выстраивать систему доказывания в состязательном судебном процессе, быть убедительным;

- владеть техникой речи, навыками этического речевого поведения, подготовки и произнесения публичной речи.

Методические указания к изучению дисциплины

Изучение дисциплины начинается с усвоения сущности и теоретических основ ораторского искусства юриста. Научной основой дисциплины являются риторика, психология, педагогика и логика. Особое внимание при изучении дисциплины обращается на овладение навыками речевого общения, этического речевого поведения, подготовки и произнесения публичной речи.

Рекомендуется следующий режим работы: а) овладение теоретическим материалом (перечень тем дисциплины приведён в Приложении 1); б) активная самостоятельная работа с рекомендованными источниками; в) выполнение контрольной работы (пример оформления титульного листа контрольной работы см. Приложение 2); г) ответы на контрольные вопросы для проверки самостоятельной работы (см. Приложение 3); д) сдача зачета (ответы на контрольные вопросы для проверки знаний по дисциплине – см. Приложение 4) . В ходе зачета, кроме того, предполагается заслушивание устного выступления студента по материалам его контрольной работы.

3. Методические указания к выполнению контрольной
работы

. Требования к содержанию контрольной работы

Выполнение контрольной работы студентами заочной формы обучения является важным показателем качества их подготовки по дисциплине, овладения учебным материалом, выполнения программы. При выполнении контрольной работы решаются следующие задачи: творческая работа с рекомендованной литературой; глубокое изучение теоретических положений по выбранной теме; формулирование конкретных практических выводов и рекомендаций; написание текста и его оформление.

Контрольная работа выполняется в определенной последовательности. Подготовительный этап предполагает определение темы, составление библиографии, сбор материала, согласование с научным руководителем плана работы. Рекомендуется выбирать наиболее актуальные проблемы, ориентироваться на последние публикации, современные источники. Для выбора необходимой литературы следует обращаться в справочно-библиографический отдел библиотеки, где имеются каталоги (в т.ч. электронные), библиографические справочники, тематические аннотированные указатели литературы, издания библиографического характера.

Список литературы формируется заблаговременно. Для этого вся найденная литература выписывается на библиографические карточки, куда заносятся фамилия и инициалы автора, полное название книги (источника), место издания, год выпуска, количество страниц.

Следующий этап выполнения контрольной работы – написание текста. Изложение материала требует определенного порядка. Для этого составляется рабочий план. План должен определить главную идею работы и последовательность изложения основных вопросов. План закрепляет основную структуру работы: введение; основную часть, которая, как правило, включает два вопроса – теоретический и практический; заключение.

В основной части работы следует раскрыть содержание темы, используя проблемный принцип изложения материала.

Излагать материал нужно четко, аргументированно. Законченная мысль в работе должна отделяться новым абзацем.

В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы. В конце контрольной работы прилагается список использованныхисточников и литературы. Примеры библиографического описания изданий в списке источников и литературы можно найти в любой книге научно-монографического характера.

Выбор темы контрольной работы

В ходе изучения дисциплины «Ораторское искусство юриста» студент-заочник выполняет одну контрольную работу. Номер темы контрольной работы определяется студентом из таблицы 1 при пересечении предпоследней и последней цифры номера зачётной книжки.

Таблица 1

Таблица для выбора варианта контрольной работы

Предпоследняя цифра номера (шифра) зачетной книжки   Последняя цифра номера (шифра) зачетной книжки
Номер варианта

Контрольные задания

1. Риторика – искусство убеждать.

2. Искусство аргументации.

3. Интонационные средства выразительности речи.

4. Юмор в ораторской деятельности.

5. Индивидуально-психологические качества оратора и оценка ораторского мастерства юриста.

6. Психолого-педагогический анализ речей судебных ораторов (на примере одной из речей).

7. Лексическая культура оратора и способы ее совершенствования.

8. Учет индивидуально-психологических и групповых особенностей аудитории.

9. Ораторские приемы управления аудиторией в процессе выступления.

10. Правила ведения спора, дискуссии, ответа на вопросы в процессе общения с аудиторией.

11. Сущность судебного красноречия.

Искусство использования ораторских приемов.

12. Отличительные признаки судебного красноречия.

13. Доказательность и убедительность судебной речи.

14. Работа А. Ф. Кони «Нравственные начала в уголовном процессе».

15. Искусство доказывания в состязательном судебном процессе.

16. Соблюдение законов и правил диалектической и формальной логики в состязательном судебном процессе.

17. Полемическое мастерство участников судебных прений.

18. Использование полемических приемов, умение противостоять уловкам оппонента.

19. Искусство обвинительной речи

20. Особенности искусной защитительной речи.

21. Проблемы этического характера защитительной речи.

22. Использование различных видов защитительной позиции.

23. Искусство прений в суде присяжных.

24. Прения сторон и их содержание в суде с участием присяжных заседателей.

25. Способы убеждающего воздействия на присяжных заседателей и председательствующего судью.

26. Коммуникативные качества искусной защитительной речи.

27. Проблемы совершенствования ораторского мастерства юриста.

28. Соблюдение этических норм в ходе судебного разбирательства (по материалам конкретных гражданских и уголовных дел).

29. Правила ведения спора и их реализация в судебном процессе.

30. Качества личности обвинителя и защитника, определяющие их способность овладеть судебным ораторским искусством.

Студенту разрешается выполнить контрольную работу на тему, не указанную в перечне, при обязательном согласовании с преподавателем.

Наши рекомендации