Глава 30. германско-варварский элемент в средневековой 4 страница
точнее служение, не принижает и умаляет, а возвышает рыцаря. Вне верности-служения рыцарь, пожалуй, и невозможен вовсе. Не случайно, к примеру, в рыцарских
романах, жанре мечтательном и утопическом, в которых рыцарство предстает таким, каким оно хотело бы быть, лучшие из рыцарей обязательно служат каким-либо сюзеренам. Причем исключения не составляют и лица королевской крови. Напротив, самые знаменитые из них, все эти Парцифали, Ланселоты, Тристаны обязательно по происхождению принцы крови, которые могли бы быть королями, но предпочитают подвиги служения верных вассалов. А реальные средневековые короли — они ведь ценились прежде всего как первые рыцари королевства. Для них, по сути, первичным являлось быть рыцарями, а потом королями. В качестве рыцарей короли тоже служили. Скажем, прекрасной даме. На высоте же своего служения короли соотносились с Богом как его слуги и, в какой-то мере, вассалы.
Рыцари, которые вступали в вассальные отношения, тем самым строили свои
отношения как проверку на верность взаимным обязательствам сюзерена и васса
ла. Если кто-либо из них считал верность нарушенной, недействительными станови
лись и его обязательства. Между вассалом и сюзереном возможны были суд, воо
руженное столкновение, просто "развод", после которого вассал мог найти себе но
вого сюзерена, а сюзерен — вассала. Не так уж редко перемена вассальных связей
была связана сд1£щмшой^страны обитания. Французский рыцарь мог очутиться в
Англии, Германии, Италии, германский — во Франции и той же Италии и т.д. С воз
можностью подобных переселений и их осуществлением связана некоторая (не аб
солютная, конечно) беспочвенность рыцарства, его странничество. Рь[царь служил
Meb^njjejaeHjiHjyy,^^ поэтому он относительно легко перёмё-
щался_из_страны в страну со своимГсю^зёрёТГом, находил себе нового сюзерена, а иногда и сам1Гнггвой стране приобретал вассалов. При этом о беспочвенности рыцарства можно говорить не только а аспекте его неприкрепленности к стране и народу. Еузыцарствессамого начала и до самого конца его существования сохранялась еще и беспо_чве±щость в качестве характеристики присущего ему мировоззрения и самоощущения. Наиболее гШлто^та~черта~рыцарства выражена в~оченьГпозднем образе Дон_Кихота. Этот образ Сервантес создает тогда, когда рыцарство уже сошло с исторической арены. Но тот мир, который выдумал, нафантазировал и намечтал Дон Кихотдфедставляет собой до гротеска и абсурда доведенную реальность, которая вовсе небыла^гужда рыцарству Высокого и Позднего Средневековья. Бестгоч~: венность реального рыцарства, так же как и "Дон Кихота, связанаТггёмГчто оно не "Способно было, точнее же, не могло себе позволить трезво осознать себя, додумать свое место и роль в мире. Ему совершенно необходимы были и ими оставались, как правило, более или менее явные самому рыцарству иллюзии о самом себе.
Начать с того, что рыцарство вполне осознает себя и стремится быть христианским. Но, с другой стороны, рыцарь — это ведь не просто крещенный человек, атот_воин, который наследует ге'рманскую ге'роичёскую трад ицйюУ является ее пря-мым продолжаталёТТГКогда'это продолжение выражается в исконном германско-героическом елужении и верности, связывающих вассала и сюзерена, это вполне совместимо с христианством. Христиане — это народ верных Богу людей. Когда же \ рыцарь держится за другую героическую "добродетель", sajigiH^ii^ijcjc^^B^ifl^rieH- ] ности из среды других людей — простолюдинов, тогда в его мировоззрении начица- \ ют не увязываться концы с концами. А рыцарство действительно со всей категорич- f ностью и упорством отстаивало, вообще говоря, совсем не христианский принщд знатности происхождения, крови и породы. По своей сути он совместим только с язычеством, где знатность буквально и вполне последовательно дон_имается_как достаточно близкая степень родства с богами. Очень знатен, например, Ахиллес. Еще бы, его мать — богиня Фетида, да и отец — Пелей, поскольку он царского рода, также находился в достаточно близкой степени родства с богами. Так что в жилах Ахиллеса текло более божественной крови, нежели человеческой. Гораздо менее знатного рода Одиссей. У него божественной крови всего одна восьмая часть. Но и он знатного происхождения по сравнению с простыми смертными, в которых если и течет кровь богов, то в ничтожной степени. Ни о какой знатности в строгом смысле спова^пя христианина не может быть и речТПЗс¥7ПодИ1тро и сходят от одних и тех жепредков: праотца Адама и праматери Евы. Когда ему это было нужно, об этом хорошо помнил средневековый человек. Не только крестьянин или бюргер могли напомнить рыцарю или барону о том, что никаких рыцарей не было, когда Адам пахал землю, а Ева пряла шерсть. В разгар борьбы за инвеституру Римский Папа Григорий VII, настаивая на приоритете духовной власти над светской, использовал аргументы, невозможные для язычника и не лишенные смысла, хотя и не безупречные в устах христианина. Его аргументы сводились к обоснованию недостоинства высшего сословия, а вовсе не его выделенное™ и вознесенности.
Разумеется, сказанное Григорием VII сказано им в запальчивости. Систематически настаивать на подобном означало бы для пагютва вступить в непрекращающуюся распрю со всем рыцарским сословиемгНо ведь сами-то аргументы существуют и явно приходили в голову не одному Григорию Гильдебранду. Они потому и возникали, что, хотя^щггщщть можно признавать, отвергать или относиться к ней осторожно-скептически, для христианина она онтогюгически не укоренена. В лучшем случае знатность имеет свою "социологию^но уж никак не онтологию. Если бы рыцарство хотело об этом знать, оно бы знало. Такого желания у него никогда не было. Оно просто держалось за героические ценности, как будто не смея открыто взглянуть в глаза истине, которая в том и состояла, что для христианина возможна избранность, не имеющая никакого отношения к признаку крови и породы. Она сверх-природна. В ней ничто не обещано и, тем более, не гарантировано происхождением. Если Иисус Христос по "человеческой линии" происходит из царского рода Давида, то этим утверждается вовсе не его знатность. Ведь сам_Давид стал царем не по происхождению или какой-то своей природной выделенное™, a
зал о нем: "...нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который "исполнит все хотения Мои"1. Господь "нашел" Давида помимо знатности и заслуг его предков. Д^:в^избра]н_лично_и индивидуадьн©, как вот этот человек. "Из его потомства Бог по обетованию воздвйГЙзраилю Спасителя Иисуса"2, — говорит апостол Павел. Опять-таки, и речи не может быть о том, что Давид стал основателем знатного рода, чья знатность будет увенчана его потомком Иисусом Христом. Обетование осуществляется тогда, когда потомки Давида ничем статутно не выделялись из соотечественников. Дева Мария избрана Господом также "по сердцу Моему", т.е. инди-видуально-личностно. Она стала Богородицей не просто потому, что она из рода Давидова. Господь провидел, что в этом роде будет рождена Пресвятая Дева, поэтому от Духа Свята и Марии Девы был рожден Иисус Христос. Рос Он в семье плотника, что сразу же и полностью отменяет ситуацию аристократичёск6й~выдетген-ностиТю происхождению и природе, которая должна быть подкреплена, а по возможности и превышена выделенностью от свободы подвигов и свершений. На последнем как раз и настаивало рыцарство. Целиком в соответствии с исконно языческим героизмом рыцарство пред пол а гагю, что^¥ели кие и удивления достойные дела" пристало совершать самым знатным рыцарям. При этом чем знатнее рыцарь, тем величественней и грандиозней должен быть его героический замах. И вовсе не случайно, что самыми доблестными, первыми рыцарями королевств признавались короли. Ричарда Львиное Сердце или Людовика Святого считали таковыми не потому лишь, что они были окружены льстивыми придворными. Существенней другое: от королей как самых знатных рыцарей[ожидали необыкновенных деяний в первую очередь, их замечали и 3ane^ajj]iejBj3nj^naMflTbio и признанием. Сама знатность, однако, уже не могла восприниматься как нечто самоочевидное и не нуждающееся ни в каких обоснованиях. Конечно, сохранялся принцип: чем древнее род, тем знатнее, чем дольше царствует династия, тем более царственны ее представители. Поэтому, скажем, отнесение своего происхождения к римским кесарям и дальше, чуть не ко времени Трои, было делом обычным. Обычным, но лишенным безусловно убеждающей силы. В конце концов, ведь можно так удлинить ствол своего генеалогического древа, что доберешься до единых для всех праотца и праматери. Его предусмотрительно не удлиняли, ограничиваясь римскими или, в крайнем случае, троянскими предками. Но вот какие строки можно прочесть у Т. Мэлори, автора последнего рыцарского романа, в котором еще дышит истинно рыцарский дух: "И сказала одна дама, стоявшая подле королевы: — Госпожа, бога ради, разве ему по праву рождения предназначено быть столь славным рыцарем? — Да, воистину так, — отвечала королева, — ведь он с обеих сторон происходит из лучших рыцарских родов мира по самой высокой линии; ибо сэр Ланселот происходит лишь в восьмом колене от Господа нашего Иисуса Христа, и значит, этот сэр Галахад — потомок нашего Господа Иисуса Христа в девятом колене. И потому можно считать, что они двое — первые рыцари мира"1.
Роман Т. Мэлори написан в конце XV в., когда давно уже исчезла варварская наивность в восприятии Иисуса как героя, бесстрашно и величественно восходящего на крест — Мировое Древо. Смысл Боговоплощения крестной смерти и Искупления давно был очищен от языческих искажений и привнесений. Откуда же тогда такая грандиозная нелепость генеалогии Ланселота и Галахада, если не от простоты? Думаю, что от неукорененности рыцарского аристократизма, а следовательно, и героизма. В христианском универсуме смыслов языческая знатность всегда рискует обернуться происхождением от тех, кто "преступлениями всякого рода приобрели власть от князя века сего". Остается возводить род к самому Иисусу Христу, который к тому же сам из царского рода Давида. На то, что царственность Христа не от мирл_сего, Т. Мэлори закрывает глаза. И это для него неизбежно, так как, решая одну из проблем легитимности рыцарского аристократизма, он неотвратимо порождает другую — эта легитимизация несовместима с тем Христом, о котором повествуют Евангелия.
Совершенно не случайно, что о происхождении от Иисуса Христа самых знатных рыцарей говорится в рыцарском романе. Попытайся какой-нибудь реальный знатный рыцарь или род настаивать на том, что Иисус Христос их предок, они вступили бы в конфликт с Церковью, да и не получили бы признания своим поползновениям со стороны своего сословия. Решиться на подобное явным образом означало бы хватить через край. Оставалась область мечты и фантазии. В ней можно было проговорить самое заветное, не обременяя себя осознанием самопротиворечивости аристократического принципа, который стремится быть одновременно и христианским. Впрочем, нужно отдать должное автору "Смерти короля Артура", для него происхождение упомянутого сэра Галахада имело далеко идущие последствия. Галахад — христианин не только по происхождению, "от природы", но и в своем рыцарском служении. "От свободы" же он устремлен к_гому, чтобы рыцарское 9ДУ2^ёМё^.5в-пЖ1О_со_святостью. Так что обращение к этому образу позволяет уяснить, как и в какой мере в"сёРГаки возможен рыцарь, каждым своим деянием демонстрирующий не просто привычный в таких случаях героизм, а покрывающую его каждый раз святость.
Сэра Галахада сближает с другими рыцарями, в частности с теми, которые служат королю Артуру, то, что он идет путем воинских деяний. На страницах романа Т. Мэлори с ним случаются различные приключения, он совершает множество подвигов, но все они устремлены к одной цели — обретению Святого Грааля. В Галаха-де совмещаются две черты. Во-первых, он самый искусный и доблестный рыцарь, которому нет равных в битвах и поединках. И, во-вторых, он вполне чужд самодовлеющей страсти рыцарей к авантюрам, сражениям и славе. Все его действия строго последовательны и аскетичны. Галахад или защищает слабых и обиженных, восстанавливает справедливость, или прямо устремлен к Граалю. Характерно, как он обретает Грааль. После того как Галахад увидел священный сосуд — евхаристическую чашу и одновременно Святой Грааль, "воздел он руки к небесам и произнес: — Господи, благодарю Тебя, ибо вижу я то, что много дней уже стремился увидеть. Теперь, о благий Господи, я не хотел бы более ни дня оставаться в этом жалком мире, если на то будет воля Твоя, Господи"1.
Целомудренный рыцарь, вся рыцарская биография которого состояла в поисках Святого Грааля, по достижении своей цели просит Бога взять его из этого мира. Все его подвиги, оказывается, имели единственный смысл: достижение той точки жизненного пути, которая одновременно является переходом в вечность. Стоит сравнить то, как умирает сэр Галахад, со смертью графа Роланда из рыцарского эпоса "Песнь о Роланде". Последний уходит из жизни не по своей воле. Он весь изранен и, прежде чем душа оставляет его тело, Роланд вспоминает о своих подвигах, милой Франции, о своем сюзерене Карле. Его обращение к Богу — это отречение от всей прежней жизни. Он "помнит о спасении души". Но мир небесный ничего не говорит его душе. Роланду известно только одно: в том мире все не так, как в этом. Столь дорогой ему мир воинской доблести есть мир греха. Поэтому, будучи безупречным воином, Роланд одновременно "...грешил и в малом, и в большом/Со дня, когда я был на свет рожден, / По этот для меня последний бой"2. Сознавая это, умирающий граф толком и не знает, как вступить в неведомый для него мир, отсюда его протянутая Богу перчатка. Умирающий рыцарь встречается с Богом покаявшись, но воином, и только воином. Не может быть никаких сомнений в том, что смерть сэра Галахада осталась бы совершенно невнятной для графа Роланда. Ведь Галахад, молодой и полный-сил, так сказать, на вершине жизненного успеха и славы, "опустился на колена перед престолом и стал молиться. И внезапно отлетела душа его к Иисусу Христу, и великое воинство ангелов вознесло ее к небесам прямо на виду у двоих его товарищей"1. Доблестный воин и одновременно святой подвижник отдает Богу душу, потому что она созрела для жизни вечной. Галахад достойно прошел свой короткий жизненный путь и получил небесную награду. В этом нет ничего необычного. За тем только исключением, что Галахад — рыцарь по происхождению и в каждом своем поступке. Его жизнь была непрерывной цепью воинских деяний, а вовсе не отречением от рыцарского пути. Означает ли это, что сэр Галахад — одновременно гершЛ-Святой, без того чтобы героическое теснило в нем святость, или наоборот?
Никакого "мирного сосуществования" или гармонии между героизмом и святостью, конечно, не получилось. Он_святой и герой одновременно потому только, что его героизм!) святость двусмысленны^ не^оследо^аТёльньГДвусмь1сленность и непоследовательность героизмТв том, что ГалаЗсадПначйсто лишен самоутверждения. Он служит Богу и в этом своем служении осуществляет предначертанное. О Галахаде вполне можно сказать, что он орудие в руках Божиих. Все, что он свершает, что ему по силам, именно это ему предначертано было свершить, именно для этого дал Бог Галахаду силу, отвагу и уверенность в своем предначертании. Самым парадоксальным образом Галахад оказывается тше^а^етмша/гдчнее, его_аске-тизм — одна только видимость, так как ему нет нужды в самопреодолении. Он осуществляет собой Провидение, или, скорее, Провидение осуществляется через Галахада. Трудно заподозрить, что Галахада каким-то образом коснулось грехопадение Адама и Евы. Он изначально и заведомо безгрешен. Непонятно только, зачем ему идти путем рыцарской доблести, прежде чем попасть на Небо. Получилось так, что Т. Мэлори, стремясь изобразить безупречного с позиций христианина рыцаря, Г лишает внутренней обоснованности и убедительнос211£Ь1цаш<ое^у,ществов'анйёУ} Чем более христиански безупречен Галахад, тем менее он рыцарь, заключительные же сцены "Повести о Святом Граале" напоминают более житие святого, чем рыцарский роман.
Так что же, все-таки справедлив вывод о том, что Галахад святой, что святость вытесняет в нем героизм? Такому выводуг^пятствует налич^е_в_романе-мо-тива^вятого Грааля. Исключительно с ним связаны подвиги и приключения Галахада. Первоначально Священная чаша Грааля предстала перед рыцарями Круглого Стола под белым парчовым покрывалом. Сто пятьдесят рыцарей дают клятву отправиться на подвиг во имя Святого Грааля и искать его до тех пор, "пока не увидят Священную чашу яснее, чем прежде". Лишь один Галахад в полной мере выполнил свою клятву. Обретя чашу, он отдает душу Богу. Между тем сомнительным во всем <" пути Галахада к Граалю остается самое главное: почему нужно~йскать Святой fpa-1 аль, а не Бога, почему с^Ш5д~суТцественноё^ткрь1вается ему в чашёГнаполн^нной I КровыоГаТте-В самом ХрТТстёТ Христос говорил, что Он Сам есть истина, стало быть, > и искать нужно было Его Самого. У Мэлори же Он заслоняется чашей. Никак иначе невозможно истолковать эпизод, в котором Христос обращается к Галахаду с такими словами:
"— Сыне, ведомо ли тебе, что держу Я меж ладоней? Нет, — отвечал, — покуда Ты не сказал мне.
Это, — сказал Он, — священный сосуд, из которого ел Я агнца на Пасху,
и ты видишь теперь то, что видеть желал всего более"1.
Совсем ни к чему было Галахаду проникновенно созерцать чашу после того, как он причастился не просто из нее, но еще и из рук Христа. Через причастие Тела и Крови Христовой происходит встреча с Ним. По отношению к Нему они только средства и путь. С Галахадом же произошло иное. Встретился он
который пребывает при священном со^д^нуть_л^пн1е обслуживает его. Отсюда не
"гаТуж далёко, как^то!^кёТптжаз^т^ся7доаналогии между обретением Святого FpjiarminjipoM. Ведь и в начале "Повести о Святом Граале" его появление перед рыцарями Круглого Стола сопровождается сладостными ароматами, а перед каждым рыцарем оказались яства и напитки, какие были ему более всего по вкусу. В эпизоде же, о котором идет речь, причастие из чаши Святого Грааля показалось сэру Галахаду и его товарищам "столь сладким, что никакими словами нельзя передать".
Я бы не рискнул настаивать на том, что сопряженность обретения Святого Грааля с пиром означает их отождествление. Явным образом мотив священного сосуда насыщен христианскими смыслами. Но сам по себе он вполне языческий и может быть ас^имТПТирован, точнее же, адаптирован"в"хрйстианс.ком.духе^гольксГ частично. В конечном счете,j^pimyfiCKMMjrnp несет в себе смысл самодовлеющей радости и блаженства героя. В mipe он^о>кестве^Гв^мер"у своей еще не полной божественности. ПолнотЁГже будет достигнута по ту сторонуТшра, в триумфе-катастрофе. Святой Грааль может быть обреТёТГтолько рыцар!ш7т1Г1Гйстоках своих Шэй-ном-героем. Воинско-героическое знает только два абсолютных состояния, помимо
д о ве рш ите л ь н о го!<р^шёТшя^тс^^ , На пиру вновь переживаются старые и замышляются новые битвы. МотивьМэитвы и ' пира у древних германдев не случайно были объединены в вечностиТДостойно пав-им^вЪтв'ах воины-герои в Вальхале попеременно, а то и чуть ли не в одно и то же время пируют и сражаются. Взятая в чистом виде сопряженность подвига и пира очень далека от всего смыслового строя "Повести о Святом Граале" из романа Т. Мэлори "Смерть Артура", однако генетически они связаны. Что-то удерживало ры-царство_возле исконно языческих реалий. Во всяком случае, не от недостатка благочестия встреча с Христом отодвигалась или заслонялась в рыцарском романе встречей со Святым Граалем. Грааль хоть кш<-то_сан]кщо±!ировал рыцарские подвиги, стрем-( лeниeJ^пjэиклJшeJ^llЯJ\^
\ воюГПоиски задействуют традиционно героические добродетели: силу, отвагу, бес-
' страшие, готовность и способность к неожиданным и тяжким испытаниям и т.д. Даже
весь пронизанный потусторонним, устремленный к нему Галахад, оставаясь рыца
рем, только и может быть соотнесен с Граалем. Представить его идущим путем
"подражания Христу" и одновременно самым доблестным и безупречным среди ры-
царей~невозможно. Если обр~азТалахада призван свидетель^тв^аТь^томТчто и
среди рыцарей возможны святые^^ричешнеотрекающиеся от своего рыцарства, а
утверждающие его, то их_р"ыцарская святость требует и особой соотнесённости со
сферой сакрального. Не^]напрямую_с_Богом и не с.Богом через посредство святых, ОбладатьГраалем для рыцарей Круглого Стола так же важно, как для германских воинов-героев—сокровищем Нифлунгов. Возле Грааля рыцарь так же пребывает в средоточии бытия, как и какой-нибудь Сигурд или Гуннар из языческого эпоса у своих сокровищ. И тот, и другой демонстрируют своим пребыванием полноту осуществления своей жизненной задачи, хотя для Галахада за этим следует смерть и вознесение на небеса, а для Сигурда и Гуннара — трагическая гибель. Святой Грааль, так же как и сокровища Нифлунгов, не может быть окончательным разрешением для Галахада и Сигурда с Гуннаром ввиду того, что первый, оставаясь рыцарем, еще и христианин и, следовательно, в итоге устремлен к жизни, вечной в Боге. Германским же героям предстоит самообожествление-гибель, которое не отменяет никакое обладание сокровищем Нифлунгов. Оно утверждает лишь их посюстороннее величие в мире, герои же устремл^н^тзе^нномх!! абсолютному.
Ром^ТГМэШри написан на излете Средневековья, когда доживала и изживала себя рыцарская культура. В нем сконструирован и любовно описан в деталях идеальный, далекий от всякой реальности мир. И все же при всей своей удаленности и вознесенности его мира роман Мэлори раскрывает нам феноменологию души рыцарства. Казалось бы, что может быть дальше от того, что волновало действительно существовавших рыцарей, чем поиски Святого Грааля. Однако так ли уж далеки от поисков Грааля крестовые походы XII — XIII вв.? Как известно, они были направлены на обретение Гроба Господня. Тому, чтобы отвоевать Иерусалим и сделать доступным паломничество к Гробу, рыцарством придавалось огромное значение. Большую часть крестовых походов возглавляли крупнейшие феодалы, которые фактом обладания Иерусалимским королевством, Антиохийским княжеством, Эдес-ским или Триполийским графством ничего себе не приобретали, кроме дополнительных и постоянных хлопот. Однако крест принимали все: самые знатные и могущественные наряду с бедными и безвестными рыцарями. Сказать, что ими владело религиозное воодушевление, недостаточно. Почему бы ко Гробу Господню не совершать обычного паломничества, как это было до и после крестовых походов? От опасностей и беспомощности положения паломников их благочестие только выигрывало. Дело, однако, в том, что феномен крестовых походов утверждал смысл и достоинство рыцарского сословия. Воинская доблесть и неразрывно с ней связанный героизм, точнее, его элементы крестовыми походами освящались и причащались святости. Рыцарская святость, как и у рыцарей, ищущих Святой Грааль, не могла быть напрямую соотнесена с Христом, она соотносилась с Его Гробом. Грааль обещал пир, Христос устраивал его для своих достойных избранников. Пребывание у Гроба предполагало другое — великую и нескончаемую битву с неверными. И в том, и в другом случае освящались исконно героические реалии.
Песни времен крестовых походов все пронизаны мотивами служения и подражания Христу. Вот очень характерный призыв к рыцарству времен Второго крестового похода: "О рыцари, пора пришла/Оружье взять и сняться смеет./Тому отдайте в дар тела,/Кто ради вас взошел на крест"1. В нем речьосораспятии, а что может быть более христианским, чем сораспятие Христу? Однако оно жестко привязано к войне и странствию. Это то, что готово рыцарство, оставаясь самим собой, предложить своему Богу. Но если так, то и от Бога рыцарю, насколько он рыцарь, а не просто человек на земле, предстоящий Христу, нужен не Он Сам, а Его Гроб. Чем более доблестно, бесстрашно и самоотверженно рыцарь будет защищать Гроб Господень, тем лучший он христианин. Вот что хотел сказать о себе крестоносец. Так ли уж это отличается от максимы: чем ближе к Граалю, тем ближе к Богу? Согласимся, что типологическое сходство крестоносцев с взыскующими Святого Грааля рыцарями Круглого Стола имеет место. Мир фантастически сказочный проясняет нам жестокие реалии XII— XIII вв. Точно так же, как и наоборот. Те люди, которые совершали крестовые походы, оформляли свою душевную устремленность, свои порывы не только в битвах и странствиях, но и в мечтах о самих себе. Как реальность, так и мечты рыцарства о самом себе одинаково были направлены на то, чтобы "протащить" героизм в святость или святость в героизм, совершать героические деяния в сознании того, что идешь по пути святости. Совершенно не случайно, что те же самые крестовые походы являлись для рыцарства паломничеством и войной одновременно. Принявшие крест рыцари, идя ко Гробу Господню, тем самым совершали паломничество особого рода. Его своеобразие состояло в том, что оно предполагало воинские подвиги. Рыцарь-крестоносец — это паломник с мечом в руках, который готов защищать себя и других христиан на пути в Святую Землю, а заодно и оставить ее за собой. Он идет в святые места молиться и воевать. Воевать в землях отдаленных и экзотичных. Такая война обязательно несет в себе момент приключения. Она сопряжена с продолжительным странствием по малознакомым или неведомым западному человеку землям, со всякого рода неожиданностями и случайностями. Если бы рыцарство совсем было лишено духа приключений, крестовые походы (во всяком случае, такие мощные и продолжительные) вряд ли были бы возможны. Они ведь не вели и не могли привести к расширению существовавших в то время государств, а разве что к созданию неустойчивых и полуэфемерных государственных образований, которые заведомо не могли существовать и воспроизводиться за счет своих внутренних ресурсов и требовали постоянного притока свежих сил в лице энтузиастически настроенных рыцарей. Крестоносные государства были авантюрными, своего рода государствами-приключениями. Устойчивость обыденной и рутинной жизни была исключена и, кажется, не предполагалась их основателями и защитниками.
Конечно, неизбывная тяга рыцарства к приключениям никогда не осмыслялась как некоторая самодовлеющая ценность. Она всегда нуждалась в религиозной санкции. И тем не менее приключения играли для рыцарства совсем особую роль, с ними связаны яркие и своеобычные черты его героизма. Помимо того, что рыцарский героизм был героизмом служения, не в меньшей степени он может быть охарактеризован и как героизм приключений, авантюрный героизм.
Вообще говоря, приключения в той или иной степени связаны с героизмом, как таковым. Путь героя — это всегда индивидуальный выбор, риск и связанная с ним непредсказуемость ситуаций. Герой живет вне заданности и предсказуемости ритуальных действий, а значит, с ним время от времени нечто приключается. Между тем одно дело, когда приключения имеют место быть, совсем другое — сознательная устремленность к ним, и, наконец, третье — когда приключения чуть ли не культивируются в качестве высшей и самодовлеющей ценности.
Пожалуй, рыцарству ближе всего именно последнее отношение к приключениям. По-своему pыyapcк^1eJ^щ|щ^чeнияJ0^н^^paннaя вещь. Рыцаря влечет к ним coЛcл^eJ^нaяJ^e^aJv1Oдocтaтoчнocть7Чтo-тo в прикТпочёниях он приобретает и что-то преодолё1аёТта1<о1Г~ч1?го-у~него в других случаях недостает или ему мешает.Сказать, что приключения связаны с самопреодолением, можно. Но что в себе и в
пользу чего преодолевает рыцарь? Преодолевает он человеческое, только и слиш
ком человеческое — скуку. Перспектива приключений будоражит, веселит, тревожит
бодрящей, никак не тоскливой тревогой. В приключении с рыцарем должно нечто
случиться, что сделает его жизнь полной и насыщенной, скуку как ветром сдует.
Правда, скучающий рыцарь и рыцарь, упоенный приключением, — это всегда чело
век, не переступивший в главном меру человеческого. Оттого рыцарские приключе-_
ния возобновляются бессчетное число раз, что каждое из них в отдельности ничего
j-ie .решает~йi'не~разрешает. Оно ср671нТГвозвь1шёТнн^мутГ671а1^му1Гтем не менее
*^а1швчениюТСкучно — развлекся, потом опять заскучал, голодно — поел, опять
проголодался. Приключения происходят по такой примерно логике. Из нее в преде
лах авантюрности не вырваться. Урыц^фя^^ав^к^^
ти и устремленности к последнему ё
~~~1^еууществу;'он"его не знает Не зТ<а^тГпотому что^р^ца^осийцсерс^измимеет свои неизбежные_ограничитёли. Достаточно сказать, что, несмотря на весь свой аван-
тюрйзмТ рьщар!о7фй?1ЙчёсТвует умереть_как)фистианину, с гюка^янием и ртпущени-Лч /
й
$м_ц?ехдв. Его^^ме^тРТйё^д^в^рЪаетпуть, казалось^ьинескончаемых приключе й прёрьтает его. Поэтому в приключенияхнет и не может быть
Т
глубокой и подлинной серьезности! В лоно nj3Hjaud4ejHHH уходяТкак в некоеЪодобйе
рыцарского рая, и жажда его ненасытима, ввиду того что внехцзиключений наступа-1 j
ёТпо1<м1пть1Ргрезвой и н^гТодатливо-реальной жизни. Пока с рыцарем нечто приклю- j ,
чается, он ощущаёТсёбя героем в полноте своего героизма, но только потому, что
отодвигается на задний план проблема конечной цели и смысла. Да, в мире приклю-
чений рыцарь совершает достойные и безуп^ечныеТюступкй. Все дело, однако, в
том, что для него они являются моментами беспрестакшо_возобновляющегося и внут-
ренне_незаве2шимого самоутверждения. Пускай~рыцарь защитил слабого и сокру
шил могущественноготгаШТГьника. Но ведь это для него всего лишь прикдючение,
подвиг, значимый как таковой, а не ввиду его результата. Важно, что рыцарь дей
ствовал безупрёчно7ему1не в чем себя упрекнуть, слава же о содеянном должна
распространиться по городам и весям. И тем не менее подвиги и приключения нуж
но возобновлять и возобновлять. Это не ступти^едуш^вверх,^Jxogeej^Bime- кг
ние по]<р^гу^не_д^ду_а<ающееостанювки. < ""