Роман «Евгений Онегин»
Задания I уровня
Закончив восьмую главу, в сентябре 1830г., Пушкин на другой день составил план полного издания романа, озаглавил каждую главу и разбил весь роман на три части.
Часть 1. Предисловие
1 песнь. Хандра. Кишинёв, Одесса, 1823г.
2 песнь. Поэт. Одесса, 1824г.
2 песнь. Барышня. Одесса, Михайловское, 1824г.
Часть 2.
4 песнь. Деревня. Михайловское, 1825г.
5 песнь. Именины. Михайловское, 1825г.
6 песнь. Поединок. Михайловское, 1826г.
Часть 3.
7 песнь. Москва. Михайловское, П.Б.Малинники, 1827-1828гг.
8 песнь. Странствие. Павловское, Москва, 1829г.
9 песнь. Большой свет. Болдино, 1830г.
Кишинёв Болдино
1823 год 9 мая 1830 год 25 сентября
7 лет 4 месяца 17 дней
Обратите внимание на длительность работы над произведением: она объясняет сложную эволюцию образов.
Объясните названия глав романа, данные самим поэтом.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Прочитайте эпиграфы к каждой главе. Обратите внимание на выбор Пушкиным авторов. Какой вывод вы можете сделать о широте литературных симпатий Пушкина, о его литературной эрудиции?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Сопоставьте названия глав и эпиграфы к ним. Как связан эпиграф с главой: по теме, идее, образам героев и т.п.?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Выпишите любую строфу, «свяжите» дугой рифмующейся строки и подпишите тип рифмы по положению в строфе: перекрёстные, парные, кольцевые. Какую роль играют в строфе две последние строки? Определите размер стиха.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Сопоставьте онегинскую строфу с формой сонета.
Для справки: сонет– форма стихотворения в 14 строк. Итальянский сонет состоит из двух катренов (4 строки) и двух терцетов (3 строки), английский – из трёх катренов и куплета (2 строки). В катренах рифма перекрёстная, а в терцетах – перекрёстная или парная.
В чём новаторство Пушкина в создании онегинской строфы?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задание II уровня
Пушкин писал: «Я пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». В чём эта разница?
Для справок.
Роман– повествовательный жанр, описывающий жизнь во всей её сложности.
Стихотворение– форма поэтической речи, сравнительно небольшое произведение, повествующее о чувствах лирического героя (в основном).
Роман в стихах– одна из редких форм лиро-эпической поэзии. Придерживаясь требования романа как повествовательного жанра, описывающего человеческую жизнь во всей её сложности, автор романа в стихах должен соблюдать все нормы, присущие поэтическому языку.
Сделайте вывод о том, как выбор Пушкиным жанра произведения «Евгений Онегин» помогает читателю определить главного героя.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Подтвердите положение о том, что автор – главный герой романа.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Выпишите темы лирических отступлений в первой главе. Что вы узнали об авторе?
Для справок: лирическое отступление- композиционно-стилистический приём главным образом в поэзии: автор отклоняется от прямого сюжетного повествования, перебивая его лирическими вставками на темы, мало связанными или совсем не связанными с магистральной темой. Композиционно лирические отступления имеют двойное значение: с одной стороны, они замедляют развитие фабулы, с другой – позволяют писателю в скрытой форме высказывать личные суждения по различным вопросам.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Определим, к кому из героев первой главы (Онегину или автору) относится эпиграф «И жить торопится, и чувствовать спешит».
Рассмотрим таблицу.
Онегин
Автор
I этап развития
героя
II этап развития
героя
III этап развития
героя
Увлечение высшим светом, изображённым автором сатирически.
Русский Чайльд Гарольд, друг автора
Не изменился
Декабристские взгляды
Демократические позиции
Истинный, зрелый, деревенский романтик.
Какие можно сделать выводы?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
В пушкиноведении существует утверждение, что в образах Онегина, Татьяны, Ленского автор изобразил этапы эволюции собственной души. Так ли это? Что общего у автора с этими тремя героями?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Перечитайте III-XVII, XXI-XXVI строфы первой главы романа. Сравните Онегина и Чацкого – ведь они современники. Сопоставлены или противоположны это герои? В чём?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания II уровня
В.Г.Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Приведём доказательства.
Определите хронологические рамки изображенного в романе. Правильно определите самое раннее событие, названное в романе.
____________________________
____________________________
____________________________
Определите географические рамки событий романа. Выпишите те, которые упоминаются или где происходит действие произведения.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
О каких слоях русского общества рассказывается в романе?
____________________________
____________________________
____________________________
О каких деятелях искусства (России) говорится в романе?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Сделайте (на выбор) выписки по следующим темам: о каких сторонах жизни русского общества рассказывает роман? О каких видах искусства даются суждения? Какие жанры литературы упоминаются?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Почему автор называет Татьяну своим милым идеалом?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Проследите, каких героев сопровождает луна (спутник романтика), в какой ситуации, когда она для героя «исчезает»?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Сравните два сна: Софьи в «Горе от ума» и Татьяны. Похожи ли они? Чем? Какую роль играют в произведении?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Сравните два письма: Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне. Найдите признаки параллелизма.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Сравните две отповеди: Онегина Татьяне и Татьяны Онегину. Найдите признаки параллелизма.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Найдите параллели в судьбах няни, матери Татьяны и самой Татьяны. Как соотносятся эти образы?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
В.Г.Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле», «страдающим эгоистом». Как вы понимаете эти определения?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Пушкин дал в своих произведениях полную картину национального языка его эпохи во всем разнообразии его отдельных речевых стилей. Состав русского литературного языка эпохи Пушкина был сложен – сложен поэтому и язык романа. Найдите в нем следующие элементы.
а) архаизм– старинные слова. Они могут быть церковнославянскими или славянизмами, словами, взятыми из языка летописей, старинных документов. Выпишите 3-5 примеров (из 2-4 строк).
____________________________
____________________________
____________________________
б) европеизмы - слова, заимствованные из европейских языков, например, галлицизмы – слова, взятые из французского языка. Дайте 3-5 примеров.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
в) разговорно-бытовой языкобразованной часть русского общества. Приведите примеры речи Онегина и Татьяны, языка мелкопоместного дворянства, языка высшего света (по 2 примера на каждый).
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
г) просторечия, элементы народного языка (3-5 примеров).
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Интересен синтаксис романа.
а) Приведите примеры переноса: предложение не заканчивается строфой, перенесено на следующую строфу. Почему поэт переносит конец предложения в следующую строфу? Выпишите конец предыдущей, начало следующей.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
б) Какими по размеру и составу предложениями передан страх Татьяны перед приездом Онегина?
____________________________
____________________________
____________________________
в) Сколько стихотворных строк занимает бег Татьяны? А сколько в них предложений? Каким приёмом передаёт Пушкин длительность бега и стремительность Татьяны?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
г) Перечитайте строфу 38 главы 7, описание пути Татьяны по Москве. Какую художественную, изобразительную роль играет перечисление существительных?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
д) Перечитайте строфу 39 главы 7. Проследите за её ритмом, за тем, как она долго тянется и как неожиданно заканчивается длинным глаголом из 5 слогов. Что передаёт такой ритм фразы?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
е) Для контраста сравним ритм стиха в строфе 2 главы 1, где описывается танец балерины Истоминой. В чём особенность этого ритма, что он передаёт?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Огромной изобразительной силой обладают эпитеты Пушкина. Выпишите эпитеты к слову «лорнет» из текста романа (лучше 2-4 строки). О чём вам рассказали эти эпитеты? Этот вопрос может быть темой сочинения, доклада, части реферата.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Выпишите описание мазурки на именинах Татьяны. Подчеркните повторяющиеся звуки (аллитерацию). Какая картина создаётся?
Приведите другие примеры аллитерации, объясните их смысл.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания II уровня
А.М.Горький дал простое и точное определение реализма: «Реализмом именуется правдивое, неприкрашенное изображение людей и условий их жизни».
Докажем реалистичность романа «Евгений Онегин», причём принадлежность его именно к критическому реализму.
Для справки. Реализм критический– это реализм писателей, который видели деление общества на классы и «умели изображать, обличать грязный, циничный, отвратительный порядок жизни, основанной на беспощадном угнетении людей…» (М.Горький).
а) в романе выдвинут и принцип народности (важный признак критичности реализма).
Для справки. Принцип народности: оценка героев произведения даётся в зависимости от того, насколько они близки к народу, к народной жизни и мировоззрению. Кто из героев романа близок к народу? В чём?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
б) Говоря о сущности реализма, Ф. Энгельс писал: «…реализм предполагает помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах».
Для справки. Тип– это обобщённый образ, художественно объединяющий характерные черты группы людей.
Докажите типичность одного из героев романа.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
в) А. Фадеев очень точно заметил: «…образ Татьяны, обобщённый, собранный из этих разрозненных черт в единый идеализированный образ русской женщины и девушки, есть величайшая победа романтизма…»
Вдумайтесь: реализм не означает безразличного воспроизведения действительности в художественном произведении. Пушкин создаёт образ Татьяны как образ идеальный.
Докажите эту мысль строками романа. В чём идеален образ Татьяны?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
д) Задачам объяснения поведения человека подчинено в романе Пушкина и изображение быта. Сравните два описания одной комнаты ( во 2 и 7 главах): комнату дяди и кабинет Онегина.
Чем отличаются эти интерьеры? Как они характеризуют своих хозяев?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания II уровня
Составьте сложный план на одну из данных тем:
1) Провинциальное дворянство в характеристике Д.И.Фонвизина (по комедии «Недоросль») и А.С.Пушкина (роман «Евгений Онегин»).
2) Роман А.С.Пушкина как «энциклопедия русской жизни» (В.Г.Белинский).
3) Черты реализма в романе «Евгений Онегин».
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания III уровня
Напишите сочинения на одну из данных тем.
Татьяна и её няня.
Онегин и Чацкий.
Онегин и Ленский.
Образ автора в романе.
Татьяна и Ольга Ларины.
Мотив луны в романе.
Пейзажные картины в романе.
Пушкин о культурной жизни эпохи.
Образ Москвы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
М.Ю. Лермонтов
(1814-1841)
В Лермонтове «выразился исторический момент русского общества».
В.Г.Белинский.
СЛОВАРЬ
Составьте предложения с данными словами и словосочетаниями: пафос свободы, мотив одиночества, «поэт дневной» и «поэт ночной», демонические мотивы, оригинальная композиция, «поэт сверхчеловечества», психологизм романа.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Внимательно прочитайте стихотворение «Смерть поэта».
Выпишите лексику (отдельные слова и словосочетания), характеризующие Поэта и «толпу», высший свет. Сравните эту лексику.
Поэт
Высший свет
Задания I уровня
Дайте определения интонациям автора в каждой части стихотворения. Как изменяются эти интонации? С помощью каких изобразительно-выразительных средств они выражены?
План
Интонации
1) «Погиб поэт!»
2) Убийца поэта
3) Сравнение Пушкина с Ленским
4) «Зачем?..»
5) «Замолкли звуки чудных песен...»
«И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!»
Последние 16 строк стихотворения были написаны позже. Это инвектива – гневная отповедь. Сравните интонации этого заключения с интонациями первой часть стихотворения.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Как вы понимаете разницу между «венцом терновым» и венком лавровым? Как в этих образах читается судьба Пушкина?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Сравните два стихотворения: «Пророк» А.С.Пушкина и «Пророк» М.Ю.Лермонтова. Как в прочтении одной темы двумя поэтами отразились реалии двух эпох – декабристской и эпохой реакции?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Сравните два стихотворения: «Нищий» М.Ю.Лермонтова и «Нищий» И.С.Тургенева. Что в них общего – в изображении нищего, в чувстве поэта, в интонациях? Чем, кроме формы, они отличаются? Определите тему и основную мысль каждого произведения.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Выпишите из стихотворений Лермонтова строки со словами «один», «одинокий», «одиночество». Определите, к какой теме лирики относится стихотворения (пейзажной, любовной, философской, освободительной и т.п.). Сделайте вывод: Лермонтов – певец одной темы или многих.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Сопоставьте два стихотворения: А.С.Пушкина «Я вас любил» и М.Ю.Лермонтова «К» («Я не унижусь перед тобою…»). Какие мысли и чувства вызывает у вас такое разное прочтение темы любви двумя поэтами?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Некоторые лермонтоведы считают, что многие стихотворения Лермонтова о любви к женщине на самом деле – о любви к Богу. Прочтите с этой точки зрения стихотворение «Благодарность». Найдите подобные мотивы в других стихотворениях. Согласны ли вы с этим утверждением?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Перечитайте внимательно стихотворение «Ангел». Вдумайтесь в смысл стихотворения.
Выпишите слова, с которого начинается и которым заканчивается стихотворение. Расположите их на схеме.
Определим, какое пространство стихотворения «отдано» небу, какое – земле. Сосчитайте строки, отданные этим двум топосам (пространствам) и обозначьте на схеме, проведите условную разделяющую линию.
Теперь определим, как охарактеризованы небо и земля. Выпишите лексику, относящуюся к этим двум пространствам. В каких взаимоотношениях находится эта лексика?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Найдите эпитеты, относящиеся к песне ангела. Почему младая душа, которую ангел нес для жизни на земле, не могла забыть песню ангела?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Определите идею стихотворения: о чём оно? Что прославляет? Почему? Что отвергает? Почему?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Докажите, что стихотворение «Ангел» музыкально. Для этого в двух первых строках сосчитайте:
количество открытых слогов _____
количество закрытых слогов _____
количество всех звуков _____
количество глухих согласных _____
количество звонких согласных и гласных _____
Сделайте вывод о соотношении открытых слогов (они придают музыкальность) и закрытых, звонких согласных и гласных (они придают музыкальность) и глухих согласных.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания II уровня
Перечитайте стихотворения «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружён…», «И скучно, и грустно…». Каким предстаёт перед читателем поколение современников Лермонтова? А лирический герой стихотворений? Каковы интонации этих произведений?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания II уровня
Внимательно перечитайте стихотворение «Поэт». Из каких частей оно состоит? Как бы вы их озаглавили? В чём смысл сопоставления поэзии и кинжала? А судьбы кинжала и поэзии, современной Лермонтову? Сопоставьте это стихотворение со стихотворением «Кинжал».
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания II уровня
Сопоставьте стихотворение «Прощай, немытая Россия» и «Родина»: в чём они противопоставлены? Почему поэт рисует такие разные чувства к родной стране?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Выразительно перечитайте стихотворение «Выхожу один я на дорогу…». Выпишите главные (знаковые) образы. В чем их поэтический смысл?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания I уровня
Перечитайте стихотворение Поэт». В нем рисуется два образа. Какие? Какие строки отданы каждому образу?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания II уровня
Как меняется образ моря в стихотворении «Парус»? Какие его состояния показаны?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
В стихотворении дана формула романтизма. Найдите её. Почему счастье для романтиков недостижимо?
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания III уровня
В.Соловьёв, Д.Мережковский, В.Розанов, К.Бальмонт (поэты, философы, критики начала XX века) считают, что лирика Лермонтова пронизана идеями сверхчеловечества. По мнению Мережковского, Лермонтов – «единственный человек в русской литературе, не поддавшийся вечному призыву к смирению». В.Розанов считает, что главная черта лирики Лермонтова – это дух противоречия. Согласны ли вы с этими высказываниями? Приведите примеры за или против.
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
____________________________
Задания III уровня
Напишите сочинение по 1 из данных тем:
«Люблю отчизну я, но странною любовью»…
Судьба поколения в лирике Лермонтова.
Образ поэта в лирике А.С.Пушкина и Лермонтова.
2 стихотворения о любви: Пушкин и Лермонтов (произведения по выбору).
Проблема личности и её отражения в лирике Лермонтова.
Напишите реферат на одну из тем:
Трагическое в лирике Лермонтова.
Мотив одиночества в лирике Лермонтова.
Образ кинжала в русской поэзии XIX в..
Образ звезды в лирике Пушкина и Лермонтова.
Тема дороги в лирике Лермонтова.
Жанр баллады в лирике Пушкина и Лермонтова.