Глава 30. германско-варварский элемент в средневековой 9 страница
О чем же тогда, если Возрождение не
реставрировало ни Античность, ни Средние Века? В конце концов, Ренессанс возрождал, т. е. открывал новые перспективь1_для_ра2вития, западную культуру. Дта культура, погибнув в качестве aHjiiyHOM-Kyjnbiypbi, обнаружила симпто'мьТнеобра-тимого у_падка в качестве культуры средневековой, поэтому^ее возрождение могло состояться только за пределами того и другого. А это значит, чтоВозр_ождение возрождало западную культуру, которой, возродившись, предстояло стать культурой Нового Времени. И вопрос, который в этой связи возникает, касается того, дочему_для_^озрождтния западной культуры таким важным и необходимым было обращение к Античности, вплоть до попыток ее"рё^т^раций?
<^~Для~ответа на этот "вопрос недостаточно вспомнить проговоренную ранее (см. главу 6) мысль о том, что человек Позднего Средневековья обратился к Античности так, как обращается^нуккдеду через голову отца и этой близостью к дедам обретает независимость от подавляющего отцовского авторитета. Конечно, подобная роль Античности "для Возрождения несомненна. Но тогда, в свою очередь, возникает вопрос о том, какие именно тенденции упадка позднесредневеко-вой культуры блокировала ориентация на Античность и какие преодолевала? Думаю, что в рервую^рчеведь — тeндeнциюJ<_cJvюшj^]OJвы^^
^культуры ее центральных и маргинальных^влений. Пазднеереднввековая. культура стремительно теряла ориентиры, когда такое непомерное значение приоб-рели народные праздники с их смеховым миром, расцвели пышным цветом астрология и алхимия, ведовские процессы стали массовым явлением, религиозность переживала упадок и кризис. В этой ситуации стремление к возрождению античных наук и искусств, отношение к ним как к возвышенному образцу выстраивало новую иерархию ценностей. Нужно сказать, что ренессансный человек был очень^в^сгфйймчивТтаким проявлениям позднесредневековой культуры, каксме-ховая, астрология, магия и, в частности, алхимия. Но для него они перестали быть чем-то рядоположенным и параллельным высокой культуре, сосуществовавшими и вместе с тем внутренне несовместимыми с ней. К примеру, в своей знаменитой "Речи о достоинстве человека", своего рода манифесте ренессанс-ной культуры, .Пикко делла Мирандола не только принимает магию, но и посвящает ей восторженные слова. По Пикко делла Мирандола, магия "глубоко изучает гармонию вселенной... и всматривается пристально в тайны природы, воздавая каждой вещи должное почитание — так называемую ворожбу магии — в уединенных местах, на лоне природы, в тайниках Бога, выставляя на всеобщее обозрение тайные чудеса, и благодаря этому сама она как бы является их творцом. И как крестьянин подвязывает виноградные лозы к вязам, так магия сочетает землю с небом, то есть низшее женит на силах высшего"1.
Сочетание земли с небом при помощи магии, такое совершенно невозможно
для средневекового христианина, поскольку он пребывает в церкви и имеет пред
ставление о христианском вероучении. Поэтому магией средневековый христиа
нин может заниматься только с нечистой совестью, скрывая свои занятия от дру
гих и в то же время прибегая к уловкам, чтобы оправдать свою причастность к
магии перед самим собой. Для ренессансного гуманиста Пикко делла Мирандола
никаких проблем, связанных с занятиями магией, уже не возникает. Если она "со
четает землю с небом", то есть профанное с сакральным, тем самым магическая
t практика приобретает достоинство богослужения. Отождествление магического с
\ религиозным совершенно несовместимо с христианством; строго говоря, оно чуждо
\ и язычеству. Однако в язычестве непроходимой пропасти между магией и религи
ей нет. Как мы помним, богов и демонов объединяет то, что они родом из хаоса.
Поэтому в какой-то мере мaJ0!^OJ^жнoJajзвjaтJiiЩM_pj^^ а рели-
гию — божественной магией. По существу, по этому пути и идет Пикко делла МирандолаТ В соответствии с традиционными представлениями он разделяет магию.на.белуюи черную, отвергая последнюю, так как она "полностью основана на действиях демонов, что чудовищно и подлежит отрицанию", и принимая первую в качестве "толкования и почитания божественного"2.
ским. Богдлд£гальянского_1^мани^а~пребывает "Hajic^ejT^H^qbjVrjM его "тайники". Здесь он вполне разделяет общеренессансный пантеизм, т. е. представление о божестве как природном начале, природе в ее высшей" концентрации. Понятно, что пантеизм Пикко делла Мирандолы начинается не с него. Он черпал его
г Сочетание магического и религиозного за счет предварительного очищения магии иа*рз&тя «амоэдвым; дтТЙЙККзЙюяа Мирандолы ввиду того, что его из античной традиции или у других мыслителей, опиравшихся на античную философию. В любом случае прямое или опосредованное обращение к Античности сделало возможным для Пикко делла Мирандолы включение маргинальной или даже подпольной магии в свое не маргинальное и не подпольное мировоззрение, то мировоззрение, которое представительствует не только за себя, но и за всю культуру Возрождения. Казалось бы, такое включение неизбежно должно было бы сделать новое мировоззрение неразборчивым и демократичнь1М;_Ре^льно_про-{ исходило другое^Включаемая в высокоюj^rjwypj/j^^{безобидной. В ней аЩёТтфшзаТшсь не собственно магический-..моменты,, аиге, которые сближали ее с религией и наукой.
' иным образом обстояло дело с преодолением Ренессансом параллелизма "высокой" и "низовой" культуры, нашедшей наиболее полное выражение в народных праздниках. Именно Возрождение не просто легализовало эту культуру. Оно ассимилировало многие ее существенные моменты, сд^лало_их^ момента ми вы-сокой_культуры. ЭтсГоо'сТбятёльство во всей яркости проявилось в расцвете ре-"нессансной новеллы. В XIV — XV вв. сборников новелл было создано великое множество. Зачинателем же ренессансной новеллы, несомненно, является Джо-ванни Боккаччо, создавший в середине XIV в. недостижимый образец жанра — "Декамерон". Помимо сборника новелл, из-под пера Боккаччо вышли сочинения в античном духе, не чужд он был и ученых трудов. Об этом стоит напомнить ввиду того, что творец первого сборника ренессансных новелл был ученым-гуманистом. Между тем "Декамерон" содержит в себе новеллы, способные и сегодня обескуражить своей простодушной фривольностью, главным же образом тем, что их автор излагает свои сюжеты без тени смущения и без всякой дистанции по отношению к происходящему. Приведем два взятых наугад сюжета из новелл "Декамерона" в их самом кратком и схематичном изложении.
Студент любит вдовушку, а вдовушка любит другого и заставляет студента ночь напролет прождать ее на снегу; впоследствии по наущению студента она в середине июля целый день стоит на башне нагая, и ее целый день жалят мухи, слепни и печет солнце.
Двое мужчин дружат между собой; один из них сходится с женой другого; узнав о том, обманутый муж подстраивает так, что тот сидит в запертом сундуке, а он в это время полеживает на сундуке с его женою.
Обе новеллы, как и ряд других новелл "Декамерона", построены по одной и той же схеме. В основе ее — принцип компенсации и симметрии. В первой новелле вл!облённый~студент, прож^а~в[Шй"1с16Пн^ч"ь~с¥с:ю~возлюбленную на снегу, а затем остроумной уловкой заставивший ее весь день простоять на солнцепеке, с одной стороны, компенсирует свои мучения муками вдовушки — здесь срабатывает принцип компенсации, с другой стороны, студент свои ночные муки превращает в дневное мучение возлюбленной, свои страдания от холода — в чужие страдания от жары, тем делая ситуацию симметричной. Что касается второй новеллы, то здесь дело не сводится к компенсации и симметрии, хотя они и вполне очевидны. Новелла заканчивается тем, что оба мужчины и обе женщины "в мире и согласии сели обедать. И с тех пор у каждой из двух женщин стало два мужа, а у каждого из мужей — две жены, и ни разу у них из-за этого не вышло ни ссоры, ни драки".
Подобная развязка, если к ней отнестись вполне серьезно как к прямому высказыванию без всякого подтекста и второго плана, буквально обескураживает. Ну ладно, в обеих новеллах разворачиваются житейские ситуации низового характера. В них действует простейший принцип "око за око, зуб за зуб", не найти и намека на великодушие, сострадание, благородство и другие реалии высокого ряда. Движущей силой поступков героев являются сластолюбие и хитроумная расчетливость. Когда же вторая новелла завершается легко и весело совершаемым разрушением .семей и единобрачия, то это уже не_просто сниженная ситуация, а прямое отрицание смысла исходных человеческих установлений, всего, что хотя бы как-то выходит за пределы простейших вычислений и расчетов. По существу, герои новеллы Боккаччо в конце оказываются в докультурном состоянии, для которого и названия нет, причем под снисходительным и добродушным взглядом автора.
Очевидно, что в данном случае перед нами феномен низовой культуры, текстуально воплощенное карнавальное и смеховое мироотношение. В мире героев большинства новелл "Декамерона" все до предела р^ижено и включено в смехо-вую стихию. Жизненные_положенияГкоторь1е легко могли стать драматически на-
пряженными и денно, они смеажы, забавь
са1С!^^ё^я~¥о~¥сТх1;воих проявлениях. О~героях"свойх новелл ьШ^аччоПмоГ бы сказать словами известного афоризма: "Они люди, и ничто человеческое им не чуждо". И самое"низкое'1в_ьшловеке_— это тоже человек. "Низкое" тем самым для автора ^eKaMe^oTfa^OBCjejj^ejjHjMejHjHO. Оно шето^шШоё^^которощ по контрасту может быТьТфотивопоставлено "высокое" в том же "Декамероне". К примеру, в новелле о короле Карле Старшем "король полюбил одну девушку; устыдившись своего безрассудства, он приискивает для нее и ее сестры приличную партию". Еще более возвышенная и благородная душа у короля Педро. Он "узнает о том, что больная девушка Лиза пламенно его любит; он успокаивает ее, а
и только. Смешное здесь — от принятШ"человеком немного погодя выдает замуж за благородного юношу, целует ее в лоб и с того дня именует себя ее рыцарем".
На первый взгляд может показаться, что новеллы Боккаччо населяют люди совсем разной породы, принадлежащие к различным мирам. Одни из них — само благородство, других отличают самые элементарные устремления и вожделения, несмотря на то, что удовлетворяют они их со всем хитроумием и изощренностью. В действительности мир героев Боккаччо_един^В нем всякое случается и обитают всякие люди. "И такое бывает с людьми", — как будто примиряюще говорит нам автор после очередной новеллы. Даже в новелле о двух семейных парах, установивших между собой двоеженство и двоемужие, акцент сделан не на безобразии и непотребстве случившегося, а ^дт^что^дажеi^ безн1^жнХю_си1УаЦИЮ_супружеской измены и MecTH^j<OTopafl ничем не лучше измены, можно разрешить к в^ё^щёму'удЬвлетворению^сохранив в себе что-то человеческое. Откуда же в этом случаёГу автора "Декамерона" такое приятие человека? Почему для него оказываются равно приемлемыми и смщховое» связанное с низовбй кул^турйй отношение к ШтЫщ й возШшенн&й взгляд на него?
Не в последнюю очередь — от представления о человеке, которое сформиро-валось у ренессансных гуманистов под воздействием Античности. В соответствии с этим представлением человек является микрокосмом, малым подобием боль-(£ шого космоса — макрокосма. В качестве природно-космического существа он так же многообразен, как и космос-природа. Человек может достигать гармонии в отношении к самому себе и внешнему миру, может вступать в противоречие или конфликты с собой и миром. В любом случае он остается существом,^которое cojpjrHe^Hja_c_*gguyJj|gr^reHQ в него и как будто не ведает о своей греховной природе^о_необход1шости ее преодоления. И на вершине счастья, и в самых
человек ощущает себя вне связи с Богом. Поэтому он_сам задает мерку своим поступкам, для него нет бездонной пропасти греха и погибели души, так же как ему ни q^et±H^^^
р ду, у q^±j^^p^3^9^2C2.
рлаженстпза. Строго говоря, для человека не существует в абсолютном и незыблемом смысле ни "рая", ни "ада". Прежде всего~^ществует он сам, во всех своих \ проявлениях. Они прежде всего человечны и уж потом хороши или_дур_ны. Ска- f зать, что ренессансное1тредставление о человеке принадлежит Античности, целиком заимствовано оттуда, было бы неверным. Главное, что сближает его с античным, — это посюсторонний взгляд на человека, его понимание как природного существа. Сама посюсторонность и в том, и в другом случае осмысляется вполне своеобразно. AjjTkNHbiej^iOTHBbi усваиваются Возрождением избирательно, глав- *--ное же состоит в том, что они включаются в 15о1сем не античный контекст. В i частности, для Античности в посюсторонности человека чрезвычайно важным был £ момент того, что человек может быть божествен, но может быть и ничтожен. Изначально он на одном полюсе герой, на другом — раб. Ренессансному гуманизму^ подобные акценты чужды. Он склонен ftptffl|ШЙ№ЦёШШ, как^такового, не про-'**. водя разделительной линии,между людьми. Они Ш^ётвенШИ6*'6ШШ~св5Ш природе. Кому-то удается раскрывать свою божественность, кому-то — нет. Кто-то оказывается победителем, кто-то побежденным. Человек же в своей основе един, у него нет дистанции по отношению к самому себе, нет и разделения людей на бытийно лучших и худших.
ГЛАВА 37. ДВИЖЕНИЕ ГУМАНИСТОВ
Движение гуманистов зародилось в Италии в XIV в. Принадлежность к нему определяется особым интаресощсАнтичности,
BPj^Hiie^_ajmi4jibixpyi(onH£fiM. Первоначально гуманист —^ это^челов_ек1„_ко1О|!ый воспринимал AHTH4HOCTbj<aj<^BjOjOflyxoBHyiopoflHHy и испытывал по отношению^ неРГностальгическое~чувство. В при!Тципё11~человё1< совершенно средневекового сгатадатяог с почтением относиться к античной культуре и ее великим деятелям. Но для него Античность оставалась языческой мудростью, которая чем-то может быть полезной христианину, но самостоятельной ценностью не обладала. Для гуманиста традиционно средневековое представление становится недействительным. Он стремится подражать Античности и в этом обрести себя и свое достойное поприще. Не так уж редки были случаи, когда_ученые-гуманисты старались жить и выражать себя буквально на античныйJyiaHep. Но, с другой стороны, ни к ajPSKoiviy возвращению, реставрации Античности движение гуманистов не привело щи привести не могло. Античные штудии гуманистов завершились совсем другим ^результатом. Этот результат фиксируется уже самим словом "гуманизм". Оно получило широкие права гражданства тодькр_в^(\/И1_в., и преждё~Е1с¥го в трактате f Г&^цера^Адш и филосо^ик^истории человечества", и в эпоху же, котда_форми-
точно и емко характеризует то новое и своеобразное, что создало Возрождение в своей обращенности к старому, некогда существовавшему и сохранившему неотразимую привлекательность для потомков.
Как уже отмечалось, гуманизмнесводится к люб_ви к человеку. Самое
/существенн.ое_в_гуманизмё^— это направленность человек¥Т<а самого себя. Для
гуманистов_человек есть высшая и последняя реальность, его главная
]^^й~ во бсейГгюлноте
тйГЭту человечность гуманисты виделиТ6ЖоТцён1нои"1~а"нтичном человеке. Для них он был человеком по преимуществу. Сегодня нам кажется чем-то очень обыкновенным то обстоятельство, что представители одной эпохи видят образец для , себя в представителях другой эпохи. В действительности для XIV — XVI вв. такая , позиция была совсем не обычной. Ведь отношение гуманистов к древним грекам
и римлянам ^^зшшщцшо^кажши^ cjmjOjLueHHeM[самих греков и римлян к своим потомкам. Например, греки времен классики почитали героев гомеровского эпоса как реально живших людей. Но их почитание основывалось на том, что все эти Ахиллесы, Аяксы и Одиссеи были божественны в гораздо большей степени, чем Фемистоклы, Мильтиады и Периклы. К первым относились как к полубогам, ко вторым же — как просто и только людям. Совсем иное дело ренессансные гуманисты, которые не считали и не могли считать, что греки и римляне стояли к богам ближе, чем они сами. Как-никак античные люди были язычниками в отличие от христиан-гуманистов. Поэтому Платоном и Гомером, Цицероном и Сенекой последние восхищались именно как людьми и видели у них человеческие достоинства, вызывавшие поклонение. Такое отношение к античным людям проявилось уже у непосредственного предшественника ренессансных гуманистод_Даще Алигьери. С одной стороны, он сознает, что античные мудрецы, поэты и государственные деятели были язычниками, свет Христова учения им был недоступен, почему Данте и помещает их после смерти в первый круг ада — лимб. Здесь находятся и Юлий Цезарь, Платон, Эвклид и многие другие знаменитые греки и римляне. Максимум, что может допустить для них великий флорентийский поэт, — это избавить от адских мук. Но с другой стороны, Данте восхищается греками и римлянами. Ведтшшл.является в "Божественной комедии" не только его проводником в аду и чистилище. Он ej^JiJTO4jH2aj5M^N^^
тет дляi Данте безусловен. В дантовскоТГпоэме присутствует Hepa3pejuji^oejTpo-тиворечие^двоиственность в отношении поэта к грекам и римлянам. С религиоз-^ ныхТТозиций он вынужден _гвеков_и_вимлян умалять, с других же (их можно назвать гуманистическими) позиций они для Данте
людей. В чем же тогда достоинство славных мужей древности, если они пребы
вали во тьме язычества и Бог не открылся им? В том, что у выдающихся грёков и
римлян в наибольшей (ж?пени прояшле^ Оказы-
вается, "чтоi че^ю^е^но^ть^чело^ека — это одно,,„_а.его_связ_ь.с_Boroj^j—_другое. Последняя необходима для спасения, тогда как первая ценна сама по себеГвне | зависимости от ее соотнесенности с Богом.
Почитание гуманистами греков и римлян, несмотря на их язычество, только А подчеркивало то, что они видели в греках и римлянах людей, и только людей, и ^ восхищались ими как людьми, и только людьми. Человеческое для гуманистов "" было достойно восхищения и поклонения само по себе. С подобным утверждени- *1 ем сами почитаемые гуманистами греки и римляне, пожалуй, бы не согласились.^ Они восхищались своими соотечественниками и поклонялись им лишь в меру их < божественности, то есть близости и причастности миру богов. Такие близость и причастность могли заходить так далеко, что человек становился в глазах греков и римлян богом и ему отдавали божеские почести, как эллинистическим царям или римским императорам. Или же, что бывало чаще, человек вызывал поклонение и восхищение тем, что ему покровительствовали боги. За это, например, воспевал победителей Олимпийских игр величайший древнеримский лирик Пиндар в своих одах. Вот отрывок одной из них, в которой поэт обращается к победителю в беге колесниц сиракузскому тирану Гиерону: "Я знаю:/ Никого из ныне живущих,/ Столь искушенного в прекрасном, / столь превосходного в могуществе,/ Не прославим мы складками наших песен,/ некий бог, пекущийся о твоих помышлениях,/ Бдит и над этим твоим призванием, Гиерон./ Если он не оставит тебя — / Я верю, что я вновь еще сладостней прославлю/ Стремительную твою колесницу..."1.
Ода Пиндара наглядно демонстрирует нам, что нет ничего более разного и несовместимого, чем поклонение гуманистов грекам и римлянам и поклонение самих греков и римлян своим соотечественникам. Одни видят в греках и римлянах исключительно людей и поклоняются в них человеческому, другие же даже если и восхищены людьми, то лишь потому, что они как-то связаны с богами. Таким образом, взгляд гуманистов на Античность вовсе не совпадает с_взглядом Античьюсти на самоё себя, а значит, гуманисты ни_^каки£^^н2^^|е^ремена не возвращали сь ,J3hh создавали культуру, по существу в корне отличную от й^ ной и в то же время немыслимую вне своей обращенности j_Ahtjj4hocth, потому что дгга_обращенность Б
Если использовать привычные и стандартные формулы, то гуманизм отличается от античного мировосприятия тем, что^зн^антропоцентр^чен, в тсГвремя как послед нее jcocMoqeHTpjdMHiL. AHTponoMeHTpjHjjMjTgejyTo^ar^^ жение человека в мире, замкнутость человека^на.^ебял1амыкание мира на себя
ГШШ в его~~смьГсловом пределе выражен в цитировавшихся уже
словаЗГиТприведённого ранее рассказа Геродота о беседе Солона и Креза: "смерть для людей лучше, чем жизнь", она "высшее благо, доступное людям". За этими словами сто1гГпрёд ставлен и ёо
существования, его неукореннености в первоосновах космической жизни, б том, что человек подлинно бытийствует, только растворившись в космическом целом. К_античнрму космоцентризму ренессансные гуманисты были нечувствительны, они искали у греков и римлян близкое их собственным устремлениям и~находили его в античных представлениях о божесхдщцости человека, о том, что человек может быть божествен. Однако сама эта божественность истолковывалась гуманистами совсем на иной_щд, чем в Античности.
Все-таки античный грек всегда помнил, что человеку предшествовали поколения богов и полубогов-героев, что появление людей изначально и радикально двусмысленно. Их возникновение стало результатом соперничества между Зевсом и титаном Прометеем. По одной версии мифа, Прометей вылепил людей из глины вопреки воле верховного божества — Зевса. К тому же он обманным путем добыл людям принадлежавший Зевсу огонь. Обладание огнем, умение им пользоваться приблизило людей к богам, сделало их причастными божественности. И все-таки люди остались существами земными ("глиняными"), профанными, смертными, их божественность не преодолевает разведенности между богами и людьми. Человек, даже божественный, должен знать свое очень скромное место в мире. Конечно, в античных текстах и античном искусстве не так уж редко можно встретить живое ощущение человеком своей божественности. Оно, например, присутствует в знаменитых словах хора из трагедии Софокла "Антигона": "Много есть чудес на свете,/ Человек — их всех чудесней./ Он зимою через море/ Правит путь под бурным ветром/ И плывет, переправляясь/ По ревущим вкруг волнам./ Землю, древнюю богиню, что в веках неутомима,/ Год за годом мучит он/ И с конем своим на поле/ Всюду борозды ведет./.../ Все он умеет; от всякой напасти/ Верное средство себе он нашел./ Знает лекарства он против болезней,/ Но лишь почует он близость Аида,/ Как понапрасну на помощь зовет"1.
Софокловский текст почти на всем его протяжении звучит вполне в ренессан-сном духе, это тоже своего рода "Речь о достоинстве человека". Однако как знаменательно она обрывается. Казалось бы, человеку в его дерзаниях, деяниях и помыслах нет и не будет никаких преград. И вдруг все обрывается: как только хор вспоминает о "близости Аида", человек превращается в жалкое и обреченное существо. Ему положен неумолимый предел смерти-судьбы. Человек смертен, и божественный замах ему не по плечу, несмотря на всю его несомненную и для Софокла божественность. Пределы, положенные божественному человеку его земной, "глиняной" природой, выражены в цитировавшейся уже оде Пиндара, посвященной Гиерону Сиракузскому. Она завершается такими знаменательными строками в честь божественного победителя в беге колесниц: "Разным людям — разное величие;/ Высочайшее из величий — венчает царей;/ О, не стреми свои взоры еще выше!/ Будь твоей долей —/ Ныне попирать вершины"1;
Что совершенно чуждо ренессансному человеку и, в частности, гуманисту, так
это призыв Пиндара "не стремить свои взоры выше". Он-то как раз и не ощущает?
пределов, заданных человеку наличием богов, и неумолимо зачеркивающей его\
судьбы. Среди ренессансных текстов, принадлежащих перу гуманистов, есть не-1
мало таких, которые очень напоминают приведенный нами в извлечениях софок-
ловский текст. До некоторой степени дшшы человек^_в_духе Софокла_стапи в
конце XV—XVN ^.^бищ^местом. Один из таких "гимнов" принадлежит знамени-
^fi^'i^f^^ Он жил в период, когда Ренессанс был на
излете, переживал свою кризисную пору. В Италии же кризис гуманизма был особенно очевиден. Фигура Т. Кампанеллы тем и интересна, чтЪ~на~оцио1/ц}опюсе своего творчества он все еще гуманист, причем в экстремистском варианте, jna другом же — Kp^rmj^m9BJ[^^^^^WMaH]A:iMa- В качестве безудержного гума-Ийста~Кампанелла предстает в своём трактате "Метафизика", где есть раздел, озаглавленный "О превосходстве человека над животными и божественности его души". Весь он посвящен восхвалению человека. По Кампанелле, "нет ничего в мире, что не было подчинено его деятельности... человек укрощает ветры и побеждает моря... плавает с рыбами с помощью дерева... подражает всей природе и Богу... в величайшей мере доказывает божественность человека астрономия... божественность человека раскрывает нам магия... о божественности человека свидетельствуют и предсказательные искусства... подобно Богу человек предвидит будущее"2 и т. д. и т. п. Текст Кампанеллы на протяжении почти всего раздела "Метафизики" воспринимается как своего рода расширенный вариант речи хора из софокловской "Антигоны". Лишь самые последние строки текста обнаруживают всю грандиозность разницы между духом гуманизма и теми античнымиобраа-цами, которым гуманисты искренне стремились следовать: ^^afKUDitUy *liJk
"Человек ведь в желаниях своих не останавливается на вещах этогомира, и,< наслаждаясь обладанием царств, он желает еще большего — возвыситься над , небом и миром и захватить бесчисленные миры. Этого не было бы в душе, если ( бы она на деле не была бы порождением бесконечной сущности — подобно тому, как огонь стремится сжечь и захватить бесконечные вещи и распространиться в бесконечность, обладая этим стремлением постольку, поскольку он результат бесконечного Творца"3.
Божественности человека, как видим, Кампанелла в отличие от Софокла никаких границ не полагает. Для него как будтоТГет ни необоримой силы судьбы, ни божественной^^еалыности^ в кЖорой нуждаётся~или которой"1токлоняёТся'"ч"ёло-векГДля греков и римлян желание человека "возвыситься над небом и миром" выглядело бы пагубным кощунством и безумием. Даже Александру Македонскому приписывали всего лишь сожаление о том, что нет других миров, которые он мог бы завоевать. К штурму неба он не готовился и о нем не мечтал. Откуда же в
таком случае у Кампанеллы такая титаническая заявка и такой замах?
// Дело здесь в том, что Кампанелла никакой дистанции между божественностью
^/человека и божественностью Бога и не признает. Греки и римляне божественных
' людей и богов еще как отличали. Конечно, божественный человек мог стать богом, но пока он остается человеком, для него непреложна обязанность чтить богов и не посягать на их роль и права. По Кампанелле, человек — "порождение беЪконечной сущности", т. е. Бога. И здесь очень важно не упустить из внимания два момента. Бч^ещых, то, что Бог понимается Кампанеллой уже не в античном смысле, как бы среди богов и ктому^же подвластный судьбе, а в качестве высшей и последней реальности, обладающей безграничной творческсж мощью. Очевид-
/ нб7птпГ!~этом"1Шучае~он опирается на onbijjKpjnjrn/iajHCTjBa. И втсщое, называя человека "порождением бесконечной сущности" или "результатом бесконечного"
/1 Творца, Кампанелла на этот_раз_полностью расходится_£^азистианск£й доктри-ной. В соответствии с ней, человек вовсе не рождается от Бога, а творится им из ничто. Хотя сотворен он как образ и подобие Божие, все же между Богом и человеком пропасть. Человек сам, по своей собственной природе, никакой божествен-ностьюШТэбладает, его природа рабская, так как он вышел из небытия. Утверждая порождение человека Богом, Кампанелла тем самым утверждает глубинное тожд^ств^^чштове_ка_и_Б_о_Еа, их одноп^иродность. Если же они тождественны и ,одноприродны, то и границы^ожественной мощи человеку^^никто^не^станавли-вал. Божественность человека состоит в том, нт».ш шесть бог, мстовеческой божественности на античный манер ему теперь мало.
Образ человека-бога, который создает Кампанелла в своем трактате в начале XVII в., к этому времени был в значительной степени дискредитирован и потерял свою убедительность, "золотой век" Ренессанса к тому времени был уже давно позади. Совсем иной была ситуация, в которой Пикко делла]У!щандола создавал свою "Речь о достоинстве человека". Она была написана в 1486 г, и представляла собой краткое и энергичное изложение основ нового гуманистического мировоззрения. И, как никакой другой текст эпохи Возрождения, "Речь..." может быть названа ма1нифестом_ренессансного гуманизма. В чем же видит Пикко делла Ми-рандола то самое "достоТ4ж5т1зо^чё1ТЬвека'', которое является темой его трактата? Оказывается, для итальянского гуманиста для определения достоинства уе-, ловека чрезвычайно важным является его сопоставление с ангелами. Это для современного человека слова "ангельская иерархия" звучатчутьттитте сказочно или условно-метафизически. Для средневековых же людей ангелы были такой