Е мыслительное действие (шаг)

Второе мыслительное действие (шаг) — определение смысла и ценности внешних связей (эстетических отношений) произведения, под­ступ, обход, приближение к объекту, позволяющие увидеть его средним и крупным планом, рассмотреть «вплотную» и с разных сторон. На этом этапе анализа метод литературной критики обеспечивает подходы к про­изведению и непосредственный контакт с ним. Художественное произве­дение объемно и многогранно, и соприкосновение с ним осуществляется с разных сторон, при использовании всех возможных подходов.

Каждый научно плодотворный критический подход обеспечивает рас­смотрение произведения с определенной, специфической стороны, а воз­можное количество таких подходов задано самим произведением, его свойствами, связями, «конфигурацией». Последовательность подходов обусловлена движением от общего к частному, конкретному, то есть от ре­альности (социологический и гносеологический подходы) к культуре (ис­торико-культурный, сравнительно-исторический подходы) и от нее к ху­дожнику и творческому процессу (биографический, творческо-генетиче­ский подходы).

Кроме «одноконтактных» подходов, при которых одна из сторон про­изведения предстает как бы крупным планом, существуют «многоконтак­тные» подходы, позволяющие охватить сразу две-три стороны художест­венного явления и раскрывающие как бы его средний план.

Историзм выступает как гарант монизма методологии. Многоподход­ность, обеспечивая всесторонний охват предмета исследования, благода­ря контролю со стороны историзма и единой социологической природе всех подходов, не превращается в методологический плюрализм и эклек­тизм, а становится фактором целостного анализа произведения.

Гносеологическом подходе

Реальность — ключ к смыслу произведения, ибо оно отражает соци­альную действительность. Эти аспекты произведения выявляет социоло­гический подход, противоположный вульгарному социологизму, сводяще­му всю сложность творческих процессов к экономическим причинам.

Художественный мир — результат осмысления реальности. Это вы­зывает необходимость в гносеологическом подходе к произведению (опре­деление степени художественной правдивости, соответствия реально­сти). Абсолютизация гносеологического подхода ведет к примитивному пониманию искусства в духе иллюстративности или натурализма.

Историко-культурный подход

Культура дает код, позволяющий прочесть и понять произведение. Именно в поле культуры художественное произведение выражает и пере­дает людям художественные идеи. Историко-культурный подход исходит из понимания художественного произведения как части духовной культу­ры. Культура — ключ к интерпретации произведения, поскольку оно воз­никает на основе определенной культурной традиции и в ее русле соци­ально осуществляется. Значащая единица художественного текста может быть понята только в культурном контексте. Художественное произведе­ние необходимо рассматривать на широком культурном фоне.

Сравнительно-исторический подход

Сравнительно-исторический подход, основные методологические идеи которого были разработаны Веселовским, фокусирует внимание на взаимодействиях внутри одного вида искусства, раскрывает линии взаи­модействия и типологические общности произведений с породившей их художественной традицией данного искусства. Сравнительно-историче­ский подход опирается на художественные взаимодействия внутри одно­го вида искусства и касаются содержания, мыслительного материала, формы, художественного языка. Типология художественных взаимодей­ствий — теоретическое основание современного историко-культурного и сравнительно-исторического анализа произведения.

Биографический подход

Судьба художника также является ключом к смыслу его произведе­ния. Произведение всегда уникально и оригинально: в нем запечатлевает­ся неповторимая личность его создателя. На эту особенность художест­венного творчества опирается биографический подход, являющийся спо­собом прочтения художественного произведения через личность автора. Гюго замечал: «...писателей нужно судить... согласно неизменным зако­нам... искусства и особым законам, связанным с личностью каждого из них» (Гюго. 1956. С. 128). Эстетические идеи романтиков стали отправ­ным пунктом разработки биографического подхода французским литера­туроведом Сент-Бевом, с именем которого связывают возникновение это­го типа анализа. «Меня всегда привлекало, — пишет Сент-Бев, — изуче­ние писем, разговоров, мыслей, различных особенностей характера, нравственного облика — одним словом, биографии великих писателей...» (Сент-Бев. 1970. С. 109). Тынянов и Эйхенбаум ввели существенное для биографического метода понятие «литературный быт» и обратили внима­ние на взаимоотношения между художниками, на их личностные особен­ности, на их психологию. Это сблизило художественно-критический ана-

лиз с художественной прозой. И не случайно исследования Тынянова час­то превращались в романы о поэтах, где литературный быт раскрывался особенно рельефно. Личность писателя запечатлевается в произведении и можно установить его автора по стилю, по неповторимому «сцеплению слов» (выражение Льва Толстого).

Наши рекомендации