Колористический образ интерьера

1. Понятие колористического образа.

2. Драматический образ.

3. Декоративный образ.

4. Лирический образ.

5. Эпический образ

ЛИТЕРАТУРА.

1. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. М., Искусство, 1986.

2. Волков Н.Н. Колорит в живописи. М., Искусство, 1964.

3. Степанов Н.Н. Цвет в интерьере. Киев, Вища школа, 1985

1. Понятие колористического образа.

Колористический образ – это эмоциональная оценка цветовой среды конкретного интерьера. Он представляет собой особое состояние цветовой палитры, обладающей колористической эстетической «самоценностью», при котором у человека вызывается эмоциональная оценка цветового решения интерьера независимо от него самого на основе цветовых ассоциативных представлений. Это заранее рассчитанная эмоциональная реакция, наивысший результат ассоциативного воображения, как правило, с трудом найденное и точно рассчитанное решение.

В процессе восприятия цветовой композиции первоначальные зрительные ощущения сменяются ассоциациями, которые далее конкретизируются в реальные понятия – образные представления.

Таким образом, дизайнер говорит на своем особом языке – посредством ассоциаций. Они, подобно музыке, вызывают различные созвучные общим понятиям и идеям представления: оптимизма, жизнеутверждения, торжественной приподнятости, мистической отрешенности, угнетения, пышности, торжественности, стремительного движения или неподвижности, покоя или тревожного беспокойства и напряженности.

В соответствии с эмоциями, которые вызывает произведение у человека и содержанием произведений, произведения можно условно подразделить на декоративные, лирические, эпические и драматические. Соответственно, колорит этих произведений будет – лирическим, эпическим, драматическим и т.д.

2. ДРАМАТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ.

В драматическом колорите обязательным элементом является драматизм. Драматизм – выражает напряженность действия свойственного драме. Драма в общем понимании – тяжелое событие, переживания, причиняющие нравственные страдания. Она отражает конфликт в непосредственном действии. Столкновение сил в композиции интерьера представляется как столкновение ассоциативных образов, формирующихся изображением, символическим значением цвета (в контексте идеи произведения) и его психофизиологическими характеристиками.

Характерной особенностью драматического колорита является ощущение напряженности и тяжести, которые достигаются путем сопоставления противоположных по цвету и символическому значению цветовых пятен. Так, например, черный цвет – символ тьмы, мрака, небытия. Фактически, любой чистый цвет, противопоставленный черному цвету и взятый с ним в определенных пропорциональных отношениях создает впечатление напряженности. Эффект усиливается, когда в черный цвет подмешивается немного дополнительного цвета и он приобретает оттенок последнего. При пропорциональном равновесии этих пятен появляется впечатление зловещего мерцания. Аналогичный эффект наблюдается и при сопоставлении близких по насыщенности аддитивно дополнительных цветовых пятен. При этом, площади этих пятен, как правило, пропорционально уравновешены.

Впечатление напряженности достигается, так же, применение приема встречного ритма.

Драма всегда ассоциируется с чем-то мрачным, и эти ассоциации активно используются в искусстве. Впечатление мрачности производят как сами сильно приглушенные черным хроматические цвета, так и их сочетания, а также сочетания черных и серых при малом контрасте. Особенно мрачное впечатление производят приглушенные холодные цвета – синий, фиолетовый, зеленый и их сочетания. Противопоставление света – тьме, яркого, жизнерадостного – мрачному, зловещему является непременным условием драматической композиции.

На основании вышеизложенного можно сделать выводы:

- в основе оценки колористического образа композиции лежит ассоциативный принцип;

- основным принципом формирования драматического колористического образа является принцип единства и борьбы противоположностей.

Данные принципы служат базой для следующих приемов:

1. Сопоставление противоположных по цвету и символическому значению цветовых пятен:

- противопоставление чистого, насыщенного цвета черному;

- противопоставление аддитивно-дополнительных цветов равной насыщенности, спропорционированных по площадям.

2. Сопоставление цветовых зон по их эмоциональному и символическому воздействию:

- противопоставление яркой, звонкой цветовой зоны мрачной, приглушенной.

3. Общее зачернение всех цветов композиции.

4. Использование цветосочетаний ассоциативно воспринимающихся как драматические.

5. Применение встречного ритма.

3. ДЕКОРАТИВНЫЙ ОБРАЗ

Декоративный образ – это такое состояние гармонической цветовой палитры, которое человек оценивает как красивое, праздничное, нарядное, веселое. Декорировать /фр./ - украшать.

Условия формирования «праздничного», «веселого», колорита для контрастных цветовых композиций /полярных, трехцветных, четырехцветных/:

1. Отсутствие элемента напряженности, что обеспечивается соотношениями цветов, /регулируются отношения светлоты, насыщенности, цветового тона/.

2. Отсутствие противопоставления символического значения цветов, наоборот они должны дополнять и усиливать друг друга.

3. Чистота, яркость и звонкость цветовых пятен.

4. Гармоничность цветосочетаний. Цвета выбираются на равных интервалах в цветовом круге. Доминирующий цвет определяется в зависимости от идеи произведения. Однако, доза колорита минимальна.

5. Статичность контрастных композиций или, другими словами, цветовой баланс контрастных по цветовому тону композиций /оптическая сумма всех цветов композиции должна давать ахроматический цвет/.

В нюансных цветовых композициях веселый и праздничный колорит формируется, как правило, теплой гаммой в пределах от желтого цвета до красного. Функцию резонирующего, уравновешивающего психофизиологическое воздействие активных теплых пятен выполняет белый цвет. Именно активное введение белых пятен, растяжек к белому создает впечатление обилия света, радости и веселья.

4. ЛИРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ

Лирика – есть выражение непосредственных чувств, переживаний, порождаемых различными явлениями жизни.

Лирический колорит – это такое состояние цветовой палитры, которое человек оценивает как нежное, мягкое, «ласковое».

Эмоциональные оценки «нежный», «мягкий», «ласковый» подсказывают пути решения композиции – смягчение цветовых отношений в композиции. Одним из способов является высветление, разбел, использование рядов пастельных цветов. Возможен и такой прием, как активное использование белого контура. Практически любую гармоническую контрастную и статическую композицию можно сделать «лирической» разбелив ее.

Смягчить цветовой контраст можно так же:

- снижением насыщенности, т.е. добавлением в основной цвет определенного количества субтрактивно-дополнительного цвета;

- добавлением серого цвета во все цвета композиции.

Нежные, лирические ассоциации вызываются и композициями, выполненными в контрастной гамме при сильном соподчинении зеленому и голубому.

Лирика – это не только нежность, лирика это и мечта, а мечта бывает разная – «голубая», «розовая» и т.д.

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что характерными чертами лирического колорита будут являться:

1. отсутствие элемента напряженности.

2. Отсутствие противопоставления /противоборства/.

3. Чистота цветовых пятен.

4. Гармоничность цветосочетаний.

5. «Мягкость» цветосочетаний.

5. ЭПИЧЕСКИЙ КОЛОРИСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ.

Эпический колористический образ – такое состояние гармонической цветовой палитры, которое наряду с другими средствами художественной выразительности способствует возникновению у человека, посредством ассоциаций таких эмоциональных оценок как величие, героизм, торжественность, величественное спокойствие и бесстрастие, а также создает патетический настрой, вызывая чувства подъема, энтузиазма /трудовой, революционный пафос/.

Достижению подобной выразительности способствует напряженность цветовых отношений, но она не доходит до жесткого противопоставления, и придает громкость, звонкость и динамизм композиции. В зависимости от степени напряженности формируется «восторженный», «торжественный», «патетический» колорит.

«Восторженный» колорит вызывает чувство восторга, радости, удовлетворения. Он близок к «праздничному» колориту и имеет незначительную степень напряженности цветовых отношений, которая достигается в контрастных композициях за счет преобладания, очень незначительного, ведущего цветового тона.

«Торжественный» колорит вызывает впечатление важного, величественного, серьезного, нерушимого, священного. Формирование торжественности находится в прямой зависимости от светлотных отношений. Они должны быть так подобраны, чтобы не было как резких, так и слабых контрастов. Торжественный колорит может быть сформирован и на основе контрастной гаммы, но при этом все пятна должны быть подчинены ведущему цвету, выбранному в зависимости от идеи произведения; приглушена «звонкость» всех цветов. Величественной торжественности способствует также введение в композицию серых и черных цветов.

Патетический колорит вызывает чувства воодушевления, подъема, энтузиазма. Это достигается путем создания в композиции высокой степени напряженности.

Нюансные и однотонные композиции включают цвета, оказывающие возбуждающее действие на человека: красный, оранжевый, желтый.

Напряженность контрастных композиций достигается значительным доминированием цветов, обладающих активными психологическими воздействиями.

Средствами усиления напряженности являются:

- зачернение цвета;

- ритм;

- большой светлотный и хроматический контраст.

Наши рекомендации