Колористический образ интерьера
1. Понятие колористического образа.
2. Драматический образ.
3. Декоративный образ.
4. Лирический образ.
5. Эпический образ
ЛИТЕРАТУРА.
1. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. М., Искусство, 1986.
2. Волков Н.Н. Колорит в живописи. М., Искусство, 1964.
3. Степанов Н.Н. Цвет в интерьере. Киев, Вища школа, 1985
1. Понятие колористического образа.
Колористический образ – это эмоциональная оценка цветовой среды конкретного интерьера. Он представляет собой особое состояние цветовой палитры, обладающей колористической эстетической «самоценностью», при котором у человека вызывается эмоциональная оценка цветового решения интерьера независимо от него самого на основе цветовых ассоциативных представлений. Это заранее рассчитанная эмоциональная реакция, наивысший результат ассоциативного воображения, как правило, с трудом найденное и точно рассчитанное решение.
В процессе восприятия цветовой композиции первоначальные зрительные ощущения сменяются ассоциациями, которые далее конкретизируются в реальные понятия – образные представления.
Таким образом, дизайнер говорит на своем особом языке – посредством ассоциаций. Они, подобно музыке, вызывают различные созвучные общим понятиям и идеям представления: оптимизма, жизнеутверждения, торжественной приподнятости, мистической отрешенности, угнетения, пышности, торжественности, стремительного движения или неподвижности, покоя или тревожного беспокойства и напряженности.
В соответствии с эмоциями, которые вызывает произведение у человека и содержанием произведений, произведения можно условно подразделить на декоративные, лирические, эпические и драматические. Соответственно, колорит этих произведений будет – лирическим, эпическим, драматическим и т.д.
2. ДРАМАТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ.
В драматическом колорите обязательным элементом является драматизм. Драматизм – выражает напряженность действия свойственного драме. Драма в общем понимании – тяжелое событие, переживания, причиняющие нравственные страдания. Она отражает конфликт в непосредственном действии. Столкновение сил в композиции интерьера представляется как столкновение ассоциативных образов, формирующихся изображением, символическим значением цвета (в контексте идеи произведения) и его психофизиологическими характеристиками.
Характерной особенностью драматического колорита является ощущение напряженности и тяжести, которые достигаются путем сопоставления противоположных по цвету и символическому значению цветовых пятен. Так, например, черный цвет – символ тьмы, мрака, небытия. Фактически, любой чистый цвет, противопоставленный черному цвету и взятый с ним в определенных пропорциональных отношениях создает впечатление напряженности. Эффект усиливается, когда в черный цвет подмешивается немного дополнительного цвета и он приобретает оттенок последнего. При пропорциональном равновесии этих пятен появляется впечатление зловещего мерцания. Аналогичный эффект наблюдается и при сопоставлении близких по насыщенности аддитивно дополнительных цветовых пятен. При этом, площади этих пятен, как правило, пропорционально уравновешены.
Впечатление напряженности достигается, так же, применение приема встречного ритма.
Драма всегда ассоциируется с чем-то мрачным, и эти ассоциации активно используются в искусстве. Впечатление мрачности производят как сами сильно приглушенные черным хроматические цвета, так и их сочетания, а также сочетания черных и серых при малом контрасте. Особенно мрачное впечатление производят приглушенные холодные цвета – синий, фиолетовый, зеленый и их сочетания. Противопоставление света – тьме, яркого, жизнерадостного – мрачному, зловещему является непременным условием драматической композиции.
На основании вышеизложенного можно сделать выводы:
- в основе оценки колористического образа композиции лежит ассоциативный принцип;
- основным принципом формирования драматического колористического образа является принцип единства и борьбы противоположностей.
Данные принципы служат базой для следующих приемов:
1. Сопоставление противоположных по цвету и символическому значению цветовых пятен:
- противопоставление чистого, насыщенного цвета черному;
- противопоставление аддитивно-дополнительных цветов равной насыщенности, спропорционированных по площадям.
2. Сопоставление цветовых зон по их эмоциональному и символическому воздействию:
- противопоставление яркой, звонкой цветовой зоны мрачной, приглушенной.
3. Общее зачернение всех цветов композиции.
4. Использование цветосочетаний ассоциативно воспринимающихся как драматические.
5. Применение встречного ритма.
3. ДЕКОРАТИВНЫЙ ОБРАЗ
Декоративный образ – это такое состояние гармонической цветовой палитры, которое человек оценивает как красивое, праздничное, нарядное, веселое. Декорировать /фр./ - украшать.
Условия формирования «праздничного», «веселого», колорита для контрастных цветовых композиций /полярных, трехцветных, четырехцветных/:
1. Отсутствие элемента напряженности, что обеспечивается соотношениями цветов, /регулируются отношения светлоты, насыщенности, цветового тона/.
2. Отсутствие противопоставления символического значения цветов, наоборот они должны дополнять и усиливать друг друга.
3. Чистота, яркость и звонкость цветовых пятен.
4. Гармоничность цветосочетаний. Цвета выбираются на равных интервалах в цветовом круге. Доминирующий цвет определяется в зависимости от идеи произведения. Однако, доза колорита минимальна.
5. Статичность контрастных композиций или, другими словами, цветовой баланс контрастных по цветовому тону композиций /оптическая сумма всех цветов композиции должна давать ахроматический цвет/.
В нюансных цветовых композициях веселый и праздничный колорит формируется, как правило, теплой гаммой в пределах от желтого цвета до красного. Функцию резонирующего, уравновешивающего психофизиологическое воздействие активных теплых пятен выполняет белый цвет. Именно активное введение белых пятен, растяжек к белому создает впечатление обилия света, радости и веселья.
4. ЛИРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
Лирика – есть выражение непосредственных чувств, переживаний, порождаемых различными явлениями жизни.
Лирический колорит – это такое состояние цветовой палитры, которое человек оценивает как нежное, мягкое, «ласковое».
Эмоциональные оценки «нежный», «мягкий», «ласковый» подсказывают пути решения композиции – смягчение цветовых отношений в композиции. Одним из способов является высветление, разбел, использование рядов пастельных цветов. Возможен и такой прием, как активное использование белого контура. Практически любую гармоническую контрастную и статическую композицию можно сделать «лирической» разбелив ее.
Смягчить цветовой контраст можно так же:
- снижением насыщенности, т.е. добавлением в основной цвет определенного количества субтрактивно-дополнительного цвета;
- добавлением серого цвета во все цвета композиции.
Нежные, лирические ассоциации вызываются и композициями, выполненными в контрастной гамме при сильном соподчинении зеленому и голубому.
Лирика – это не только нежность, лирика это и мечта, а мечта бывает разная – «голубая», «розовая» и т.д.
Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что характерными чертами лирического колорита будут являться:
1. отсутствие элемента напряженности.
2. Отсутствие противопоставления /противоборства/.
3. Чистота цветовых пятен.
4. Гармоничность цветосочетаний.
5. «Мягкость» цветосочетаний.
5. ЭПИЧЕСКИЙ КОЛОРИСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ.
Эпический колористический образ – такое состояние гармонической цветовой палитры, которое наряду с другими средствами художественной выразительности способствует возникновению у человека, посредством ассоциаций таких эмоциональных оценок как величие, героизм, торжественность, величественное спокойствие и бесстрастие, а также создает патетический настрой, вызывая чувства подъема, энтузиазма /трудовой, революционный пафос/.
Достижению подобной выразительности способствует напряженность цветовых отношений, но она не доходит до жесткого противопоставления, и придает громкость, звонкость и динамизм композиции. В зависимости от степени напряженности формируется «восторженный», «торжественный», «патетический» колорит.
«Восторженный» колорит вызывает чувство восторга, радости, удовлетворения. Он близок к «праздничному» колориту и имеет незначительную степень напряженности цветовых отношений, которая достигается в контрастных композициях за счет преобладания, очень незначительного, ведущего цветового тона.
«Торжественный» колорит вызывает впечатление важного, величественного, серьезного, нерушимого, священного. Формирование торжественности находится в прямой зависимости от светлотных отношений. Они должны быть так подобраны, чтобы не было как резких, так и слабых контрастов. Торжественный колорит может быть сформирован и на основе контрастной гаммы, но при этом все пятна должны быть подчинены ведущему цвету, выбранному в зависимости от идеи произведения; приглушена «звонкость» всех цветов. Величественной торжественности способствует также введение в композицию серых и черных цветов.
Патетический колорит вызывает чувства воодушевления, подъема, энтузиазма. Это достигается путем создания в композиции высокой степени напряженности.
Нюансные и однотонные композиции включают цвета, оказывающие возбуждающее действие на человека: красный, оранжевый, желтый.
Напряженность контрастных композиций достигается значительным доминированием цветов, обладающих активными психологическими воздействиями.
Средствами усиления напряженности являются:
- зачернение цвета;
- ритм;
- большой светлотный и хроматический контраст.