Займите ребенка и не позволяйте капризничать

Когда ребенок болен, разумнее постараться вернуться к нормальному

образу жизни и нормальным взаимоотношениям по возможности скорее. Имеются в

виду такие мелочи, как спокойное, дружелюбное выражение лица; тон вашего

голоса, когда вы спрашиваете, как он себя чувствует, должен быть такой, как

будто вы ожидаете услышать хорошие новости (справляться о его здоровье

достаточно только один раз в день). Когда вы увидете из опыта, какую еду и

питье он предпочитает, подавайте ее как бы между прочим. Не спрашивайте

ребенка робким голосом, нравится ли ему еда, и не хвалите его сверх меры,

если он съест несколько ложек. Особенно избегайте заставлять и уговаривать

его есть, разве что врач сочтет это необходимым. От уговоров аппетит

больного ребенка пропадет легче, чем у здорового.

Когда ребенок прыгает в кровати, скажите ему, что, лежа спокойно, он

выздоровеет скорее, но не угрожайте ему, что болезнь может ухудшиться. Еще

лучше поменьше говорить с ним на эту тему (разве что он совсем не

слушается), а постараться занять его чем-нибудь, чтобы он находился в покое.

Покупая ребенку новые игрушки, выбирайте такие, которыми он может

играть без вашей помощи и которые позволят ему воспользоваться своим

воображением (кубики, конструкторы, принадлежности для шитья или вязания,

рисования, моделирования, коллекции марок, надевание бус на нитку и т. п.)

Такие занятия требуют от ребенка смекалки и надолго занимают его, в то время

как красивые, но бесполезные игрушки быстро теряют свою привлекательность и

только разжигают его аппетит к новым подаркам.

Давайте ему новые игрушки по одной, а не все сразу. Не обязательно

покупать игрушки. Ребенок с удовольствием вырезает картинки из старых

журналов, делает альбомы газетных вырезок, строгает и вырезает из дерева,

строит при помощи бумаги и клея. Если ребенку предстоит долго лежать, но

чувствует он себя хорошо, пусть кто-нибудь из семьи занимается с ним по

школьной программе регулярно каждый день.

Ребенку, как и каждому человеку, нужно иногда общество других людей.

Поиграйте с ним или почитайте ему. Но, если он требует все больше и больше

внимания, не вступайте с ним в пререкания и споры. Установите определенные

часы, когда он может рассчитывать на ваше общество, и он будет знать, что в

другие часы вы заняты своими делами. Если болезнь не заразная и врач

разрешает посещения, приглашайте к своему ребенку других детей поиграть с

ним, оставляйте их обедать. Все эти меры позволят ребенку вести максимально

возможный нормальный образ жизни. Не допускайте плохого поведения ребенка и

нечуткости по отношению к другим членам семьи. Избегайте обеспокоенных

взглядов, мыслей, фраз.

* Если ребенку предстоит лечь в больницу *

Как ему помочь.

Очень трудно советовать, как подготовить ребенка к мысли о

необходимости лечь в больницу. Обычно пребывание в ней связано с болезнью

или лечением, что беспокоит родителей. годом и тремя ребенок особенно трудно

переносит разлуку с родителями. Ему кажется, что он их больше никогда не

увидит. В больнице он чувствует себя подавленно. Когда родители приходят его

навещать, он всем видом выражает молчаливый упрек и даже отказывается

вначале с ними здороваться.

В возрасте после 3 лет ребенка особенно пугает перспектива пребывания в

больнице и то, что ему предстоит там перенести. Его пугает мысль о боли и

телесных повреждениях. Если родители пообещают, что в больнице ему будет

хорошо, а потом там произойдет что-нибудь неприятное, то ребенок потеряет

доверие к родителям. Но, с другой стороны, если родители расскажут ему обо

всем, что его ждет в больнице, он будет больше страдать в ожидании этого,

чем во время пребывания там.

Очень важно, чтобы родители проявили максимум спокойствия и

уверенности, на какие они только способны, но искренне, чтобы это не звучало

фальшиво. Если ребенок никогда раньше не был в больнице, он в страхе

пытается представить себе, какой будет его жизнь там, и, вероятно, готовит

себя к худшему. Родители скорее успокоят его описаниями жизни в больнице

вообще, чем спорами, будет ли ему очень больно или не очень. Расскажите

ребенку, как сестра разбудит его рано утром и умоет прямо в постели, что еду

принесут на подносе и он будет есть в постели, что он сможет играть с

другими детьми, что он будет пользоваться судном, а не туалетом, что он

сможет звонком вызвать няню, если ему что-нибудь понадобится. Скажите, что

вы будете навещать его в установленные часы и приносить ему передачи.

Скажите ребенку, что в одной палате с ним будут и другие дети. Вы можете

вместе отобрать игрушки и книжки, которые он возьмет с собой. Может быть, у

вас есть маленький радиоприемник или вы можете одолжить его у знакомых,

чтобы дать ребенку с собой в больницу. Ему понравится электрический звонок

для вызова сестры.

Таким образом, делая основной упор на повседневную, более приятную

часть пребывания в больнице, вы скажете ребенку только правду, потому что

даже в самом худшем случае большую часть времени в больнице он проведет,

придумывая, чем бы себя занять. Конечно, ему надо немного рассказать и о

лечебных процедурах, но пусть он поймет, что они занимают лишь небольшую

часть больничной жизни.

Наши рекомендации