Б) Работа по картине Васнецова «Богатыри»

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству

По теме «Былина – народный жанр»

Конспект интегрированного урока литературного чтения и изобразительного искусства

во 2 классе

Цель урока - создание условий для актуализации знаний по литературному чтению и изобразительному искусству.

Задачи урока:

Предметные:

· познакомить с жанром устного народного творчества – былиной,

· пропедевтическое ознакомление с композицией былины, и ее героями;

· продолжить знакомство с лаковой росписью Палеха, закрепить навык владения толстой и тонкой кистью.

Метапредметные:

· развивать внимательность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и обобщать;

· учить применять теоретические знания при выполнении практических заданий;

· развивать умение работать в парах;

· развивать способность обучающихся к самоконтролю процесса и результатов учебной деятельности;

· воспитывать любовь к Родине, к прошлому, истории народа, учить видеть красоту и мощь русских богатырей.

Оборудование: картина «Богатыри» Васнецова, отрывок из музыкальной оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», наглядные пособия росписи Палеха, черный картон, гуашь, кисти.

Ход урока.

  1. Организационный момент.(Эмоциональный настрой на урок)

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Начнём его с разминки.

Речевая разминка (цель – подготовка речевого аппарата и снятие эмоционального напряжения). Слайд 1.

У ходиков песня такая:

- Тик – так. Тик – так. Тик – так.

У птички-синички такая:

- Пик. Пик. Пик.

У ежика песня такая:

- Плюх. Плюх. Плюх.

У петушка песня такая:

- Ку-ка-ре-ку.

У рыбки песня такая:

- Буль. Буль. Буль.

У лошади песня такая:

- И-го-го.

- А у человека какая?

Слайд 2. Изображение богатыря на коне.

- Как появившееся изображение может быть связано с нашим уроком? О чём сегодня пойдёт речь на уроке?

  1. Актуализация знаний.

А) Прослушивание отрывка из музыкальной оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».

- Сейчас мы прослушаем отрывок из музыкальной оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Автором поэмы «Руслан и Людмила является известный во всём мире поэт. Он вам хорошо знаком по многим произведениям: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде» и мн. др. Кто он? ( Слайд №3. На слайде портрет А. С. Пушкина)

- Под эту музыку в опере выезжают богатыри. Кто такие богатыри? В какие времена они жили?

- Богатыри – воины, отличавшиеся необычной силой, удалью, мужеством, умом.

Каких богатырей русских знаете? Какие сказки о богатырях читали?

Б) Работа по картине Васнецова «Богатыри».

- Посмотрите на эту картину. Кто на ней изображен? Кто автор картины?

- На этой картине изображены защитники земли русской. Прославленные богатыри Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич выехали на добрых конях в поле, чтобы посмотреть, нет ли врага, не обижают ли кого. Сами они не нападают, к битве не стремятся, но готовы к ней всегда. Миролюбие и готовность встать на защиту слабых – вот главная характеристика этих любимых народом героев.

На горах ли, горах ли да окатистых

На крутых горах, да на желтых песках.

Да там стоял шатер новый, белополотняный.

Да как во том шатре новом белополотняном

Тут стояли могучие богатыри.

Да берегли, стерегли стольный Киев- град.

- Чтобы защищать свой народ от врагов богатыри должны иметь специальные богатырские доспехи. Чем вооружены богатыри на картине? Во что они одеты? Найдите на своём столе конверт №1. Сейчас вам предстоит работа в парах. Достаньте содержимое конверта. Выберите только те предметы, которые могут понадобиться русским богатырям. ( В конверте: палица, меч, щит, копьё, ружьё, булава, кольчуга, гимнастёрка, сапоги, шлем, каска).

- Назовите выбранные предметы. Проверьте, все ли предметы вы выбрали правильно? (Слайд №4.) Известно ли вам, как они называются? Воспользуемся толковыми словарями и уточним значения этих слов. ( По толковому словарю уточнить значение слов палица, булава, кольчуга)

- Посмотрите на богатырских коней. Это боевые товарищи русских богатырей. У коней мощные ноги, густые гривы и хвосты – все это создает впечатление могучей несокрушимой силы. А почему богатыри так зорко смотрят вдаль?

- Скажите, а вы хотели бы стать богатырями? Для этого нужно заниматься спортом.

  1. Физминутка

Станем как богатыри

Руки выше, раз – два – три.

Богатырская слава

Повернемся влево, вправо.

Богатырская сила

Будем смелы и красивы.

Раз – два – три

Мы почти богатыри.

  1. Открытие новых знаний.

А) Знакомство с литературным жанром – былиной.

- Богатырями восхищались и преклонялись перед их заслугами не только композиторы, но и поэты, которые посвящали свои произведения богатырям, рассказывая об их славных подвигах.

Ученики читают стихотворения.

1. А и сильные, могучие богатыри

На славной Руси!

Не скакать врагам

По нашей земле!

Не топтать их коням

Землю русскую!

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь –

Не шатается!

И века простоит –

Не шелохнется!

2. Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

- Родина подобно огромному древу, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже слабый ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие с нами в диковинных храмах, в удивительных песнях, сказках.

Человеку важно знать свои корни. Мы являемся частью этого большого дерева, которое называется Родиной (Слайд №5. На слайде изображен дуб). Наши добрые дела будут прибавлять силу этому дереву. Приведите примеры своих добрых дел.

- Какие добрые дела совершали защитники земли русской?

Наши предки были отважными, стойкими, смелыми, беспощадными к врагам, а с друзьями ласковыми и добрыми. Давайте всегда будем помнить об этом.

Наши рекомендации