Рождение риторики в античности
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
Кафедра русской филологии
КУРСОВАЯ РАБОТА/ РЕФЕРАТ
Тема: Слово и жест в публичных выступлениях.
Выполнил: студент 1 курса Морсаков Кирилл Романович
Научный руководитель: к. ф. н. доцент Махрачева Т.В.
Тамбов 2015
Содержание | Стр. | |
Введение………………………………………………………………………………. Глава 1. Рождение риторики в древности и ее развитие……………………………………………………………………………….. §1.1 Традиционное определение риторики и сила слова…………………………………………………………………………………………… §1.2 Рождение риторики в античности……………………………………… §1.3 Из истории русской риторики……………………………………………. Вывод………………………………………………………………………………………… Глава 2. Современная риторика…………………………………………… §2.1 Определение современной риторики……………………………….. §2.2 Общая риторика и ее разделы…………………………………………… §2.3 Связь риторики с другими науками и искусством………………………………………………………………………………… Вывод .……………………………………………………………………………………… Глава 3. Структура современного публичного выступления………………………………………………………………………….. §3.1 Вступление………………………………………………………………………… §3.2Главная часть речи……………………………………………………………... §3.3 Основная часть аргументирующей речи…………………………………………………………………………………………… §3.4 Заключение речи……………………………………………………………….. Вывод ..………………………………………………………………………………………. Глава 4. Мимика и жестикуляция оратора………………………….. § 4.1 Мимика и жестикуляция оратора………………………………………………………………………………………... § 4.2 Жесты и мимика человека выступающего перед аудиторией…………………………………………………………………………………. §4.3 Психология мимики и жестов оратора……………………………….. Выводы……………………………………………………………………………………….. Заключение…………………………………………………………………………………. Литература………………………………………………………………………………….. |
Введение
Данная курсовая работа посвящена исследованию искусства риторики и ораторства, необходимыми при презентации какого либо материала слушателю. Мы постараемся выяснить, что представляет собой данная наука, определим ее происхождение, а так же что именно является ее основой и как ею овладеть. Также мы затронем вопрос о значимости мимики и жестов в ораторстве.
Актуальность нашей работы очевидна: показать, насколько интересна и сложна работа оратора, где и как она используется, а так же раскрыть некоторые нюансы.
Мы живем в постоянно меняющемся мире. В мире, где все друг с другом ведут диалог, предлагая, требуя, пропагандируя или сподвигая на что либо.
Для реализации цели мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Изучить историю риторики;
2. Выявить нюансы ораторского искусства ;
3. Определить значение жестов и мимики в публичных выступлениях;
4. Научиться использовать знания, полученные из данной курсовой работы:
Глава 1. Рождение риторики в древности и ее развитие
Традиционное определение риторики
Наука, к изучению которой мы приступаем, очень древняя: она родилась еще в античности. И, конечно же, за многие века своего существования претерпела значительные изменения, наполнилась новым содержанием, хотя суть ее осталась той же. Точное определение современной риторики вы найдете в конце главы. Оно явится выводом из сведений, которые дают представление об истории развития риторики. А пока обратимся к традиционному, общепринятому определению. Слово «риторика» произошло от греческого rheo - «говорю, лью, теку». Производное от него rhetor означало «ритор, оратор». Это слово дало название науке «риторика», т.е. мастерство (искусство) ораторской речи. (Заметим, что в ХIХ в. было два варианта написания слова - «рЕторика» и «рИторика». Сегодня принята норма «рИторика»). Итак, традиционное определение звучит так:
Риторика - теория, мастерство и искусство красноречия.
Ключевое слово «красноречие» вызовет у современного человека неоднозначное толкование: один свяжет его с «краснобайством», умением увести от сути дела, другой - с узко профессиональной сферой деятельности. И оба будут неправы, потому что владение словом включает в себя не только филологические проблемы, но и общекультурные, философские, социологические.
Чтобы убедиться в этом, вспомним о том, какое значение и какую силу имеет слово в предназначении человека.
Вера людей в слово и его силу уходит далеко в глубь времен. Вера эта проявилась в магической силе первобытного заклинания и заговора. Софист Горгий, живший в древней Греции, сказал: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить... Сила убеждения, которая присуща слову, душу формирует, как хочет». Это высказывание актуально и сегодня. Академик РАН П. П. Гаряев экспериментальным путем доказал, что слова, несущие негативную информацию, разрушают живую клетку, а слова, полные любви и добра, оздоравливают ее. Вот почему к слову нужно относиться очень бережно.
Рождение риторики в античности
Родилась риторика как дисциплина в Афинах около V века до н. э. Основателем античной риторики считают знаменитого софиста Горгия (485-380 г.г. до н.э.). Вот как пишет о нем А. Ф. Лосев, опираясь на античные источники: «Он первый ввел тот вид образования, который готовит ораторов, специальное обучение способности и искусству говорить и первый стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное употребление слов в несобственном смысле, инверсии, вторичные удвоения, апострофы и парисосы…» (Лосев А. Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. - М., 1969. - С. 34-35). Автором же первого учебника называют сицилийца Корака из Сиракуз, который вместе со своим учеником Тисием начал преподавать ораторское искусство в специальных школах.
Возникновение риторики и периоды ее расцвета связаны с развитием демократии. В республиканском греческом полисе гражданин был очень активен, он имел право голоса, право выступления. А это значит, что публичная речь, убедительно им произнесенная, могла повлиять на решение сограждан о мире или войне, об оправдательном или обвинительном приговоре. Вот почему и в Древней Греции, а через сто лет и в Древнем Риме владение словом было непременным условием хорошего образования. Но в истории риторики были и драматические моменты, когда она запрещалась. Так дядя Платона Критий, став главой афинских тиранов, отменил преподавание красноречия, усмотрев в нем весьма опасное занятие, которое дает власть над людьми.