Общей организующей и сдерживающей силой в Европе была римская католическая церковь

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Культура средневековья делится на три периода:

1. Раннее средневековье 6-11 века

2. Романский период 11-13 века

3. Позднее средневековье 13-14 века

Раннее средневековье 6-11 века.

Средневековая европейская культура возникала на руинах римской империи и вобрала в себя элементы культур многочисленных варварских племён, живших к северу от Рима: кельтов, германцев, западных славян.

Крушение античной цивилизации произошло не столько в результате варварского нашествия, сколько этому способствовало разложение самой рабовладельческой системы. В условиях непрерывных войн, которые вёл Рим, рушилась империя, в упадок приходили ремёсла, снижалась торговля. Победа варваров – это не просто победа, это начало новой истории. Современник писал: «Римские рабы вышли из подвалов. Неудивительно, что бедняки ищут у варваров человечности, потому, что они не могут снести у римлян варварской бесчеловечности». Падение Римской империи сопровождалось массовым переселением варварских племён на её территорию.

Наступило Средневековье, которое продолжалось 10 веков. Началось становление новых идеалов, главная роль в этом процессе стала принадлежать христианству. Именно христианская церковь создала духовные предпосылки для совместного существования римлян и варваров, сплотив средневековое общество. Распад первобытного строя, установление военной демократии и всё нарастающее развитие производства, развитие скотоводства, привело в движение многочисленные варварские племена в поисках новых пастбищ. Более всего ценилась военная доблесть. Кочевники - скотоводы вихрем проносились по Европе, их никто не мог остановить. В этом водовороте нарождались новые народы и культуры.

7-8 века – это эпоха формирования варварских государств, могущественных союзов и возвеличивание местных военных вождей. В это время создаётся и Папское католическое государство с центром в Риме. Начинается интенсивная христианизация Европы.

Империя Карла Великого.

Империя Карла Великого возникла в конце 8 века, когда король франков Карл объединил под своей властью все германо-романские земли, принявшие христианство. Сюда вошли территории нынешней Франции, Бельгии, Германии, Италии, Нидерланд, Швейцарии. Это было первое государство средневековой Европы. Романо-германский мир окончательно обособился от Византии и стал самостоятельным государством. Юная государственность, преодолевая вековой хаос, опиралась на поддержку Папы римского и римскую католическую церковь. Римский Папа Лев III короновал Карла.

Король Карл опирался на светскую и духовную власть. Карл был выдающейся личностью, отлично знал латынь, греческий, понимал необходимость просвещения, покровительствовал искусству.

Его реформы:

1. В провинциях контроль осуществляли посланцы короля, они же следили за правосудием.

2. Центром общественной и культурной жизни был королевский двор, который не имел постоянного места, а перемещался по стране из провинции в провинцию, где устраивались временные резиденции короля. Сюда с отчётами приезжали герцоги, графы, епископы.

3. В 802 году Карл попытался ввести всеобщее обязательное образование, но это было не осуществимо и осталось утопией.

Но возникшее над искусственно объединёнными разноязычными народами и племенами Каролинское государство не могло утвердиться на долгое время. Оно не создало новой законченной государственной системы и единой культуры. После смерти Карла Великого в 814 году, его империя распалась на 3 государства:

Францию, Италию и Германию. Началась эпоха феодальной раздробленности.

Романский период 11-13 века

Х век – это век разрухи и апокалипсических бедствий, войн, голода и эпидемий. Со стороны Скандинавского полуострова опустошительные набеги совершали норманы, со стороны средиземноморья – арабы.

Это был период феодальной раздробленности и постоянных распрей между феодалами, которые своими бесконечными маленькими воинами терзали и без того замученную Европу. Бедность и суровый быт – это было уделом даже малоимущих дворян. Бедные рыцари (мелкие дворяне), попавшие на Восток во время крестовых походов, были поражены, «когда оставя голые стены и дубовые стулья своих замков, увидели в первый раз диваны, ковры, оружие и роскошную утварь».

Культурная жизнь замерла.

Пушкин А.С. «Западная империя быстро клонилась к падению, а с нею науки, словесность и художества. Наконец она пала, просвещение погасло. Невежество омрачило окровавленную Европу».

Бесконечные распри рыцарей и не прекращающиеся войны обусловили появление Замков, которые одновременно были и жилищами феодалов и крепостями. Замки стали культурными символами Европы. Главным стали не преступность и защищённость.

Общей организующей и сдерживающей силой в Европе была римская католическая церковь.

Монастыри, разбросанные по всей Европе, были проводниками Папской политики. Сами по себе монастыри были и крупными землевладельцами, им принадлежала 1/3 всех земель в Европе, они обладали огромной властью. Монастыри имели мощную организацию и становились очагами экономического и культурного развития. Каждый монастырь представлял собой совершенно независимую и самостоятельную социально-хозяйственную ячейку. В монастырях была строгая дисциплина. Источниками существования были сельскохозяйственная и ремесленная деятельность. Именно хозяйственная деятельность монастырей обеспечила некое развитие технического уровня с/х орудий труда, появляются водяные мельницы, водяные колёса и т.д.

В монастырях также находились:

- гостиница, где принимали Папских посланников,

- госпиталь,

- пекарня, пивоварня, мельница, конюшни,

- школа. В крупных монастырях, таких как, например Клюнийский монастырь (Франция, Бургундия), которому подчинялись 2 тысячи монастырей, школа была трёхступенчатая:

ü начальная - с 7 лет, обучали чтению, письму, церковному пению,

ü средняя – где изучали «7 свободных искусств»: грамматику, риторику, диалектику, геометрию, арифметику, музыку,

ü высшая – диалектика, логика, теология (толкование Библии и церковных догматов).

- центры книгосоздания, здесь переписывались и иллюстрировались рукописные книги. Книги ценились очень высоко.

- некоторые монастыри имели библиотеки. Среди них были и очень богатые библиотеки, здесь часто хранились рукописи античных авторов и учёных; здесь можно было встретить рукописи Вергилия, Горация, Цицерона, Августина, Ибн-Сины Авиценна. А так же книги по математике и астрономии. Только эта литература было строго запрещена.

Главным лозунгом средневековья становится лозунг: «МОЛИСЬ И РАБОТАЙ». Главная идея: «ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ВОПЛОЩЕНИЕ ГРЕХА И ЗЛА, ОН - ТВАРЬ ДРОЖАЩАЯ, он жертва слепого рока и не может влиять на свою судьбу, только своей праведной земной жизнью он может заслужить вечную и счастливую жизнь после смерти". Его задача – слепая вера и слепое подчинение законам божьим и церковным постулатам, разработанным служителями церкви. В небытие уходят идеи первоначального христианства и античные идеалы:

- радость земного бытия,

- любовное восприятие реального мира,

- изображение человека во всей мощи и славе.

Главной темой изображений в церквях и соборах становится тема Страшного суда. Культ страдания должен был, как бы примирить людей с тяготами жизни и дать надежду на будущую райскую жизнь на «том свете».

ИТОГ:

1. Церковь являлась не только объединяющим фактором общественной жизни, но и движущей силой социально-экономического развития.

2. Пусть медленно, но всё же происходит становление средневековой европейской культуры.

3. Постепенно возникают государственные образования с различными традициями, хотя все они и зависимы от римско-католической церкви.

Наши рекомендации