Роль хора в трагедиях Эсхила (525 до н. э. €


Три крупнейших трагика Греции — Эсхил, Софокл и Еврипид — последовательно отображали в своих трагедиях психоидеологию землевладельческой аристократии и торгового капитала на различных этапах их развития. Основной мотив трагедии Эсхила — идея всемогущества рока и обречённость борьбы с ним. Общественный порядок мыслился определённым сверхчеловеческими силами, установленным раз и навсегда. Поколебать его не могут даже взбунтовавшиеся титаны (трагедия «Прикованный Прометей»).

Эти взгляды выражали охранительные тенденции господствующего класса — аристократии, идеология которой определялась сознанием необходимости беспрекословного подчинения данному общественному порядку. Трагедии Софокла отображают эпоху победоносной войны греков с персами, открывшей большие возможности для торгового капитала.

В связи с этим авторитет аристократии в стране колеблется, и это соответственно сказывается на произведениях Софокла. В центре его трагедий стоит конфликт между родовой традицией и государственным авторитетом. Софокл считал возможным примирение социальных противоречий — компромисс между торговой верхушкой и аристократией.

И, наконец, Еврипид — сторонник победы торговой прослойки над землевладельческой аристократией — уже отрицает религию. Его «Беллерофонт» изображает борца, поднявшего бунт против богов за то, что они покровительствуют вероломным правителям из аристократии. «Их (богов) нет там (на небе), — говорит он, — если люди не хотят безумно верить старым сказкам». В произведениях настроенного атеистически Еврипида действующими лицами драма являются исключительно люди. Если он и вводит богов, то лишь в тех случаях, когда требуется разрешить какую-нибудь сложную интригу. Драматическое действие мотивируется у него реальными свойствами человеческой психики. Величавых, но душевно упрощённых героев Эсхила и Софокла сменяют в произведениях младшего трагика если и более прозаичные, то усложнённые характеры. Софокл так отзывался об Еврипиде: «Я изображал людей такими, какими они должны быть; Еврипид же их изображает такими, каковы они в действительности».
Хор (во времена Эсхила 12 человек, позже 15) в течение всего представления не покидал своего места, поскольку постоянно вмешивался в действие: он содействовал автору в выяснении смысла трагедии, раскрывал душевные переживания его героев, давал оценку их поступкиов с точки зрения господствующей морали. Присутствие хора, а также отсутствие декораций в театре лишало возможности переносить действие с одного места на другое. Надо прибавить ещё отсутствие у греческого театра возможности изобразить смену дня и ночи — состояние техники не позволяло пользоваться световыми эффектами.

Отсюда происходят три единства греческой трагедии: места, действия и времени (действие могло совершаться лишь от восхода до захода солнца), которые должны были усилить иллюзию реальности действия. Единство времени и места в значительной мере ограничивало характерное для эволюции рода развитие драматических элементов за счёт эпических. О ряде необходимых в драме событий, изображение которых нарушило бы единства, можно было лишь сообщать зрителю. О происходившем вне сцены рассказывали так называемые «вестники».

Еврипид вносит в трагедию интригу, которую он однако разрешает искусственно, большей чиастью с помощью особого приёма — deus ex machine (неожид спасение). К этому времени развилась уже более или менее театральная машинерия. Роль хора у него постепенно сводится лишь к музыкальному сопровождению представления. Функция фона, как и медитативная, связана с общей закрепленной за лирикой хора задачей: выражение “глубинного смысла”, теряющегося за сложностью интриги.
Cтавится вопрос о драматизации песен хора у Софокла путем участия в большинстве лирических партий персонажей.

У Эсхила партии хора подчинены каким-то своим композиционным правилам и правила эти разработаны весьма изощренно. Хор поет и в начале, когда появляется перед зрителями, и в середине пьесы, когда актеры уходят, и в конце ее, покидая свою площадку — орхестру. Бросается в глаза и еще одна закономерность: песни хора обычно состоят из парных частей, и вторая («антистрофа») повторяет ритм первой («строфы») на новом тексте. Применение техники лейтмотивов в лирике хора, равно как и выполнение им роли “связующего звена” между персонажами, является одним из средств создания композиционного единства. «первым» Эсхила можно назвать только условно, и указали бы нам на хор как на отправную точку для поисков, которые привели бы к истокам трагической драмы.
Если пристальней к ней приглядеться, то полностью она этой пуповины на греческой почве так и не оборвет. Вплоть до Еврипида обязательной принадлежностью театрального реквизита останется жертвенник, а непременной темой трагедийного хора — величание богов. В работе охарактеризованы особенности драматургической и хорической техники “Прометея прикованного”: отличие структуры пролога и парода, резкое количественное уменьшение партий хора и некоторая его отстраненность от действия, отсутствие непосредственной сюжетной обусловленности в выборе хора Океанид.
Софокл. Охарактеризовано особое значение такой функции, как контраст, в контексте рассмотрения общего приема софокловской драматургической техники, заключающегося в создании контрастного эффекта (между персонажами, лирикой хора и действием, во взаимоотношении хор/герой, как в “Антигоне”).

Путем сопоставления в содержательном плане реплик корифея и лирических хоровых частей (“Царь Эдип”, “Антигона”, “Электра”) в работе показано разграничение хор/корифей, отсутствующее у Эсхила и отражающее тенденцию обособления лирических частей от действия.
Итак, одновременно с развитием появившейся у Эсхила тенденции к обособлению лирического элемента (когда лирические части связаны с действием скорее на уровне темы, чем на уровне сюжета), в качестве специфически софокловских приемов хорической техники следует отметить противопоставление лирических частей драматическим на ритмико- интонационном, идейно-тематическом, композиционном уровне, “объединяющую” функцию стасимов и попытку драматизации хора путем усиления его дидактичности.
принцип функционирования хора у Еврипида, заключающийся в разделении на различные уровни повествования, был рассмотрен и применительно к “дифирамбическим стасимам”( хоровая песня, которая исполнялась хором не в движении (не во время выхода или входа), а в центральной части пьесы, когда хор находился в орхестре.). Лирические части оттеняют действие, служа фоном или контрастом, причем этот фон отражает “глубинный смысл” трагедии в большей степени, чем действие в эписодиях

Наши рекомендации