И религиозные воззрения

Философия и мировоззрение

С начала XX в. самое широкое распространение в США получил прагматизм1, который оказал большое влияние на различные области культурной жизни страны. Родоначальником этого направления был Ч. Пирс (1839—1914), а его крупнейшими представителями — У. Джеме (1842—1910), Дж. Дьюи (1859—1952), Дж. Мид (1863—1931). От других форм субъективного идеализма прагматизм отличается тем, что за основу своих построений он берет не ощущения, а цели, намерения, задачи действующего субъекта. Не «истинное полезно», а «полезное истинно» — таков принцип прагматизма.

В первой четверти XX в. появились две школы реализма: неореализм (Р. Б. Перри, 1876—1957; У. П. Монтегю, 1873—1954 и др.); критический реализм (Р. В. Селларе, 1880-1973, Дж. Сантаяна, 1863-1952, Ч. О. Стронг, 1862-1940 и др.). Появление этих школ внесло заметное оживление в философскую жизнь.

Современная философия в США представляет очень пеструю картину со многими философскими течениями. Прагматизм потерял прежнее господствующее положение. Протестантская философия выступает либо в форме персонализма1, либо в открыто фидеистической форме2. За последние годы значительно активизировалась католическая неотомистская философия.

Религия

Статистика в США утверждает: более 90% американцев верят в Бога. С 1955 г. на долларовых банкнотах печатается: «С нами Бог».

Наибольшее распространение в США получил протестантизм. Более того, США стали мировым центром протестантизма, здесь обосновались штаб-квартира баптистов, адвентистов, иеговистов и др.

Для современного протестантизма характерно стремление к интеграции, которое нашло выражение в создании в 1948 г. Всемирного совета церквей, за время существования которого его членами стали 300 религиозных объединений из 100 стран мира с 440 млн. верующих.

В основе идеологии протестантизма — учение реформаторов (Мартина Лютера, 1483—1546; Жана Кальвина, 1509—1564 и др.) о спасении личной верой, о священстве всех верующих, об исключительном авторитете Библии, о праве каждого верующего проповедовать и совершать богослужение без посредников (церковь, духовенство).

Протестантизм упразднил церковную иерархию, отказался от монастырей и монашества. Молитвенные дома освобождены от пышного убранства алтарей, икон, статуй, нет колоколов. Богослужение предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов и гимнов на родном языке.

В настоящее время протестантизм в США — это совокупность самостоятельных церквей, организаций и сект. Одна из крупных церквей в США — протестантская епископальная церковь, тождественная английской, численность ее действительных членов 3,5 млн. человек. Эта церковь ведет активную миссионерскую деятельность как в США, так и за ее пределами.

Более 120 самостоятельных церквей и 5 млн. последователей имеют в США пятидесятники. Они также с самого начала не ограничивали свою деятельность границами своей страны, а стремились к всемерному распространению идей «святой пятидесятницы» по всему миру.

Большое распространение в США получили и такие последователи протестантского направления, как баптисты1. Единственным источником вероучения баптисты считают Библию (прежде всего Новый Завет). Баптисты не признают святых, монашество, сосредоточивая внимание на Иисусе Христе как единственном посреднике между Богом и людьми, который, жертвуя собой, спас грешников. Главный принцип: «Жить в мире, но быть не от мира сего», т. е. подчиняться земным законам, но сердце целиком отдавать Христу.

Проповедь неизбежной «греховности мира», лежащего за границами общины, строгое соблюдение простейших нравственных норм (отказ от употребления алкоголя, сквернословия, взаимная поддержка и помощь) оказываются весьма привлекательными для людей, ощутивших несправедливость и черствость окружающих. Особое внимание баптисты придают проповеди своей веры, вести которую обязан каждый (принцип всеобщего священства), особенно среди детей и молодежи.

В 1976 г. 20% американцев считали себя баптистами, среди негров их было около 70%. Американский баптизм играет ведущую роль во Всемирном союзе баптистов, объединившем свыше 7 млн. человек. Баптизм представляет крупнейшую протестантскую организацию, владеющую огромным капиталом и имеющую свои университеты, журналы, газеты, издательства, миссионерские общества и т. п.

Ныне баптизм — существенный компонент американизма. Баптисты выдвинули многих теологов и социальных мыслителей, существенно повлиявших на облик современного американского протестантизма и культуры в целом. Среди них основатель и теолог «социального евангелизма» У. Раушенбуш (1861— 1918), неортодоксальный теолог и социальный мыслитель Р. Нибур (1892— 1971), У. Грэм (р. 1926) — основатель и глава «Всемирной евангелической ассоциации», автор многих книг, владелец радиостанций и различных изданий.

Грэм формирует евангелическое вероучение на уровне и средствами массовой культуры, используя впечатляющие образы и символы христианства; Мартин Лютер Кинг (1929 — 1968) — один из руководителей борьбы за гражданские права негров в США, баптистский теолог. Выдвинутая им тактика «прямых ненасильственных действий» сыграла решающую роль в подрыве системы сегрегации2 и дискриминации черных американцев. Наконец, радиопроповедник Дж. Фолуэлл (р. 1933) с 1971 г. ведет популярную телепрограмму «Час Евангелия старых времен». Наиболее четко воззрения Фолуэлла изложены в работах «Слушай, Америка!» и «Фундаменталистский феномен».

Но одну из самых крупных американских протестантских церквей представляют методисты. Вероучение методистов опирается на известные принципы протестантизма — признание авторитета Библии как Священного писания, отстаивание священства всех верующих и т. п.; отправляются два обряда — крещение и причащение. История методизма изобилует различного рода расколами, появлением отдельных самостоятельных церковных организаций, которые в последующем объединялись. В соответствии с уставом все церковные дела методисты решают на своих ежегодных и генеральных конференциях (раз в четыре года). Генеральная конференция, в работе которой принимают участие представители от мирян, является высшим законодательным органом церкви. Методисты — активные члены Национального совета церквей Христа. В настоящее время в США свыше 14 млн. методистов, объединенных в 23 церкви. Самая многочисленная (около 10 млн.) — Объединенная методистская церковь, сформированная в 1968 г. путем слияния нескольких методистских деноминации.

Следует отметить, что с конца 70-х гг. XX в. духовные искания молодежи США принимают более уравновешенные, спокойные формы. Преобладающей тенденцией становится забота о том, чтобы сохранить свою индивидуальность, отыскав соответствующую нишу в обществе. Получают распространение замкнутые ассоциации и коммуны, члены которых, отгородившись от общества, в кругу единомышленников стремятся к различным формам самореализации и духовного обогащения. Многие видят выход в возрождении веры как в русле официальных религий, так и в нетрадиционных формах.

В лоне традиционных церквей молодежь примкнула к представителям фундаменталистских направлений, выступающих за возврат к «истокам». Фундаменталисты в протестантизме выступали и выступают против либерального протестантского рационализма, отвергают любую критику Библии.

Из нетрадиционных религиозных форм особую роль стали играть либо напрямую заимствованные у Востока верования, либо навеянные им. Новые культы — внеконфессиональные, внецерковные общины и объединения «Церковь унификации», «Движение Харе Кришна», Сатанинские секты и др. в своих проповедях и призывах пропагандируют идею скорого конца света и доказывают, что лишь приход в их ряды дает смысл земному существованию и указывает выход из тупика.

Восточные верования манят молодых людей своим мистицизмом, перспективой регулярных контактов с божеством без посредничества священнослужителей. «Близость к богу» достигается аскетизмом и медитацией, постепенно вводящей участников в состояние транса.

В США последователей новых культов насчитывается не менее 20 млн. человек.

Наука и образование

Наука

Резкое возрастание связи науки со всеми сферами общественной жизни и усиление ее социальной роли вXX в. обусловили бурное развитие как естественно-технических, так и гуманитарных наук.

Для активизации научных исследований, особенно в прикладных науках, в первом десятилетии сложилось взаимодействие государства, крупных монополий и университетов. В 1915 г. в США функционировало 100 исследовательских лабораторий, созданных предпринимателями, а в 1930 г. — 1600. Возникли также отраслевые институты, такие как Американский институт железа и стали (1908), Меллоновский институт промышленных исследований (1913), Батгелевский мемориальный институт (1925). В 1901 г. было создано Национальное бюро стандартов, задачей которого являлась стандартизация научной аппаратуры и инструментов.

Сложился ряд новых направлений в технических науках: авиация, автомобилестроение, радио и др.

Исследования по фундаментальным наукам осуществлялись университетами, финансируемыми федеральным правительством. В 1900—1920 гг. среди теоретических исследований приоритетными были математические науки. Большое значение в развитии математики имели работы Дж. Д. Биркгофа (дифференциальные уравнения, теоретическая механика), О. Веблена (дифференциальная геометрия). Физики Р. Милликен определил заряд электрона (Нобелевская премия, 1923), А. Комптон открыл эффект изменения длины волны рентгеновских лучей, рассеиваемых электронами (Нобелевская премия, 1927).

В области медицины были достигнуты значительные успехи. А. Каррель предложил эффективные методы сшивания кровеносных сосудов (Нобелевская премия, 1912). В 1926 г. Дж. Уипл, Дж. Майнот и У. Мерси разработали методику лечения анемий препаратами, полученными из печени (Нобелевская премия, 1934). В 1936 г. Э. Кендалл, Т. Рейхштейн и Ф. Хенч предложили лечение некоторых болезней кортизоном (Нобелевская премия, 1950).

Большое значение в развитии биологической науки имели труды Т. Моргана (Нобелевская премия, 1933), К. Бриджеса, Г. Мёллера, содержащие основы хромосомной теории наследственности.

Со второй половины 30-х гг. возросли государственные ассигнования на науку. К тому же заинтересованность монополий в расширении научных исследований обусловила создание частных научных фондов, среди которых наиболее крупными были фонды Форда, Келлога, Слоуна и др.

Значительным был вклад ученых в развитие американской науки и прежде всего физиков, иммигрировавших из фашистской Германии, — Н. Бора, К. Гёделя, Э. Ферми, А. Эйнштейна и др. В годы Второй мировой войны крупные ученые США (Л. У. Альварес, А. X. Комптон, Э. О. Лоуренс, Р. Оппенгеймер, Л. Силард, Э. Ферми) приняли участие в разработке атомных реакторов и атомной бомбы.

В послевоенные годы значение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) постоянно повышалось. На фундаментальные исследования направлялось 12,5%, на прикладные — 21,5%, на опытно-конструкторские разработки — 66% всех средств, выделяемых на научные исследования. При этом важнейшей тенденцией стало установление прочных связей между наукой и производством. К середине 80-х гг. затраты на НИОКР превысили 100 млрд. долл.

Результатом проведенных обширных космических исследований стал запуск в 1958 г. искусственного спутника Земли. В 1962 г. Дж. Тлен совершил первый в США орбитальный полет, а в 1969 г. Н. Армстронг, Э. Олдин впервые совершили посадку и выход на Луну.

В настоящее время организации, финансирующие и осуществляющие научные исследования, составляют четыре группы: министерства и ведомства федерального правительства, промышленные организации, университеты и различные бесприбыльные учреждения. В разработке и реализации общенациональной научно-технической политики весьма значительно участие государственных органов. Формирование этой политики осуществляет Управление по вопросам политики в области науки и техники, созданное в 1976 г. К началу 80-х гг. наука в США становится одним из важнейших приоритетов государства.

Численность научных работников США с 1980 по 1986 гг. увеличилась на 82% и составила более 2,3 млн. чел., или 1,9% рабочей силы страны. Число наиболее квалифицированных научных сотрудников достигло 308 тыс. чел. В 1984 г. в США на 10 тыс. занятых приходится 65 ученых (для сравнения: в Японии — 62, ФРГ — 47, Франции — 40, Англии — 35 чел). Из общего числа научных сотрудников специалисты по электронно-вычислительной технике занимают первое место, на втором — биологи, на третьем — ученые по социальным наукам.

Более высокий уровень жизни и заработной платы в США обусловливает иммиграцию высококвалифицированных специалистов. С 1949 по 1976 гг. в США прибыло 255 тыс. специалистов, что обеспечило экономию 12,9 млрд. долл. по подготовке специалистов.

Из общественных наук большое развитие в США получила экономическая теория. Целый ряд ученых в разные годы были удостоены Нобелевской премии за разработку широкого спектра вопросов экономики. Среди них П. Самуэльсон (1970), С. Кузнец (1971), В. Леонтьев (1973), М. Фридмен (1976), Г. Саймон (1978), Л. Клейн (1980), Дж. Тобин (1981), Ф. Модильяни (1985), Дж. Бьюкенен (1986), М. Миллер (1990), Р. Коуз (1991), Р. Фоуджел (1993), Р. Э. Лукас-младший (1995).

Образование

Одной из особенностей системы образования в США является более раннее, чем в других капиталистических странах, введение всеобщего бесплатного начального и среднего образования. В конце XIX в. завершился переход к всеобщему начальному образованию и начался переход к неполному среднему образованию. Многие штаты уже в конце XIX — начале XX вв. приняли законы о всеобщем среднем образовании, что обеспечило доступ к нему широких слоев населения.

Система американского образования включает как государственные, так и частные учебные заведения. В настоящее время система образования представлена следующими типами учебных заведений: начальная школа с шестилетним сроком обучения, которой предшествует подготовительный класс для детей пятилетнего возраста; средняя школа, которая подразделяется на младшую среднюю школу (три года обучения, 7—9-й классы), старшая средняя школа (три года обучения, 10—12-й классы). Независимо от варианта школы общая продолжительность обучения составляет 12—12,5 лет. Законы штатов, касающиеся сроков обучения, определяют не число обязательных классов обучения, а возраст, до которого ученик должен находиться в школе. В большинстве американских штатов обязательным является обучение до 16 лет, а в четырех штатах — до 18 лет.

Профессиональная подготовка осуществляется в профессиональных школах, вечерних классах для взрослых, младших колледжах, выпускающих высококвалифицированных рабочих для сложных отраслей экономики.

Система высшего образования включает университеты, институты университетского уровня, колледжи с двухгодичным обучением, технические институты с одно-двухгодичным обучением.

Управление и финансирование образования децентрализованы. Каждый штат имеет местные органы управления и школьное законодательство. Несмотря на то, что в 1979 г. был создан департамент (министерство) образования, руководство в области образования осуществляют местные власти. Значительная часть средств, расходуемых на начальное и среднее образование, приходится на долю штатов и местных органов власти. Например, в 1986 г. штаты и местные органы оплатили 93% средств на школьное образование, а федеральное правительство — лишь 6,2%. Государственные расходы на начальное и среднее образование значительно превышают частные. В 1986 г. расходы государственных учебных заведений составили 211,6 млрд. долл., частного сектора — 48,6 млрд. долл.

Из 105,5 тыс. начальных и средних школ 84, 7 тыс. — бесплатные государственные школы, в которых обучается более 90% детей. Роль частного сектора, особенно в области высшего образования, значительна: 10% учащихся получают образование в 20,8 тыс. частных и платных школах, 4/5 из них принадлежат церковным общинам. Примерно из 3,3 тыс. высших учебных заведений страны 1,8 тыс. являются частными, в которых обучается 21% всех студентов США.

После окончания начальных классов во многих школах устанавливается раздельное обучение по ряду дисциплин. Уже в седьмом классе учащиеся по желанию могут выбрать те или иные дисциплины. В девятом классе набор выбираемых дисциплин расширяется. Существуют три профиля обучения: академический — подготовка учащихся к поступлению в высшее учебное заведение; профессиональный — дает практические знания для устройства на работу и общий — не ставит задачу специализированной подготовки учащихся. Распределение учащихся по направлениям обучения осуществляется в зависимости от врожденных способностей, выявляемых с помощью тестов.

В соответствии с актуальными проблемами исторического развития американская система образования на тех или иных этапах подвергалась реформированию и изменению. В период после Второй мировой войны государственный и частный секторы образования развивались высокими темпами, что было связано прежде всего с потребностью широкой подготовки квалифицированных рабочих кадров. Для устранения несоответствия образования требованиям развертывающейся научно-технической революции в 60-х гг. был расширен перечень преподаваемых дисциплин в школе (математики, физики, химии, биологии), расширилось использование технических средств обучения. Был принят целый ряд законов, направленных на совершенствование системы образования. Для организации научных исследований в сфере образования в 1972 г. был создан Национальный институт образования.

Все эти меры привели к увеличению (в четыре раза) расходов на образование: с 11 млрд. дол. в 1950 г. до 215 млрд. дол. в 1983 гг. В результате был достигнут общий подъем уровня подготовки квалифицированных кадров, возрос уровень образования юношей и девушек из непривилегированных слоев и цветного населения. К началу 90-х гг. уже 76% подростков оканчивали среднюю школу.

Несмотря на огромные достижения в области образования и его демократический характер, американская система имеет серьезные проблемы. Технологическое переоснащение производства, широкое использование электронно-вычислительной техники, рост потребности американской экономики в качественно новых кадрах работников ставят перед школой новые задачи. Важной проблемой является необходимость значительного повышения численности юношей и девушек, имеющих среднее образование. Не разрешена и проблема выравнивания уровня продолжительности обучения белого и цветного населения.

Литература, театр,

Наши рекомендации