Прочитайте текст и выполните задания 20-25

— (1)Учился я плохо и никогда этого себе не прощу: я был очень рассеян и ленив и недостаточно стремился побороть этот свой порок.

— (2)Как же, — спрашивают, — при таком недостатке вы всё-таки научились и сделались достаточно известным мастером слова?

— (З)Тому, о чём вы спрашиваете, научиться нельзя: тут дело не в выучке, даже не в мастерстве, а скажу: в поведении. (4)Дело было не в том, чтобы научиться, а в том, чтобы встретить свой родной язык, как друга, и нужно было искать этой встречи... (5)Я получил своё мастерство, как понимание законов родного языка, от своей матери, от школы и от своего народа даром, как все. (6)Не в мастерстве моя заслуга, а в поведе­нии, в том, как страстно, как жадно метался я по родной земле в поисках друга, и когда нашёл его, то этот друг, оказалось, и был мой родной язык.

(7)У каждого яблока на одной и той же яблоньке такое разное выра­жение. (8)Есть яблоко умное, выглядывает из-за листика выпуклиной своего лобика, а есть яблоко любимое — наверху круглое, с круглыми дольками, всегда мне сверху весело смеётся. (9)И, бывает, я ему даже пальцем погрожу и скажу...

(10)Благодарю язык мой, спасающий меня от тяжёлого молчания, вызывающий мне друга даже из яблоньки!

(11)Искусство — это сила восстановления утраченного родства. (12)Родства между чужими людьми. (13)Искусство приближает предмет, роднит всех людей одной земли.

(14)Да, так и можно сказать, что всякое истинное творчество есть замаскированная встреча близких людей. (15)Часто эти близкие живут на таких отдалённых окраинах места и времени, что без помощи книги, кар­тины или звука никогда бы не могли друг друга узнать.

(16)Через тоску, через муки, через все препятствия сила творчества выводит одного человека навстречу другому.

(17)Случается каждому писателю на склоне лет среди своих писа­ний, убегающих в Лету, найти одну страницу необыкновенную. (18)Как будто весенний поток выбросил эту мысль, заключённую в железную форму, как льдину на берег. (19)И вот вода, выбрасывающая льдину, дав­но уже в море исчезла, а льдина все лежит, лежит и тратится только по капельке.

(20)Когда я у себя в радостный день встречаю такую страницу, я все­гда изумляюсь, как это я, ленивый, легкомысленный и вообще недостой­ный, мог написать такую страницу? (21)После раздумья я отвечаю себе, что это не совсем я писал, что со мной сотрудничали неведомые мои дру­зья, и оттого у нас вместе получилась такая страница.

(22)У меня в жизни друзей не было, но зато к каждому я стремился, как к другу.

(23)Сегодня мысль моя вертится вокруг той силы души человека, которая развивается и раскрывается в борьбе с одиночеством: иду с чело­веком по тропе и говорю ему. (24)Человек ушёл — я один на тропе, мне не хватает слушателя, я вынимаю книжку и записываю.

(25)Нет мудрости в том, что кто-то, завидев прекрасное, бросается к нему, присоединяет к себе и делает своей собственностью: эта собственность неминуемо рано или поздно сделает его своим рабом. (26)Настоящая муд­рость приходит к человеку, когда, завидев прекрасное, он не бросается к нему, а собирает друзей и показывает. (27)Тогда прекрасное само приходит к нему, как к хозяину своему и другу, и свободно садится со всеми за стол.

(28)В жизни, кроме меня, действует другой человек, и путь к этому другу и есть наш жизненный путь.

(По М. Пришвину*) *Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954 гг.) — русский писа­тель, автор произведений о природе.

20.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи­те номера ответов.

1. Родной язык необходим человеку для общения с другими людьми.

2. У каждого писателя бывают особенные творческие удачи.

3. Искусство способно объединить людей.

4. Человеку не дано преодолеть чувство одиночества.

5. Каждый человек должен бережно относиться к природе родного края.

21.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажи­те номера ответов.

1. В предложениях 3-4 содержится рассуждение.

2. В предложениях 14-15 представлено описание.

3. В предложениях 17-19 представлено повествование.

4. Предложение 21 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 20.

5. Предложения 25-27 включают рассуждение.

Из предложения 25 выпишите фразеологизм.

23.Среди предложений 7-11 найдите такое, которое связано с преды­дущим с помощью форм слова. Напишите номер этого предложения.

24. «Размышляя об истоках своих творческих успехов, об овладении писательским мастерством, М.Пришвин использует такую форму речи, как (А) (предложения 1—6). Стремясь донести до

читателя свою мысль, писатель обращается к понятным всем об­разам, используя троп — (Б) («яблоко... смеётся» в предложении 8). Синтаксическое средство — (В) (в предложениях 4, 22) — помогает М. Пришвину определить харак­тер своего отношения к родному языку и к людям. Ещё одно синтак­сическое средство — (Г)_______________ (предложение 10) — подчёр­кивает неравнодушное отношение автора к родному языку».

Список терминов:

1. парцелляция

2. олицетворение

3. разговорная лексика

4. сравнительный оборот

5. лексический повтор

6. диалог

7. эпитеты

8. восклицательное предложение

9. риторический вопрос

Определите тему, проблемы текста, подберите аргументы.

Тема(о чем текст?) Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор. Позиция автора –что думает сам автор по данному вопросу Аргументы
         

УРОК 14

Наши рекомендации