Глава 2. структура культурологии....27
2.1. История культуры.....30
2.2. История культурологических учений......30
2.3. Социология культуры......32
2.4. Культурная антропология......34
2.5. Прикладная культурология....35
Глава 3. Культурология и ее междисциплинарные связи.....37
3.1. Культурология и философия культуры......39
3.2. Культурология и философия истории.....47
3.3. Культурология и культурная антропология.....54
3.4. Культурология и социология культуры......57
3.5. Подходы к изучению культуры......60
Контрольные вопросы.......66
Литература......66
Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Глава 4. Культура и цивилизация......69
4.1. Культура......69
4.2. Цивилизация.....74
Глава 5. Субъект культуры....82
5.1. Субъект культуры — человек культуры....:....82
5.2. Культурная самоидентичность......91
5.3. Инкультурация и социализация......100
Глава 6. Языки и символы культуры, культурные коды (семиотика культуры).....110
6.1. Информационно-семиотический подход к культуре.....110
6.2. Основные типы знаковых систем культуры......117
6.3. Вторичные моделирующие системы......127
4 Оглавление
Глава 7. Культурные ценности и нормы....134
7.1. Ценности......134
7.2. Регулятивы и нормы.......142
7.3. Ментальное поле культуры.....154
Глава 8. Межкультурная коммуникация и диалог культур.....163
8.1. Коммуникация......163
8.2. Интеграция, ассимиляция, аккультурация .......164
8.3. Социокультурная коммуникация.....170
8.4. Культурные традиции и инновации....173
Глава 9. Культура в социальном пространстве.....183
9.1. Социальные институты культуры.......183
9.2. Дисциплинарно-символические пространства культуры....188
9.3. Культурная модернизация......193
Контрольные вопросы.......201
Литература.......202
Раздел III. ОНТОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Глава 10. Закономерности процесса культурогенеза....... 205
10.1. От биологической формы бытия — к антропо-социо-культурной.......205
10.2. Место культуры в системе бытия и ее строение....211
10.3. Культура и натура (природа, космос)....222
Глава 11. Антропологические аспекты культуры.......227
11.1. Культура и человек.......227
11.2. Культура и общество.....239
11.3. Функционирование культуры....246
11.4. Историческая динамика бытия культуры......252
Контрольные вопросы.......257
Литература.......258
Раздел IV. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Глава 12. Типологические характеристики культур......261
12.1. Культура и культуры. Проблема типологии......261
12.2. Традиционная и инновационная культуры....263
12.3. М. Мид: постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культуры....267
12.4. Ю. Лотман: семиотические типы культур....270
12.5. Субкультура и контркультура .......278
12.6. Массовая и немассовая культуры.....286
Глава 13. Этническая, национальная и региональная типологизация культур....... 296
13.1. Народ, этнос, нация.....296
13.4. Региональная типологизация культуры.....302
Глава 14. Историческая типологизация культуры....315
14.1. Культурные эпохи: европоцентристский подход......315
14.2. Локальные социокультурные миры.......332
14.3. Законы истории и развитие культуры.....333
Оглавление 5
Глава 15. Исторические особенности русской культуры.....338
15.1. «Востоко-Запад».....338
15.2. Христианско-православное начало культуры .......340
15.3. Византийско-имперские амбиции и мессианское сознание......341
15.4. Из культурной изоляции — к интеграции с европейской культурой .....343
15.5. Разрыв между этнической и национальной культурами.....346
15.6. Традиции и современность....349
Контрольные вопросы.......356
Литература.......356
Раздел V. КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Глава 16. Современная мировая культура....359
16.1. Определяющая роль европейской культурной традиции в мировой культуре.....360
16.2. Основные черты современной мировой культуры.......368
16.3. Современная культурная ситуация как переходная эпоха .......378
Глава 17. Основные тенденции культуры в эпоху глобализма .... 387
17.1. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе 387
17.2. Модели культурной универсализации......404
17.3. Культура и глобальные проблемы современности.......426
Контрольные вопросы.......439
Литература.......440
Раздел VI. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Глава 18. Развитие культурологической мысли от эпохи просвещения до начала ХХ в...443
18.1. Философия культуры эпохи европейского Просвещения....444
18.2. Эволюционизм как теория культуры.....454
18.3. Проблемы культуры в «философии жизни» .......459
Глава 19. Историческая типология культур и теория локальных цивилизаций......476
19.1. Н.Я. Данилевский о многообразии культурно-исторических типов ....477
19.2. О. Шпенглер об исторической типологии мировой культуры .....482
19.3. А. Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры ....492
19.4. П.А. Сорокин о типологии и динамике культуры....503
Глава 20. Основные культурологические течения ХХ в.......516
20.1. Франкфуртская школа.......516
20.2. Постмодернизм ......524
Контрольные вопросы.......536
Литература .......536
Словарь терминов.....537
Персоналии.... 551
Авторы:
Дианова В.М., д-р филос. наук, проф. - 16.3, 17.1, 18.3 (совм. с Иконниковой С.Н.), гл. 20;
Иконникова С.Н., д-р филос. наук., проф. - гл. 2, 18.1 (совм. с Диановой В.М.), 18.2, гл. 19;
Каган М.С., д-р филос. наук, проф. - гл. 4, 10, 11;
Кармин А.С., д-р филос. наук, проф. - гл. 6, 7, 12.1-12.4,13,14,15;
Соколов Б.Г., канд. филос. наук, доц. - 16.1, 16.2, гл. 17;
Соколов ET., д-р филос. наук., доц. - гл. 5, гл. 8, 9, 12.5, 12.6, словарь терминов, персоналии;
Солонин Ю.Н., д-р филос. наук, проф., декан философского факультета СПбГУ - введение, гл. 1, 3.
Научные редакторы: Солонин Ю.Н., д-р филос. наук, проф., декан филос. ф-та СПбГУ, зав. кафедрой философии культуры и культурологии; Каган М.С., д-р филос. наук, проф. кафедры философии культуры и культурологии философск. ф-та СПбГУ.
Введение
Культурология прочно вошла в состав современного гуманитарного знания. Она — необходимый элемент всякого серьезного образования, и прежде всего университетского.
Хотя человек давно осознал особенность своего существования, выделившую его из природного мира в специфическую, им самим созданную среду, он долго не мог найти точные средства описания и познания этой специфичности. Необходим был целый ряд предпосылок объективного и субъективного характера, чтобы постижение особой сферы человеческого бытия и деятельности по ее созданию и развитию привело к появлению культуроведческой науки. Выделению культурологии в самостоятельную область знания предшествовали длительное развитие наук о человеке и обществе и накопление фактов и наблюдений над его духовной жизнью. В отличие от других областей знания культурология возникла совсем недавно — около ста лет назад. В системе образования нашей страны она утвердилась еще позже — в течение двух последних десятилетий.
Включение культурологии в систему учебных дисциплин явилось следствием широкого признания того, что, чем бы ни занимался человек, какому бы виду деятельности он себя ни посвятил, к какой бы профессии ни готовился, без знания основных понятий и проблем культурологии, без понимания закономерностей культурных процессов и особенно без ясных представлений о культурных перспективах человечества он будет подобен слепцу без поводыря внутри лабиринта. Жить в культуре и ничего о ней не знать — преступно, ибо в этом случае каждое действие человека может оказаться — и оказывается! — разрушительным для культуры. Поэтому в данном учебнике с настойчивостью проводится мысль о том, что культурология — фундаментальная наука, а как учебная дисциплина — базовый предмет в системе образования и подготовки кадров.
Для удовлетворения растущего интереса к проблемам истории и теории культуры, обеспечения потребностей учебного процесса в России в последнее время создана обширная база учебной литературы. Она включает в себя уже несколько поколений книг. Их
8 Введение
быстрая смена в решающей степени определяется успехами культуроведческой науки, в результате которых наше знание о культуре и тенденциях ее развития, достигнутое к началу XXI в., принципиально отличается от того, каким оно было в 1980-е гг., когда появились первые учебники по культурологии, и даже от того, что мы знали о культуре пять лет назад.
Интенсивный рост знаний о культуре получает отражение в постоянном совершенствовании учебных программ по культурологии, введении новых стандартов, содержащих все более серьезные требования к изучающим этот предмет. Авторы данного издания стремились представить учебный материал так, чтобы он, во-первых, отвечал современному уровню мировой культурологической науки по глубине знания и широте охвата проблем и тем и, во-вторых, соответствовал дидактическим требованиям, как существующим, так и прогнозируемым на ближайшее будущее. Таким образом, перед читателем — учебник самого современного типа.
Система образования является сегодня чрезвычайно сложной и многоцелевой. Учащийся средней школы может получить лишь начала культурологического знания, самое общее представление о культуре. Высшие же образовательные учреждения вне зависимости от их профиля и отраслевой принадлежности обязаны обеспечить основательную подготовку своих студентов по базовым дисциплинам, в том числе по культурологии. Это особенно касается университетов, а также институтов и академий социогуманитарного профиля. Именно студентам и учащимся такого рода заведений и предназначен данный учебник. Он свободен от односторонности в трактовке материала, сознательно не ориентирован на специфику вузов, с тем чтобы избежать упрощеного и поверхностного изложения материала. Культура рассматривается в нем во всей полноте своего проявления. Таким образом, учебник рассчитан на изучение культурологии по самым полным университетским программам и может быть использован в качестве базового для вузовских программ сокращенного объема.
Культурология как система наук о культуре и наиболее общая ее теория включают неисчислимое множество проблем и тем. Изложить их все — задача неразрешимая, да и ненужная. Знания концентрируются в понятиях, выводах, законах, принципах и других научных формах, находящихся в системном соотношении, содержательной и логической соподчиненности. Учитывая это, авторы попытались избежать распространенных ошибок в выборе учебного материала. Прежние учебники, написанные разными авторами, часто оказывались не совместимыми друг с другом и не
Введение 9
соответствовавшими требованиям учебных программ. Разноголосица нередко объяснялась неправильно понимавшимся принципом плюрализма. Но культура — это объективная данность, способ жизни людей, реализующих себя в многообразных культурных формах бытия, которые точно фиксируются наукой и не зависят от методологических и идейных принципов исследователей. Поэтому результаты научных изысканий имеют в целом объективный характер, и сами методологические принципы не столько противостоят друг другу, сколько согласуются и соотносятся между собой, представляя многомерность, многоплановость, содержательное и функциональное богатство культуры и культурной жизни человека. Таким образом, плюрализм не может оправдать произвола и тенденциозности материала многих предшествующих учебников по культурологии.
В основе данного учебника лежит системный подход к пониманию предмета культурологии. Организация содержания базируется на системообразующих понятиях, овладение которыми обеспечивает возможность самостоятельного усвоения более частного и производного материала, даже если он не входит в данную книгу. Этот же подход дает возможность избежать методологической односторонности. Будучи не столько общенаучным методом, сколько философски проработанным пониманием действительности, системный взгляд в последнее время получил новое развитие на основе синергетического истолкования динамики сверхсложных самоорганизующихся систем, к числу которых относится и культура. Синергетика позволяет не только видеть культуру в аспекте устойчиво сохраняющейся функциональной системы, но и раскрывать механизмы распада культур и последующего формирования из хаотичного многообразия их элементов новых устойчивых культурных структур. По отношению к этому методологическому, точнее, философско-методологическому подходу все другие методологии исследования культур выступают в качестве более или менее частных и взаимодополняющих. Данный учебник впервые излагает проблемы культурологии именно с этих позиций.
Материал учебника организован следующим образом. В гл. 1 содержится самое общее введение в материал, имеющее целью показать, как культура была «открыта» человеком, каким образом стала предметом его размышлений и — позднее — научных изысканий. В связи с тем что культура изучается многими науками, в этой главе дается также общее представление о специфике предмета культурологии, об особенностях культурологии, отношению к другим наукам о культуре и другим подходам к ее изучению.
10 Введение
Глава 2 имеет методико-методологический характер — она знакомит с основными понятиями культурологии, т.е. с языком этой науки, и главными аспектами видения культуры как целостной системы: таковы семиотический, деятельностный, коммуникативный, аксиологический (ценностный) и другие аспекты интерпретации культурного феномена.
В гл. 3 дается представление о культуре как об объективной данности и осуществляется ее сопоставление с другими формами бытия природы, общества и человека. Это наиболее философская из всех глав учебника. Ее изучение требует особенного внимания.
«Культура вообще» — это абстракция, она нигде не существует в своем чистом виде. В действительности мы имеем дело с конкретными культурами, принадлежавшими определенным историческим эпохам и сменявшими друг друга. В наше время мы также живем в многокультурном мире: отдельные культурные образования сосуществуют, взаимодействуют, конкурируют, сливаются и распадаются. В связи с этим возникают принципиальные вопросы типологии и классификации культур, их взаимодействия и внутреннего строения. Эти общетеоретические проблемы рассматриваются в гл. 4.
Какими бы важными и интересными ни были вопросы общетеоретического характера, их значимость определяется прежде всего тем, что они составляют платформу и необходимую предпосылку понимания того культурного мира, в котором мы живем. Он не только многообразен и противоречив — в нем заметна тенденция к культурной универсализации жизни, закрепленной понятием «глобализация». Развитие этого процесса происходит под одновременным воздействием многих факторов социогенного, техногенного, экогенного и иного характера. Очертания наступающей новой культуры, возможности управления процессом ее становления — эти темы имеют не академический характер, а вполне практический смысл, затрагивающий человека и человечество в целом. Они освещаются в гл. 5.
Заключительный раздел посвящен изложению сущности различных подходов к изучению культуры, основанных на разных философских, методологических, а порой и политических принципах. Раздел дает представление о широте диапазона научного и философского постижения культуры, без которого немыслимо полноценное человеческое существование.