Тема 2. Первобытная культура
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Учебная программа , методические материалы и тесты
( для студентов заочного отделения )
Королёв, 2005
Новичков А.В Культурология: Учебная программа и методические материалы. - Королев.: КИУЭС, 2005-87с.
Рецензент: доцент Антоненко В.И.
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для всех специальностей КИУЭС, утвержденного Министерством образования Российской Федерации и Учебного плана, утвержденного 28 сентября 2003г.
РЕКОМЕНДОВАНО Программа рассмотрена и
Учебно-методическим одобрена на заседании кафедры
советом ФТА гуманитарных и социальных дисциплин
Протокол № от Протокол № от
Зав.кафедрой гуманитарных и
социальных дисциплин
к.и.н., доцент Смирнов В.А.
_____________________
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Данная программа составлена в соответствии с Государственным
образовательным стандартом подготовки студентов по специальностям
351400 «Прикладная информатика (в экономике)», 060800 «Экономика и
управление на предприятиях машиностроения», 061000 «Государственное
и муниципальное управление», 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и
аудит», 657000 «Управление качеством», 061100 «Менеджмент
организации». Учебный курс «Культурология» включает аудиторские
занятия (лекции, семинары), а также внеаудиторную самостоятельную
работу студентов.
В современной системе образования, перегруженной информацией,
резко снижается способность человека к самостоятельному мышлению.
Так называемое «вычисляющее мышление» становится самой
практикуемой формой мышления, в то время как логика и содержание
гуманитарных наук начинает выстраиваться по аналогии с логикой и
потребностями технической эволюции (одним из внешних признаков этого
процесса является непродуманное внедрение тестовой структуры контроля
в гуманитарных дисциплинах).
Поэтому среди задач настоящего курса можно выделить не только
познавательные и информационно-ориентирующие, но, прежде всего,
способствующие формированию свободы духовного и интеллектуального
выбора.
Программа дисциплины «Культурология» включает совокупность
тем и вопросов, изучение которых в соответствии с Государственным
образовательным стандартом входит в учебные планы подготовки
студентов.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Согласно данной программе студент должен
знать:
— понятие культуры, теорию культуры, структуру и функции курса;
— исторически и содержательно значимые культурологические
теории;
— истоки и эволюцию русской культуры, ее отличие от других
великих культур;
иметь представления:
— о типологии культур, об особенностях античной, средневековой и
других эпох европейской культуры; о качественном своеобразии отчетной
индийской, китайской культурной традиции;
— о соотношении понятий «культура» и «религия», о ранних
формах религиозности и мировых религиях;
— о специфике культурологического подхода к истории и обществу;
уметь:
— работать с источниками и литературой по курсу
«Культурология»;
— обосновывать и логически аргументировать собственные
мировоззренческие и культурные позиции;
— использовать культурологическое знание для анализа
современных изменений в сфере культуры.
Программа дисциплины включает 34 часов лекций и 16 часов
практических занятий, построенных по тематическому принципу.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
Таблица 1 В академических часах
Наименование тем | Всего | Лекций | Семинаров | СРС |
1. Введение в культурологию | - | |||
2. Первобытная культура | ||||
3. Культура Древнего Египта | ||||
4. Культура Месопотамии | ||||
5. Культура Древней Греции | ||||
6. Культура Древнего Рима | ||||
7.Раннехристианская культура и античнось | - | |||
8. Раннее Средневековье | - | |||
9. Культура Византии | - | |||
10. Культура классического европейского Средневековья | ||||
11. Арабо-исламская культура | - | |||
12. Европейская культура 17-20хх веков | ||||
13. Культура России | ||||
Всего: |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Введение в культурологию
Понятие «культура». Культурологические школы. Теория культуры. Функции культуры. Цивилизация и культура. Отрасли культуры. Формы культуры. Культурное обновление
Тема 2. Первобытная культура
Возникновение антропологии как науки, изучающей проблемы происхождения и эволюции человека. Методы изучения предыстории человечества. Принцип деления ранней истории человечества на периоды. Периодизация доистории: палеолит, мезолит, неолит.
Современная наука об этапах физической эволюции человека: от австралопитека до кроманьонца. Начало духовной эволюции человека. Появление культа и ранних религиозных представлений: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия. Связь погребального культа с верованиями. Тотемизм, магия в повседневной практике первобытных людей.
Развитие художественной деятельности. Первобытное искусство и теории его происхождения. Современная наука о времени его возникновения. Периодизация первобытного искусства Европы. Синкретизм как важная особенность культуры доисторического человека. Проявление синкретизма искусства через его функциональную многоплановость. Мировоззренческая, общеобразовательная, коммуникативно-мемориальная, социальная и другие функции первобытного искусства. Познавательная функция и выявление с ее помощью связи искусства с мифом. Миф как картина или концепция мира первобытных людей.
Завершающий этап доистории. Неолит и неолитическая культура. Понятие «неолитическая революция». Земледельческое поселение Чатал-Хююк. Культ богини-матери и роль женщины в Чатал-Хююке и других неолитических поселениях.
При изучении темы «Первобытная культура» рекомендуется особое внимание обратить на тесную, неразрывную связь мифологии, религиозных представлений, искусства и быта. Мышление этого периода являлось мифологическим, целостным, из него еще не выделились отдельные конкретные формы культуры.