Тема 2. Первобытная культура

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Учебная программа , методические материалы и тесты

( для студентов заочного отделения )

Королёв, 2005

Новичков А.В Культурология: Учебная программа и методические материалы. - Королев.: КИУЭС, 2005-87с.

Рецензент: доцент Антоненко В.И.

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для всех специальностей КИУЭС, утвержденного Министерством образования Российской Федерации и Учебного плана, утвержденного 28 сентября 2003г.

РЕКОМЕНДОВАНО Программа рассмотрена и

Учебно-методическим одобрена на заседании кафедры

советом ФТА гуманитарных и социальных дисциплин

Протокол № от Протокол № от

Зав.кафедрой гуманитарных и

социальных дисциплин

к.и.н., доцент Смирнов В.А.

_____________________

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Данная программа составлена в соответствии с Государственным
образовательным стандартом подготовки студентов по специальностям
351400 «Прикладная информатика (в экономике)», 060800 «Экономика и
управление на предприятиях машиностроения», 061000 «Государственное
и муниципальное управление», 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и
аудит», 657000 «Управление качеством», 061100 «Менеджмент
организации». Учебный курс «Культурология» включает аудиторские
занятия (лекции, семинары), а также внеаудиторную самостоятельную
работу студентов.

В современной системе образования, перегруженной информацией,
резко снижается способность человека к самостоятельному мышлению.
Так называемое «вычисляющее мышление» становится самой
практикуемой формой мышления, в то время как логика и содержание
гуманитарных наук начинает выстраиваться по аналогии с логикой и
потребностями технической эволюции (одним из внешних признаков этого
процесса является непродуманное внедрение тестовой структуры контроля
в гуманитарных дисциплинах).

Поэтому среди задач настоящего курса можно выделить не только
познавательные и информационно-ориентирующие, но, прежде всего,
способствующие формированию свободы духовного и интеллектуального
выбора.

Программа дисциплины «Культурология» включает совокупность
тем и вопросов, изучение которых в соответствии с Государственным
образовательным стандартом входит в учебные планы подготовки
студентов.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Согласно данной программе студент должен

знать:

— понятие культуры, теорию культуры, структуру и функции курса;
— исторически и содержательно значимые культурологические

теории;

— истоки и эволюцию русской культуры, ее отличие от других
великих культур;

иметь представления:

— о типологии культур, об особенностях античной, средневековой и
других эпох европейской культуры; о качественном своеобразии отчетной
индийской, китайской культурной традиции;

— о соотношении понятий «культура» и «религия», о ранних
формах религиозности и мировых религиях;

— о специфике культурологического подхода к истории и обществу;

уметь:

— работать с источниками и литературой по курсу
«Культурология»;

— обосновывать и логически аргументировать собственные
мировоззренческие и культурные позиции;

— использовать культурологическое знание для анализа
современных изменений в сфере культуры.

Программа дисциплины включает 34 часов лекций и 16 часов
практических занятий, построенных по тематическому принципу.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

Таблица 1 В академических часах

Наименование тем Всего Лекций Семинаров СРС
1. Введение в культурологию       -  
2. Первобытная культура        
3. Культура Древнего Египта        
4. Культура Месопотамии        
5. Культура Древней Греции        
6. Культура Древнего Рима        
7.Раннехристианская культура и античнось       -  
8. Раннее Средневековье       -  
9. Культура Византии       -  
10. Культура классического европейского Средневековья        
11. Арабо-исламская культура       -  
12. Европейская культура 17-20хх веков        
13. Культура России        
  Всего:        

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Введение в культурологию

Понятие «культура». Культурологические школы. Теория культуры. Функции культуры. Цивилизация и культура. Отрасли культуры. Формы культуры. Культурное обновление

Тема 2. Первобытная культура

Возникновение антропологии как науки, изучающей проблемы происхождения и эволюции человека. Методы изучения предыстории человечества. Принцип деления ранней истории человечества на периоды. Периодизация доистории: палеолит, мезолит, неолит.

Современная наука об этапах физической эволюции человека: от австралопитека до кроманьонца. Начало духовной эволюции человека. Появление культа и ранних религиозных представлений: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия. Связь погребального культа с верованиями. Тотемизм, магия в повседневной практике первобытных людей.

Развитие художественной деятельности. Первобытное искусство и теории его происхождения. Современная наука о времени его возникновения. Периодизация первобытного искусства Европы. Синкретизм как важная особенность культуры доисторического человека. Проявление синкретизма искусства через его функциональную многоплановость. Мировоззренческая, общеобразовательная, коммуникативно-мемориальная, социальная и другие функции первобытного искусства. Познавательная функция и выявление с ее помощью связи искусства с мифом. Миф как картина или концепция мира первобытных людей.

Завершающий этап доистории. Неолит и неолитическая культура. Понятие «неолитическая революция». Земледельческое поселение Чатал-Хююк. Культ богини-матери и роль женщины в Чатал-Хююке и других неолитических поселениях.

При изучении темы «Первобытная культура» рекомендуется особое внимание обратить на тесную, неразрывную связь мифологии, религиозных представлений, искусства и быта. Мышление этого периода являлось мифологическим, целостным, из него еще не выделились отдельные конкретные формы культуры.

Наши рекомендации