I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания
II. Проверка домашнего задания
— Дома вы должны были дочитать сказку до конца. Сейчас
я проверю, насколько вы были внимательны при чтении.
1. Словарно-орфографическая работа.
— Объясните значение слов и выражений:
ПРИГОРОК МУРАВАТЫЙ - поросший мягкой и сочной травой.
ЯСТВА САХАРНЫЕ — (устар.) яство — еда, кушанье. ВСЯ ПОСУДА ЗОЛОТА ЧЕРВОННОГО - (устар.) червонный — красный, алый. Червонное золото — золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок. ОПОЧИВАТЬ ЛЕГЛА - (устар.) спать легла. «ЕСЛИ СЕРЕДОВИЧ - БУДЬ МНЕ ДЯДЮШКА» -средних лет.
«ОБОМНЕ НИКОЛИ НЕ УСЛЫШИШЬ» - никогда не услышишь.
НАПАЛА НА НЕЕ ТОСКА НЕУСЫПНАЯ - неусыпный — не теряющий бдительности. ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ - слуги, дворовые.
2. Беседа о чудесах во дворце зверя лесного.
—Что сделала младшая дочь, очутившись во дворце зверя лесного, чуда морского?
—Расскажите, какие чудеса с ней происходили.
—Какое желание появилось у девушки, спустя некоторое время? (Ей захотелось увидеть хозяина.)
3. Рассказы учащихся от имени девушки о ее встрече со зверем лесным.
4. Беседа о сне девушки.
—Как младшая дочь оказалась дома?
—Что заставило отправиться ее домой? (Она увидела тревожный сон про отца и рассказала об этом чудищу лесному.)
—Как вы думаете, почему заболел отец?
—Возможно ли такое на самом деле, чтобы дочка увидела такой сон? Или это волшебство вмешалось? (Такое бывает на самом деле. Человек может чувствовать близкого человека даже на расстоянии. Часто такие сны видят мамы о своих детях.)
—Почему сестры хотели помешать возвращению сестры в волшебный дворец? (Они ей завидовали, не хотели ее счастья.)
III. Физкультминутка
IV. Деление сказки на части
— А сейчас разделим сказку на части, озаглавим их. Полу
чим план пересказа.
(Приводим примерный план и деление на части.)
/ часть
«Заказы дочерей» (до слов: «Поехал он в путь, во дороженьку», с. 198).
// часть
«Два подарка нашел» (до слов: «Бродит он по тому лесу дремучему...», с. 198).
/// часть
«Заблудился в дремучем лесу» (до слов: «Входит он на широкий двор, в ворота широкие, растворенные...», с. 199).
IV часть
«Вот он — цветочек аленький!» (до слов: «И, проговорив таковы слова, он подошел и сорвал аленький цветочек», с. 201).
V часть
«Должен умереть, но есть одно спасение» (до слов: «И только честной купец успел надеть его на правый мизинец, как очутился он в воротах своего широкого двора...», с. 202).
VI часть
«Встреча с любимыми дочерями» (до слов: «Заутра позвал к себе купец старшую дочь...», с. 204).
VII часть
«Дочери мои любимые — выручайте!» (до слов: «Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных...», с. 206).
VIII часть
«Жизнь девушки во дворце» (до слов: «Если ты стар человек — будь мне дедушка...», с. 208).
IX часть
«Покажись мне, верный друг!» (до слов: «Не убоялась, не устрашилась, крепко на себя понадеялась молодая дочь купецкая, красавица писаная», с. 209).
X часть
«Да и страшен был зверь лесной, чудо морское...» (до слов: «И прошло тому немало времени...», с. 210).
XI часть
«Недобрый сон» (до слов: «Стала она заверять словами заветными и клятвами...», с. 211).
XII часть
«Дома, с родными» (до слов: «И когда пришел настоящий час, стало у молодой купецкой дочери, красавицы писаной, сердце болеть и щемить...», с. 213).
XIII часть
«Опоздала. Зверь лесной, чудо морское, бездыханен, мертв» (до слов: «Помутилися ее очи ясные, подкосилися ноги резвые...», с. 214).
XIV часть
«Полюби же меня теперь в образе человеческом» (до конца).
V. Заключительная работа над сказкой
—Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу-королевичу избавиться от колдовства?
—Можно ли назвать сказку Аксакова волшебной? Почему?
VI. Итог урока
—Как вы поняли, в чем смысл сказки? Чему она учит?
—Найдите в произведении сказочные приметы.
Урок 43 (обобщающий). «Крестики-нолики»
Цели: обобщить знания детей по изученному разделу; учить работать сообща; развивать память, творческие способности учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
(Дети вытягивают карточки, помеченные «X» и «О». Таким образом они делятся на две команды, которые так и называются — «Крестики» и «нолики».)
— Дорогие ребята, я рада вас приветствовать на информа
ционно-развлекательной игре «Крестики-нолики». Вы
разделились на две команды, вас ждут 6 конкурсов. Тема
игры — «Литературные сказки». Перед вами поле, где ука
заны номера конкурсов, в которых вы будете участвовать.
После каждого конкурса подводится итог, который от
мечается на игровом поле знаком команды. В игре побе
дит та команда, у которых знаков окажется больше.
II. Конкурсы
1. Конкурс «Разминка».
— Кто из сказочных героев мог дать такие объявления?
(Вопросы задаются по очереди каждой команде.)
Продаю пиявок. Цена договорная. (Дуремар.) Организуем курсы выживания для выезжающих в джунгли. (Маугли и Тарзан.)
Бюро знакомств «очаровательные глазки» предлагает для знакомства женщин с одним, двумя и даже тремя глазами. (Крошечка Хаврошечка.) Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Айболит.)
Сплю и вижу принца. (Спящая красавица и царевна молодая.)
Охранному агентству на постоянную работу требуется 33 сотрудника крепкого телосложения. (Черномор.) Возьму оброк со всех, даже с чертей. (Балда.) Развлечение для вас: пою песенки, грызу орешки. (Белочка.)
2. Конкурс «Загадки в пословицах и поговорках».
— Капитан каждой команды вытянет карточку с загадкой в
пословицах и поговорках. Вы должны отгадать слово, за
тем вспомнить, в какой прочитанной на последних уро
ках сказке встречается этот предмет, и доказать отрыв
ком.
Он поет месяц, а ворона каркает круглый год.
Ласточка день начинает, а он кончает.
Не нужна ему золотая клетка, лучше зеленая ветка. (Соловей. В сказке В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».)
Мал горшок, да ее варит.
Сам ее заварил, сам ее и расхлебывай.
Ее маслом не испортишь. (Каша. В сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце».)
3. Конкурс «Узнай автора».
— Я вам зачитаю отрывки из биографий писателей. А вам
нужно будет назвать полные их имена.
Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала. (Павел Петрович Бажов (1879-1950).)
Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова».
Очень любил двух своих сыновей, которые тоже стали известными. (Сергей Тимофеевич Аксаков (1791— 1859).)
Пятилетним ребенком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями. (Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888).)
Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать — в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писатели и ученые столицы. (Владимир Федорович Одоевский (1803-1869).)
4. Конкурс «Живая картинка».
— Сейчас вам будет включен фрагмент мультфильма
«Аленький цветочек», но без звука. Вам нужно будет оз
вучить кадры.
5. Конкурс «Рассуждай-ка».
— Вам нужно ответить на вопросы, которые вы сейчас вы
тяните на карточках.
(Карточки см. в приложении.)
6. Конкурс «Сочини сказку»
— Вам предлагаются слова, связанные известным вам сю
жетом, и одно постороннее слово. Каждый из играющих
должен придумать фразу, называть их по очереди, чтобы
сложился единый сюжет.
1-й команде:девочка, лес, цветы, волк, бабушка, вертолет.
2-й команде:девочка, цветок, крот, жаба, ласточка, телевизор.
— Старайтесь играть как можно чаще, ибо, по словам не
мецкого поэта Ф. Шиллера, «...в игре человек испытыва
ет такое же наслаждение от свободного обнаружения сво
их способностей, какое художник испытывает во время
творчества».