Культура эпохи Возрождения. Ветер перемен, принесший новые настроения в религиозную атмосферу средневекового
Ветер перемен, принесший новые настроения в религиозную атмосферу средневекового мировоззрения, возник в Италии. Первым дуновением его повеяло уже в XIV веке, но в мощное культурное движение, которое называют Ренессансом (Возрождением), он превратился в XV-XVI веках. XIV век (Треченто) был предвестием Возрождения, отмеченный именами поэта и ученого Петрарки, автора «Декамерона» Боккаччо, живописца Джотто, в чьих произведениях вместо бесплотных фигур появились реалистические, живые, объемные изображения людей.
В XV веке (Кватроченто) культура вступила в пору бурного расцвета. В Венеции, Милане, Риме и других итальянских городах появляются школы живописи, собираются кружки светски образованных людей, в которых обсуждаются идеи античной философии, проблемы общественной жизни, научного познания природы. Художники и скульпторы изучают пропорции человеческого тела, анатомию, линейную перспективу (Донателло, Мазаччо, Боттичелли, Леонардо да Винчи и др.). Период с последнего десятилетия XV до середины XVI века становится «золотым веком» итальянского искусства (Рафаэль и Микеланджело).
Весь XVI век (Чин-квеченто) продолжается и лишь в начале XVII угасает расцвет рожденной под небом Италии возрожденной культуры. Это время Тициана, Веронезе, Тинторетто, Караваджо и других замечательных художников, картины которых являются украшением петербургского Эрмитажа. К этому времени идеи Возрождения выходят за пределы Италии, воплощаясь в творчестве художников других стран (Ян ван Эйк, И. Босх, П. Брейгель Старший, Дюрер, Эль Греко), в сочинениях В. Шекспира и других писателей.
Величие культуры Возрождения ярче всего проявилось в сфере искусства. Новый художественный стиль воскрешает идеалы античности. Он тяготеет к ясности, гармоничности, телесности, уравновешенности, симметричности, ориентированности на человека как меру вещей. Но реабилитация античного искусства, заимствование его архитектурных и скульптурных форм, реставрация древних памятников является лишь одной стороной Возрождения. Главное выразилось в стремлении возродить духовно-телесную гармонию.
Обращение к античному наследию было формой, в которой совершился переход к новому идейному содержанию культуры. Основой этого содержания стал гуманизм. Понятие «гуманизм» ввели в XV веке сами творцы новой культуры. Называя себя гуманистами, они выражали этим направленность своих интересов не на божественные, а на человеческие дела. Гуманисты восхищались духовной и телесной красотой человека, его разумом и волей, масштабами его творческих достижений.
Они полагали, что достоинство человека определяется не его происхождением, богатством или властью, а гуманистической «ученостью». Благородным человека делает не принадлежность к знатному роду, а овладение культурой, широкая светская образованность. Благородный человек – это гуманист, «аристократ духа». Этот новый, духовный аристократизм стал знаменем гуманистической культуры Возрождения. Достичь совершенства может лишь тот, кто любит ученые занятия и художественное творчество и развивает свое природное дарование усердным трудом, возвышающим дух.
Гуманисты представляли собою немногочисленную группу ученых и художников. Поэтому можно лишь удивляться тому, как удалось столь малому числу талантливых творцов за небольшой исторический срок создать культурное богатство и великолепие которого поражает нас и сегодня. Гуманистическая культура Возрождения была элитарной и оставалась чуждой широким массам, сознание которых продолжало пребывать в плену средневековой культуры. Да и сами гуманисты в большинстве своем сохраняли искреннюю приверженность христианской вере и католической церкви.
Достижения науки эпохи Возрождения нашли признание и использование лишь в более позднее время. Вне сферы искусства влияние гуманистов на духовную жизнь европейского общества было не столь значительно. Схоластика продолжала торжествовать в университетах. Семена, посеянные гуманистической культурой, дали всходы позже, в последовавшее за Возрождением Новое время. Правда, гуманисты преуспели в разрушении господствовавшей в обществе строгой аскетической морали, результатом чего было всеобщее падение нравов.
Гораздо более сильное воздействие на общество в эпоху Возрождения оказала Реформация – народное движение, направленное против католической церкви и приведшее в XVI столетии к возникновению протестантизма. Лидерами его были Лютер в Германии и Кальвин в Швейцарии. Церковь ответила на Реформацию усилением действий инквизиции по преследованию инакомыслящих, введением жесточайшей цензуры, основанием ордена иезуитов. Атакуемая со всех сторон культура Возрождения задохнулась в удушливой атмосфере религиозной нетерпимости. Но наследие эпохи Ренессанса во многом обусловило характер дальнейшего культурного развития Европы.