Общественно-политическая ситуация во Франции и литературный процесс

Литература нового времени ведет свой отсчет с Парижской коммуны (март-май 1871), которой предшествовало поражение Фракции во франко-прусской койне. После разгрома Коммуны в 1871 — 1875 образовалась и утвердилась Республика буржуа. В 1890-е гг. Франция вступила в эпоху империализма, когда наблюдается объединение капитала, сращение капитала и власти, бурное развитие науки и техники (появление кинематографа в 1895). Стабилизация третьей республики принесла разочарование надеявшимся на прогресс цивилизации. Активизация французского общества в итоге привела к тому, что к концу века «Робеспьеры превратились в лавочников». Натурализм переживает кризис. Последователи Э.Золя (Меданская школа) приходят либо к узкому бытописанию, либо к уходу от грязного мира в сферу мистики. Период1880-1890-х гг. - переходный для французской прозы.

Натурализм переживает упадок. Не прекращается развития романтизма. Выходят романы Ж.Санд, творит В.Гюго (утл, в, 1895). Под воздействием романтизма развивается проза декаданса. Появляется произведения, связанные с социалистическими идеями. Наконец, на литературную арену выступают писатели, ознаменовавшие новый этап в развитии критического реализма.

Поэзия последней трети века — это поэзия французского символизма (А Рембо, П.Верлена, Малларме, получивших всемирную известность), и вместе с тем — поэзия пролетариата.

Участие Франции в Первой мировой войне, раскол политического мира на два лагеря приводит к появлению литературы абсурда (творчество Ж.-П.Сартра, А.Камю) и литературы соцреализма.

2. Жанр романа-реки (романа-потока) во французской литературе. В рассматриваемую эпоху наиболее популярен жанр романа-реки, в котором произошли существенные изменения как в плане содержания, таки в повествовательной технике. О французском романе рубежа веков и I половины XX в. приходится говорить в альтернативе «модернистский.. — не модернистский».

Хотя социально-критический роман в его более или менее традиционном виде определяет французскую литературу, поскольку существовали сильные романные традиции. Особенности жанра романа-реки:



Модернистский Немодернистский
Река мыслей (смена впечатлений) Разорванность времени и сознания Выражает субъективное Я Большой временной охват Несколько поколений героев Многотомность Выражение авторских идей

Наиболее авторитетным романистом эпохи можно считать Ромена Роллана (18<5б - 1944) — писателя, драматурга, музыковеда. Роллан не мот довольствоваться описанием отрицательных сторон общества, в традициях Флобера и Золя. Считал что мир можно изменить «великими душами», что подвигло на создание жизнеописаний «Героические жизни». Появление романа-реки в творчестве Роллана было предопределено, т.к. героическая эпопея для писателя — не просто жанр, но и образ мысли, поиск идеала в творческой личности. «Жан Кристоф» - роман в 10 т. (1904-1912). Композицию романа автор определяет как трехчастную симфонию. Ее части — становление героя, музыка его души, гамма чувств, изменяющихся при соприкосновении с внешним миром (начиная со смутных образов новорожденного, заканчивая угасающим сознанием умирающего). Задача автора — создать новое человечество путем очищения, высвобождения энергии в свободном течении романа-реки. Образцом эпопеи стал роман Л.Н.Толстого.

Герой — Бетховен в сегодняшнем мире, наделен творческими возможностями. Это герои— тень, близкий автору (поэтому это еще и роман идей!), часто автор и герой сливаются (местами текст романа не отличается от ролановской публицистики). Герой — в ситуациях социальных потрясений, обладающий силой противостоять и бороться (вызов даже в происхождении Кристофа — он немец), но его реакция на мир - не национальна, это реакция художника. Приобщаясь к музыке, герой получает силы противостоять испытаниям. Музыка определяет высокие параметры человека, роман-река становится историей формирования еще одной героической личности.

В духовных поисках Роллан обращается к изучению философии Востока, в частности переживает увлечение индийской религиозно-философской мыслью, итогом которого становятся книги «Жизнь Рамакришны» (19291) «Жизнь Вивекананды» (1930).

Роже Мартен дю Гaр (1881 - 1938) — критический реалист, считающий себя учеником Л.Н.Толстого, лауреат Нобелевской премии, которую получает в 1937.г.- за роман «Семья Тибо» (1932-1940) из 8 книг. Использует принципы Флобера — объективность и отстраненность. Автор задумал раскрытие живого существа как социального типа во всей сложности. Герои поставлены в ситуацию осуществления выбора, создания своей веры. Автор проводит мысль о том, что жизнь сама есть эпос, а все ее составляющие — это части обыденного бытия. «Семья Тибо — эпопея повседневности. Пессимизм автора — в незавершенности романа (что вызвано изменением политической обстановки в Европе в 1930-е гг.). Понимал, что драматизму XX в. не соответствует структура семейного романа. Т.к. разрушено целостное представление о времени, жанр утрачивает целостность, эпическое полотно трансформируется в лирическую исповедь, в дневник (традиции Монтеня).

Луи Арагон (1897 - 1982). Представитель социалистического реализма, пришедший к нему от дадаизма и сюрреализма, один из организаторов французского Сопротивления в годы Второй мировой воины создает серию «Реальный мир» (1934 - 1951) в 5 книгах. Обращение к соцреализму ознаменовалось обращением к национальной истине и гуманизму. Роман представляет собой интерпретации современного общества с т.зр. выбора, перехода, перестройки человеческого сознания.

Представитель импрессионизма (в его прозаическом варианте) Марсель Пруст (1871 - 1922) — «В поисках утраченного времени» (1913-1927). Роман из 7 книг («По направлению к Свану», «Под сенью девушек в цвету», «У Германтов». «Содом и Гоморра», «Пленница», «Исчезнувшая Алъбертина). Все книги объединены образом рассказчика Марселя, который пробуждается ночью и вспоминает прошлое. Автор — тяжело больной человек, изолированный от жизни. Произведение — средство замедлить бег времени, поймать его в сети слов. Роман основан на принципах:

* Все — в сознании, поэтому конструкция романа-потока выражает его бесконечную сложность и текучесть

* Впечатление — критерий истины (импрессионист). Мимолетное впечатление (названо озарением) и ощущение от него живут одновременно в прошлом и позволяют воображению насладиться ими и в настоящем. По выражению автора, «схватывается частичка времени в чистом виде»

* В механизме творчества главное место занимает «инстинктивная память». Писательское «я» только воспроизводит запасы субъективных впечатлений, которые хранятся в подсознании. Искусство - высшая ценность потому, что оно (с помощью памяти) позволяет жить сразу в нескольких измерениях. Искусство — плод молчания, оно, отстраняя разум, способно проникнуть в глубину и установить контакт с длительностью. Такое искусство не изображает, а намекает, оно суггестивно и воздействует с помощью ритма, подобно музыке.

* Мир в романе показан с чувственной стороны: цвет, залах, звук составляют импрессионистические пейзажи романа. Структура романа — реставрация, воссоздание мелочей бытия с радостным чувством, потому что таким образом обретается утраченное время. Развитие образов — в порядке припоминания, в соответствии с законами субъективного восприятия.

Поэтому отстраняется общепринятая, иерархия ценностей, значение определяет Я., а для него поцелуй матери более значим, чем катастрофы мировой войны. Здесь основной принцип— история где-то рядом.

* Движущей силой поступков героя становится подсознание. Характер не развивается под воздействием окружения, меняются моменты его существования и точка зрения наблюдателя. Впервые личность осознается не как сознательный индивидуум, но как цепь последовательно существующих «Я». Поэтому образ часто строится из ряда зарисовок, дополняющих друг друга, но не дающих целостной личности (Сван представлен в разных ситуациях как несколько разных людей). Здесь последовательно проводится мысль о непостижимости человеческой сущности.

* В создании образа повествователя господствует «Я», т.е. герой - не тень автора, но словно бы сам автор (герой-рассказчик наделен всеми чертами жизни Пруста, вплоть до газеты, в которой работал).

* Темы — а) традиционная для французской литературы бальзаковская тема утраченных иллюзий; 6) тема нетождественности человека и художника в структуре творческой личности: нет зависимости таланта от человеческих качеств личности. По мнению Пруста, художник — это тот, кто может престать жить собой и для себя, может «превращать свою индивидуальность в подобие зеркала».

* Метод М.Пруста — трансформация реалистической традиции на уровне импрессионизма, не классического (конца XIX в.), а модернистского (начала XX я.\. Основа — философия Бергсона (интуитивизм), вслед за которым Пруст считал, что сущность - это длительность, непрерывный поток состояний, в котором стираются грани времен и определенность пространства. Отсюда понимание времени как безостановочного движения материи, ни одно из мгновений и фрагментов которого не может быть названо истиной. Т.к. все — в сознании, в романе нет хронологически ясности, преобладают ассоциации (то пропадают годы, то растягиваются мгновения). Целостное подчинено детали (из чашки чая, ее вкуса и запахов, пробудивших воспоминания, выплывает внезапно «весь Комбре со своими окрестностями»).

* Стиль романа — поразил современников. На уровне композиции -кинематографичность видения (образ Свана — как будто смонтирован из кусков). Лексика отличается нагромождением ассоциаций, метафоричностью, сравнениями, перечислениями. Синтаксис сложен: передавая ассоциативное мышление, фраза развивается свободно, расширяется как поток, вбирая риторические фигуры, дополнительные конструкции и заканчивается непредсказуемо. При всей сложности структуры, фраза не ломается.

Изменения в общественной жизни приводят к тому, что в 40-е годы у авторов многотомных романов словно перехватывает эпическое дыхание.

Тема 3. Литература Германии рубежа веков I половины 20в.

1. Социокультурная ситуация и исторические ориентиры, определившие характер развития немецкой культуры. Становление мировой системы монополистического капитализма в Германии запоздало, ко к началу 20 в. переход завершился. Германия в экономике перегнала Англию. С правлением Вильгельма П с1888 г. установилась захватническая политика под лозунгом –«добиться для Германии места под солнцем». Это был также лозунг, объединяющий империю. Идеологические основы- учения немецких философов (Ницше, Шпенглер, Шопенгауэр)

В популярном социал-демократическом движении - тяготение к постепенному мирному разрешению конфликтов, противопоставленное революционной теории марксизма. На недолгий срок установилось видимое спокойствие, но в литературе - предчувствие апокалипсиса. Влияние революции 1905.г. привело к усилению социал-демократической идеологии и росту рабочего движения 1911г. - столкновение интересов Франции и Германии в Северной Америке, едва не приведшее к войне.

Балканский кризис и первая мировая воина 1914. г., революция 1917 т. в России привела к массовым забастовкам и ноябрьской народной революции в Германии (1918.г). Революционна ситуация была подавлена окончательно в 1923г. Послевоенный революционный подъем сменился ... стабилизацией капитализма.

1925.г. - Веймарская буржуазная республика, Германия активно включается в процесс американизации Европы. После нужды и бедствий войны - естественной была потребность в развлечениях (чем было вызвано развитие соответствующей индустрии, культурного рынка, зарождение массовой культуры). Общая характеристика периода - «золотые двадцатые».

Последовавшие за ними 1930-е годы назвали «черными». 1929 -кризис перепроизводства в Америке .парализовавший мировую экономику. В Германии -экономический и политический кризис - смена правительств, неконтролирующих ситуацию. Безработица массовая. Набирает силу национал-социалистская партия. Противостояние сил развитой КПГ (Компартии Германии) и НСП (Национал-социалистической партии) завершилось победой последней. 1933 - к власти пришел Гитлер. Милитаризация экономики стала основным средством социальной стабильности. Одновременно политизировалась культурная жизнь. Эра литературных «измов» закончилась. Началась эпоха реакции и борьба с неугодными, С этого периода немецкая литература развивается в антифашистской эмиграции. Вторая мировая война.

2. Литература рубежа веков и 1пол 20вознаменовалась кризисом буржуазной культуры, выразителем которого стал Ф. Ницше.

В 1890-х - наметился отход от натурализма. 1894 - натуралистическая драма Гауптмана «Ткачи». Особенность немецкого натурализма - «Последовательный натурализм,» который требовал более точного отражения предметов, менявшихся вместе с освещением и положением. «Секундный стиль», разработанный Шлафом, предполагает членение реальности на множество моментальных восприятий. «фотографическое изображение эпохи» не могло раскрыть незримых примет надвигающейся новой ЭПОХИ. К тому же приметой нового времени стал протест против концепции полкой зависимости человека от среды. Натурализм пришел в упадок, но его приемы сохранились в критическом реализме

Импрессионизм не получил распространения в Германии. Немецких писателей почти не привлекал анализ бесконечно изменчивых состояний. Нечасто занимались неоромантическим исследованием особых психологических состояний. Немецкий неоромантизм включал черты символизма, но мистического символизма почти не было. Обычно подчеркивалась романтическая двуплановость конфликт вечного и житейского , объяснимого и таинственного.

Преобладающим направлением в I пол 20в. был экспрессионизм. Ведущий жанр –«драма крика»

Наряду с «-измами» на рубеже веков к до конца 20-х гг. активно складывался пласт пролетарской литературы. Позднее (в 30-е годы)в эмиграции развивается социалистическая проза (А. Зегерс и поэзия Бехер).

Популярный в это время жанр - роман. Помимо интеллектуального романа в немецкой литературе существовали романы исторический и социальный, которые развивали технику, близкую интеллектуальному роману, а также продолжали традиции немецкой сатиры.

Генрих Манн (1871 - 1950) работал в жанре социально-обличительного романа (влияние французской литературы). Основной период творчества - 1900-1910 гг. Известность писателю принес роман «Верноподданный» (1914). По словам самого автора «Роман изображает предшествующую стадию того тала, который затем достиг власти». Герой - воплощение верноподданичества, сущность явления, воплощенная в живом характере.

Роман - это жизнеописание героя, с детства, преклонявшегося перед властью: отец, учитель, полицейский. Биографические детали автор использует для усиления свойств натуры героя;, .Он - раб и деспот одновременно. В основе его психологии лежит низкопоклонство и жажда власти для унижения слабых, Рассказ о герое фиксирует его то и дело меняющеюся социальную позицию (секундный стиль!). Механистичность действий, жестов, слов героя -передают автоматизм, механистичность общества.

Автор создает образ по законам карикатуры, преднамеренно смещая пропорции заостряя и гиперболизируя характеристики персонажей. Героям Г.Манна свойствена подвижность масок = карикатурность, Все перечисленное в совокупности и есть «геометрический cmиль» Г.Манна как один из вариантов условности: автор балансирует на грани достоверности и неправдоподобия.

Лион Фейхтвангер (1884 - 1954) - философ, интересовавшийся Востоком. Прославился историческими и социальными романами. В его творчестве исторический роман более, нежели социальный роман, зависел от техники интеллектуального романа. Общие черты

* Перенесение современных проблем, волнующих писателя, в обстановку далекого прошлого, моделирование их в историческом сюжете - модернизация истории (исторически достоверен сюжет, факты, описание быта, национальный колорит, ко г отношения героев внесены современные проблемы).

* Исторически костюмированная современность, роман натеков и иносказаний, где в условной исторической оболочке изображены современные события и лица «Лже-Нерон» - Л. Фейхтвангера, «Дела господина Юлия Цезаря» Б Брехта).

Наши рекомендации