Автором русскоязычного «Краткого руководства к красноречию» (1748), оказавшего значительное влияние на развития этой науки

К социально-бытовомукрасноречию относят

1)юбилейную речь, застольную речь (тост) и др.;

2)дипломатическую речь, политическое выступление и др.;

3)научный доклад, лекцию и др.

14.Риторика как практическая дисциплина существует:

1)менее 200 лет;

2)более 2 тысяч лет;

3)около 500 лет.

15.Помимо риторики в тривиум, являющийся частью античной системы образования, входили:

1)грамматика и диалектика;

2)арифметика и геометрия;

3)музыка и астрономия.

16.Ученик Сократа и учитель Аристотеля, автор философских диалогов, настоящее имя которого Аристокл, известен под прозвищем:

1)Демосфен;

2)Цицерон;

3)Платон.

17.Автором речей («филиппик») против македонского царя Филиппа II, призывающих не подчиняться завоевателю, был древнегреческий мыслитель:

1)Демосфен;

2)Сократ;

3)Перикл.

18.Знаменитое высказывание «Я знаю, что я ничего не знаю» восходит к философии афинского мыслителя:

1)Аристотеля;

2)Протагора;

3)Сократа.

19.Основателем риторики как науки считается автор единственной древнегреческой «Риторики», сохранившейся в целостном виде, древнегреческий мыслитель :

1)Горгий;

2)Аристотель;

3)Сократ.

20.Произнесением политических и судебных речей, трудами «Оратор», «Об ораторе» прославился древнеримский оратор и государственный деятель:

1)Цицерон;

2)Квинтилиан;

3)Сенека.

21.В учении об идеальном ораторе Цицерон ставил перед оратором три основные задачи:

1)учить слушателя, доставлять ему удовольствие, производить сильное впечатление;

2)достигать своих целей, опровергать возражения, агитировать;

3)обращать слушателей в христианскую веру, укреплять в вере, бороться с ересью.

22.Первой древнеримской государственной риторической школой руководил автор трактата «Образование оратора. Двенадцать книг риторических наставлений»:

1)Цицерон;

2)Квинтилиан;

3)Сенека.

23.Главным предметом западноевропейской средневековой риторики были:

1)художественная проза и поэзия;

2)военные речи;

3)проповедь и богословская полемика.

24.Гомилетика – это:

1)теория и искусство христианской церковной проповеди;

2)искусство политической речи;

3)закон формальной логики.

25.Нарицательным для обозначения красноречивого оратора стало имя религиозного проповедника Средневековья, епископа Константинополя:

1)Георгия Херобоска;

2)Исидора Севильского;

3)Иоанна Златоуста.

26.С появлением средневековых университетов в ХI–ХIIвеках зарождается:

1)университетское красноречие;

2)судебное красноречие;

3)военное красноречие.

27.Риторика эпохи Возрождения характеризуется:

1)религиозностью, догматизмом, опорой на «священное писание»;

2)светскостью, «литературизацией», переходом на национальные языки;

3)наступлением кризиса, снижением интереса к риторике, утратой ее авторитета.

28.В Новое время риторика уделяет особое внимание:

1)красоте речи (тропы и фигуры);

2)выбору правильных средств убеждения;

3)эффективности убеждения.

29.С принятием на Руси христианства активное развитие получил такой вид ораторского искусства, как:

1)судебная речь;

2)полемика;

3)проповедь.

30.Яркий образец военного красноречия русских полководцев представлен в произведении древнерусской литературы:

1)«Слове о полку Игореве»;

2)«Слове о законе и благодати»;

3)«Повести о Петре и Февронии».

Автором русскоязычного «Краткого руководства к красноречию» (1748), оказавшего значительное влияние на развития этой науки

вРоссии, был:

1)В.Н. Татищев;

2)М.В. Ломоносов;

3)М.М. Сперанский.

32.Расцвет русского судебного красноречия пришелся на:

1)начало ХVIII в.;

2)вт. половину ХIХ в.;

3)20–30-eгг. ХХ в.

33.Одним из наиболее известных судебных деятелей и ораторов конца ХIХ – начала ХХ вв. в России был:

1)Г.Р. Державин;

2)В.И. Даль;

3)А.Ф. Кони.

34.В России первой половины ХIХ века ряд литературных критиков во главе с В.Г. Белинским выступает:

1)с критикой риторики;

2)в поддержку риторики;

3)с требованиями ввести преподавание риторики в университетах.

35.«Толковый словарь живого Великорусского языка» создал:

1)М.В. Ломоносов;

2)В.И. Даль;

3)И.С. Рижский.

36.Новыми формами деловой риторики являются:

1)беседа, переговоры;

2)спор, лекция;

3)презентация, банкет-фуршет.

37.Неориторика, сложившаяся в XX веке и возродившая интерес к риторике, характеризуется:

1)изолированностью от пограничных дисциплин, замкнутостью и малодоступностью;

2)тесным взаимодействием с психолингвистикой, герменевтикой, социолингвистикой и т.д.;

3)отказом от использования достижений классической риторики.

38.Эрудиция – это:

1)глубокие всесторонние познания;

2)знание иностранных языков;

3)умение красиво говорить.

39.Проявлением этических правил поведения оратора является:

1)опрятный внешний вид, модный фасон одежды;

2)корректность ответов, уважение к оппонентам;

3)соблюдение орфоэпических и акцентологических норм.

40.В процессе установления контакта с аудиторией наиболее важную роль играет такой фактор невербального общения, как:

1)зрительный контакт;

2)расстояние между оратором и аудиторией;

3)особенности мимики оратора.

41.Диспозиция как раздел риторики рассматривает:

1)расположение частей ораторской речи;

2)средства и способы украшения речи;

3)правила аргументации в речи.

42.При подготовке к конкретному выступлению оратор должен в первую очередь:

1)продумать композицию речи;

2)подобрать иллюстративный материал;

3)определить тему и цель речи.

43.Экспромт – это:

1)речь, произнесенная без подготовки, создаваемая в момент произнесения;

2)выразительная речь, богатая стилистическими фигурами;

3)официальная дипломатическая речь.

44.Композиция ораторской речи – это:

1)заранее подготовленный текст речи;

2)построение выступления, соотношение его частей друг к другу и ко всему выступлению;

3)краткое содержание публичного выступления.

45.Публичную речь традиционно начинают:

1)с обращения к слушателям;

2)с опровержения доказательств оппонента;

3)с выводов, которые станут очевидны в результате речи.

46.Классическая структура устного выступления состоит из:

1)трех частей;

2)пяти частей;

3)семи частей.

47.Задачами вступления как композиционной части устного выступления являются:

1)разъяснение выдвинутых положений, доказательство их правильности;

2)суммирование сказанного, формулировка выводов;

3)пробуждение интереса к теме, установление контакта, обоснование актуальности темы.

48.Ученые доказали, что лучше всего запоминается информация:

1)равномерно распределенная по всей речи;

2)заключающаяся в центральной части выступления;

3)помещенная в начале или в конце сообщения.

49.Индуктивный метод преподнесения материала подразумевает:

1)сопоставление различных явлений, событий, фактов;

2)изложение материала от частного к общему;

3)изложение материала в хронологической последовательности.

50.Расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором, подразумевает:

1)исторический метод изложения материала;

2)ступенчатый метод изложения материала;

3)концентрический метод изложения материала.

51.Форма преподнесения материала слушателям существенно влияет на установление контакта с аудиторией, поэтому специалисты рекомендуют ораторам:

1)свободное изложение с опорой на план или конспект;

2)чтение текста с листа;

3)чтение выученного наизусть текста.

52.Согласно правилам построения публичной речи, если оратор освещает в своем выступлении более 5-7вопросов, то он:

1)совершает ошибку, утомляя слушателей, лишаясь возможности подробного рассмотрения проблем;

2)поступает правильно, так как проявляет свою эрудицию;

3)обедняет свое выступление, так как количество вопросов должно быть значительно больше.

53.Психологический контакт оратора со слушателями заключается в:

1)принадлежности оратора и слушателей к одному психотипу;

2)одинаковом уровне образования;

3)общности психологического состояния, интеллектуальном и эмоциональном сопереживании.

54.Для установления контакта с аудиторией оратору необходимо учитывать однородность аудитории, которая выражается в следующих характеристиках:

1)принадлежность к одному психотипу, сходство восприятия окружающего мира;

2)возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы и т.д.;

3)внешние данные, рост, вес, состояние здоровья.

55.К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудитории относится вопросно-ответный прием, когда оратор:

1)самостоятельно формулирует вопросы и дает на них ответы;

2)активно использует риторические вопросы;

3)берет у слушателей интервью.

56.Инвенция – один из разделов канонической (традиционной) риторики, подразумевает:

1)украшение речи различными средствами выразительности;

2)проблемы запоминания;

3)подготовку содержания речи, «изобретение» речи.

Наши рекомендации