Автором русскоязычного «Краткого руководства к красноречию» (1748), оказавшего значительное влияние на развития этой науки
К социально-бытовомукрасноречию относят
1)юбилейную речь, застольную речь (тост) и др.;
2)дипломатическую речь, политическое выступление и др.;
3)научный доклад, лекцию и др.
14.Риторика как практическая дисциплина существует:
1)менее 200 лет;
2)более 2 тысяч лет;
3)около 500 лет.
15.Помимо риторики в тривиум, являющийся частью античной системы образования, входили:
1)грамматика и диалектика;
2)арифметика и геометрия;
3)музыка и астрономия.
16.Ученик Сократа и учитель Аристотеля, автор философских диалогов, настоящее имя которого Аристокл, известен под прозвищем:
1)Демосфен;
2)Цицерон;
3)Платон.
17.Автором речей («филиппик») против македонского царя Филиппа II, призывающих не подчиняться завоевателю, был древнегреческий мыслитель:
1)Демосфен;
2)Сократ;
3)Перикл.
18.Знаменитое высказывание «Я знаю, что я ничего не знаю» восходит к философии афинского мыслителя:
1)Аристотеля;
2)Протагора;
3)Сократа.
19.Основателем риторики как науки считается автор единственной древнегреческой «Риторики», сохранившейся в целостном виде, древнегреческий мыслитель :
1)Горгий;
2)Аристотель;
3)Сократ.
20.Произнесением политических и судебных речей, трудами «Оратор», «Об ораторе» прославился древнеримский оратор и государственный деятель:
1)Цицерон;
2)Квинтилиан;
3)Сенека.
21.В учении об идеальном ораторе Цицерон ставил перед оратором три основные задачи:
1)учить слушателя, доставлять ему удовольствие, производить сильное впечатление;
2)достигать своих целей, опровергать возражения, агитировать;
3)обращать слушателей в христианскую веру, укреплять в вере, бороться с ересью.
22.Первой древнеримской государственной риторической школой руководил автор трактата «Образование оратора. Двенадцать книг риторических наставлений»:
1)Цицерон;
2)Квинтилиан;
3)Сенека.
23.Главным предметом западноевропейской средневековой риторики были:
1)художественная проза и поэзия;
2)военные речи;
3)проповедь и богословская полемика.
24.Гомилетика – это:
1)теория и искусство христианской церковной проповеди;
2)искусство политической речи;
3)закон формальной логики.
25.Нарицательным для обозначения красноречивого оратора стало имя религиозного проповедника Средневековья, епископа Константинополя:
1)Георгия Херобоска;
2)Исидора Севильского;
3)Иоанна Златоуста.
26.С появлением средневековых университетов в ХI–ХIIвеках зарождается:
1)университетское красноречие;
2)судебное красноречие;
3)военное красноречие.
27.Риторика эпохи Возрождения характеризуется:
1)религиозностью, догматизмом, опорой на «священное писание»;
2)светскостью, «литературизацией», переходом на национальные языки;
3)наступлением кризиса, снижением интереса к риторике, утратой ее авторитета.
28.В Новое время риторика уделяет особое внимание:
1)красоте речи (тропы и фигуры);
2)выбору правильных средств убеждения;
3)эффективности убеждения.
29.С принятием на Руси христианства активное развитие получил такой вид ораторского искусства, как:
1)судебная речь;
2)полемика;
3)проповедь.
30.Яркий образец военного красноречия русских полководцев представлен в произведении древнерусской литературы:
1)«Слове о полку Игореве»;
2)«Слове о законе и благодати»;
3)«Повести о Петре и Февронии».
Автором русскоязычного «Краткого руководства к красноречию» (1748), оказавшего значительное влияние на развития этой науки
вРоссии, был:
1)В.Н. Татищев;
2)М.В. Ломоносов;
3)М.М. Сперанский.
32.Расцвет русского судебного красноречия пришелся на:
1)начало ХVIII в.;
2)вт. половину ХIХ в.;
3)20–30-eгг. ХХ в.
33.Одним из наиболее известных судебных деятелей и ораторов конца ХIХ – начала ХХ вв. в России был:
1)Г.Р. Державин;
2)В.И. Даль;
3)А.Ф. Кони.
34.В России первой половины ХIХ века ряд литературных критиков во главе с В.Г. Белинским выступает:
1)с критикой риторики;
2)в поддержку риторики;
3)с требованиями ввести преподавание риторики в университетах.
35.«Толковый словарь живого Великорусского языка» создал:
1)М.В. Ломоносов;
2)В.И. Даль;
3)И.С. Рижский.
36.Новыми формами деловой риторики являются:
1)беседа, переговоры;
2)спор, лекция;
3)презентация, банкет-фуршет.
37.Неориторика, сложившаяся в XX веке и возродившая интерес к риторике, характеризуется:
1)изолированностью от пограничных дисциплин, замкнутостью и малодоступностью;
2)тесным взаимодействием с психолингвистикой, герменевтикой, социолингвистикой и т.д.;
3)отказом от использования достижений классической риторики.
38.Эрудиция – это:
1)глубокие всесторонние познания;
2)знание иностранных языков;
3)умение красиво говорить.
39.Проявлением этических правил поведения оратора является:
1)опрятный внешний вид, модный фасон одежды;
2)корректность ответов, уважение к оппонентам;
3)соблюдение орфоэпических и акцентологических норм.
40.В процессе установления контакта с аудиторией наиболее важную роль играет такой фактор невербального общения, как:
1)зрительный контакт;
2)расстояние между оратором и аудиторией;
3)особенности мимики оратора.
41.Диспозиция как раздел риторики рассматривает:
1)расположение частей ораторской речи;
2)средства и способы украшения речи;
3)правила аргументации в речи.
42.При подготовке к конкретному выступлению оратор должен в первую очередь:
1)продумать композицию речи;
2)подобрать иллюстративный материал;
3)определить тему и цель речи.
43.Экспромт – это:
1)речь, произнесенная без подготовки, создаваемая в момент произнесения;
2)выразительная речь, богатая стилистическими фигурами;
3)официальная дипломатическая речь.
44.Композиция ораторской речи – это:
1)заранее подготовленный текст речи;
2)построение выступления, соотношение его частей друг к другу и ко всему выступлению;
3)краткое содержание публичного выступления.
45.Публичную речь традиционно начинают:
1)с обращения к слушателям;
2)с опровержения доказательств оппонента;
3)с выводов, которые станут очевидны в результате речи.
46.Классическая структура устного выступления состоит из:
1)трех частей;
2)пяти частей;
3)семи частей.
47.Задачами вступления как композиционной части устного выступления являются:
1)разъяснение выдвинутых положений, доказательство их правильности;
2)суммирование сказанного, формулировка выводов;
3)пробуждение интереса к теме, установление контакта, обоснование актуальности темы.
48.Ученые доказали, что лучше всего запоминается информация:
1)равномерно распределенная по всей речи;
2)заключающаяся в центральной части выступления;
3)помещенная в начале или в конце сообщения.
49.Индуктивный метод преподнесения материала подразумевает:
1)сопоставление различных явлений, событий, фактов;
2)изложение материала от частного к общему;
3)изложение материала в хронологической последовательности.
50.Расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором, подразумевает:
1)исторический метод изложения материала;
2)ступенчатый метод изложения материала;
3)концентрический метод изложения материала.
51.Форма преподнесения материала слушателям существенно влияет на установление контакта с аудиторией, поэтому специалисты рекомендуют ораторам:
1)свободное изложение с опорой на план или конспект;
2)чтение текста с листа;
3)чтение выученного наизусть текста.
52.Согласно правилам построения публичной речи, если оратор освещает в своем выступлении более 5-7вопросов, то он:
1)совершает ошибку, утомляя слушателей, лишаясь возможности подробного рассмотрения проблем;
2)поступает правильно, так как проявляет свою эрудицию;
3)обедняет свое выступление, так как количество вопросов должно быть значительно больше.
53.Психологический контакт оратора со слушателями заключается в:
1)принадлежности оратора и слушателей к одному психотипу;
2)одинаковом уровне образования;
3)общности психологического состояния, интеллектуальном и эмоциональном сопереживании.
54.Для установления контакта с аудиторией оратору необходимо учитывать однородность аудитории, которая выражается в следующих характеристиках:
1)принадлежность к одному психотипу, сходство восприятия окружающего мира;
2)возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы и т.д.;
3)внешние данные, рост, вес, состояние здоровья.
55.К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудитории относится вопросно-ответный прием, когда оратор:
1)самостоятельно формулирует вопросы и дает на них ответы;
2)активно использует риторические вопросы;
3)берет у слушателей интервью.
56.Инвенция – один из разделов канонической (традиционной) риторики, подразумевает:
1)украшение речи различными средствами выразительности;
2)проблемы запоминания;
3)подготовку содержания речи, «изобретение» речи.