История западноевропейского искусства
1. Дайте краткий обзор периодизации первобытного искусства. В чём особенно сти искусства каждого периода?
2. Охарактеризуйте основные черты первобытного искусства: синкретизм, фетишизм, анимизм, тотемизм.
3.Сравните каноны в изображении человека в художественном творчестве древнего Востока (Египет и Месопотамия).
4. В чём особенности изобразительного искусства Древней Месопотамии?
5.Расскажите об архитектуре Месопотамии на примере конкретных памятников:
зиккурта Этеменнигуру в Уре и зиккурата Этеменанки в Новом Вавилоне.
6.Расскажите о скульптуре Месопотамии на примере конкретных памятников: стенах вдоль дороги Процессий, воротах Иштар, рельефах из дворца Ашшурнасирпала в
Кальху.
7.Какова тематика скульптурных рельефных изображений Месопотамии?
8. Как назывались первые вавилонские памятники архитектуры? Каково было их
назначение?
9. Какова особенность космогонии шумеро – аккадской культуры?
10. Перечислите достижения в искусстве шумеро – аккадской цивилизации.
11.Перечислите особенности и общие проблемы искусства Древнего Рима.
12.Какую роль сыграла греческая культура в развитии римской? Сравните искусство Древней Греции и Древнего Рима, выявите общие черты и отличия.
13. Каковы принципы римского градостроительства?
14. В чем специфика монументальной архитектуры Древнего Рима?
- Римский скульптурный портрет, его истоки и идеология.
- Проанализируйте искусство и архитектуру римских провинций.
- Что такое «акведук»? «терма»? «инсула»? «цистерна»? «триумфальная арка»?
- Какие техники монументальной живописи были известны в Риме?
- Расшифруйте понятие «веристский портрет».
- Назовите императорские форумы.
- Что такое «фаюмский портрет»? Смысл? Техника? Значение?
- Внешние и внутренние причины кризиса античного искусства.
23.Как называются и когда состоялись византийские «ренессансы»?
24.Почему период культурного подъема при первых Каролингах получил название «возрождение»?
25.Каким образом в византийском искусстве объединяются в единую художественную систему утонченный спиритуализм и пышная зрелищность?
26.Как можно объяснить некоторую «мужиковатость» при изображении святых и апостолов, а также присутствие мифологических, сказочных, фантастических мотивов, героев светских романов и басен в романской скульптуре и живописи?
27.Каковы образный строй и архитектурно-художественная композиция романики?
28.Каковы образный строй и архитектурно-художественная композиция готики?
29.Какое место занимало искусство в системе ценностей средневековья?
30.Назовите и кратко осветите основные стили в искусстве эпохи средневековья.
31.Дайте характеристику понятию «Возрождение». Какие характерные черты присущи искусству этой эпохи?
32.Назовите деятелей искусства итальянского Проторенессанса.
33. Почему Д.Алигьери называют «последним поэтом Средневековья и первым поэтом эпохи Возрождения»?
34. Охарактеризуйте творчество С.Боттичелли.
35. Охарактеризуйте творчество Джотто ди Бондоне. В каких жанрах он работал?
36. В чём особенности архитектуры раннего Возрождения?
37. Рельеф в творчестве Донателло.
38. Библейский сюжет в творчестве Мазаччо.
39. Кого называют «Титанами Возрождения»?
40.Смысл понятия « Северное Возрождение».
41.Дайте периодизацию Северного Возрождения. Какое значение имело Северное Возрождение в развитии европейской культуры?
42.В чём сходство и различие искусства Итальянского и Северного Возрождения?
43.Назовите известных деятелей искусства Северного Возрождения.
44. Ян ван Эйк как основоположник искусства Северного Возрождения.
45.О мистических видениях, средневековых аллегориях и конкретной живой действительности в творчестве Иеронима Босха (Нидерланды).
46.Искания Альбрехта Дюрера (Германия) – «нетипичного» художника Северного Возрождения.
47.Перечислите ведущие жанры в искусстве Северного Возрождения.
48.Демократические и фольклорные черты в живописи Северного Возрождения.
49.Жанровая живопись в творчестве Питера Брейгеля – старшего.
50.Перечислите ведущие жанры в творчестве Р. ван дер Вейдена.
51.Развитие ренессансной скульптуры и архитектуры во Франции.
52.Перечислите особенности маньеризма Северного Возрождения.
53. Опишите развитие научного мировоззрения в европейской культуре 17 в.
54. Определите понятия «барокко» и «классицизм».
55. Назовите 3 этапа в архитектуре барокко и даты этих этапов на примере искус ства Италии.
56. Кто является основоположником стиля классицизма?
57. Кто является теоретиком театра эпохи классицизма? Назовите основоположника классицизма в литературе и на сцене.
58. Перечислите персоналии французского Просвещения. Какой вклад они внесли в развитие данного периода?
59. Определите сущность сентиментализма (течение 2-й половины 18-19 вв.).
60. Что такое рококо? С каким из европейских правителей этот стиль обычно ассоциируют?
61. Какие музыкальные произведения создал Людвиг ван Бетховен? К какой школе его можно отнести и почему?
62. Творчество Й. Гайдна. Какие реформы он произвёл в музыкальном искусстве?
63. Вклад А. Вивальди в историю музыки. Основные произведения композитора.
64. Что такое стиль «ампир»? В каких видах искусства он отобразился?
65. Формальные признаки стиля произведения «Бег свободных лошадей в Риме» Т. Жерико: единство персонажей в аспекте представления этапов целостного движения человечества.
67. Тенденции развития портретного жанра в произведениях Т. Жерико раннего и позднего периода творчества.
68. Произведение «Плот «Медузы» как целостный репрезентант романтизма пер-
вого этапа: актуальные художественные приемы, спектр художественных идей.
69. Взаимодействие художественных идей произведения «Бег свободных ло-
шадей в Риме» и «Плот «Медузы», содержательные различия.
70. Живописные компоненты построения модели энтузиазной религиозности
произведений романтизма. «Охота на львов» и «Алжирские женщины»
Э. Делакруа.
71. Жанр портрет в искусстве классицизма и романтизма (на материале порт-
ретов Ж.-О.-Д. Энгра и цикла портретов умалишенных Т. Жерико).
72. Критерии тождества и различия классицизма и романтизма («Стратоника»
Ж.-О.-Д. Энгра и «Смерть Сарданапала» Э. Делакруа).
73.Теория реализма в трактатах Г. Курбе.
74. Программа реализма в произведении «Мастерская живописца: аллегория
живописи».
75. Роль пейзажного жанра в живописи Г. Курбе: картина «Волна».
76. Роль портретного и автопотретного жанра в творчестве Г. Курбе: «Авто-
портрет с собакой» и «Здравствуйте, господин Курбе».
77. Реалистическая концепция мифологии искусства в произведении «Купаль -
щицы» Г. Курбе.
78. Анализ теоретических высказываний об искусстве Ж.-Ф. Милле.
Религиозное содержание реалистического метода произведений Милле.
79. Анализ картины «Сборщицы колосьев» как репрезентанта стиля Ареаклас-
сицизм в аспекте реализм.
80. Диктатная религиозность произведений Ж. Милле – на материале анализа
картины «Пастушка».
81.Литографии политической направленности в творчестве О. Домье: «Гар-
гантюа», «Империя – это мир».
82. Литографии социальной направленности в творчестве О. Домье: серия
«Супружеские нравы».
83. Взаимодействие скульптурного и графического творчества О. Домье в про-
изведении «Законодательное чрево».
84.Сравнительный анализ произведения «Завтрак в мастерской» Э. Мане и
«Мастерская живописца» Я. Вермеера.
85. Сравнительный анализ произведения «Завтрак на траве» Э. Мане и произ-
ведений «Сельский концерт» Тициана и «Суд Париса» Рафаэля.
86.Сравнительный анализ произведения «Бар в Фоли-Бержер» Э. Мане и
«Менины» Д. Веласкеса.
87. Анализ произведения «Купание Дианы» К. Коро как репрезентант преим-
прессионической модели мира.
88. Место постимпрессионизма в общем процессе развития живописи 19 в. Как вы понимаете это направление в искусстве?
89. Взаимодействие постимпрессионизма с художественными программами
преимпрессионизма, импрессионизма, неоимпрессионизма.
90. «Таитянские пасторали» П. Гогена как репрезентант метода постимпрес-
сионизма.
91. Соотношение творчества О. Ренуара и творчества П. Сезанна: сравнительный анализ картин «Большие купальщицы» О. Ренуара и «Большие купальщицы» П. Сезанна.
92. Анализ раннего периода творчества В. Ван Гога: серия графических произ-
ведений «Гнезда».
93. Анализ концепции автопортрета в творчестве В. Ван Гога: «Автопортрет»
парижского периода, «Подсолнухи», «Спальня художника в Арле».
94. Анализ позднего периода творчества: сравнительный анализ картины
«Звездная ночь» (1888) и «Звездная ночь» (1889) В. Ван Гога. В чём сходства
и различие этих работ?
95. Картина «Желтый Христос» как репрезентант Понт-Авенского периода
творчества П.Гогена.
96. Картина «Дух мертвых бодрствует» как репрезентант первого таитянского
периода творчества П.Гогена.
97. Взаимодействие скульптурного и живописного творчества П. Гогена: срав-
нительный анализ рельефов «Война» и «Мир» и картины «Откуда мы? Кто
мы? Куда мы идем?»
98. Взаимовлияние приемов художественного языка А. де Тулуз-Лотрека и ис-
кусства стиля модерн.
99. Моделирование активного взаимодействия с произведением Огюста Родена
«Ускользающая любовь» (в качестве репрезентативного примера взаимодей-
ствия с произведениями Родена в целом).
100.Соотношение скульптуры «Ускользающая любовь» с главным произведе-
нием Родена «Врата ада».
101. Назовите интервал периода, относящийся к древнерусскому искусству. Какие 3 основные периода выделяют в истории древнерусской литературы и искусства?
102. Кто являлись учителями каменного зодчества на Руси?
103. Назовите крупные храмы (название, город), построенные русскими зодчими к середине XI в.
104. Расскажите о выдающихся иконописцах на Руси конца 14 – I пол. 15 вв.
105. В ходе объединения русских земель стал формироваться общерусский архитектурный стиль (15 – нач. 16 в.). Какому российскому городу принадлежала ведущая роль в формировании этого стиля?
106. Когда и кто из архитекторов построили Грановитую палату?
107. В каком году на подмостках русского театра впервые поставили балет?
108. Семь веков длилась великая эпоха древнерусского искусства. 18 столетие открывает следующий этап: русское искусство нового времени. Какие изменения были характерны для живописи этого времени?
109. Впервые в 18 в. русское искусство обретает отчетливо светский характер. В чем это проявлялось?
110. Новое искусство России начала 18 в. связано с тремя основными направлениями: барокко, рококо и классицизмом 18 в. С какими именами ассоциируются данные стили в России?
111. Как развивалась российская скульптура в 18 в.?
112. Расскажите о развитии усадебной архитектуры во 2-й пол. 18 в.
113. Что Вам известно о декоративно-прикладном искусстве 18 в., в частности, о резном дереве, стеклоделии, обновлении в текстиле, ювелирном искусстве?
115.Дайте краткую характеристику русскому искусству 19 в.
116. Какова специфика романтизма в русской культуре 1-й пол. 19 в.? Как он отразился в живописи?
117. Кто из композиторов 1-й пол. 19 в. положил начало оперной музыки и русского романса?
118. Назовите 3 основных этапа в развитии русской архитектуры 1-й пол. 19 в.
119. Перечислите имена известных архитекторов и живописцев (и их творений) в русском искусстве 19 в.
120. Дайте определение «Искусство Серебряного века».
121.Особенности творчества представителей младшего поколения передвижников: А.Е. Архипова, С.В. Иванова, Н.А. Касаткина, С.А. Коровина.
122. Кто в истории русской музыки 19 в. занимает особое место? Кратко расскажите об известных композиторах и их произведениях этого периода.
123. Что Вам известно о развитии сценического искусства начала 20 в.?
124.В чем заключались эстетические взгляды деятелей «Мира искусства»?
125.В чем заключается смысл понятий: «реализм», «модернизм», «символизм»?
126.Авангардные течения в искусстве первой половины 20 в.
127.Модерн и постмодерн: общее и отличное.
128.Художественная жизнь и художественная политика в конце 1920-х - первой
половине 1930-х гг.
129.Проблема неангажированного творчества в 1930-е - нач. 1950-х гг.
130.Военная тема в искусстве 1940-х - 1950-х гг. Варианты интерпретации.
131.«Другое» искусство во 2-й пол. 1950-х - 1960-е гг. Сложение программ: Лианозовская группа, группа «Движение», Э. Белютин, индивидуальные варианты стиля (О. Рабин, О. Целков, В. Немухин, В, Вейсберг, Д. Краснопевцев, Д. Плавинский, В. Янкилевский, А. Зверев, В. Яковлев, В. Сидур, Э. Неизвестный, Л. Берлин и др.).
133.Кредо «семидесятников»: основные тенденции, лидеры. Критика 1970-х годов.
134.Основные проблемы развития «неофициального» искусства 1970-е гг.: течения, выставки, лидеры, критика.
136.Московский концептуализм: И. Кабаков, В, Пивоваров, И. Чуйков, Э. Булатов и др. Искусство действия - акции группы «Коллективные действия».
137.Соц-арт: В. Комар и А. Меламид, Л. Соков, А. Косолапов, Д. Пригов, Э. Гороховский и др., деятельность группы «Гнездо».
138.«Восьмидесятники» - новое художественное поколение: взгляды, практика. 139.Фотореализм. Художники «Фурманного переулка» - андеграунд начала 1980-х гг.
140.Варианты постмодернизма в отечественном искусстве 1980-х - нач. 1990-х гг.
141.В чем проявляется эстетика постмодерна?
142.Какие Вам известны новые направления и течения в искусстве конца 20 в.?
143.Какие направления в современном искусстве вы знаете?
144. Роль эпатажа в современном искусстве.
Список рекомендованной литературы:
Ø Алексеев В.В. Что такое искусство? О том, как изображают мир живописец, график и скульптор. – М.: Искусство, 1991.
Ø Алленов М.М. Русское искусство ХVIII – начала ХХ вв. – М.: Трилистник, 2000.
Ø Арган Дж. К. Современное искусство 1770-1970 /Пер. с итал. – М.: Искусство, 1999.
Ø Арган Дж. К. История итальянского искусства. – М.: Радуга, 1990.
Ø Базен Жермен. Барокко и рококо. – М.: 2001.
Ø Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. – М.: Искусство, 1990.
Ø Богат Евг. Мир Леонардо. Философский очерк. В 2 книгах – М.: Детская литература, 1989.
Ø Браун К. Ван Дейк. – М.: Искусство, 1989.
Ø Бьювел Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. Созвездие Ориона и фараоны Египта. – М.: Вече, 1999.
Ø Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. – М.: Искусство, 1956.
Ø Валери П. Об искусстве. Сборник. – М.: Искусство, 1993.
Ø Ванелев В.В. Изобразительное искусство и музыка. – Л.: Художник РСФСР, 1983.
Ø Варакина Г.В. Основные этапы истории европейского искусства. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс 2006.
Ø Взаимодействие культур Востока и Запада. – М.: Наука, 1987.
Ø Виноградова Н.А. Традиционное искусство Востока. – М.: Искусство, 1997.
Ø Виноградова Н.А., Дмитриева Н.А. Искусство Древнего мира. – М.: Детская литература, 1989.
Ø Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М.: Наука, 1972.
Ø Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Изобразительное искусство, 1985.
Ø Власов В.Г. Стили в искусстве. – СПб.:1998.
Ø Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. – СПб.: АО Икар, 1993.
Ø Вощинина А.И. Античное искусство. – М.: Искусство, 1962.
Ø Всеобщая история архитектуры. В 12 томах. – Л.-М.: Стройиздат,1966.
Ø Всеобщая история искусств. В 6 томах. – М.: Искусство, 1956.
Ø Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1997.
Ø Гращенков В.Н. Антонелло да Мессина и его портреты. – М.: Искусство, 1981.
Ø Губарева М.В., Низовский А.Ю. 100 великих храмов мира. – М.: Вече, 2000.
Ø Губер А.А. Леонардо да Винчи. – М.: Советский художник, 1952.
Ø Данилова И.Е. Боттичелли. – М.: Изобразительное искусство, 1989.
Ø Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. – М.: Искусство, 1985.
Ø Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. II: Северное Возрождение; страны Западной Европы XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. – М.: Искусство, 1989.
Ø Жабинский А. Другая история искусства от самого начала до наших дней. – М.: Вече, 2001.
Ø Замаровский В. Их Величества пирамиды. – М.: Наука, 1986.
Ø Зись А.Я. Виды искусства. – М.: Знание, 1979.
Ø Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М.: Высшая школа, 2000.
Ø Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 2000.
Ø Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М, 1989.
Ø Импрессионисты и постимпрессионисты. Коллекции музеев России. – М.-СПб.: АО «Амарант» – АО «Славия», 1998.
Ø Искусство Древнего Востока (Памятники мирового искусства). – М.: Искусство, 1968.
Ø Искусство Древнего Египта. Живопись, скульптура, архитектура, прикладное искусство. – М.: Изобразительное искусство, 1972.
Ø Искусство Древнего Мира. – М.: 2001.
Ø Искусствознание Запада об искусстве XX века. – М.: Наука, 1988.
Ø История искусства. Первые цивилизации. – Барселона-Москва: ОСЭАНО – Бета-Сервис, 1998.
Ø История искусств. Авт.-сост. А.Воротников, О.Горшковоз, О.Ёркина. – Минск: Литература, 1998.
Ø Караськова О. Средние века. Возрождение. – СПб.: КОРОНА-принт, 2003.
Ø Кильпе Т.Л. Основы архитектуры. – М.: 1984.
Ø Коммиссаржевский Ф. История костюма. – Минск: Современный литератор, 1999.
Ø Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств. – М.: Сварог и К, 1998.
Ø Крючкова В.А. Кубизм. Орфизм. Пуризм. – М.: 2000.
Ø Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. – М.: Наука, 1978.
Ø Липе Ю. История древних цивилизаций. – СПб.-М.: Полигон-АСТ, 1999.
Ø Лифшиц Л.И. Русское искусство Х – начала ХХ века. М.: Искусство, 1989.
Ø Лихачев Д.С. Русское искусство: от древности до авангарда. – СПб.: Искусство-СПб, 2009.
Ø Лихачева В.Д. Искусство Византии IV – XV веков. – Л.: Искусство, 1986.
Ø Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди. – М.: Радуга, 1984.
Ø Любимов Л. Искусство Древнего Мира. – М.: Просвещение, 1980.
Ø Мастера живописи. Пикассо. – М.: Белый город, 1998.
Ø Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – М.: Искусство, 1970.
Ø Мелик-Пашаев А.А. Современный словарь-справочник по искусству. – М.: Олимп – АСТ, 2000.
Ø Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство (Малая история искусств). – М.: Искусство, 1973.
Ø Муратов П.П. Образы Италии. – М.: Знание, 1997.
Ø Несельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века. – Л.-М.: Искусство, 1964.
Ø Николетти Дж. Микеланджело. – М.: Белый город, 2000.
Ø Новицкий А.П., Никольский В.А. История русского искусства. - М.: Эксмо, 2008
Ø Острой О.С. Изобразительное искусство середины ХIХ века. – М.: 2002.
Ø Памятники мирового искусства. Выпуск III, первая серия. Искусство Древнего Востока. – М.: Искусство, 1970.
Ø Памятники мирового искусства. Выпуск II, первая серия. Колпинский Ю.Д. Искусство эгейского мира и древней Греции. – М.: Искусство, 1970.
Ø Памятники мирового искусства. Выпуск VI, первая серия. Европейское искусство XIX века. 1789 – 1871. – М.: Искусство, 1975.
Ø Памятники мирового искусства. Выпуск IV, первая серия. Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XII века. – М.: Искусство, 1971.
Ø Памятники мирового искусства. Выпуск VII, вторая серия. Колпинский Ю.Д., Бритова Н.Н. Искусство этрусков и древнего Рима. – М.: Искусство, 1982.
Ø Памятники мирового искусства. Выпуск VIII, вторая серия. Смирнова И.А. Искусство Италии конца XIII – XV веков. – М.: Искусство, 1987.
Ø Полевой В.М. Искусство Греции. Древний мир. – М.: Искусство, 1970.
Ø Полевой В.М. Искусство ХХ века. – М.: Искусство, 1991.
Ø Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. – М.: Искусство, 1985.
Ø Рафаэль Санти. – М.: Изобразительное искусство, 1983.
Ø Ревальд Джон. История импрессионизма. – М.: Республика, 1995.
Ø Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII вв. – М.: Наука, 1966.
Ø Ривкин Б.И. Античное искусство (Малая энциклопедия искусств). – М.: Искусство, 1986.
Ø Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. – М.: 1982.
Ø Рославец Е.Н. Разрушение образа. О некоторых тенденциях современного зарубежного искусства. – Киев: Мистецтво, 1984.
Ø Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века. М.: МГУ, 1989
Ø Сарабьянов Д.В.. История русского искусства конца XIX - начала ХХ в. М., 1993.
Ø Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. – М.: 1971.
Ø Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. – М.: 1980.
Ø Соколов Г.И. Искусство этрусков. – М.: 1990.
Ø Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. – М.: Искусство, 1985.
Ø Тициан. – М.: Искусство, 1977.
Ø Турчин В.С. Авангардистские течения в современном искусстве Запада. – М.: Знание, 1988
Ø Турчин В.С. Города и замки Луары. – М.: 1986.
Ø Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. – М.: МГУ, 1993.
Ø Тэн И. Философия искусства. – М.: Республика, 1996.
Ø Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европы (Малая история искусств). – М.: Искусство, 1981.
Ø Фарлонг Д. Стоунхендж и пирамиды Египта. Ключи от храма жизни. – М.: Вече, 1999.
Ø Федоров А.Г. История искусства зарубежных стран ХVII-ХVIII в.в. – М.: 1964.
Ø Художественное творчество и психология. – М.: Наука, 1991.
Ø Целлар К. Архитектура страны фараонов. – М.: 1990.
Ø Шмитт Г. Рембрандт. Серия «Жизнь в искусстве». – М.: Искусство, 1970.
Ø Шрамкова Г.И. Искусство Возрождения: Италия, Нидерланды, Германия, Франция. – М.: Изобразительное искусство, 1977.
Ø Энциклопедический словарь «Кино». – М.: Советская энциклопедия, 1987.
Ø Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. – М.: Олма-Пресс,2000.
Ø Энциклопедия искусства Древнего мира. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002.
Ø Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации». Помпеи: сгинувший город. – М.: Терра, 1997.
Ø Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации». Рим: эхо имперской славы. – М.: Терра, 1997.
Ø Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации». Этруски: итальянское жизнелюбие. – М.: Терра-книжный клуб, 1998.
Ø Якобс М. Семь веков западноевропейской живописи. – М.: Арт-Родник, 1998.
Ø Якобсон Я.Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры. – Л.: 1985.
Ø Янсон Х.В. Основы истории искусств. – М.: Искусство, 2001.