Тема 13 Культура Древней Греции
В начале 1-го тыс. до н. э. древневосточные цивилизации утратили приоритет в общественном развитии и уступили место новому культурному центру, возникшему в Средиземноморье и получившему название «античная цивилизация». К ней принято относить культуру Древней Греции и Древнего Рима.
Античная цивилизация, возникшая в начале 1-го тыс. до н. э. на территории Балканской Греции, островов Эгейского моря и побережья Малой Азии, заселенной греками, сыграла выдающуюся роль в истории европейской культуры. Она просуществовала до середины 1-го тыс. н. э. (свыше 15 веков) и охватывала в период своего наивысшего развития огромную территорию: от Британских островов до Закавказья и Месопотамии, от Рейна и Дуная до Сахары.
Культура античной цивилизации легла в основу культуры современного европейского общества. К античности восходят современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведениями античных сюжетов, тематикой греческой и римской мифологии, истории и быта до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры.
В развитии древнегреческой культуры можно выделить пять периодов:
1) эгейский, или крито-микенский (3–2 тыс. до н. э.) – в одно время с древневосточными цивилизациями в Восточном Средиземноморье и некоторых областях материковой Греции существовала высокоразвитая культура (критская или минойская, с центром на острове Крит, а во 2-м тыс. до н. э. – микенская или ахейская в материковой Греции);
2) гомеровский (ХI– IХ вв. до н. э.) – период создания великих памятников древнегреческой литературы – поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». В это время греки жили родовым строем, уже применяли железо, однако не знали письменности и построек дворцового типа, характерных для крито-микенской культуры;
3) архаический (VIII–VI вв. до н. э.) – время становления античного рабовладельческого общества, с характерными для него особенностями: классическое рабство, система денежного обращения и рынки, полис как основная форма политической организации, демократическая форма правления. В этот период зарождаются античная философия, наука, основные жанры искусства;
4) классический (V–IV вв. до н. э.) – время наивысшего подъема, полного расцвета древнегреческой полисной культуры: литературы, истории, философии, скульптуры, зодчества. Он связан с именами Эсхила, Софокла, Геродота, Фукидида, Сократа, Фидия и многих других творцов;
5) эллинистический (IV–I вв. до н. э.) – начало эллинистической эпохе положили походы Александра Македонского (334–323 гг. до н. э.) и завоевание им территории Египта, Малой и Средней Азии. В этот период оформляются новые направления в философии и искусстве, окончательно оформляется ордерная система в архитектуре. Искусство эпохи эллинизма приобрело более светский характер и представляло собой сплав различных направлений и стилей.
Социальной основой развития античной культуры являлся полис – городская территория и окружающие ее земледельческие поселения. В большинстве полисов верховным органом было народное собрание, что позволяет говорить о наличии в них демократии, имеющей особенности, присущие рабовладельческому обществу. Постепенно вырабатывалась полисная система ценностей: уверенность в том, что полис – высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного человека зависит от благополучия полиса. Так формировалась в античном обществе творчески активная личность, деятельная, бескорыстная, высшей наградой для которой был почет среди сограждан.
Непременным атрибутом полиса являлись театры, музеи, гимназии, стадионы, рынки и т. д. С падением полиса (IV в. до н. э.) начинается упадок греческой культуры.
Большую роль в оформлении античной культуры сыграла мифология. Греческая мифология сложилась во 2-м тыс. до н. э. В это время окончательно оформился пантеон богов, живущих на горе Олимп и подчиненных власти одного бога – Зевса. Богам посвящались храмы, изображения богов стали основной формой развития античного искусства.
Особое место в древнегреческой культуре занимает философия. Её зарождение, связанное с разложением мифа, основывалось на осмыслении и обобщении научных знаний, характерных для того времени, на анализе мира повседневности.
В тесном взаимодействии с философией развивались естественнонаучные взгляды древних греков. «Физика» Аристотеля была посвящена изучению природы и положила начало физической науке. Начальные научные представления о зарождении живых организмов разрабатывали Анаксагор, Эмпедокл и Демокрит. Величайшим врачом античности был Гиппократ. Первым историком античного мира считается «отец истории» Геродот.
Театральное искусство Древней Греции достигло своего расцвета в V в. до н. э. Театр занимал совершенно особое место в жизни древних греков. Он был общественным институтом и имел воспитательные функции. Всемирную славу древнегреческому театру принесли три величайших драматурга: «отец трагедии» Эсхил и два его современника Софокл и Еврипид.
В классический период центром художественного творчества были Афины. Именно здесь был создан великолепный архитектурный ансамбль афинского Акрополя, ставший символом античной Греции. Возведенный в честь победы греков над персами, он стал символом свободного, демократического государства. Строительными работами руководил замечательный скульптор Фидий. Для главного храма Акрополя – Парфенона – он создал статую Афины-девы. В ней он воплотил величие родного города. Другая его знаменитая работа – статуя Зевса Олимпийского – стала одним из чудес света.
Богатейший опыт древнегреческой культуры унаследовали древние римляне, которые пришли на территорию эллинистических государств во II–I вв. до н. э. и завоевали их.
Тема 14 Культура Древнего Рима
Дальнейшее развитие античной культуры и цивилизации происходило в рамках тысячелетней истории «вечного Рима» – государства, которое прошло путь от маленькой крестьянской общины на реке Тибр до огромной мировой державы, владыки всего мира.
История римской культуры делиться на следующие периоды, которые соответствуют основным этапам истории Древнего Рима:
1) Царский Рим (VIII–VI вв. до н. э.);
2) Римская республика (V–I вв. до н. э.);
3) Римская империя (I в. до н. э. – V в. н. э.).
Согласно легенде, Рим был основан Ромулом и Ремом, потомками спасшегося при разрушении Трои Энея (о событиях троянской войны говорится в поэме Гомера «Илиада»).
С первых дней своего существования Рим испытывал огромное влияние двух мощных соседей: с севера – этрусков, с юга – греков.
Этруски появились в Италии в начале 1-го тыс. до н. э. в результате миграции из Малой Азии. С их приходом на территорию Средней Италии складывается культура городского типа: этруски строят города, окружая их мощными оборонительными стенами; городские ворота, храмы, дома с водопроводом и канализацией. Возглавляли городские общины цари-жрецы.
Этруски были опытными земледельцами и искусными ремесленниками. Римляне активно перенимали все культурные достижения соседей. От этрусков они унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, цифры, одежду – тогу и др.
Под воздействием греческой религии в Рим проникают образы Олимпийских богов, под влиянием этрусской религии – всевозможные гадания. Широко был развит культ предков и земледельческие культы с красочными праздниками. Римская религия легко включала в свой пантеон чужеземных богов. Римляне полагали, что это укрепляет их общество и обеспечивает покровительство небесных сил.
Древние римляне восприняли формы древнегреческой архитектуры и создали множество прекрасных памятников. Широкое применение кирпича и цемента (это изобретение римлян) создало возможность использовать арки, купольные и сводчатые перекрытия строить акведуки и мосты, амфитеатры (например, Колизей) и триумфальные арки (арка императора Тита). В Риме появляются и купольные сооружения, например, храм всем богам Пантеон.
В Древнем Риме рабство получило такое широкое распространение, что практически вся интеллигенция, создавшая римскую культуру, состояла из рабов. Основателем римской литературы стал раб Ливий Андроник, переведший на латинский язык Гомера. Однако древнеримская литература довольно быстро избавилась от подражания иноземным образцам и создала самобытные произведения в прозе и поэзии. Ее расцвет связан с творчеством трех крупнейших поэтов – Горация, Вергилия и Овидия.
Древний Рим стал родиной реалистического скульптурного портрета. Его появление обусловлено культом предков. С умерших снимали посмертные маски, а затем изготавливали бюсты. Наиболее талантливым художникам удалось глубоко проникнуть в психологию, внутренний мир своих героев и точно передать портретное сходство. Римский портрет заложил основу европейского скульптурного портрета.
Юридическая мысль древности нашла свое наивысшее выражение в римском праве. Римские юристы впервые в истории человечества разработали нормы частного права, которые регулировали отношения частной собственности.
С правления императора Августа (27 г. до н. э. – 14 г. н. э.) начинается период расцвета римской культуры. Он продолжался до конца II в. н. э. Никогда раньше римская культура не блистала таким созвездием имен: философы – Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет; поэты – Лукан, Марциал, Ювенал; писатели – Плутарх, Петроний, Лукиан, Апулей; историки – Тацит, Светоний; ученые – Клавдий Гален, Клавдий Птолемей, Плиний Старший и многие другие.
В конце II в. н. э. в Римской империи начался кризис: частая смена императоров, отделение провинций. В 395 г. империя распалась на Западную (с центром в Риме) и Восточную (с центром в Константинополе). Западная Римская империя прекратила существование в 476 г. Этот год считается концом Древнего мира.
Восточная Римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя. История Византии приходится на период Средневековья.
Таким образом, Рим, который за тринадцать веков прошел долгий путь от маленькой общины до мировой державы, далее развил античную культуру и сделал ее доступной всем народам Средиземноморья.
Античная культура, созданная в эпоху существования Древней Греции и Древнего Рима, стала основанием для современной европейской культуры, и античность органично и широко присутствует в нашем мире.
Тема 15 Возникновение христианства. Христианская система ценностей
Римское государство, подчинив себе Западное и Восточное Средиземноморье и превратившись в мировую державу, исчерпало возможности республиканского правления, идеально подходившего для небольшой общины-государства. Установленная Октавианом Августом монархия превратила ранее свободных и полноправных граждан Рима в подданных императора. Над гражданским коллективом возник сильный бюрократический аппарат, который, подчиняясь только императору, подобно прессу давил на подвластное и все более зависимое население. С исчезновением свободного гражданина, активно участвовавшего в государственной жизни, исчезла основа для функционирования системы полисных ценностей. В атмосфере кризиса полисных социальных, государственных структур и ценностей шел поиск новых ориентиров и новой духовности. Он охватил все слои римского общества, от бедноты и рабов до высшей знати. Одни обращались к философии, другие – к иудейскому богу Яхве или иранскому богу Митре. И в этой обстановке брожения возникает новая религия – христианство, удовлетворившее запросы и чаяния римского общества, гибко реагирующая на изменяющиеся исторические условия.
Христианство появилось в I в. н. э. в восточной провинции Римской империи – Палестине как одна из многочисленных сект. Поэтому своими корнями христианство уходит в культуру древнего Востока, откуда оно черпало свой богатый мифопоэтический и ритуально-догматический потенциал. Большое влияние на христианское вероучение оказали иудаизм, митраизм, а также эллинистическая философия. Таким образом, христианство возникло на базе сложного процесса религиозно-культурного синтеза всех этих элементов.
Основная идея христианства – идея греха и спасения человека. Люди грешны перед Богом, и именно это уравнивает всех их: греков и иудеев, римлян и варваров, рабов и свободных, богатых и бедных – все грешники, все «рабы Божии». Люди могут очиститься от греха, который, начиная с «первородного греха» Адама и Евы, тяжелым камнем лежит на человечестве. Если они осознают свой грех, поверят в божественного Спасителя, который был прислан Богом на землю и принял на себя грехи человеческие. Иисус Христос мученической смертью своей искупил эти грехи и указал людям путь к спасению. Этот путь – вера в единого в трех лицах Бога (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой дух, т. е. Святая Троица), благочестивая жизнь, покаяние в грехах и надежда на царство небесное после смерти. Праведнику воздастся на том свете, любой бедняк и раб может попасть в рай, тогда как нечестивец и стяжатель попадет в ад и будет гореть в «геенне огненной». Кроме «того света» грешникам грозит и второе пришествие Христа, за которым последует Страшный Суд здесь, на земле.
Таким образом, христианство появилось в духовной жизни общества как религия индивидуального спасения. Она впервые обратилась к отдельному человеку, поставив слабого, греховного человека в центр мироздания. Человек вступает в мир как слабое униженное существо, греховное уже от рождения. Христианство указывает человеку – рабу страстей и носителю греховности – путь к спасению: вера и служение Богу, молитва и покаяние, смирение и терпение, соблюдение тех заповедей, которые зафиксированы в Библии.
Христианство выработало новую этику поведения, сформулированную в текстах Нового Завета (созданного в эпоху Римской империи) и Ветхого Завета, отдельные книги которого составлялись с ХII в. до н. э. по первые века н. э. Эти тексты составляют единую книгу – Библию. Основы христианской этики и нормы поведения наиболее ясно сформулированы в заповедях Моисея и нагорной проповеди Иисуса Христа. В них выражены простые и понятные нормы порядочного и нравственного поведения: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй» и т. д. Соблюдение этих заветов было по силам каждому человеку вне всякой зависимости от его места в социальной структуре общества.
Христианство открывало возможности приобщиться к новой морали представителям любой этнической группы, так как для него все народы были равны.
Таким образом, в рамках античности была создана еще одна (христианская) система ценностей. Впервые человек, его жизнь, его внутренний мир были признаны высшей ценностью, перед которой отступили на задний план социально-политические структуры и явления жизни. Это было великое завоевание гуманистического сознания, которое, однако, не обошлось без потерь. Перенеся достижение счастья в потусторонний мир, христианство отодвинуло на второй план и такие важные ценности, как активная гражданская позиция, связь индивида с гражданским коллективом.
Христианство в Римской империи прошло длинный путь от веры гонимой до официально провозглашенной в IV в. государственной религии. Победа христианства означала крах античного миропорядка и, в конечном итоге, гибель всей античной цивилизации.