Происхождение религии (этиология)

Когда появилась религия? Существует несколько версий.

1. Религия существовала всегда, потому что человек - творенье божье, и человек из­начально религиозен.

2. Религия (христианство - монотеизм) появилось примерно две тысячи лет назад, до появления этой религии был политеизм.

Причины возникновения религии:

— психологические (ищет ответ на вопросы);

- гносеологические (человек не мог объяснить окружающий мир и пытался сделать
это посредством религиозных верований).

Одни культурологи считали, что религия сложилась как своеобразный ответ на стра­дания и лишения людей. Они искали утешения в этой многотрудной жизни и мечтали об

иной жизни. Именно такие чувства и привели к рождению религии. О таком мирочувствии древнего грека писал, например, Фридрих Ницше (1844-1900). Философ описывал, как глу­боко и проникновенно ощущал древний грек трагизм жизни.

Однако русский писатель В.В. Вересаев оспорил эту точку зрения. Он писал: «Несо­мненно, ужасы, скорби и несправедливости жизни тонко и остро чувствовались гомеровским эллином. Все сильное, прекрасное и героическое обречено у Гомера на печальный конец. Большинство героев Троянской войны гибнет либо под стенами Трои, либо при взятии ее, либо по возвращении домой. Грубо и самовластно вмешиваются боги в человеческую жизнь, портят ее, уродуют. В бедах людских виноваты не сами люди, а это вмешательство высших сил, мало доступных человеческому воздействию. Не было бы ни странствий Одиссея, ни самой Троянской войны, если бы боги оставили людей в покое и с жестоким равнодушием не пользовались ими для своих целей. А выше беспомощных людей и самовластных богов стоит слепой, могучий и беспощадный Рок, и все совершается так, как он заранее постано­вит. Понимание жизни - самое черное и безнадежное» (Вересаев В.В. Живая жизнь. М., 1999, С. 247).

По мнению В.В. Вересаева, хотя греки ощущали трагизм жизни, вряд ли в этом сле­дует искать корни религии. Мир для эллина был прекрасен и божествен, боги составляли неотрывную его часть. Столь же неотрывную часть этого мира составлял и человек. «Через радость свою эллин приобщался к божеству. Не с покаянными вздохами шел он к своим бо­гам, не с мольбами о помиловании. Он шел к ним в белой одежде, с венком из цветов на го­лове - символом радости; танцами молился он и хороводами» (тал же, с. 262).

Корни религии усматривали также в чувстве страха и бессилия, который был укоре­нен в сознании первобытного человека. Д. Фейблман, о котором мы говорили в связи с типо­логией культур, пишет о том, что «на стадии первобытной культуры боги и люди взаимодей­ствуют; человек беспомощен в руках капризных богов. Сами боги - воплощение мифов о природе» (Антология исследований культуры. Т. 1, М., с. 210). Такая версия происхождения религии была впервые определена Демокритом из Додеры (V в.до н.э.) Эту концепцию гре­ческого философа в виде афоризма выразил поэт Стаций: «Первых в мире богов создал страх». Человек - песчинка мироздания. Его окружают грозные природные стихии. Небо осыпает людей кометами. Недра Земли извергают огненные лавы. Человек постоянно испы­тывает на себе предательство земной тверди. Э. Фромм писал, что человек стоит перед страшной опасностью превращения в узника природы, оставаясь одновременно свободным внутри своего сознания, ибо ему предопределено быть частью природы и одновременно

67 быть выделенным из нее, быть ни там, ни здесь. Человеческое самосознание сделало челове­ка странником в этом мире, он отделен, уединен, объят ужасом...

Культурологи и философы с давних времен описывали рождение религии. Особое внимание они уделяли исторически ранним формам верований.

Основные этапы религиозного сознания:

1. Первобытность в культуре (10 тыс. до н.э. - эпоха Древних государств).

2. Эпоха Древних государств и цивилизаций.

3. Эпоха мировых религий.

Первые формы религии:

Магия (колдовство, волшебство) - вера в сверхъестественные способности человека воздействовать на людей и природные явления путем определенных символических дейст­вий.

Тотемизм связан с верой в родство племени с тотемами, каковыми обычно высту­пают определенные виды животных или растений.

Фетишизм - вера в сверхъестественные свойства некоторых предметов - фетишей (амулеты, обереги, талисманы), способных оберегать человека от беды.

Анимизм - связан с представлениями о существовании души и духов, влияющих на жизнь человека.

Магия. В чем сущность магии? Является ли она «пережитком», «суеверием» (Э. Тэй-лор), «ошибкой мышления и образом неадекватного каузального (причинного) объяснения» (Дж. Фрэзер), обнаружением невроза (3. Фрейд)? А может быть, это фундаментальный эле­мент культуры. Несмотря на солидную исследовательскую традицию, которая существует в изучении магии, отечественный специалист С.А. Токарев пишет: «Проблема магии до сих пор остается одной из наименее ясных среди проблем истории религии» (Токарев С.А. Ран­ние формы религии. М., 1999, с. 407).

По мнению Д.И. Чернякова, до сих пор исследователи обращали внимание либо на сакрально-культовый характер магии, останавливаясь лишь на субъективно-психологической стороне магических актов и недооценивая роль социокультурных факто­ров, - либо на ее практический характер, видя в ней лишь средство для достижения целей, напротив, недооценивая роль идеальных факторов. При анализе феномена магии важно учи­тывать не только ее социокультурные аспекты, но и соответствующий ей тип ментальное™ (образа мышления). Итак, магия является не только культовой практикой, но и эффективной преобразовательной силой общества, представляет собой не только религиозно-

68 мистический, но и социокультурный феномен. Магия - разновидность мистики, ее опера­тивная ферма, практический оккультизм (общее название учений, признающих существова­ние в мире тайных сверхъестественных сил и разрабатывающих способы взаимодействия с этими силами). Магия - это применение практических знаний на практике. Характерно, что, определяя магию как «оперативную мистику» (B.C. Соловьев), либо как «вид ложной мисти­ки» (Н.А. Бердяев), исследователи тем не менее признают изначальную взаимосвязь этих яв­лений. Магия сыграла существенную роль в становлении и развитии религии и оказывается неотъемлемой частью любой религии. С другой стороны, магическое сознание содержит всебе религиозные представления. Таким образом, нет оснований противопоставлять магию и религию. Это разные, но родственные явления.

Тотемизм (от слова «ототеман», на языке североамериканских индейцев племени оджибве - род его) - одна из ранних форм религии, выражающая веру в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами) и животным и растительным миром (реже явлениями природы и неодушевленными предметами). Тотем обычно воспринимается как общий предок рода, дает название тотемной группе. Тотемизм связан с системой табу -запретом убивать и поедать тотемическое животное, нарушавшимся при его ритуальном убийстве. Под тотемом подразумевалось растение или животное, принимаемое за фактиче­ского предка, от которого магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода в це­лом и каждого человека в отдельности. Вместилищем духов тотемных предков были чурин-ги, хранившиеся в святых местах. Тотемизм включал в себя комплекс верований в возмож­ность постоянного «непорочного» воплощения (инкарнации) тотема в новорожденных чле­нах рода, т.е. в своих живых потомках. Тотемы могут быть покровителями людей, обеспечи­вая их пищей. Уничтожение тотема грозило гибелью двойника. Тотемизм изучен у племен Австралии, Северной и Южной Америки, Меланезии, Полинезии, Африки. Его компоненты обнаруживаются во всех религиях мира, включая индуизм, буддизм, иудаизм, христианство, ислам.

Культурологи всегда подчеркивали, что религии - это явление мировой культуры. К. Ясперс, рассматривая осевое время, уделил немалое внимание феномену религии. Касаясь этого рубежа человеческой истории, К. Ясперс писал: «Мифологической эпохе с ее спокой­ной устойчивостью пришел конец. Греческие, индийские, китайские философы и Будда в своих основных идеях о Боге были далеки от мифа...Божество неизмеримо возвысилось по­средством усиления этической стороны религии» (Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып.1,М., 1978, с. 31).

К. Ясперс высоко оценивал рождение мировых религий. Их появление знаменовало собой фундаментальные перевороты в духовном развитии человечества. Они стали источни-

69 ком новых социокультурных ценностей, идеалов. Воздействие мировых религий определяло развитие культуры огромных регионов. Историю человечества трудно представить себе без религии. Напомним, Г. Лессинг утверждал, что нравственный прогресс человечества соотно­сится с чередованием религий.

Бог (слав. - наделяющий богатством; древнеиран. baga - господин, участь; древнеинд. bhaga - удача, счастье, дарующий; греч. theos; лат. deus; инд. deva - светить, сиять) - основ­ное религиозно-богословское понятие, которое означает некую сверхъестественную сущ­ность, своеобразный объект поклонения. Бог - высшая ценность религиозной веры, всегда так или иначе рассматриваемая как личность. Признается в качестве сущности, наделенной необыкновенными, «сверхъестественными» свойствами и силами. В самом широком смысле Бог есть сущность совершенная. В понятие совершенства верят и преклоняются перед ним как сущим.

В религиях Древнего Китая, Кореи, Японии, Индии, Древнего Востока описывается сонм богов, один из которых всегда наиболее могущественный, например Зевс у древних греков. В индуизме такая иерархия отсутствует. Наряду с «великими богами» здесь нередко почитаются и второстепенные, низшие боги, неотличимые от местных духов, гениев, демо­нов.

К мировым религиям относятся:

— буддизм (возник в VI-V вв. до н.э.). Основателем считается Сиддхартха Гуатама
(Будда).

- христианство (возникло в I в. н.э.);
- ислам (возник в Аравии в VII в.)

Особенно хорошо развитие представления о Боге можно проследить в индийской ми­фологии: сначала индийские боги были выдающимися, сильными, победоносными, сведу­щими и изобретательными людьми, которые знали и могли намного больше, чем все другие. Поэтому они приносили людям нужные им блага, о которых их просили. Позднее их возвели в ранг богов, и боги стали «могущественными», «всезнающими», «добрыми», «жертвовате­лями всех благ». Они оказались «творцами (изобретателями), техниками древности, героями и «королями», родоначальниками и вождями племен. У первобытных народов бога часто на­зывали «праоотцем», «предком».

В представлениях о Боге с самого начала фигурировали такие могущественные при­родные силы и вещи, как ясное дневное небо, солнце, луна, гром, ветер, море и т.д. Перед ними преклонялись еще наивно, как перед явлением невидимых, непонятных сил, стоящих за явлениями или действующих в самых естественных феноменах и управляющих ими, как

70 перед духовными сущностями. Вот почему эти сущности стали одновременно идеальными и желаемыми. Они есть то, чем (и каким) человек не является, но хотел бы быть.

Именно эти сущности вносят ясность и устойчивость в запутанное и неустойчивое человеческое существование. Кто повинуется им, кто следует их заповедям, ублажает их жертвоприношениями, к тому же они милостивы и одаряют сначала материальными, а затем и духовными благами, дают долю своей проницательности, своего могущества, наконец, своего бессмертия в «потустороннем» мире. Они придают жизни высший смысл и являются представителями всеобщего принципа, позволяющего понять мир со всем его злом и страда­ниями, благодаря которым он находит объяснение и загадки собственной души.

Понятие Бога как Абсолюта включает в себя три основных момента совершенства:

1. Бог как абсолютное, всемогущее и совершенное начало, творец всего сущего;

2. Бог абсолютное духовное начало, которому приписывается атрибут всеведе­ния, всему дрости;

3. Бог как совершенное всеблагое начало, абсолютный источник милости и спра­ведливости.

Представление о Боге как о творце и властелине Вселенной, источнике нравственного закона наиболее определенно обнаруживается в Библии.

Наши рекомендации