Примерный перечень вопросов к экзамену
56. 1. Историко-культурный процесс конца XVIII-начала Х1Х вв. Основные тенденции культуры. Литературные направления. Литературные объединения и журналы. Литературно-эстетические программы. Полемика о языке и ее идеологический подтекст. «Арзамас» в истории русской культуры и его роль в формировании романтического направления. Понятие «арзамасского наречия», его аналоги в культуре. Пародия, травестия, мистификация, игра, буффонада как принципы, определяющие мировоззрение арзамасцев, их роль в формировании литературного языка эпохи.
57. 2. Романтизм как художественный метод и литературное направление. Романтизм как эстетическая система (идея жизнетворчества, модус художественности, романтическая ирония и т.д.). Картина мира. Поэтика. Спорные проблемы романтизма в современной науке.
58. 3. В.А. Жуковский: единство художественного мира (лирика, баллады). Становление романтического метода в поэзии В.А. Жуковского: «свое» и «чужое». Динамика жанровой системы: пейзажно-медитативная элегия, «домашняя поэзия» и «арзамасская галиматья», «павловские послания и т.д.). «Мир души» как основная тема. Поэтика (полисемантизм, музыкальность, субъективность, ассоциативность, интроспективность и т.д.). Игра (автопародия) и метакод. Баллада в поэзии Жуковского: динамика жанра. «Ленора» Бюргера в дублетном варианте Жуковского («Людмила», «Светлана»). Полемика в критике о балладе. Типология баллад Жуковского. Поэтика.
59. 4. Русская романтическая поэзия. Поэзия К.Н. Батюшкова: динамика жанровой системы. Риторика и поэтика (пластика, интроспективность, символика, поэтический язык). «Опыты в стихах и прозе» и их подтексты. Лирический герой и его маски. Элегия: ее разновидности. Послание. Поэтика Батюшкова. Антологические циклы (диалогизация, полисемантизм и т.д.). Споры о методе Батюшкова. Романтическая лирика А.В. Кольцова. Жанры. Фольклоризм. Поэты пушкинской поры.
60. 5. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова (генезис, трансформация, специфика сюжета, сценичность, соотношение сюжета и морали, характеры и их динамика и т.д.). Русская критика о Крылове.
61. 6. Декабристы в русской культуре: семиотика поведения, «слово и дело», творчество как поступок, деяние. Споры о художественном методе декабристов в науке о литературе. Эстетика и творческие принципы. Проблематика и поэтика лирики. Творческий путь К. Рылеева. Лирика (жанры, мотивы и т.д.). Поэтика декабристского романтизма.
62. 7. Творческий путь А.С. Грибоедова. Личность Грибоедова и загадки его биографии. Грибоедов и декабристы. Эстетика. Грибоедов-
комедиограф (раннее творчество). Художественная структура комедии «Горе от ума». Поэтика заглавия. Конфликт, его развертывание в ходе драматического действия. Система персонажей. Место Репетилова в этой системе. Функции внесценических персонажей. Жанровое своеобразие пьесы. Двуплановость композиции. Мотивы и их функция. Комизм характеров и комизм положений. Язык и стих комедии. Современные интерпретации комедии.
63. 8. Динамика пушкинской поэтической системы. Авторское «я» в диалоге с миром. Жанры (элегия, послания, отрывок, антологические стихотворения) и их трансформация.) в современном пушкиноведении. Пушкинская «поэзия мысли» в контексте его художественных поисков 30-х гг. Пушкин и любомудры. Философские проблемы и их художественное решение. Пушкинская поэтика 30-х гг. Поэтика Пушкина в современном пушкиноведении.
64. 9. Цикл «южных» поэм: генезис, типология и жанровая динамика. Кавказский миф, его семантика. Автор и герой. Проблема автобиографизма. Композиционные принципы. Авторская позиция. «Бахчисарайский фонтан» в контексте «южных поэм». Легенда и ее функция в поэме. Автор и восточный мир: женские ипостаси автора. Таврида в концепции поэмы. Роль авторских примечаний. «Цыганы» Пушкина: трагедия индивидуалистического сознания. Отделение автора от героя. Самовыражение характера и его объективация. Мотивировки бегства героя. Авторский сюжет и авторская позиция.
65. 10. Динамика жанра поэмы в творчестве Пушкина. Поэма и стихотворная повесть. Тема Петра I в творчестве Пушкина. «Полтава»: художественная концепция и проблема вымысла. Тема Петра I. Исторические персонажи и романтические принципы их моделирования (эстетика и поэтика героического, прямолинейность авторской оценки, смысл природных сравнений и т.д.). Композиционные принципы. Значение эпилога. Автор-повествователь в поэме. Поэма «Медный всадник» как «петербургский текст». Неоднозначность жанровой интерпретации в науке, проблематика, исторический и мифологический пласты сюжета. Мотив безумия и его содержательность. «Скульптурный миф» в поэме, его функция. Стилевая полифония и проблема авторской позиции. Проблема финала.
66. 11. Драматургические принципы Пушкина. Пушкин и театр. «Борис Годунов» как комедия. Проблематика. Художественная концепция Пушкина, ее истоки. Историзм как художественный принцип. Концепция исторического характера и обстоятельств. Авторская позиция. Драматическая полифония. Композиционные принципы. Финал.
67. 12. «Евгений Онегин» как роман Жизни. Замысел и его реализация. Генезис центрального персонажа: Онегин в соотношении с героями «южных» поэм. Динамика центрального персонажа: герой в сюжете и неоднозначность авторского отношения к нему. Мифологический пласт в романе. Соотношение автор-персонажи как реализация оппозиции неизменность/изменчивость. Автор как организующий центр романа и лирическая стихия в романе. Авторские ипостаси и роли. Динамика автора, диалог с читателем, его содержательность. «Евгений Онегин»: проблема жанра. Композиция романа. Поэтика зеркальности, ее содержательность. Финал. Художественные принципы организации целого. Онегинская строфа как содержательная единица романа. Роман в критике и литературоведении.
68. 13. Причины обращения Пушкина к прозе и требования его к прозе. «Арап Петра Великого» как исторический роман. Специфика историзма, традиция западноевропейского романа. Динамика осмысления личности Петра и художественная концепция Петра. Причины незавершенности романа. Динамика пушкинской прозы. От «Дубровского» к «Капитанской дочке». Соотношение исторического и современного. Жанровая трансформация, роль любовной коллизии, ее место в романе, тема народного бунта. Исторические персонажи. Авторская позиция. Сюжетные мотивы и структурные принципы. «Капитанская дочка» как мемуарный текст (Автор и мемуарист, сюжет как форма выражения авторской позиции). «Пиковая дама» в контексте русской культуры (мотив карточной игры и философия игроков). Проблематика, герой и его художественное осмысление, сложность авторской позиции. Мотив безумия, его содержательная нагрузка, многообразие мотивировок и культурных подтекстов (историческая, мифологическая и др.). Функция фантастики.
69. 14. «Повести Белкина» как цикл. Белкин как литературная мистификация. Проблематика и принципы организации целого, композиция цикла. Типы рассказчиков и их функции. Многоступенчатость в системе рассказчиков и ее функция. Проблематика повестей. 24. Пародийный смысл игры с чужим текстом и с персонажами, трансформация традиционных мотивов в «Повестях Белкина». Жанровая полифония: анекдот и притча, повесть и новелла. «Проза как поэзия». Авторская концепция жизни. Смысл оппозиции Россия/Запад.
15 «Маленькие трагедии» как цикл. Проблематика. Функция мистификации. Исторический и мифологический пласты. Сюжетная полифония и проблема авторской позиции. Поэтика. Принципы циклизации. «Скупой рыцарь» («Маленькие трагедии»). Несоответствие пушкинского персонажа архетипу. Историко-культурные коды. Интеллектуальная усложненность мотивов поведения Барона. Автобиографический подтекст. Онтология безумия. Имя и его функция в сюжете. Смысл финала. «Моцарт и Сальери» («Маленькие трагедии»). Историко-культурный контекст. Смысл заглавия. Архетипы трагедии. Мотив музыки. Моцарт и Сальери как два типа творчества. Неоднозначность мотивов поведения Сальери в пушкинистике. Неоднозначность авторской позиции. Сюжетная полифония. Катастрофичность финала. «Каменный гость» («Маленькие трагедии»). Дон Гуан: несовпадение с именем, расхождение с традицией. Неоднозначность мотивировок центрального персонажа. Поиск гармонии и преодоление донжуанского комплекса. Мотив несостоявшейся дуэли. Душевная логика Дон Гуана и путь к финалу. «Пир во время чумы» («Маленькие трагедии»). Мотив пира и мотив смерти в цикле. Философские подтексты. «Вакхическая песнь» Председателя, ее смыслы. Диалог Вальсингама и Священника. Открытый финал, его трактовки. Проблема катарсиса.
70. 21. Русская романтическая проза: жанры (роман, повесть, новелла).
71. 22. Лирика М.Ю. Лермонтова 1828-1836 гг. как лирический дневник. Лирический герой, его динамика. Оппозиция неба/земли в поэзии Лермонтова. Философская проблематика. Поэтика демонизма. Лирика 1836-1841 гг. Авторское сознание и формы его выражения (ролевая лирика, внесубъектные формы, пейзаж). Новая позиция лирического героя: переосмысление демонизма, скепсис и ирония, их роль в самопознании и познании мира. Двойное построение лирического субъекта в лирике. Песенное начало и фольклорная стихия. Споры о методе поэзии Лермонтова.
72. 23. Жанр поэмы в творчестве Лермонтова. Ранние поэмы: герой, конфликт, художественные принципы. Поэмы Лермонтова конца 30-х гг. («Мцыри» и «Песня про царя…»). Иронические поэмы Лермонтова («Тамбовская казначейша», «Сашка»).
73. 24. «Демон» как философская поэма в контексте творчества поэта. Соотношение редакций и канонического текста: проблема демонизма. Символика сюжета, его художественная интерпретация.
74. 25. Драматургия Лермонтова: от ранней («Испанцы», «Странный человек», «Два брата» и др.) к драме «Маскарад». Смысл заглавия, символика маскарада, философская сущность игры, проблема демонизма. Конфликт. Система персонажей. Проблема финала. Сущность и смысл Неизвестного. Спорные проблемы изучения драмы.
75. 26. Проза М.Ю. Лермонтова. «Вадим» Лермонтова как исторический роман. Проблема бунта и ее философское обоснование в романе. Проблема «высокого зла» и демонизм героя. Специфика психологизма. Символика. «Княгиня Лиговская» как этап развития лермонтовской психологической прозы. Проза и лирика («сушковский» и др. циклы, «человек играющий» в биографии и прозе Лермонтова). Новый поворот в решении проблемы демонизма (соотношение сюжетных линий). Концепция характера и усложнение приемов раскрытия внутреннего мира личности.
76. 27. «Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман. Обусловленность жанра характером героя. Печорин как герой времени, человек эпохи 30-х гг. Проблемы добра и зла, судьбы и воли в романе, их решение. Логика характера Печорина, его раскрытие в сюжете, обоснование индивидуализма как позиции вынужденного зла или сознательного выбора. Психологизм романа. Композиция романа (функция предисловий, хронологические смещения, содержательность приема, мотивы и их функция, соотношение персонажей, функция дневника, глава «Фаталист» и ее место в романе, авторская позиция и сложность ее выявления и т.д.). Книжный код.
77. 28. Сборник Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», принципы циклизации. Рассказчики и их функция. Предисловия, их роль. Романтическая ирония и ее трансформация. Двоемирие и диалогическая концепция жизни. Проблема добра и зла и ее решение в двуплановом сюжете. Поэтика зеркальности, ее содержательность. Гоголевская демонология. Гоголь и барокко.
78. 29. Драматургические принципы Гоголя. Комедия «Ревизор». Структура конфликта, динамика сюжета, психологическая мотивировка и смысл ошибки, смысл двойного финала, смысл немой сцены и многообразие ее трактовок в науке. Принципы комизма (природа комического и смех Гоголя).
79. 45. Поэма «Мертвые души» в контексте гоголевской философии истории: замысел и воплощение. Смысл заглавия, многовариантность его интерпретаций. Концепция человека и концепция характера, художественная реализация в поэме. Композиционные принципы 1 тома «Мертвых душ». Двуплановость структуры, содержательный смысл. Мотив дороги, его композиционная функция. Концепция характера и принципы моделирования персонажей. Персонажи в жанровых моделях. Психологизм. Чичиков в историко-культурной перспе
80.
· Формы самостоятельной работы студентов
· с научной литературой
· Работа с научной литературой – работа с «вторичными текстами»
· Конспект
· Конспект (от лат. Conspectus – обзор) – это краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста.
Слово «конспект» состоит из двух корней, первым из которых является «кон» (в русском языке «кон» означает начало, предел, сужение пространства действий). В этом сужении, предельном сокращении, свертывании информации и заключен главный смысл конспекта.
· Конспектирование – работа с первичными текстами и создание вторичных текстов, в ином виде – свернутом, сжатом.
· Главное требование к конспекту – запись должна быть систематической, логической, связной.
Функции конспекта:
· упрощает запоминание текста, облегчает овладение специальной терминологией;
· помогает восстановить полученную информацию через какой-то срок и в нужной степени полноты;
· дает возможность научиться выделять главное, самое необходимое и нужное в процессе переработки информации; накопить информацию для написания более сложной работы (доклад, реферат, курсовая, дипломная работы, статья и т.д.).
Организация текста конспекта. Целесообразно использовать различные сигнальные знаки, увеличивающие информативность сжатого конспекта: стрелки, подчеркивания, линии, выделение в рамку, восклицательный и вопросительный знаки, знак PS, означающий послесловие, т.е.
· написанное после, приписанное и т.д., использование аббревиатур, т.е. сокращенных слов и словосочетаний, использование вместо слов знаков (вместо слов «равенство», «подобие», «сходство»; можно использовать знак равенства «=», вместо слов «больше, меньше» - математические знаки «<,> » и т.д.).
Основные формы записи
1. План (наиболее краткая форма записей прочитанного, сводящихся к перечню вопросов, рассматриваемых в книге, раскрывающая смысл того или иного отрывка или иного отрывка изучаемого источника, либо краткое, близкое к дословному, изложение).
2. Выписки (цитаты, т.е. дословное воспроизведение того или иного отрывка изучаемого источника, либо краткое, близкое к дословному, изложение).
3. Тезисы (сжатое изложение положений текста, позволяющее обобщить материал, показать его суть в кратких формулировках).
4. Аннотации (краткое обобщение содержания произведения, сохраняющее лишь общее представление об источнике).
5. Резюме (краткая оценка прочитанного произведения; в отличие от аннотации содержит его выводы, главные итоги).
6. Конспект.
Классификация видов конспектов
1. План-конспект (составляется план текста, далее на отдельные пункты плана «наращиваются» комментарии в виде цитат или свободного изложения текста). Этот конспект, с одной стороны, учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана, но, с другой – по нему не всегда удается восстановить в памяти содержание источников. Существенную помощь здесь могут оказать вкладные листки или отметки в книге, сделанные в процессе чтения.
2. Линейно-последовательная запись текста.
3. Тематический конспект. Кратко изложение темы, раскрываемой по нескольким источникам. Такой конспект, с одной стороны, дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и т.д.) на поставленный вопрос-тему, учит анализу различных точек зрения на один и тот же вопрос), с другой – он может не отображать содержания каждого из используемых произведений в целом.
Виды: обзорный тематический конспект (тематический обзор на определенную тему, с использованием одного или чаще нескольких источников; хронологический конспект (становление хронологической последовательности событий на фоне отражения самих событий).
3. Текстуальный конспект – монтаж цитат одного текста.
· Текстуальные выписки могут быть связаны между собой цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора. Текстуальный конспект используется длительное время, но не активизирует внимание и память, автоматизируя освоения.
4. Свободный конспект. Помимо цитат, включает собственные формулировки. Требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, способствует лучшему усвоению материала, не привязывая читателя к авторским формулировкам.
* Наиболее распространенные схемы:
– «Генеалогическое дерево»(выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т.п. и располагают в последовательности «сверху – вниз» – от общего понятия к его частным составляющим).
«Паучок»(записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет «тело паучка», затем определяются основные входящие понятия записываются так, что они образуют «ножки паука», к каждой «ножке» присоединяются ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти).
– Опорный конспект.Это творческий вид работы, где содержание информации «кодируется» с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т.п. Такая запись материала позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент.
Аннотация
Аннотация (от лат. annotatio – замечание) или резюме (от фр. résumé – «сокращённый») – краткая характеристика издания: рукописи, монографии, статьи или книги. Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме.
Общие принципы аннотирования:
1. Лимит слов. Объем аннотации варьируется от нескольких слов до 10-15 строк текста. Аннотация не допускает цитирования, характеристика первоисточника дается своими словами.
2. Временное единство. Аннотации к уже написанным статьям и исследованиям логичнее всего писать в прошедшем времени.
3. Структура. При написании аннотации необходимо придерживаться общепринятой структуры.
4. Простота в изложении. Язык аннотации должен быть простым и понятным широкому кругу специалистов в конкретной области знания. Рекомендуется использовать известные общепринятые термины.
5. Отсутствие деталей. В аннотации необходимо избегать лишних деталей и конкретных цифр.
По характеру аннотации могут быть двух видов.
1. Справочные аннотации.Такие аннотации не содержат критической оценки произведения, только его четкую и краткую характеристику. Цель справочной аннотации – обратить внимание читателя на особенности издания, теоретический или художественный уровень текста, наличие и характер приложений, иллюстраций, списка первоисточников и т.д.;
2. Рекомендательные аннотации.Такие аннотации содержат критическую оценку текста, обосновывают значимость произведения для его целевой аудитории. Это не просто информация о первоисточнике, а перечень аргументов в пользу того, что источник нужно изучить.
По охвату содержания аннотируемого документа и целевой аудитории различают такие виды аннотаций:
1. Общие аннотации.Характеризуют документ в целом (справочного или рекомендательного характера) и рассчитаны на широкий круг читателей.
2. Специализированные аннотации.Характеризуют лишь определенные аспекты документа, интересующие только узких специалистов.
Обзорная аннотация – это аннотация, содержащая бобщенную характеристику нескольких, близких по тематике документов. Для справочной обзорной аннотации характерно указание общих черт нескольких книг (статей), с уточнением особенностей раскрытия темы в каждом из аннотируемых первоисточников. Субъект действия в аннотации обычно не называется, потому что он ясен, известен из контекста; активнее употребляются пассивные конструкции (глагольные и причастные).
Образцы клишированных аннотаций.
· В книге исследуется (что?)… Показан (что?)… Большое место в работе занимает рассмотрение (чего?)… В монографии дается характеристика (чего?)… Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как… В книге анализируется (что?)… Главное внимание обращается (на что?)… Подчеркивается, что… В книге дается (что?)… Раскрываются
· (что?)… Описываются (что?)… Особое внимание уделяется вопросам
· (чего?)… В книге подробно освещаются (что?)… Характеризуется
· (что?)… Рассматривается (что?)…В статье на основе анализа (чего?) показан (что?)… Констатируется, что… Говорится о… В заключение кратко разбирается (что?)…
Рецензия
Рецензия (от лат. recensio – «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо») – это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего – критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п. Суть – выразить отношение рецензента к исследуемому произведению.
· Более важной в рецензии будет информационная составляющая.
· Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения и дает им соответствующую оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач.
· Типология рецензий:
· 1. По объему большие («грандрецензии») и маленькие («минирецензии).
· 2. По числу анализируемых произведений «монорецензии» (анализируется одно произведение) и «полирецензии» (разбор двух или более произведений.
· 3. По теме рецензии литературные, театральные, кинорецензии и т.д.
· Структура рецензии:
· 1. Библиографическое описание произведения (автор, название, издательство, год выпуска).
· 2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление).
· 3. Критический разбор или комплексный анализ текста.
· 4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии.
Принципы рецензирования.
· В отличие от читателя, рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом.
· Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета, умения анализировать объективно.
· Отношения между рецензентом и автором – творческий диалог при равном положении сторон.
· Авторское «я» проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя.
· Рецензия должна иметь завершённую форму.
·
Отзыв
· Отзыв – жанр самостоятельного высказывания. Отзыв дает только общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации. Оценочная составляющая в отзыве имеет большее значение, чем информационная.
· Отзыв отличается от рецензии краткостью и сжатостью выводов о прочитанном произведении.
· 1. Предмет анализа.
· 2. Актуальность темы.
· 3. Формулировка основного тезиса.
· 4. Краткое содержание работы.
· 5. Недостатки, недочеты.
· 6. Выводы.
Обзор
· Обзор происходит от древнерусского корня зор, который встречается в сходных по значению словах: взор, зрить, зырить, позор, взорвать, телевизор.
· Обзор является обязательной составляющей любой научной работы. В нем анализируются существующие в настоящий момент точки зрения на вопрос, который поднимается в работе.
· Его составление необходимо, чтобы не «изобретать велосипед» и выяснить, какие исследования в интересующей вас области уже проведены, а какие проводятся.
При составлении обзора литературы необходимо:
· 1. рассмотреть основные академические теории (и зарубежных, и российских учёных) в выбранной области исследования;
· 2. показать осведомленность с самыми последними работами в данной области;
· 3. раскрыть, каким образом предпринимаемое исследование соотносится с предыдущими исследованиями в данной области;
· 4. оценить сильные и слабые стороны предыдущих исследований;
· 5. аргументировать свою позицию, снабдив обзор ссылками на источники.
· Основные этапы создания обзора литературы:
· 1. Задание параметров поиска.
· Отбор ключевых слов и составление «дерева относительной важности» обозначение областей исследования. Составление подробного тезауруса темы.
· 2. Поиск литературы.
· Поиск литературы осуществляется с помощью поисковых программ Интернета, а также по каталогам библиотек (которые тоже зачастую существуют в электронном виде), по спискам литературы в научной литературе.
· 3. Составление списка литературы.
· Найденный источник надо сразу записать в список литературы, соблюдая правила библиографической записи (в соответствии с ГОСТ).
· Подробная запись необходима при цитировании источников в работе и на завершающем этапе оформления библиографического списка.
· 4. Определение ценности источников, выбор наиболее ценных.
· Алгоритм определения ценности источника:
· а) Как давно написана работа?
· б) Повторяет ли она другие работы?
· в) Насколько согласуется общее направление этой работы и вашего исследования?
· г) Существуют ли ссылки на данную работу (или другие работы этого же автора) в источниках, которые считаете ценными?
· д) Подтверждает ли работа ваши идеи или противоречит им?
· е) Насколько аргументированы выводы автора?
· ж) Какие методологические упущения вы обнаружили в работе?
· 5. Чтение, обзор литературы, реферирование наиболее ценных источников информации.
· Надо правильно оформлять кажущиеся вам нужными цитаты:
· указать источник, страницу источника, адрес страницы Интернет-сайта.
· 6. Создание предварительного варианта обзора литературы.
· Краткое изложение основных идей проработанных источников,
· обобщение, сравнение позиций различных авторов. Отметьте вопросы, по которым ваше исследование предлагает «свежий»
· взгляд на предмет исследования.
· 7. Уточнение ключевых слов, сужение тематики, возврат к первому этапу.
· Корректировка формулировки темы, цели, задач исследования, заголовков отдельных разделов.
· 8. Создание окончательного обзора литературы.
· Итоговый вариант обзора литературы должен логически выводитьна исследуемую проблему.
· Основные выводы обзора следует сформулировать и подытожить в виде кратких тезисов.
·
· Реферат
· Реферат (от лат. refero – докладываю, сообщаю) – это самостоятельная научно-исследовательская работа, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Изложение материала носит проблемно-поисковый характер.
· Реферирование – интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста. Реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию.
· Реферат – адекватное по смыслу изложение содержания первично го текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные.
· Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике.
· Типы рефератов:
Репродуктивные рефераты (воспроизводящие содержание первичного текста) бывают двух видов:
а) реферат-конспект (содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения);
б) реферат-резюме (приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста).
Продуктивные рефераты (содержащие критическое или творческое осмысление реферируемого источника):
а) реферат-обзор (составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу);
б) реферат-доклад (имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы).
·
· В структуре реферата любого типа выделяются три основных компонента:
· · библиографическое описание;
· собственно реферативный текст;
· справочный аппарат
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ