Функции эстетики в обществе

Эстетика как специфическая область гуманитарного знания.

Эстетические объекты возникают в процессе общественно-исторической практики: первоначально стихийно, а затем в соответствии со складывающимися эстетическими чувствами, потребностями, представлениями, сознанием людей в целом. Руководствуясь своими эстетическими представлениями, человек осваивает окружающий его мир. При этом один и тот же объект в одном отношении может оказаться эстетически ценным, например, красивым, а в другом – антиценным. Человек как объект эстетического отношения может обладать красивым голосом и некрасивой внешностью. Именно голос и выступит в данном случае в качестве эстетической ценности – объекта эстетического отношения в его положительном значении. Эстетическое отношение – особое отношение человека к действительности, в процессе которого он выявляет меру целостности явлений объективного мира, раскрывает свои творческие возможности, оценивает степень совершенства явлений. Эстетический объект, таким образом, обладает относительной эстетической значимостью. Эстетика не только изучает объективно- и субъективно-эстетическое, но и определяет специфические сущностные особенности объекта эстетического отношения, отличающие его от других объектов.Эстетическое познание, основываясь на методах теории познания, отличается спецификой на всех этапах поиска истины.

Предмет современной эстетики.

Современная эстетика как система знаний делится на историю эстетики и теорию эстетики. И если предмет истории эстетики очевиден, то предмет теории эстетики постоянно усложняется. Этот процесс ставит перед наукой проблему упорядочения и логического обоснования, наиболее полного и адекватного отражения своего предмета.Не так давно распространенной ошибкой в определении предмета эстетики было упрощение этого понятия и сведение его к проблемам художественной сферы действительности. Художественное – понятие эстетики и искусствознания, означающее: специфическую особенность искусства как формы отражения и познания действительности; степень эстетического совершенства художественного произведения. Художественная культура действительно тесно связана с культурой эстетической, является ее высшей формой и удовлетворяет эстетические потребности личности, но понятие эстетического гораздо шире. Оно отражает то общее, что свойственно всем эстетическим явлениям(объективно-эстетическому в природе, обществе, в продуктах материального и духовного производства; деятельности “по законам красоты”; субъективно-эстетическому; художественной культуре). Решение эстетических проблем является методологической основой для более конкретных наук, используемых при изучении художественной культуры (методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе).

Сегодня эстетика представляет собой науку о природе эстетического и его функциях, о законах эстетической деятельности и восприятия, об эстетическом освоении (познании и преобразовании) природы и общественной жизни. Основная фундаментальная проблема современной эстетики – соотношение художественного образа и его объекта, вопрос художественного отражения действительности. Изучение данной проблематики предполагает анализ художественных произведений и процесса художественного творчества, но не ограничивается этим. В последнее время все шире используются не только методы философии, но и психологии, кибернетики, семиотики и многих других наук и областей теоретической деятельности.

Функции эстетики в обществе.

Функции эстетики ( от лат. functio – исполнение, осуществление; роль, которую играет эстетика в жизни человека и общества) разнообразны. Некоторые из них совпадают с функциями философии и других наук, отличаясь от них тем самым “углом зрения”, о котором мы уже говорили. Это ценностно-ориентирующая, мировоззренческая, воспитательная функции. Эстетика, как и философия в целом, способствует формированию мировоззрения человека, его целеполагания, восприятия мира в его целостности (эстетической). В процессе социализации личности вырабатывается система взглядов человека на мир, и эстетические взгляды – это неотъемлемая часть его мировоззрения. Эстетика выражает систему эстетических взглядов общества, которые определяют весь облик материальной и духовной деятельности людей. Поэтому эстетически образованный человек адаптируется к современной ему культуре и становится социально активной творческой личностью.Эстетика выполняет познавательную функцию. Зачастую человек не может сказать, откуда он знает какие-то специфические детали исторических событий, обычаи разных народов или даже научные факты. Эти знания он получает не напрямую, а опосредованно, воспринимая произведения искусства разных эпох и народов.Коммуникативная функция эстетики отражает потребность человека в том, чтобы поделиться своими эстетическими чувствами с окружающими, быть понятым, а значит, адекватно выражать свои мысли, вызванные восприятием художественных объектов. Обмен мнениями после спектакля или фильма дает нам возможность лучше узнать собеседника. Коммуникативным актом является и сам процесс эстетического восприятия. Читая книги, слушая музыку, мы как бы знакомимся с художником – создателем этого произведения, его исполнителем, узнаем немало о нем, его мировоззрении, вкусах, характере. Таким образом, коммуникативная функция эстетики тесно связана с познавательной.Нельзя недооценивать и гедонистическую функцию эстетики. Последняя не только обостряет эстетические потребности человека, но и способствует их удовлетворению, а значит, получению эстетического наслаждения. Иногда эту функцию называют специфически эстетической, поскольку она не свойственна другим наукам.

4.Эстетическое сознание и его структура.Эстетическое восприятие - непосредственное, целостное, объединяющее чувственный, рациональный и эмоциональный моменты отражения действительности. В его структуру входят: 1) синтез ощущений; 2) включение в каждый момент чувственного созерцания предшествующего опыта, зафиксированного в эстетических образцах и эстетических идеалах, сопоставление объекта с этими образцами, оценка; 3) эстетическое чувство, которое является наиболее очевидным признаком эстетического переживания. Первоначально эстетическое чувство выступает как эмоциональная реакция на внешний вид явления и на его доминирующее качество.

5. удожественный образ.

Художественный образ как единство специфического отражения жизни и самовыражения автора. Образная природа искусства. Генезис и бытие художественного образа. Соотношение реального и условного в художественном образе. Уровни художественного образа. Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность. Самодвижение художественного образа. Многозначность и недосказанность. Обобщение в искусстве. Оригинальность.

Художественный метод как способ образного мышления. Гносеологический аспект художественного метода. Художественный и научный методы. Динамика художественного процесса. Стиль в искусстве.

Художественное произведение как предмет эстетического анализа. Способ существования произведения искусства как эстетического объекта. Художественное произведение как целостность. Содержание и форма. Эстетическая специфика содержания. Художественная форма и ее компоненты. Содержательность компонентов художественной формы. Взаимодействие формы и содержания.

Процесс художественного творчества. Эмоциональное и рациональное в структуре художественного субъекта. Понятие таланта. Художественное творчество как процесс.

Специфика эстетического восприятия. Структура эстетического восприятия. Особенности эстетического восприятия.

Наши рекомендации