Цели речи — формы речи

Что вы хотите сказать своим слушателям: разъяснить им положение вещей (в научном докладе, сообщении, рас­сказе о деловой поездке и т. д.), побудить к действию (в по­литической речи, например) или то и другое вместе? В дру­гих обстоятельствах произнести праздничную речь, привет­ствие и т. д. Вы хотите в вашей речи уловить и усилить об­щее чувство, выражающее настроение всех собравшихся. В другой раз Вы хотите рассказать о пережитом лично Вами. Рассказывая об этом, Вы позволяете слушателям стать уча­стниками происшедших с Вами событий.

В соответствии с этим мы различаем четыре основ­ных типа речи:

* Damaschke A. Geschicte der Redekunst. Jena, 1921.

Предметный доклад (разъяснение положения дел с выражением преимущества в понимании). Речь с выражением мнения или убеждающая речь. У Вас есть цель действий; она не позволяет Вам ос­таться в строгих границах логики, но обращается к чувству и знанию слушателей. Ваша речь насыще­на придаточными предложениями цели типа «сле­довательно, нужно сделать то-то и то-то». Особыми формами речей с выражением мнения яв­ляются дискуссии и дебаты, которые подробно рас­смотрены в книге «Школа дебатов»*. Речь по поводу, с учетом ситуации перед реально собравшимися (приветственная речь, праздничная речь, благодарственная речь и т. д.). Рассказ (например, сообщение о пережитом). В рас­сказе различные формы речи переплетаются друг с другом.

' Lemmermann H. Schule der Debatte. Munchen, 1986

Техника подготовки

Общие сведения

Клаус Хармс был известным проповедником. На воп­рос — сколько времени ему потребовалось для подготов­ки знаменитой проповеди — он ответил: «Ровно сорок лет». Возможно, это преувеличение, однако несомнен­но, что очень многие речи и доклады готовятся слишком поспешно. Вновь и вновь мы убеждаемся, что способные ораторы недостаточно готовятся к выступлению. Они компетентны, «подкованы» и опытны в обращении как со словами, так и со слушателями, но не дают себе труда тщательно подготовиться, предполагая, что хорошую речь творит только чудо.

Такие ораторы редко совершают прыжок, позволяю­щий стать выдающимся оратором. Они не развиваются, а остаются рутинной посредственностью.

В 1985 г. бывший премьер-министр земли Северный Рейн-Вестфалия Хейнц Кюн свой ораторский опыт и свои размышления в занимательной форме изложил в книге «Искусство политической речи»* (см. 1). Часть 2

* Kiihn H. Die Kunst der politischen Rede. Dusseldorf/Wien, 1985.

названа так: «Советы того, кто полстолетия работал, ис­пытывая себя в политической речи, письме и торговле» Кюн пишет: «Кто думает, что овладев более или менее искусством слова, может без подготовки выходить на три­буну (так как в любом случае умнее, чем его аудитория), глубоко заблуждается».

Его речь не внесет значительный вклад в решение про­блем; это будет не более чем проявление заносчивости.

• Правило номер один для подготовки речи: Выдели время.

Хотя в истории были случаи, когда речи, произнесен­ные экспромтом, или подготовленные за очень короткое время получались удачными и достигали цели, однако это не общее правило. Всего лишь две минуты длилась речь, американского президента Авраама Линкольна, произне­сенная 19 ноября 1863 г. в день освящения кладбища павших в гражданской войне, однако американцы пом­нят ее до сих пор. (Эта нация, подчиняясь богу, возро­дится к новой свободе. Цель: «Власть народа, с помощью народа и для народа).

Линкольн поспешно записал несколько фраз на двух листках бумаги и был совершенно недоволен, так как не имел времени на обработку формулировок.

Хейнц Кюн: «Авраам Линкольн подолгу готовился к каждой речи, при этом он в течение «инкубационного пе­риода» писал на клочках бумаги или на конвертах, фраг­менты предложений, а потом эти обрывки бумаги с за­писями, помещал в свой знаменитый цилиндр и посто­янно носил с собой. Затем за письменным столом состав­лял из них свои речи.

• Правило номер два для подготовки речи: Работай

систематически.

Впустую теряется бесконечно много времени, если ра­бота не ведется систематически.

Гете в мае 1798 г. писал Шиллеру: «Чрезвычайное оби­лие материалов, которыми я располагаю, привело бы

меня в отчаяние, если бы не большой порядок, в котором я содержу бумаги, это мне позволяет ежечасно повсюду принимать решительные меры, каждый час использовать соответственно обстоятельствам и двигать вперед одно за другим». В письмах Платона есть любопытное высказыва­ние: «лишь долго двигая перед собой светильник, освеща-юший предмет с разных сторон, можно осветить знание

предмета».

Выдающиеся ораторы, как мы знаем, интенсивно ра­ботали над каждой речью.

Рузвельт долго работал над знаменитой речью о пре­одолении экономического кризиса. Окончательный ва­риант он прочитал вслух одному маляру из Белого дома с просьбой его прервать, если что-то будет непонятно. Этот человек прервал Рузвельта в трех местах. Президент быс­тро исправил формулировки.

Свои большие парламентские речи Черчилль разра­батывал тщательно, вплоть до каждого отдельного сло­ва, а важнейшие части речей заучивал наизусть. Лорд Биркенхед ехидно заметил, что Черчилль лучшие годы \ своей жизни потратил на подготовку «импровизирован­ных» речей.

Ллойд Джордж в свое лучшее время был, несомнен­но, гениальным оратором. Его биограф Хуго Фишер ос­ветил закулисную сторону жизни премьер-министра, ког­да заметил: «Во всех фазах жизни у него был талант целе­направленной и прилежной работы над собой по даль­нейшему совершенствованию. Тщательная проработка ма­териала, внимание к мелочам, постоянное упражнение памяти также обусловили успех динамического искусства его речи. Речи Ллойда Джорджа в известном смысле явля­ются «выученными»: знаменитые passages of eloquence (пас­сажи красноречия) и purple patches (красные места) рито­рических вершин — результат заботливой проработки и

тренировки памяти».

Конечно, не все политики готовят речи самостоятельно. Будучи риторически одаренным, президент Кеннеди по­ручал составлять большие речи своему советнику (Т. Соренсену). Английская королева готовит свои речи также с помощью секретаря, в то время как ее супруг герцог Эдин­бургский речи, которые он произносит, составляет сам.

Министру экономики и финансов Карлу Шиллеру проекты речей должен представлять референт. Но гля­нец, как правило, министр наводит сам, иногда добав­ляя кое-что в порядке импровизации.

Многим политикам потребовалось бы слишком мно­го времени (если бы они захотели) сочинять свои речи самостоятельно. Подумайте только о некоем задерганном обербургомистре*, который, допустим, сделает доклад в парламенте по политическим вопросам, одновременно заканчивает статью о вывозе мусора, после этого ищет подходящие слова уходящему в отставку старшему ин­спектору и уже в следующее мгновение открывает миро­вой конгресс любителей декоративных рыб.

Подготовка речи является творческой работой, кото­рая доставляет и радость, и творческие муки. Кстати о муках: Эдисон считал, что изобретение состоит из 1 про-V цента вдохновения и 99 процентов пота.

Аналогично обстоит дело и при подготовке речи.

К систематической работе относится прежде всего об­думанная последовательность всех этапов работы.

Гамильтон думал лаконично и связно, оставив нам пять заповедей искусства речи:

• Понять, что следует сказать.

• Упорядочить: что по делу, а что шутки ради.

• Облечь в слова и украсить слогом.

• Запечатлеть в памяти.

• Приятно и достойно изложить.

Тщательная подготовка речи включает, по моему опы­ту, следующие десять рабочих шагов (этапов).

* Обербургомистр - глава администрации города в ФРГ. 50

1. Сбор материала.

2. Отбор материала и его организация.

3. Обдумывание материала (медитация, связка дета­лей, комментирование материала).

4. Первая редакция ключевых слов (предварительная редакция).

5. Стилистическое оформление главной части (уп­ражнение в словесном оформлении).

6. Формулирование вступления и заключения.

7. Общий контроль.

8. Вторая редакция ключевых слов (окончательная редакция).

9. Мысленное освоение&

10.Риторическое освоение (проба речи).

Рабочие этапы 1—6, а также 9 и 10 частично пересека­ются по времени. В последующем Вы найдете некоторые указания по подготовительной работе.

2.2 Специальные положения

2.2.1 Ступени подготовки

Материал собирайте на перспективу. Многие орато­ры и докладчики грешат тем, что выделяют слишком мало времени для подготовки к выступлению. Одного государ­ственного деятеля спросили, сколько времени ему пот­ребуется для подготовки следующей речи. Он ответил: «Если для произнесения речи мне отведено 10 минут, то нужна неделя. Если в моем распоряжении один час, то потребуется два дня. Если же я располагаю неограничен­ным временем, то могу говорить сейчас же».

♦ Чтобы иметь представление о предмете, нужно не только собирать материал для конкретной речи, но и постоянно расширять свои знания с помощью все­сторонне разветвляющегося сбора данных. «Нет такой специальной или из ряда вон выходящей темы, чтобы не нашлось книги, способной предоставить

материал по этой теме, — пишет англичанин Гамильтон, и продолжает: Читайте Сенеку, он по большинству тем дал блестящие и счастливо выраженные мысли».

Согласно Вильгельму Бушу, даже самый обыкновен­нейший предмет, рассмотренный в свете и контрсвете, ценен для наблюдения.

Для каждой области знания издаются универсальные справочники, специальные книги и журналы. Каталоги библиотек информируют об имеющихся в книгах сведе­ниях. Работа облегчается, если у нас под рукой специа­лизированные словари по философии, экономике, поли­тике; энциклопедические словари, толковые словари и сло-вари иностранных слов и т. д.

Имеется бесконечное множество источников матери­ала. Например, газетные статьи по требуемой тематике. Очень жаль, что газетные высококачественные статьи не переживают день своего появления в печати. Хорошие газеты — настоящие сокровищницы актуальных специ­альных и аналитических материалов. Их нужно исполь­зовать в гораздо большей мере, чем обычно. При сборе «сырых» материалов строго разграничиваем чужие и соб­ственные. Опыт показал, что собственные мысли удобно помечать особым образом, например, в угловых скобках. Иначе теряется контроль над тем, что исходит из других источников. Цитаты мы берем в кавычки и не забываем указать источник (автор, заглавие, место и год издания, страница: например: «... «(цитата), затем в скобках: Мель­хиор Шульце: Об истории развития лиственной тли, Го­нолулу, 1956, стр. 789). Оказываем предпочтение первич­ным источникам перед вторичными (в последних первичные источники более или менее переработаны).

Собранный материал лучше всего фиксировать в ка­таложных карточках. Возможно, следующие советы об­легчат вам работу.

• Удобны и вполне достаточны каталожные карточ­ки размером 7,5x12,5 см или двойной величины.

• Мы выражаем содержание с помощью ключевых слов.

• Разборчиво пишем и нумеруем карточки.

• Мы пишем на карточке только с одной стороны: позднее это облегчает их обзор. Точно так же мы поступаем при окончательном составлении кон­спекта ключевых слов предстоящей речи; отпадает надоедливое перелистывание при произнесении речи: в этом случае листки с ключевыми словами незаметно откладывают в сторону один за другим. «Почему, — спросили Детлева фон Лилиенкрона не- кие любопытствующие — на страницах рукописи разрешено писать всегда только с одной стороны?» «Вероятно, — ответил Лилиенкрон, — чтобы не це­ликом портить хорошую бумагу».

• Мы оставляем место для добавлений и изменений.

• Мы подчеркиваем важные места — сбоку или сни­зу, применяя, смотря по обстоятельствам, цветные карандаши или буквы различной величины.

Чарльз Фергюсон писал в «Советах оратору»: «Запи­си, которые делают для себя, спустя некоторое время скапливаются кучами. Однако, как ни странно, кучи со временем становятся более упорядоченными, чем, со­бственно, этого можно было бы ожидать».

О сборе собственных материалов

«Неожиданное случается там, где этого не ждут. Так и с мыслями. Идеи и фантазии не зависят от нашего же­лания, а приходят, когда им вздумается» — так пишет Буш в своих письмах. Мысли не являются в «назначенное время», которое им вежливо предоставили, а они прихо­дят, когда хотят: в трамвае, кино, во время еды. Важно отметить, что они запоминаются, возможно, только в виде ключевых слов. (В спальне Герхарта Гауптманна очень часто обновлялись обои у кровати, потому что на них он записывал идеи, которые приходили ему

ночью в голову.) Поэтому всегда держите при себе ма­ленький блокнот и карандаш. Использовать обои в тече­ние непродолжительного времени слишком убыточно. Бесчисленное множество интересных мыслей наверняка пропало у нас безвозвратно только потому, что мы их во­время не записали.

«Для оратора блокнот то же самое, что для рыбака сеть». (Кассой). Карло Шмид сообщает об умершем в 1952 г. Курте Шумахере: «Он неустанно делал записи -при чтении, разговаривая с другими и даже с самим собой (!); эти записи как сырье он перерабатывал для своих речей и из этого сырого материала формировал рукопись».

Настоятельно рекомендую применять карточки, на которых записывают собранные идеи, выразительные формулировки, цитаты, афоризмы и другие «находки чте­ния», даже если для них нет сиюминутного применения.

♦ Впрочем, опять и опять мы приходим к заключению: усилия, направленные на формулировку идеи, делают мысли более ясными.

Тот, кто часто записывает свои мысли, тот возбужда­ет свою фантазию, а «душа без фантазии — как обсерва­тория без телескопа» (Генри Вард Беехер).

Об отборе материала и его организации

Отбор материала и его организация тесно связаны между собой. Когда из накопленного материала я отби­раю важнейший для речи, уже тогда я продумываю спо­соб наилучшей организации материала. Мы должны про­сматривать свои заметки вновь и вновь. Делать это сле­дует, во-первых, с радостью охотника за бабочками, влюбленного в красоту своей коллекции, во-вторых, что­бы выбрать нужное, в третьих, чтобы удалить устаревшее (освободиться от балласта). Уже упоминалось, что самое трудное в собирательстве — это выбрасывание). Каждый просмотр материала ведет к дальнейшему его уяснению

и соединению деталей. Ум берется за дело. Конечно, «ора­тору нужно гораздо больше строительного материала, чем впоследствии он употребит»(Киллиан). Но при строгом отборе мы берем лучшее, отделяя существенное от мало существенного. Слишком большое количество материа­ла не пойдет впрок любой речи. «С духовной пищей по­лучается так же, как с едой: мы питаемся не тем, что съедаем, а тем, что усваиваем»(Вальтер Винклер).

Вопрос звучит так: В чем моя главная цель? Что я хочу достичь; к чему я направляю?

Теперь строгий отбор должен быть ориентирован точ­но на тему речи. «Мастер проявляется прежде всего в от­сечении всего лишнего. Наш взгляд направлен лишь на существенное. «Не количество материала приносит ус­пех, но его проработка»(Науманн).

Обдумывание материала

За сбором и отбором следуют обдумывание материа­ла, установление связей, комментирование. В целом это можно назвать «инкубационным периодом». К нему от­носятся проверка фактов и уточнение мыслей, их упоря­дочивание (монтаж, архитектура), их варьирование. «Это входит в состав двух различных видов мыслительной де­ятельности: постижения отдельных явлений и соедине­ния познаний» (Науманн). Этот процесс — основа важ­нейшей стадии— медитации.

Согласно Шрайнеру, в христианской проповеди раз­личают пять стадий: экзегезу (толкование текстов), ме­дитацию, рассуждение, усвоение, исполнение.

Несколько указаний для нашей, часто профанируе­мой области:

• Мы концентрируемся в данный момент, по возмож­ности, только на одной мысли; мы отключаемся от посторонних мыслей. (Вильям Джеймс установил, что человек в среднем раскрывает только 1/10 сво­их мыслительных способностей, что в значитель-

ной мере обусловлено недостаточной концентра­цией и несовершенной техникой работы.) • Мы снова и снова представляем себе наших слушателей. Что мы хотим им сказать? К чему мы направляем? Не спеша проясняем главную мысль, позволяем ей

«покрутиться» в головах слушателей. Медитация содействует осознанию. Мы достигаем ее лишь тогда, когда освобождаемся от суеты окружающего нас мира. Каждая речь должна медленно «прорастать» внутри нас. Нужно определенное время «жить этой речью». Когда мы интенсивно занимаемся единственным делом, то не забываем о творческих паузах. Закон чере­дования напряжения и разгрузки действителен и для ум­ственной работы.

По теме медитации и умственной работы выясним еще кое-что. Ведь мы хотим не только накопить знания и впечатления, но и составить обоснованное мнение. По­стоянно ошибаясь, мы вновь и вновь взвешиваем и про-веряем. Оратор действует как владелец дома: он все вре-мя что-то ремонтирует. То, о чем я упомяну ниже, может кое-кому показаться не имеющим значения, мне же это представляется существенным.

Предпосылкой плодотворной подготовки является выделение наилучшего времени для работы, которое у нас зачастую совершенно различно.

♦ Умственной работой нужно заниматься по возмож­ности регулярно.

Очень часто успех зависит от мелочей, например, от климатических условий во время работы. Нельзя недо­оценивать влияния окружающей среды. Шиллеру, напри­мер, работалось лучше всего, если он ощущал запах гни­лых яблок (!). Не каждый разделит с Шиллером выбор стимулирующего запаха и с помощью гнилых яблок по­лучит вдохновляющий импульс к возвышенным мыслям. К одним мысли приходят со стаканом вина, к другим —

время прогулки. Так глупо это звучит: «амбулаторное» стимулирование мышления эффективно для предраспо­ложенных к движению. Перипатетики (круговые прогул­ки) Уже у древних греков были средством поиска идеи на просторах мысли. Подумайте, например, о значении средневековых крестных ходов вокруг монастырей. Как полагал Гете, движение на свежем воздухе придает «про­дуктивно действующие силы».

В книге Хорста Бинекса «Беседы о мастерской писа­теля» (1962) лирик Вильгельм Леман подтверждает: «Сти­хотворения возникают у меня чаще всего с движением, особенно во время прогулок. Я тип шагающий». Хейнц Кюн: «Хотя я не согласен с Монтенем, который полагал, что его мысли спят, когда он сидит, и ум неподвижен, если его не толкают ноги, но я ценю прогулки в одиноч- ку, когда продумываю основную концепцию речи, кото- . рую намерен произнести. Затем за письменным столом готовлю конспект ключевых слов и потом начинаю , уяс­нив слова, брать с боем проблему «как сделать», модели­руя до некоторой степени пластический образ речи. При этом я также путешествую вдоль книжных полок и ар­хивных ящиков...»

Внутренними предпосылками плодотворной подго­товительной работы являются:

• Самоопрос. (В чем причина, каково действие фак­та? Какова суть, главная мысль, которую я должен сообщить? И так далее). Постановка вопросов са­мому себе является средством активизации мысли. Если есть вопрос, значит, возможен ответ. «Подумай над детским вопросом: Что делает ветер, когда он не дует?»(Эрих Кестнер).

• Чередование состояний — размышление вслух и про­слушивание «внутреннего голоса». Выбрав время, мы молча медитируем, сосредоточившись «в себе», за­тем снова высказываем наши мысли уже вслух или вполголоса. Эта смена состояний потрясающе час-

то ведет к уяснению мысли. Философ Иоганн Гот-тлиб Фихте указывал на важность размышления вслух. Он пишет: «Размышление вслух дает новую степень ясности и определенности. Оно объединя­ет чувство и разум; абстрактнейшие идеи послед­него обостряет, а образы первого упрощает и упо­рядочивает».

• Терпеливая, систематическая работа над текстом — соединение частей, рациональная организация ма­териала и эффективная разработка формулировок. Плиний пишет о художнике Апеллесе, который не позволял себе ни дня без хотя бы одного мазка кистью: nulla dies sine linea (ни дня без линии). Ре­гулярная работа ведет к большему успеху. Гамильтон также рекомендовал: «Не довольствуйся ни мыслью, ни выражением в той форме, в которой они предстают тебе впервые, но стремись к улучшению их более и более».

Я уже сказал, что речь должна медленно прорастать в нас. Мышление — не объект поточного производства. Хотя в отношении самого себя зачастую требуется много терпения.

Известна американская brain-storming (мозговая атака), которая с помощью активизации мышления груп­пы дилетантов и специалистов мгновенно решает про­блему, но, увы, не всегда успешно. Хорошие идеи требу­ют времени.

Бывает, что мысли подолгу вызревают в нас. И когда мысли окончательно уясняются, не всегда сразу находят­ся нужные слова. Так, Лютер зачастую в течение недели подыскивал подходящее выражение.

Шиллер пишет: «Может пройти час, пока я отыщу на­илучшее завершение фразы». Ныне умерший депутат Христианско-социального союза барон фон Гуттенберг описал в своей «Сноске» подготовку большой речи для произнесения в бундестаге: «В моей рукописи содержит-

работа нескольких недель. Некоторые предложения я отшлифовывал часами, пока они стали соответствовать ритму языка.

Полезно упражняться вновь и вновь, чтобы главные мысли и основные положения речи сформулировать в кратких выражениях («концентрация сути»). Мы не забываем о слушателе, который должен кое-что понять или определенным образом поступить.

♦ Во время медитации мы четко уясняем основные поло­жения речи и выражаем их в законченных фразах. Тер­пеливое обдумывание деталей и связок можно реко­мендовать, но не со всей настойчивостью.

В беспокойстве и спешке, с которыми мы «выполня­ем» нашу умственную работу, в неспособности современного европейца к медитативному поведению жители Азии видят ужасающий признак упадка культуры.

И последнее: заранее обратите внимание на время, от­веденное для произнесения речи, (не более 90 минут). Многие ораторы не распределяют заранее свое время, в спешке заканчивают речь и лишаются положительного эффекта.

Первая редакция ключевых слов

Мы установили результат предшествующей работы в виде ключевых слов. Ключевые слова располагаются оп­ределенным образом, ясно читаются; образуют каркас понятий, на котором держится речь. Первая редакция клю­чевых слов, как правило, еще не очень тщательная. Отме­чают все важные смысловые элементы. Хорошо удавши­еся формулировки по мере необходимости фиксируют в полном словесном объеме. Мы отделяем первостепенное от второстепенного: подчеркиванием, выделением цве­том или изменением размера букв. Теперь, используя конспект ключевых слов, начинают упражнение в сти­листическом оформлении главной части, вступления и за­ключения. Вступление и заключение в большинстве слу-

чаев могут быть сформулированы после главной части, так как и во вступлении и в заключении, как правило, имеются ссылки на главную часть.

Поэтому начинать при подготовке речи с введения не­желательно, ведь главная часть и выводы могут быть рассмотрены еще не полностью. Так иногда введение, ко­торое было составлено заранее, вдруг теряет необходимую связь с главной частью и заключением.

♦Мы снова и снова перерабатываем разделы речи, со­храняя в качестве мысленного ориентира ключевые слова, но подыскиваем все новые формулировки. При этом вполголоса произносим текст самим себе.

Так легче всего преодолеть трафареты письменного языка. Это перелопачивание материала, эти все новые словесные формулировки гарантируют развитие речево­го мышления.

Выдающимся оратором был (умерший в 1960 г.) пи­сатель Вольф фон Нибельшутц. «Нибельшутц прогова­ривал весь текст, когда писал, произносил его снова и снова, проверяя предложения на ясность и эффектив­ность, шлифовал и упрощал, пока все в целом в словес­ном отношении не зазвучит почти свободно» (Ильза фон Нибельшутц).

Общий контроль

«Еще раз прокрути свою речь от начала до конца и проверь, нельзя ли ее улучшить, расположив материал в иной последовательности». Так рекомендует Гамильтон. Вот история XVI столетия : один меценат, наблюдая за Микельанджело, когда тот тщательно обрабатывал дета­ли своего произведения, удивленно воскликнул: «Все, что ты изменяешь, в сущности мелочи»! На что художник от­ветил: «Конечно, мелочи. Но к совершенству ведут ме­лочи, а совершенство то, в чем мелочей нет». Последнее высказывание с большой точностью относится к речи.

♦ Речь можно назвать совершенной, если улучшились все, даже ее заведомо мелкие детали.

Далее общий контроль осуществляет последнюю шлифовку, последнюю риторическую подготовку. Тут и там выполняется полировка до глянца или «наводится блеск». Мы обращаем особое внимание на уравновешенность про­порций отдельных разделов речи. Не придаем ли мы «в пы­лу боя» некоторым фактам слишком большой вес? Напро­тив, не подверглось ли нечто иное недооценке? Пытаемся отойти на некоторое расстояние и представить себя в роли слушателя, но особенно в роли оппонента. Мы проверяем аргументацию, связки, главные положения.

«Три четверти моей литературной деятельности за­ключается, в сущности, в правке и шлифовке. И, возмож­но, три четверти — сказано слишком мало» (Фонтане). При общем контроле прежде всего устанавливают вто­ростепенное и лишнее в речи.

Наши рекомендации