Характеристики классической культуры

Период Тэмпё при правлении императора Сёму начался в 710 году с утверждением местопребывания правительства в городе Нара и закончился в 794 году, когда столица была переведена в Киото. Прогрессу страны было задано направление политикой правительства, направленной на активную ассимиляцию китайской и корейской культуры, и японская культура этого периода демонстрирует величину масштабов, соразмерных со степенью государственного процветания и передовым уровнем культуры этих наций, которые оказывали влияние на Японию.

С нарастанием восторженности буддизмом при дворе значительная религиозная энергия хлынула в новую столицу в Нара. Великолепные храмы и религиозные сооружения, построенные в это время, знаменовали собой кульминацию буддийской культуры в Японии. Политика продвижения буддизма проводилась с величайшей энергией во время правления императора Сёму, который издал императорский указ о том, чтобы провинциальные храмы (известные как Кокубундзи ) были возведены в каждой провинции по всей стране, и приказал приступить к строительству колоссального храма Тодайдзи, стоящего над провинциальными храмами в Нара, чтобы расположить в себе гигантского Дайбуцу (статую великого Будды). Энтузиазм правящего класса в отношении того, что в этот период времени являлось буддийским, достиг такой степени, которую сегодня мы могли бы назвать сумасшествием.

7 Западный участок храма Хорюдзи. Планировка храма с главным залом и пагодой, сбалансированно размещенными друг против друга, является особенностью Хорюдзи, который представляет собой древнейшее деревянное сооружение в мире.

8 Триада Шака (Шакъямуни). Создана Курацукури-но-Обито Тори. Со своим высоко стилизованным изображением и лицами, на которых запечатлена «улыбка древности», эта триада является типичной для ранних форм буддийской скульптуры в Японии.

9 Настенные фрески храма Хорюдзи. Живопись, исполненная сильными линиями и сбалансированной композицией, отражает влияние настенных росписей в Аджанта, Индия.

10 Голова Якуси Нёрай (Байсадзиягуру). Буддийская скульптура стала более реалистичной в период Нара. Как представлено этим произведением, она характеризуется энергичными, выражающими достоинство и идеализованными изображениями.

Художественные достижения этого периода остаются великолепием для любителей искусства сегодня. Общепризнанно, что уровень, достигавшийся художниками периода Тэмпё, проистекал не только из их решимости стать непревзойденными в своем искусстве, но также и из сильных религиозных чувств, которые тогда превалировали.

Ассимиляция материковой культуры не означала, тем не менее, параллельного усвоения философии и базовых образцов социальной структуры, которые представляли собой источники, питающие эти культурные образцы. Соответственно, иностранные культуры не вызывали крупных трансформаций в жизни и мысли Японии, как не подавляли они и традиционную японскую культуру. В большей мере развивалось своего рода взаимное сосуществование двух типов культуры. Неослабевающая сила той культуры, которая является японской от природы, удостоверяется вышеупомянутым Манъёсю, многотомным собранием 4.400 поэм, спектр авторов которых колеблется от аристократов до обычных простолюдинов. Собрание изобилует теми поэмами, которые свидетельствуют о здоровой психологии и сильной энергии японского народа. Поскольку это без сомнения были именно те характерные черты, которые генерировали грандиозность и могущество культуры Тэмпё.

Китайская культура танской династии впитала разнообразие культур Востока, придавая им космополитичную, равно как и экзотическую природу. Одной из характерных черт тайского искусства служила тенденция к сильной декоративности, что соответственно японскому эстетическому восприятию являлось чрезмерно украшательским, искусственным и обладающим нехваткой внутреннего изящества и утонченности.

Эта эстетическая ориентация людей Японии видна в таких произведениях искусства как статуя Каннон в храме Сёриндзи, а также статуи Никко (Суриапраба — солнечный свет) и Гакко ( Кандрапраба — лунный свет) в Хоккэдо храма Тодайдзи. Данные произведения предполагают уникальное японское чувство гармонии через их свойства свежести и высокой духовности. Искусство периода Тэмпё может по праву быть названо кристаллизацией японского классического ' искусства.

Из существующих примеров буддийской архитектуры этого периода в наибольшей степени заслуживает упоминания Хоккэдо в храме Тодайдзи и Кондо в храме Тосёдайдзи. В исполнении в значительных масштабах религиозных статуй важное место отводилось тем из них, которые творились из глины или ‘‘высушенного лака» (пласты из конопляной материи, склеенные вместе и покрытые лаком). Ведущими из характерных работ этого времени являлись триада Якуси (байсадзиягуру и двое слуг), освященная в храме Якусидзи, Хатибу-сю (восемь сверхъестественных охранников Будды) и Дзю-дай-дэси (десять великих воспитанников Будды), находящиеся в храме Кофукудзи, и изображение Фуку Кэнсаку Каннон (Амогапаса ), которому посвящен павильон Хоккэдо в храме Тодайдзи. Все из упомянутого выше оставляет впечатление энергии молодости и заслуживает внимание своим реалистическим стилем.

Последняя часть периода Тэмпё характеризовалась, вместе с тем, склонностью к чувствительности и сдержанной грации, свойствам, которые являлись контрастом грандиозности и жизненности скульптур Хакухо и имели тенденцию вести в качестве результата к ослаблению побуждающей силы, которая выражалась ранними произведениями.

Как раз именно в это время произошло так, что японское буддийское искусство получило новый стимул посредством визита китайского монаха Ганьцзиня. Храм Тосёдайдзи, который воздвиг Ганьцзинь, содержит ряд деревянных скульптур, которые, как считают, являются творениями сопровождавших его китайских художников. Эти произведения должны были оказать сильное влияние на последующий скульптурный стиль Дзёган.

Имеется ряд предметов, которые, как рассказывают, использовались императором Сёму в своей повседневной жизни и сохраняются в хранилище Сёсо-ин императорской сокровищницы в Нара и которые оказываются полезны в том, чтобы помочь нам понять отношения между искусством Тэмпё и китайской культурой того периода. В то время как некоторые из этих экспонатов являются китайского происхождения, множество других со всей очевидностью были произведены в Японии вслед за китайскими моделями, показывая ту степень, до которой японский правящий класс был привлечен китайской культурой. В то же время тонкое мастерство, отраженное в этих экспонатах, говорит красноречивым образом о высокой степени утонченности в технике, которой обладали японские художники, равно как и о высоком уровне культурной жизни, которую вела аристократия того времени.

11 Гакко Босацу (Чандрапраба). Спокойная, мирная и грациозная, эта буддийская статуя впечатляет своей безупречной красотой. Глина служила одним из материалов, часто употреблявшихся в скульптуре периода Нара.

12 Дама под деревом. Это одна из секций складывающейся ширмы, на которой дамы, расположившиеся под деревьями в китайских нарядах, выдержанные в стиле танской династии, запечатлены в мягких линиях с изящными выражениями. Секции первоначально были украшены перьями птиц.

13 Хранилище императорских сокровищ Сёсо-ин. Это деревянное здание 8 века, выдержанное в стиле «адзэкура» (бревенчатого сруба), сохранило в себе множество произведений декоративного искусства Персии, Китая и Японии, относящихся к двенадцати столетиям.

14 Главный зал храма Тосёдайдзи. Это впечатляющее здание, являющееся представителем архитектуры периода Нара, помещает в себе важные произведения буддийской скульптуры того времени. Одна из принципиальных отличительных черт заключается в открытой колоннаде по фасаду.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Наши рекомендации