Направление и его основные признаки | Представители литературы |
КЛАССИЦИЗМ XVII — начало XIX века 1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве. 2) Гармония содержания и формы. 3) Цель искусства — нравственное воздействие на воспитание благородных чувств. 4) Простота, стройность, логичность изложения. 5) Соблюдение в драматическом произведении правил «трех единств»: единство места, времени, действия. 6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами. 7) Строгая иерархия жанров: «высокие» — эпическая поэма, трагедия, ода; «средние» — дидактическая поэзия , эпистола, сатира, любовное стихотворение; «низкие» — басня, комедия, фарс. | Франция: П. Корнель, Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер, Ж. Лафонтен; Россия: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин. |
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ XVIII — начало XIX века 1) Изображение природы как фона человеческих переживаний. 2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма). 3) Ведущая тема — тема смерти. 4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны. 5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть. | Англия: Л. Стерн, С. Ричардсон; Франция: Ж.-Ж. Руссо; Германия: И. В. Гете; Россия: Н. М. Карамзин. |
РОМАНТИЗМ конец XVIII — XIX век 1) «Космический пессимизм» (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации). 2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея «эскапизма» (бегство романтического героя в идеальный мир). 3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии). 4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души. 5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах. | Германия: Э.-Т.-А. Гофман; Англия: Д. Г. Байрон, В. Вордсворд, П. Б. Шелли, Д. Китс; Франция: В. Гюго; Россия: В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов. |
РЕАЛИЗМ XIX — XX век 1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности. 2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах). 3) Герои — не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы. 4) Характеры героев даны в развитии. многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы. 5) Живой разговорный язык; разговорная лексика. | Англия: Ч. Диккенс, В. Теккерей; Франция: Стендаль, О. Бальзак; Россия: А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов. |
НАТУРАЛИЗМ последняя треть XIX века 1) Стремление к внешне точному изображению действительности. 2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера. 3) Предмет интереса — быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности. 4) Идея отсутствия «плохих» сюжетов и недостойных тем для художественного изображения. 5) Бессюжетность некоторых художественных произведений. | Франция: Э. Золя, А. Хольц, братья Э. и Ж. Гонкур; Россия: П. Д. Боборыкин «Китай-город», Н. А. Некрасов «Петербургские углы», Д. В. Григорович «Петербургкские шарманщики», В. И. Даль «Уральский казак»; нравоописательные очерки Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. |
МОДЕРНИЗМ: - символизм
- импрессионизм
- акмеизм
- футуризм
- экспрессионизм
| |
СИМВОЛИЗМ 1870 — 1910-е годы 1) Символ — главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов. 2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм. 3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений). 4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья. 5) Искусство как интуитивное постижение мира. 6) Музыкальная стихия — праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха. 7) Внимание к аналогиям и «соответствиям» в поисках мирового единства. 8) Предпочтение лирических стихотворных жанров. 9) Ценность свободно интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность). 10) Собственное мифотворчество. | Франция: Ш. Бодлер, А. Рембо; Бельгия: М. Метерлинк; Россия: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, А. Белый. |
АКМЕИЗМ 1910-е годы (1913 — 1914) в России 1) Самоценность отдельно вещи и каждого жизненного явления. 2) Предназначение искусства — в облагораживании человеческой природы. 3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений. 4) Ясность и точность поэтического слова («лирика безупречных слов»), камерность, эстетизм. 5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама). 6) Отчетливость, определенность образов ( в противовес символизму). 7) Изображение предметного мира, земной красоты. | Россия: Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова (раннее творчество), М. А. Кузьмин. |
ФУТУРИЗМ 1909 (Италия), 1910—1912 (Россия) 1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. 2) Опора на новейшие научные и технологические достижения. 3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж. 4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста. 5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество. 6) Поиск новых ритмов, рифм. 7) Установка на произносимый текст (декламация). | Россия: И. Северянин, В. Хлебников (раннее творчество), Д. Бурлюк, А. Крченых, В. В. Маяковский. |
ИМПРЕССИОНИЗМ последняя треть XIX — начало ХХ века 1) Стремление передать первое впечатление во всей первозданности. 2) Фрагментарность композиции. 3) Ассоциативность образных связей. 4) Внимание не столько к типичному, сколько к особенному, единичному в окружающем мире. 5) Изображение чувств, эмоций, ощущений; отражение внутренних переживаний личности. | Франция: Г. де Мопассан, П. Верлен, М. Пруст. |
ЭКСПРЕССИОНИЗМ 1910 — 1920-е годы (Германия) 1) Сочетание критического пафоса с ужасом перед неприглядной картиной бытия. 2) Главные темы: гибель человека в мире, утрата человечности в человеке. 3) Тяготение к абстрактности. 4) Использование приема фантастического гротеска. | Россия: черты экспрессионизма в творчестве Л. Н. Андреева, Ф. К. Сологуба, А. Белого. |
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ середина ХХ века (Франция) 1) Ощущение крушения всех духовных ценностей. 2) Стремление преодолеть ощущение трагизма человеческого существования. 3) Идея одиночества человека среди враждебного бытия в привычном обществе. | Франция: Ж. П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар. |