Духовная к-ра др. Китая. Основные мировоззренческие идеи
Китайцы наз-ли свою страну срединным гос-ом и считали её центром земли и мироздания, хотя границы их гос-ва были меньше чем сейчас. Земля - плоский континент, окружённый морем и в центре этого континента расположена их страна. Представление о происхождении мира: а) люди произошли в рез-те взаимн. Инь и Янь, б) люди произошли из паразитов, кот ползали по Попаньгу, в) Небесные божества созд. людей. Одно божество разд. на мужч. и женщ. 2-е—лицо, 3-ее—руки и ноги. Очевидн. преимуществами перед окруж-ми племенами были письменность, календарь, своеобразие образа жизни. Календарь был произведён в нач. 2 тыс. до н. э. Это был лунный календарь. Он сводил во едино хоз. деятельность людей. Он заложил основы мировоззренческой идеи о единстве неба, земли и человека. Кроме календаря была ещё и письменность. Она возникла в нач. 1 тыс. до н. э. Внач. кит-цы исп-ли бамбуковые планки. Писали по вертикали сверху вниз. Ряд планок соединяли справо налево и соединяли шнурком получалась страница. В книге—20-30 страниц. В середине 1 тыс. начали исп. шёлк. Потом писали на бумаге.
Т.к. кит-цы жили компактно на равнинных территориях, то у них возникли общие хоз. отношения, бытовые отношения, материальная культура и ритуал. Они созд. богатую духовную к-ру, основой которой явл. 13-книжие. Среди 13 выделяют 5 основных книг, изучение кот-х обязательно в учебных заведениях и для сдачи экз. на получение чина. В 5-книжие входит: Книга песен и гимнов, Книга перемен, Книга истории, Записки об обрядах, Летопись весны и осени. Из этих книг наибольшее значение имеет Книга перемен. В ней рассм. проблемы происхождения мира и процесс его развития. При помощи гексограмм, триграмм они объясняют всё, что есть в мире и его разв-е. Инь и Ян—противоположности. Инь—тёмное,тяжёлое, женское. Ян—светлое, небесное, мужское. Каждая вещь—сочетание Инь и Ян. Если они находятся в гармонии, то она развивается с положительным результатом. Если нет—вещи деградируют и гибнут. Др. кит-ой мудростихар-но: а) знание в кит. связано с этикой и политикой. Знание—путь к совершенствованию. Конфуц. признавало врождённое и приобретённое знание , но больше ценило преобретённое знание, б) демифологизм. Ф-ия в кит. развив-сь на самой основе. Знания были свободны от теологии, но не были свободны от традиций.
Культура Древней Греции (Архаический и классический периоды)
Культура Древней Греции – это культура периода возникновения, расцвета и кризиса рабовладельческих обществ, которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Юж-ной Италии, на острове Сицилия и в Причерноморье. Она появляется с рубежа III-II тысячелетий до н.э. – с возникновения первых государст-венных образований на острове Крит, а заканчивается II-I вв. до н.э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средизем-номорья были захвачены Римом и включены в римскую державу.
Культура архаики
К VIII в. до н.э. в Греции произошли глубокие изменения: первобытный родовой строй трансформировался в раннерабовладельче-ский: появились различные классы и социальные группы, возникла го-сударственная власть и сложная хозяйственная и культурная жизнь. Основными ячейками исторического развития древнегреческого обще-ства, его культуры, становятся полисы.
Между греческими полисами существовали различия в типах хо-зяйства, в календаре, законах, денежном обращении, верованиях, диа-лектах и т.п. Однако сохранялось и развивалось единство народа, назы-вавшего себя эллинами.
Этому способствовала и Великая колонизация, т.е. выселение греков из городов Эгейского бассейна в многочисленные колонии, расположенные по побережью Средиземного и Черного морей. Нужны были новые земли, источники сырья, рынки сбыта. Складывалась со-лидарность колонистов, их сознательная и самоотверженная предан-ность учреждаемому общественному союзу, который стал союзом сво-бодных и равноправных воинов с высоким чувством собственного дос-тоинства, верой в социальную и этническую общность.
Великая колонизация стала мощным фактором культурного разви-тия всего греческого мира. Знакомство колонистов с новыми странами, новыми племенами расширяло культурный кругозор греков. Рождалась новая греческая культура. Становление греческих полисов на старых и новых территориях сопровождалось формированием новой культу-ры, новой системы духовных ценностей.
Греки разработали оригинальную религиозную систему. По их понятиям, божество – это могущественное, но не всемогущее, сущест-во, которое, в свою очередь, подчиняется высшей безличной силе – судьбе, направляющей и организующей мировую жизнь. Античная ми-фология сформировалась на базе родственных отношений предшест-вующей родовой общины. Доступные и понятные людям родственные отношения переносились на всю природу, весь мир, который мыслился состоящим из одушевленных разумных существ, образующих универ-сальную космическую общину. Небо, звезды, луна, солнце, реки, горы, моря, растения и животные воспринимались одушевленными и разум-ными существами, находящимися в родстве, совершающими те или иные действия по тем же мотивам, что и люди.
Олимпийский пантеон богов – результат длительного развития и трансформаций мифологических представлений. Поглотив и потеснив локальных богов разных племен, он стал всеэллинским, а затем и все-общим античным.
В XI-VIII вв. до н.э. в Греции была создана алфавитная система письменности, состоящая из 24 букв, а в VIII-VI вв. до н.э. рождается греческая литература. Первоначальным ее жанром была эпическая по-эзия (сказания из жизни богов и героев).
Бурное развитие городов в самой Греции и ее колониях вызвало подъем градостроительного искусства, архитектуры и скульптуры.
Показателем зрелости раннегреческой культуры архаики является зарождение философских концепций. Раннюю греческую филосо-фию называют натурфилософией, поскольку философские и естествен-нонаучные знания составляли еще единое целое, и, кроме того, ранние философы в большей степени занимались объяснением природы, неже-ли другими философскими проблемами. Концепции раннегреческих философов представляли собой попытку рационалистического объяс-нения мира. Они отражали и вместе с тем обосновывали рационализм мышления древних греков, освобождали его от пут религиозного мис-тицизма, утверждали уверенный оптимистический взгляд на мир, на силы и способности человеческой личности.
Классическая культура
Победа греков в греко-персидских войнах (500-449 гг. до н.э.), окончательное оформление классического рабовладения, развитие по-лисной демократии способствовали подъему экономической и полити-ческой жизни Греции и расцвету греческой культуры, центром которой стали Афины, особенно во время правления Перикла (444-429 гг. до н.э.). В V-IV вв. до н.э. греческая культура стала одной из самых разви-тых культурных систем древнего мира.
Основными факторами формирования классической греческой культурыбыли:
• экономическая основа (рабовладельческая экономика), создавшая достаточные материальные возможности для культурного разви-тия;
• социальная основа (рабовладельцы и среднее гражданство, имею-щие гарантии своего благосостояния и являющиеся полноправны-ми гражданами и воинами), ставшая благоприятной средой для создания и восприятия культурных ценностей;
• политическая основа (наличие полисов с демократическим поли-тическим устройством), предполагавшая активное участие граждан в государственных делах и способствовавшая формированию са-мостоятельно мыслящей личности;
• характер греческой религии (простота культовых обрядов, прове-дение главных религиозных церемоний выборными магистрата-ми), исключавший возможности складывания разветвленной и влиятельной жреческой корпорации, ее монополию в культурном творчестве;
• широкое распространение грамотности;
• сама природа, требовавшая от древних греков трудолюбия как не обходимого условия их жизни; для мировоззрения эллина харак-терно развитое чувство природы, заложенных в ней соразмерности и естественной гармонии, которое по-разному было реализовано во всех направлениях культурного творчества: в музыке, филосо-фии, архитектуре, скульптуре, литературе.
Перечисленные факторы формирования греческой культуры опре-делили ее огромные достижения, большое воздействие на последую-щее развитие мировой культуры.
Важнейшие особенности культуры классического периодасо-ставляют: полнота, разнообразие и известная законченность составных частей культуры; ее гуманистическая направленность; создание шедев-ров, вошедших в культурный инвентарь последующих поколений.