Оттоновское возрождение

ПЕРИОДИЗАЦИЯ.

Проблема периодизации: В средневековом искусстве происходит несовпадение временной периодизации с культурной периодизацией, т.к. параллельно развивающемуся средневековому искусству соответствует византийское иск-во на востоке. Первые христианские катакомбыпоявл к 3 веку(200е гг). конец средних веков- 15в- поздняя готика соседствует с ренессансом в Италии. В Германии и Франции в 15 веке- пламенеющая готика.

Начало ср веков:

1)Катакомбный пер-д. 230г- 4в. Рельефы саркофагов, фрески, по сути нет монументальных памятников. Одна из проблем- отношение церкви к изображению- боязнь идолопоклонничества. Это иск-во пользуется знаковыми изображениями.

2) период раннего христ-ва: нач 4- 6в. 313г- Миланский эдикт- легализация христианской веры. Церковь стала едина-> сильные традиции в иск-ве. После легализации воникает проблема изобретения опред типа здания для службы церковной. Им становится не языческий образец, а базилика. Теперь она плоскопокрытая с колоннами, а не столбами, повышенный средний неф с клиресторием. Далее- запад идет по своему пути.

330г- основане Константинополя.410г- набеги вестготов. 476- падение западной империи. Ромула Августула смещает Одоакр и отдает право царствования Зенону (византийский правитель). Далее- варвары.

Пр-д варварских королевств. 5-8вв.

Рим несколько раз был взят вестготами. 455-вандалы. -> все они несут свою культуру.

Италия: малый римский ренессанс,т.е. раннехристианское наследие. На папском престоле в связи с иконоборчеством в Византии правят греки и сирийцы- византийские влияния. В Рим бегут и греческие мастера. Часто языческие храмы переосвещают и используют как христианские храмы(к примеру, Пантеон).

Заальпийская Европа: бывшая часть Римской имп -> на ряду с римским иск-вом существует и варварское.

Британские острова:формально тоже часть римской имп. Тут люди не знают ни изображение человека, ни сводчатую арх-ру вообще! К 800г тут не сформировалась никакая устойчивая традиция.

Каролингский ренессанс. Конец 8- сер 9в. 754- Пипин Короткий венчается на престол, стал королем франков. Стефан III дарит ему богатейшую греческую библиотеку с рукописями. Карл помогает отцу в управлении, в 774 он изгоняет лангобардов из папской области, за что Папа Лев III венчает его в 800г и делает императором франков. После смерти Карла правят его сыновья. В 843 по Верденскому договору империя карла распалась. После падения Римской империи прошло более 300 лет, так что для современников она уже мертва. Опорой Карла в правлении была армия и церковь- он централизует церковь. Она является единственным источником образованных людей. Устанавливается единый римский образец для богослужения. Выпускается образцовый гомилиарий0- сборник книверсальных проповедей. При каждом монастыре по указу Карла открывается школаПри Карле появл новый тип здания: базилика с вестверком, 2хсторонней ориентацией. Главным видом иск-ва становится книжная миниатюра. Формируются зачатки романского стиля.

Оттоновское возрождение.

10 (962г)- нач 11в. Многочисленные набеги различных племен- арабы, викинги и тд... В 962г саксонский король Оттон венчается в Риме на царство. В иск-ве главным образцом становится эпоха Карла (который не ориентировался на античн образец!). В арх-ре: 2хстороннее, многобашенное здание с плоским перекрытием, появились сводчатые крипты. Появл мелкая пластика- Распятие Геро, бронзовые двери Хильдесхайма. В миниатюре- разрушается пространство.

Первый романский период. 980- 1080г

Термин«романский» придуман в 19в и опять относит к Риму. Появляется единый архитектурный тип- сводчатая базилика. 10в- Клюнийская реформа, 11в- григорианская реф-ма-> появляется новый орден, который подчинялся только Папе, что давало ему свободу и власть-> очень сильная церковь в это время. Параллельно идет спор об инвеституре. Возрастает число паломников, монахов, священников-> церковь должна быть удобной и вместительной для такого колич-ва людей. 1054- Великая схизма( окончательное разделение христианской церкви на католич-во и православие). В постройках важны несколько изменений: необходимость использования сводов, т.к. деревянные балки горят, расширение пространства для молящихся и паломников, не мешающих проведению службы, приход которых связан с культом реликвий. Расширение нартекса,т.к. священнослужители часто изображали каких-нибудь новозаветных персонажей на Пасху, возросшее число монахов, акустика.Арх-ра:Античность была очень давно-> только в Италии еще помнят как возводить своды-> приглашают мастеров оттуда строить. Крипту, восточ часть, нартекс и нефы перекрывают сводами. Миниатюра: во Фр сильное влияние арабское. Англия- самобытное иск-во, кот без каких-либо примеров,т.е. само, должно было развиваться и догонять Европу. Совмещение романского и собственного стилей.

Романский стиль. 1080- 1137.

К 1080г на тер Европы возводят сводчатые здания. Изменяется роль ордера- он стал облицовкой яруса. В арх-ре появл кульптура. В ней уже не знают античного образца,т.к. прошло уже 600 лет. Есть предположение, что на скульптуру повлияла резьба из слоновой кости. Скульптура появл в перспективном портале, в его тимпане. Обычно, используют эти сюжеты: Христос во славе, страшный суд и события воскресения, вознесение и пятидесятница.

Франция. Несколько школ и типов построек:

1)бургундская- сохранились остатки римск арх-ры. зальные постройки

2) нормандская- рано появл своды, сред неф с плоским перекрытием, однонефный трансепт централ Фр. купольные постройки, глав портал- скульптура.

3)Прованс- наиболее сильна античная (если ее так можно назвать) традиция.

Италия:Не является единым госуд-вом. Делится на север(за императора) и юг(за папу). Тут помнили о сводах.

Сев. Ломбардия- очень мощное сводчатое строит-во. Тип купольной базилики с нервюрным сводом и 3хчастным алтарем. Баптистерии строят, но они отдельностоящие.

1) Венеция. Византийские влияния. Сан Марко. Перестоивают после пожара 1063-85г. В плане собора- несохр ц. Св Апостолов в Константинополе. равноконечный греческий крест, каждая из ветвей которого и средокрестие перекрыты куполами на парусах. В качестве опор используются мощные квадратные прорезанные по типу римской четырехфасадной арки столпы.

2) Тоскана. Эксперементируют с ордером и его пропорциями. Пизанский комплекс.

3) Юж.Ит. римская+нормандская+арабская+сицлийская традиции.

4) Ломбардия-здания не имеют развитого трансепта, заканчиваются 3мя апсидами. Сан Амброджо в Милане(фигуратив капители),сан микеле в павии, собор в Парме, моденский собор- сквозные арки.

5)Флоренция- инкрустационый(облицовка из зеленого и белого камней) стиль. Биптистерий фо флоренции.

6)Рим. Косматический стиль(семья Космати и Васеллети)- из старых римских архитектурных остатков стали делать полы: Санта мария ин космедиан, Сан пуденциана, Клуатр сан паоло фуоре ле мура- витык колонки поялвляюся.

7) Сицилия. Арабские влияният.к. до 12в это их террит.= слегкастрельчат арки.Собор в Чефалу-плоскопокрытая, нет мозаик, аркада внутри, Собор в Монреале- мозаики, аркада внутри из колонн.Сан Джовани дельи Эремити-красные глухие купола на тромпах.

Монументал скульптура: появляется ок 1100г и не локализуется, остается только на портале + она есть в кафедре и алтарной преграде.

Монументальная живопись:эта традиция сохранилась ТОЛЬКО на тер Италии,т.к. раньше тут были катакомбы. Только тут сохранились и мозаики.

Германия:

Тут романика поздно закончилась – в 1235г.

Несколько школ:

1) Королевская(рейснкая)- шпайер, ворм, майнц. Неконструктивные –вспарушенные- своды. Многобашенность. Крипта, 3хчастный алтарь, нет капелл и обходов. Нет порталов, т.к. двусторонняя ориентация- вся скульптура внутри зданий.

Англия: 1066- 1180г.

Романика пришла из нормандии. Тут она быстро проходит.

Рукописи: новые типы появляются.

псалтири с вшитыми листами иллюстрафий

библии- оч большие. Внутри- фронтиспис и заставка

Готика. 1137-нач 16в

В 6 в готикой называют испорченную латынь. Положит отношение к готике появл только в 18 веке.

3 фазы:

ранняя 1140-1200гг. переходным памятником от ранней к зрелой готике является Шартр.В нем счезают эмпоры, нарастает зона застекления

цветущая (лучистая)1220-1350гг.Появляется световой трифорий, до этого свет шел только из клеристория. Скульптура занимает всю плоскость фасада, главое- скульптура в откосах.

поздняя(пламенеющая)сер14- кон15 века. После крестовых походов в европу хлынули византийские и античные памятники-> Появляется стиль мокрых складок в скульптуре и миниатюре.

интернациональная 1400-е гг- чувствуется светскость, повышенный декоративизм, переход от конструкции к декору. Чем позже, тем сильнее разгрузка стены, нарастание высоты(Амьен, Бове), расширение зоны света.

Конструкция:крестовый нервюрный свод со стрельчатой аркой. (Нервюры были и ранее, но они не были каркасными). Нервюры могут членить свод на бесконечное число распалубок -> можно перекрывать площадь неправильной формы. Отдельностоящие контрфорсы и аркбутаны. Аркбутаны упираются в пяту свода-> происходит максимальная разгрузка стены-> стена не является основной несущей конструкцией и ее стало можно прорезать большими окнами-> идея материального света = проводник души к богу. В 30-50е гг 13в появляется световой трифорий. Пинакли, вимперги.

Декор: не очень отличается от романского- скульптурный портал и капители с рельефами(но такие капители больше не появляются в интерьере, только снаружи). Теперь на фасаде на 1м плане не тимпан (место которого часто занимало световое окно-роза), а статуи в откосах- изо святых, которые по началу сильно привязаны к колонне, в последствии они практически, но не полностью, отделяются от нее . Скульптура появляется в бельведерах (Реймс). На зданиях скульпторы стараются сделать статуи сомаштабными, т.е. статуи в верхних ярусах делаются больше, чем в нижних, тогда, при взгляде снизу, они смотрятся одинакового размера. Появляется галерея королей(Сен-Дени, Нотр Дам итд..). Для статуи характерен Sобразный изгиб тела. Имитация хиазма. Появляется витраж!!!

Особенности школ:

Франция- родина готики. ранняя 1140-1200, цветущая (лучистая), поздняя(пламенеющая). Первой постройкой стало Сен-Дени 1137г.

Собор в Шартре, XII—XIV вв.

Собор в Реймсе, 1211—1330 гг., где короновались французские короли.

Собор в Амьене, 1218—1268 гг.

Собор Парижской Богоматери, 1163 г. — XIV в.

Собор в Бурже, 1194 г

Англия. Нелогичное соотношение декора и конструкции,т.к. интерес, в основном, к декору. Сложные формы свода- сотовые,веерные.

Собор в Кентербери XII—XIV вв., главный храм английского королевства

Собор Вестминстерского аббатства XII—XIV вв. в Лондоне

Собор в Солсбери 1220—1266 гг.

Собор в Эксетере 1050 г.

Собор в Линкольне к. XI в.

Собор в Глостере XI—XIV вв

Германия. Самая поздняя готика, распространена кирпичная кладка, зальные церкви, заштукатуренные многоцветные своды.

Кёльнский собор, 1248 г. — XIX в.

Мюнстерский собор в Ульме, 1377—1543 гг.

Италия. Нач 13в. Двухъярусная базилика, крестовые нервюрные своды, но нет контрфорсов и аркбутанов. От готики тут скорее декор, чем конструкция- например, собор в Орвьетто.

Конец средневекового периода- та же проблема с периодизацией, что была и в начале- историческая и фактическая периодизации не совпадают.

1340- великая чума- народ вымер. К концу относят весь 15в + самое начало 16в. Кризис папской власти в 14 веке- авиньонское пленение пап- их власть уже далеко не так сильна, как это было прежде. + 100летняя война (примерно с 1337 по 1453гг), в итоге которой происходит раздел бургундии. Искусство содержит как бы 2 взамоисключающих начала:

С 1415-20-х гг во Флоренции начало ренессанса-> возвращение ордера, купольных базилик. работает Брунелески. Происходил раскол на северную- средневековую Европу, южную- ренессанс. В итоге, можно сказать,что победил ренессанс, т.к. он продолжил существовать и развиваться, распростерся по всей Европе, а иск-во средневековья потихоньку изжило себя. Арс Нова- иск-во между средними веками и ренессансом(Ван Эйк). 16 век- реформация. Меняются параметры культуры. Конец готики.

Наши рекомендации