Непосредственно организованная образовательная деятельность по образовательным областям

С детьми 1,5 – 3 лет

Тема: «Я-человек»

Программное содержание:

1. Формирование первоначальных представлений

- о себе (глазки - смотреть, ушки - слышать, носик - нюхать, язычок - пробовать (определять) на вкус, ручки-хватать, держать, трогать; ножки-стоять, прыгать, бегать, ходить; голова-думать, запоминать; туловище - наклоняться и поворачиваться в разные стороны);

- о ближайшем социальном окружении и простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.).

Непосредственно организованная образовательная деятельность по образовательным областям

«Физическая культура», «Здоровье»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

- комплекс общеразвивающих упражнений: «Мои ручки, ножки»

- несложные сюжетные подвижные игры «Ножки по дорожке»

«Коммуникация»/ «Чтение художественной литературы»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

«Познание» - развитие сенсорной культуры/развитие математических представлений

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

- вопросы и задания, способствующие развитию ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

- игры, для развития умения двигаться за воспитателем в определенном направлении.

«Познание» - развитие кругозора

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Совместное рассматривание фотографий. Формировать представления о назначении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека (ушки - слышать и т.д.).

Художественное творчество – рисование

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

«Нарисованные истории». Знакомить с формой предметов, их величиной; учить изображать предметы, состоящие из прямых линий; учить видеть изображения на бумаге; обращать внимание на красоту окружающих предметов; формировать интерес к рисованию; воспитывать бережное отношение к материалам.

«Художественное творчество» – аппликация

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

«Ручки, ножки, огуречик – вот и вышел человечек». Из готовых форм дети выкладывают фигуру человека. Учить аккуратно пользоваться клеем. Закреплять названия частей тела человека: руки, ноги, туловище.

«Музыка»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

- для слушания: «Наша Таня» М.О.Девочкиной, сл. А. Барто; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель;

- для пения «Вот как мы умеем», муз, Е. Тиличеевой, «Ладушки», рус. нар. мелодия; «Кто нас крепко любит?», муз. и сл. И. Арсеева; «Вот какие мы большие», муз. Е. Тиличеевой, сл.Н.Некрасовой

- для выполнения музыкально ритмических движений: муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Вот как мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н, Френкель;

- для развития и обогащения звукового сенсорного опыта (ритмическое чувство) использовать музыкально-дидактическую игру «Ноги и ножки» М. В. Агафонникова, сл. народные

- приёмы побуждающие к импровизации игровых движений соответственно тексту: «Где же наши ручки», р.н.п. обр. Т.Попатенко, «Заплясали наши ножки» (муз. Н. Лукониной), «Где же наши ручки?» (муз. и сл. Т. Ломовой)

В содержание предметно развивающей среды по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей целесообразно внести:

- картины для рассматривания «Девочка чумазая - девочка аккуратная»;

- игры на развитие мелкой моторики руки (мозаика, «Вставь картинку в свой домик», «Дидактический коврик», «Шнуровочки»);

- дидактическую куклу в одежде для рассматривания и игры;

- куклы, игрушечную посуду, мебель;

- атрибуты для ряжения: шляпы, шарфы, юбки, сумки и т.д.;

- дидактические игры «Накормим Катю», «Парные картинки»;

- фартуки для взрослого и ребенка;

- наборы специальных игрушек высотой не более 8 см: фигурки людей; зданий;

- крупногабаритный конструктор «Наш дом»;

- настольно-печатный материал с изображением человека и различных частей его тела;

- дидактические игры на развитие мелкой моторики: «Дидактический коврик», «Шнуровочки»;

- игрушки: кукла- девочка и кукла - мальчик;

- атрибуты и игрушки для с/р игры « Купание куклы», « Уложим куклу спать», «Споем кукле колыбельную» и т.д. : большие куклы, пупсы. кроватки, постельные принадлежности, посуда ,машины, руль, предметы –заместители, одежда для кукол, коляски , ванночка для купания.

- иллюстрации и картины к сказкам и рассказам: С.Капутикян «Все спят», «Маша обедает»; « Маша и медведь», « Наша Маша маленька», (песенки, потешки, заклички).

Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме целесообразно рекомендовать родителям:

- выучить пальчиковую гимнастику «Моя семья»

- послушать песни кота Леопольда про доброту "Если добрый ты..."

- поиграть с детьми в игру с ползанием: «Доползи до погремушки», «Проползи в воротца», «Не переползай линию!»

- учить ребенка отвечать на вопросы, связанные с практическим опытом («Что ты делал?», «Во что играли?», «Что ты ел?» и др.)

- рассмотреть дома семейные фотографии, закрепить знание своего имени, имён членов семьи.

- рассмотреть совместно с детьми ладони мамы, папы, ребенка, нарисовать с детьми работу «Ладошки нашей семьи».

- рассмотреть с детьми домашние игрушки – куклы, их части тела, нарядную красочную одежду.

- создание плаката с фотографиями детей

- поиграть в игру «Кто у нас хороший?"

- прочитать детям В.Берестов «Больная кукла», «Митя-сам» Э.Мошковская

Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:

Утро:

- ситуативные разговоры с целью формирования представлений о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки -смотреть, ушки - слышать, носик - нюхать, язычок - пробовать (определять) на вкус, ручки-хватать, держать, трогать; ножки-стоять, прыгать, бегать, ходить; голова-думать, запоминать; туловище - наклоняться и поворачиваться в разные стороны;

- дидактическую игру «Оденем куклу» - рассматривание дидактической куклы, кормление куклы, купание, знакомство с частями тела (голова, туловище, руки, ноги);

- ситуативные разговоры с целью формирования элементарных представлений о росте и развитии ребенка, изменении его социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада.; первичного понимания того, что такое хорошо и что такое плохо; начальные представления о здоровом образе жизни;

- чтение-рифмовка «Вот расселись малыши»,

- разговоры о правилах безопасного передвижения в помещении: быть осторожными при спуске и подъеме по лестнице; держаться за перила.

- разговоры о правилах безопасности дорожного движения: автомобили ездят по дороге (проезжей части); светофор регулирует движение транспорта и пешеходов; на красный свет светофора нужно стоять, на зеленый-двигаться; переходить улицу можно только со взрослым, крепко держась за руку.

- разговоры об элементарных навыках культуры поведения: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом; спокойно разговаривать в группе, не шуметь в спальне; слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на его просьбы, требования, помогать.

Гигиенические процедуры

- ситуативные разговоры о важности мытья рук; о правильном пользовании полотенцем;

- игровые проблемные ситуации обучения пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком)

- использование потешек о воде, умывании;

- игровые ситуации на обучение порядку одевания и раздевания;

- игровые ситуации «Покажем Кате как намылить руки», «Как Катя пользуется полотенцем» и др.

- игровые ситуации: рассмотреть в зеркало своё отражение, дать представление о строение лица человека (глаза, нос, и т.д),

- проведение пальчиковой гимнастики "Моя семья"

- побуждение детей использовать в речи пословицы и поговорки: «Если девочка опрятна – на нее смотреть приятно!», «Если мальчик аккуратный – будет он всегда опрятный!»

- использование рассматривания себя в зеркале во время одевания и раздевания, формирование умения складывать в определенном порядке снятую одежду, приучения к опрятности.

- использование стихов и потешек при одевании на прогулку

- дидактическая игра «Поможем кукле Кате одеться на прогулку» (соблюдаем порядок одевания вещей);

- игровые приемы с целью знакомства детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель;

- игровые приемы с целью формирования представлений о простейших связях между предметами ближайшего окружения;

- игровые приемы с целью развития умения сравнивать знакомые предметы разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.);

- игровые приемы развития продуктивной (конструктивной) деятельности;

- использование дополнительных сюжетных игрушек, соразмерных масштабам построек (маленькие домики для маленьких кукол и т. п.);

- игровые приемы обучения в летнее время строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.);

- утренняя гимнастика: «Мои ручки, мои ножки»;

- подвижные игры: с ходьбой и бегом: «Догоните меня»;

- физкультурные минутки: «Физкультурники»;

- упражнение «Назови по имени», дидактическая игра «Собери куклу в гости»;

Завтрак, обед, полдник, ужин

- во время приёма пищи мотивировать детей съедать всю порцию - «Маша и каша», муз Т.. Назаровой, сл. Н Найденовой,

- использовать приёмы обучения для знакомства с общественно выработанными способами употребления предметов: ложкой едят, мешают кашу, из чашки пьют, держась за ручку и освоения их детьми;

- ситуативные разговоры о назначении столовых предметов о том, что столовые приборы для еды используют только люди.

Прогулка

Наблюдение.«Одежда людей осенью». Продолжать учить и называть предметы одежды. Учить: называть по внешнему виду одежду; различать сходные между собой объекты. Познакомить с назначением предметов одежды и ее значением для человека

Подвижные игры: с простым содержанием, в которых совершенствуются движения

Ладушки-оладушки

Цель: учить детей по-разному хлопать в ладоши, вести счет: «Раз, два».

Ход игры

В игре участвует подгруппа детей (3-4 человека).

Все стоят, образуя круг. Воспитатель рассказывает: «Бабушка печет оладушки, поливает маслом, угощает всех детей».

Воспитатель медленно произносит:

Ладушки, ладушки, пекла бабушка оладушки,

Маслом поливала, детушкам давала.

Раз, два! - Даше,

Раз, два! - Тане. Дети хлопают в ладоши.

Воспитатель хлопает каждого ребенка то по одной, то по другой ладошке. Вместе считают «Раз, два!» Всем по два! Всем по два!

Воспитатель, хлопает по обеим ладошкам каждого ребенка.

Хороши оладушки у нашей бабушки!

Если кто-то из детей захочет, он может быть ведущим.

Игра повторяется.

Труд: рассказывать о назначении инструментов труда (метла, совок, лопата) и показывать способы использования.

Индивидуальная работа по развитию основных движений:

Самостоятельная деятельность детей:

- куклы, одетые по сезону, коляски, атрибуты для ряжения,

Вечер

- в пальчиковых играх упражнять пальчики, побуждая детей складывать их колечком «Бабушка очки надела»;

- «Прибаутка к обеду» Н. Пикулевой ;

- приёмы формирования умения пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»);

- разнообразные поручения, которые дадут возможность общаться со сверстниками и взрослыми: «Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю...», «Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»;

- рассматривание картинок, книжек, игрушек в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. На картинках показывать состояния людей и животных: радуется, грустит и т. д. сопровождая глаголами, отражающими эмоциональное состояние человека (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);

- рассматривание иллюстраций, картин о детях.

- рассматривание дидактической куклы «Оденем куклу», кормление куклы, купание.

- использовать приёмы расширения опыта ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

- упражнение «Назови по имени»

- использование разнообразных поручений, которые дадут детям возможность общаться со сверстниками.

- использование игровых приёмов для увеличения словарного запаса детей за счёт существительных: «ноги», «руки», «туловище»; глаголов: «смотрят», «слушают», «ходят»; наречий: «вверху», «внизу»; поднимать значение предлога «под».

- чтение детям. «Наша Маша маленька...»;.«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; Г. Лагздынь Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Л. Барто «Девочка-ревушка»;

- забавы, сюрпризные моменты: «Кто к нам пришел?»

- игровые ситуации: «Где же, где же наши ручки?», «Мы руки поднимаем...», «Маленькие ножки бежали по дорожке»,

Прогулка

Наблюдение:за людьми, их деятельностью, одеждой;

ситуативные разговоры об основных частях тела человека, их назначении;

Подвижные игры Мы весёлые ребята

Примерный план образовательной работы

Наши рекомендации