Новаторство Чехова-драматурга. Особенноти изучения драм. «Виш сад»
В пьесах показано обычное, повседневное состояние человека, порождающее конфликт между ним и условиями его жизни. Конфликт существует постоянно, но не заметен для посторонних глаз. Нет деления на положительных и отрицательных. В его героях достоинства и недостатки переплетаются так же естественно, как и в действительной жизни. Отличаются пьесы Чехова и своей интеллектуальностью: в них мало действия и много высказываний, выражающих мысли, взгляды, настроения действующих лиц. Само действие часто прерывается эпизодами и деталями, не имеющими никакого отношения к сюжету. “Чайке” (1895 г.), “Дяде Ване” (1897 г.), “Трех сестрах” (1901 г.), “Вишневом саде” (1903 г.), положивших начало новому этапу в развитии мирового драматургического искусства. Новаторство Ч. не сразу было понято зрителями. Драматургия Чехова, даже в большей степени, чем его проза, будит в зрителе чувство ответственности за свои поступки, непримиримость к пошлости и равнодушию. Наиболее ярко особенности чеховской драматургии раскрылись в его последней, лучшей, загадочной пьесе “Вишневый сад”.УРОК. 1.Сообщение учителя об истории создания пьесы. 14.10.1903 готовую пьесу отправили в Москву. Говоря об истории создания, следует подчеркнуть три момента: Это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе родины. Чехов настаивал, что это комедия, предупреждал, что и роль Вари, и роль Лопахина — комические. Сад для Чехова связан с радостью, красотой, трудом, с будущим, но не с печалью о прошлом. Авт позиция заключена и в ремарках первого действия: утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца — это тяга к будущему. 2. Беседа с классом о жанре пьесы. а) Чехов назвал «ВС» комедией. б) Театр поставил ее как тяжелую драму русской жизни. в) Есть критики, считающие пьесу трагикомедией. А. И. Ревякин. 3 Конфликт и проблематика пьесы. Какую же «безусловную и честную» правду мог увидеть Чехов в конце XIX века? (Разрушение дворянских усадеб, переход их в руки капиталистов.) Как эта тема показана в «Вишневом саде»?
А что же главное? (Отношения людей, различных общественных классов, но вне враждебности и непримиримой борьбы.) 4. Система образов персонажей. 1-я группа. Поместное дворянство (Гаев, Раневская, Симеонов-Пищик), старые хозяева вишневого сад. Это воплощение мира дворянского гнезда, для которого время остановилось. Драматизм в их незащищенности, простодушии. Комизм — в контрасте речи и поступков. Жизнь, прожитая впустую, будущее без надежд, жизнь в долг, «за чужой счет». «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики», — скажет о них Горький. 2-я группа. «Параллели» к хозяевам. Яша и Фирс.Фирс — крепостное прошлое, самоотверженная преданность барину. «Тогда я не согласился на волю, остался при господах… И помню, все рады, а чему рады, и сами не знают». Последний монолог Фирса, где две линии — «жизнь прошла» и «недотепа», — это и о хозяевах. Яша — слуга нового поколения, наглый (отношение к матери, к Дуняше, к родине).3-я группа. Лопахин — буржуазия, приходящая на смену дворянству. Смысл образа Лопахина — показ новых «хозяев жизни». Сложность и противоречивость характера говорят о временности. Разоблачение в нем буржуазного практицизма, но утверждение трудолюбия. В репликах Лопахина есть суждения, которые не характерны для его образа. Скорее всего, мысли о родине, о нескладной, несчастливой жизни — это голос самого автора.4-я группа. «Молодое поколение». Будущее, которое видят Петя и Аня, — это романтическое будущее. Противоречивость изображения Пети, ирония автора. Аня — это воплощение веры писателя в будущее России. Чистота, непосредственность, цельность ее характера.
15.Символизм Журнал «Северный вестник» - идеи символизма. В русском символизме, самом крупном и эстетически значительном течении, существовало два хронологически и концептуально самостоятельных потока. В 1890-е гг. заявили о себе так называемые «старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб (Ф. Тетерников), 3. Гиппиус... А в 1900-е гг. на литературную арену вышли «младосимволисты»: А. Белый (Б. Бугаев), А. Блок, С. Соловьев, Вяч. Иванов, Эллис (Л. Кобылинский) и др. При определенной эстетической общности программы двух поколений были неоднородными. Да и в каждой группе наметились расхождения. Идеологом «старших символистов» стал Д. Мережковский, мэтром (Учителем) — В. Брюсов. Брюсов – статья к сборнику «Русские символисты» - цель искусства в выражении «движений души» поэта, опирался на идеи Шопенгауэра, Канта. Мир постигается интуитивно. Человек – «вещь в себе». Вдохновитель «младосимволистов» Андрей Белый утверждала статье «О религиозных переживаниях» (1903) «взаимное соприкосновение искусства и религии». Но задачи выдвигал более действенные, чем Мережковский, хотя столь же мистические. В своих воспоминаниях А. Белый так определил их: «найти человечество как ипостась лика божья», «приблизиться к мировой душе», «передавать в субъективно лирических излияниях Ее голос». «Младосимволисты» - в центре их внимания судьбы России, народная жизнь, революция…Обособленнее других держался Вяч. Иванов. Он верил в возможность объединить «правду оторвавшихся от земли с правдой земли», народ с интеллигенцией. А грядущую гармонию усматривал в победе «большого всенародного искусства», когда под воздействием созданного гением «хорового действа», трагедии-мистерии восторжествует «коллективный внутренний опыт». Все символистские программы воспринимались необычным, новым словом в литературной жизни эпохи. Однако они тесно были сопряжены с мировой культурой. Предтечей нового литературного сообщества был философ и поэт Вл. Соловьев. Его концепция многое проясняет в теории и творчестве символистов (младшие из них называли себя «соловьевцами»). Соловьёв: мир погружён в поток времени, живёт и дышит отблесками высшего мира, цель человека – найти выход из мира времени в мир вечности, на земле человека поддерживает любовь, красота, женственность. К.Бальмонт.Раннее творчество Бальмонта в идейно-философском отношении считалось во многом вторичным: увлечение идеями «братства, чести, свободы» было данью общим настроениям поэтического сообщества. Главенствующими темами его творчества были христианское чувство сострадания, восхищение красотой религиозных святынь. Горячий отклик в душе нашли сочинения Фридриха Ницше, произведения Генрика Ибсена с их яркой образностью («башни», «строительство», «восхождение» к вершинам мира). В поэзии Бальмонта стали преобладать «демонические» идеи и настроения, постепенно овладевавшие им и в реальной жизни.
О, женщина, дитя, привыкшее играть И взором нежных глаз, и лаской поцелуя, Я должен бы тебя всем сердцем презирать, А я тебя люблю, волнуясь и тоскуя! Люблю и рвусь к тебе, прощаю и люблю,Живу одной тобой в моих терзаньях страстных, Для прихоти твоей я душу погублю, Все, все возьми себе - за взгляд очей прекрасных, За слово лживое, что истины нежней, За сладкую тоску восторженных мучений! Ты, море странных снов, и звуков, и огней! Ты, друг и вечный враг! Злой дух и добрый гений!