Подготовка, проведение и анализ занятий
Качество занятия по борьбе в основном зависит от того, насколько добротно оно подготовлено, проведено и проанализировано. Коротко обозначим эти три компонента.
Подготовка тренера к проведению занятия состоит из определения цели, оценки условий ее реализации, осуществления контроля за местом занятий (оборудование, инвентарь, микроклиматические условия и т. п.) и инструктирования помощников (элементы страховки, методические указания и т. п.).
Проведение занятия обязывает тренера организовать учебно-тренировочную деятельность борцов, руководить ими, определять порядок выполнения тренировочных заданий (одновременно, попеременно, поочередно, поточно или раздельно), анализировать и оценивать деятельность борцов, обеспечивать необходимую общую и моторную плотность занятия за счет регулирования величины нагрузки и отдыха и страховку занимающихся.
Анализ занятия по борьбе может быть проведен в виде самоанализа, в виде просмотра и разбора другим тренером или в виде открытого урока. Основными критериями для оценки качества занятия служат: степень подготовленности тренера к данному занятию (наличие конспекта, его качество, внешний вид, условия в зале и т. п.), время начала и окончания занятия, отдельных частей, дисциплина, умение управлять группой, степень использования актива, качество показа, объяснений, команд, применение приемов, помощи и страховки, умение предупреждать, подмечать и исправлять ошибки, степень владения методами дозирования нагрузки, повышения интереса у занимающихся, жесты, осанка, культура речи, правильность расположения в зале, характер взаимодействия с борцами.
Анализ должен заканчиваться характеристикой и оценкой занятия в целом, а также предложениями рецензента.
Контрольные вопросы
1. Расскажите об общей классификации форм организации занятий по борьбе (на основе трех признаков: тип организации, направленность занятий, содержание учебного материала).
2. Расскажите о классификации урочных форм практических занятий (на основе трех признаков: цель занятия, количественный состав занимающихся, степень разнообразия решаемых задач).
3. Каким должно быть примерное количественное соотношение в применении различных форм организации занятий по борьбе в детских группах первого года обучения?
4. Обоснуйте структуру урочного практического занятия.
5. Какова роль занятия с большими нагрузками и особенности их применения в детских группах по борьбе третьего года обучения.
6. Обозначьте основное содержание работы тренера по подготовке, проведению и анализу урочных практических занятий.
ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА
Преподавание практического курса борьбы в каждом конкретном случае связано с необходимостью решения трех крупных задач:
— выделение оптимального объема движений, из восьми блоков учебного материала многолетней программы практического курса (см. схему 1);
— обеспечение разумного соотношения между количеством отобранных движений из различных блоков практического курса;
— нахождение правильного ответа на вопрос о том, какие из отобранных движений следует довести до уровня навыка, двигательного умения или же при изучении каких из них следует остановиться на стадии ознакомления.
Предположим, что выше обозначенные задачи весьма грамотно решены и на их основе рекомендован конкретный учебный материал в виде перечня движений и определено, до какого качественного уровня они должны быть доведены. В такой ситуации перед преподавателем возникают еще две крупные задачи:
— в какой последовательности следует изучать отобранные движения;
— но какой методике разучивать каждое из них. Из этого следует, что можно выделить два относительно самостоятельных вопроса:
— обучение одному движению;
— выбор наиболее рациональной системы обучения всем отобранным движениям.
Рассмотрим каждый из них на примере обучения технико-тактическим действиям.
ОБУЧЕНИЕ ОДНОМУ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОМУ ДЕЙСТВИЮ
Рассмотрение основ обучения одному технико-тактическому действий) удобно разделить на две части: теорию вопроса и методику обучения. Последовательно проанализируем их.
ТЕОРИЯ ВОПРОСА
В каждом разучиваемом технико-тактическом действии независимо от его сложности принято выделять основной механизм и детали техники. Если основной механизм является единым для всех исполнителей, то детали техники могут существенно различаться у различных борцов. Именно по деталям техники можно отличить манеру исполнения приемов, защит, контрприемов различных борцов.
Разучить новое технико-тактическое действие — это значит сформировать новые условнорефлекторные связи в центральной нервной системе.
Физиологи считают, что процесс разучивания нового движения включает три фазы: иррадиации, концентрации и автоматизации (см. соответствующие разделы учебника по физиологии).
Соответственно этим трем фазам следует выделять три этапа в обучении одному технико-тактическому действию: этап ознакомления, этап формирования двигательного умения и этап формирования двигательного навыка. Следовательно, в процессе разучивания можно достигнуть трех качественных уровней усвоения приема:
— остановиться на уровне ознакомления (при использовании только первого этапа обучения);
— довести до уровня двигательного умения (при последовательном прохождении первого и второго этапов обучения);
— сформировать двигательный навык (при прохождении всех трех этапов обучения).
МЕТОДИКА
Процесс обучения приему проходит, как было отмечено выше, в три этапа. Внутри каждого из них процесс преподавания условно делится на шаги обучения, под которыми следует понимать такое учебное задание, которое выполнимо в одной попытке. Количество шагов в обучении зависит от цели, координационной сложности и физической трудности разучиваемого приема, а также от уровня подготовленности группы. Следовательно, продолжительность и качество обучения в целом зависят от результативности каждого шага обучения и общего количества этих шагов.
Скорость и качество обучения во многом зависят и от правильности учета особенностей каждого этапа обучения. Именно поэтому перед каждым этапом обучения ставятся свои задачи, которые наглядно представлены в табл. 5. Содержание этой таблицы свидетельствует о том, что количество и сложность задач возрастают от первого к третьему этапу обучения. Это прежде всего отражается на содержании каждого из них. Поэтому обратимся к их раздельному анализу,
Этап ознакомления
Для решения единственной задачи этого этапа — овладение основным механизмом разучиваемого технико-тактического действия— необходимо:
— исключить все добавочные раздражители, чтобы наиболее полно ограничить иррадиацию нервных процессов;
— правильно определить содержание первого шага обучения как первого раздражителя.
* В данном разделе частично использованы материалы лекций доцента В. Г. Подольского, прочитанных в ГЦОЛИФКе в 1980/81 учебном году.